Письмо слов с буквой "Ш". Сочетание "ШИ"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Письмо слов с буквой «Ш». Сочетание «ШИ»
Цель: научиться писать слова с буквой «ш» и сочетания «ши»
Задачи урока:
1. Образовательные:
- Формировать умение писать букву «ш» и сочетания «ши»; - Учить писать слоги, сочетания и слова с буквой «ш»; - Закреплять написание изученных букв
2. Развивающие:
- Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля; - Развивать орфографическую зоркость; - Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать
3. Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку; - Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения; - Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - удерживать цель деятельности до получения её результата; - планировать решение учебной задачи; - выполнять последовательность необходимых операций; - анализировать написание буквы в соответствии с эталоном; - находить общие элементы в буквах; - конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки; - находить правильно написанную букву; - анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в прописи;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому;
- интерес к способу решения и общему способу действия;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока:
1 .Организационный момент.
2.Этап подготовки к изучению нового материала.
Учитель: В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек.
Он дружок зверям и детям,
Он - живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется... ЧЕБУРАШКА.
Вернее, его сначала никак не звали, пока он жил в своем тропическом лесу. А назвали его Чебурашкой потом, когда он уехал из леса и встретился с людьми. Однажды он проснулся утром рано и отправился немного погулять. Гулял он себе, гулял...
- А как называется поездка или передвижение пешком по каким- нибудь местам, странам обычно для ознакомления или отдыха?
(Путешествие.)
И оказался Чебурашка в деревне. Деревня красивая. Кругом лес, поля и речка недалеко. Ветер дует такой теплый, и комаров нет. Зато есть почтальон Печкин.
- Кто догадался, какая это деревня? (Простоквашино.)
- Сегодня у нас не обычный урок письма, а урок путешествие. Путешествие Чебурашки по Простоквашино.
- Откройте прописи. Что вы там увидели?
(Рисунок Чебурашки.) - Представьте себе, что ручка, которой вы пишете, - это Чебурашка, который идет по деревне Простоквашино (по вашей прописи) и все, что видит, записывает. А там, где запись будет
чистой, правильной и красивой, Чебурашка может остаться навсегда.
3. Чистописание:сочетание ШИ
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Давайте мы запишем то, что видел Чебурашка. Что нужно помнить, чтобы правильно это записать?
Твердо знаем мы, что ШИ
Пишем через букву И.
Мы запишем стихотворение про петушков так: напишем слог ШИ столько раз, сколько он встретился в этом стихотворении.(6 раз.)
- А вы ничего интересного не заметили? Гласная буква И командует «читайся мягко», а здесь надо читать твердо.
А почему? (Звук [ш] всегда твердый.)
Как вы думаете, что сказал Чебурашка петушкам?
(Надо играть спокойно, всегда выслушивать друг друга и тогда спор не перерастет в ссору, а ссора - в драку. Кто не умеет слушать, тот не умеет думать.)
4. Образование пары слов и их запись. Наблюдение над изменениями слова.
1) Идет Чебурашка по улице и вдруг видит то, без чего не побежит ни одна машина. Что же увидел Чебурашка? (Шину.)
Верно, сначала он увидел одну шину. Как это записать?
(Шина – в этом слове 2 слога, первый слог – ударный, ши пишем с буквой и, потому что [ш] всегда твердый, второй слог на – безударная гласная а. В этом слове 2 слога, 4 буквы, 4 звука. Запомните букву и.)
2) А потом он увидел много шин. Как это записать?
(Шины - 2 слога, 4 буквы, 4 звука.)
- Что изменилось в этих словах?
(Вместо буквы а, появилась буква ы) - Почему? (Изменилось число шин.)
- Как называется такое изменение? (Словоизменение.)
3) Раз Чебурашка увидел шины, то, конечно же, рядом была и ... (машина).
- Как записать это слово?
(Ма/ши/на - 3 слога, 6 букв, 6 звуков.) - Прочитайте слова: машина - машины.
- Чем они похожи? Чем отличаются?
- А вот в песочнице играют маленькие дети. А как написать одним словом "маленькие дети"? (Малыши.)
Записываем. (Ма/лы/ши - 3 слога, 6 букв, 6 звуков.) - Прочитайте слова в первом столбике. Чебурашка сразу догадался, что здесь одно слово лишнее.
А вы?
(Машина - 3 слога, малыш - кто?)
5. Запись предложения с комментированием.
Конечно, Чебурашка сразу познакомился с мальчиками в песочнице. Одного мальчика звали Шура, а имя мальчика Яши показалось для Чебурашки интересным. А почему? (В слове Яша - 3 буквы, 4 звука. Буква Я в начале слова обозначает 2 звука.)
- Давайте запишем это предложение.
"Ничего себе! - подумал Чебурашка. - В таком большом предложении только одно слияние мягкое".
- А вы, ребята, догадались, где это мягкое слияние?
- Чтобы это определить, давайте, разделим слова на слоги.
(Шу/ра и Я/ша - ма/лы/ши.)
Какое слово нельзя перенести?
6. Физкультминутка.
Была тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она.
И вот уже дождик - тихонько, ты слышишь? Закапал, закапал, закапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет,
Уже барабанит! Уже барабанит!
- Кто услышал слова со слогом ШИ?
Чебурашка зажмурился крепко-крепко и посмотрел вдаль. (Упражнение для глаз.)
7. Наблюдение над написанием слога " ШИ".
Фотографирование. Работа над многозначностью слова "шишки".
1) Фотографирование.
- Кто прочитает и запомнит, что еще увидел Чебурашка?
МЫ | КУВ | Н | |||||||
ШАЛА | ПУ | НКА | |||||||
КАМЫ | ВЫ | ВКА | |||||||
КАРАНДА | ГОРО | НА |
ЛО | |
ПЫ | |
РМА | |
ШКИ | |
НЕЛЬ | |
ПОВНИК |
Вывод: Сочетание ШИ может быть и в начале, и в середине, и в конце слова. Но писать везде надо И.
2) А вот интересно, какие шишки видел Чебурашка? А какие еще бывают шишки?
- Соцветие или плод,
- бугорок, округлая поверхность,
- твердый шарик на конце предмета,
- о важном влиятельном человеке.
3) Составить предложение о шишке, которую видел Чебурашка.
8. Запись ответа на вопрос.
Когда начался дождик, конечно, все малыши разбежались, а на песочке осталось несколько игрушек.
Что Чебурашка подумал? Прочитай. (Кто дал малышам игрушки?)
А как вы думаете? Составьте ответ.
Давайте запишем ответ на этот вопрос. Сколько слов в этом предложении? Какое слово самое длинное? (Школьники дали малышам игрушки.)
В каком слове звуков меньше, чем букв? Почему? Для чего нужен мягкий знак?
Когда вы будете писать это предложение, то слово игрушки может не поместиться на строчке. Как его перенести? Пишем и комментируем.
9. Списывание с образца.
Чебурашка посмотрел ваши прописи и написал вам совет. Прочитайте.
(Пишите чисто, правильно и красиво!)
- А как вы думаете, зачем это нужно?
(Чтобы лучше понимать друг друга.)
Давайте запишем это пожелание сами, только сначала отметим те места, которые являются ошибкоопасными. (Пра-виль-но.)
10. Этап подведение итогов урока. -А кто из вас догадался, почему Чебурашка попал в деревню Простоквашино именно на уроке письма?
(Мы учились писать слова со слогом ши.)
Чебурашка помог нам запомнить важное правило письма.
11. Диктант.
А вот как вы поняли это правило, очень хочет посмотреть Чебурашка и решить окончательно - оставаться в вашей прописи или нет?
Вот и зима. Снег покрыл лес и поле. Крыши в снегу. Кругом тишина.
Проверьте. Подчеркните сочетание ши. Собираем прописи.
12. Рефлексия.
Ребята, Чебурашка всегда искал друзей. А вы хотите быть его друзьями?
- Кто старался сегодня?
- А кто думает, что Чебурашка останется у него навсегда?
(Оценка работы класса)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.
Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...
Опасные места при письме. Письмо слов и предложений. Урок русского языка для 2 класса, УМК Гармония
Открытый урок русского языка для 2 класса по УМК Гармония....
Урок по обучению письма в 1-м классе по УМК "Школа России". По теме: Письмо слов и предложений с буквами Я я.
Урок по обучению письма в 1-м классе по УМК "Школа России". По теме: Письмо слов и предложений с буквами Я я....
урок письма и развития речи для 2 класса "Письмо слов с мягкими согласными на конце"
урок письма и развития речи для 2 класса "Письмо слов с мягкими согласными на конце" Нестандартный урок в форме новогоднего путешествия....
Конспект урока письма. 1 кл. Тема: Письмо слов и предложений с изученными буквами
Конспект урока обучения письмуТема: Письмо слов и предложений с изученными буквамиЦели деятельности учителя: закрепить умения писать слова и предложения с изученными...
План-конспект урока письма в 1 классе на тему:«Письмо слов и предложений с изученными буквами.»
План-конспект урока письма в 1 классе на тему:«Письмо слов и предложений с изученными буквами.»...
Урок письма в 1 классе "Письмо слов и предложений"
Тема "Письмо слов и предложений"...