Открытый урок по русскому языку "Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема: Спряжение глаголов.
Задачи урока:
- Познакомить с алгоритмом определения спряжения глагола;
- Отработать пошаговые действия алгоритма
Оборудование: компьютер, экран телевизора, учебник, карточки инд.диф. работы, памятки.
Ход урока.
- Организация рабочего места. Слайд 1.
- Словарная работа. Слайд 2
Словарь: г…реть, ж…лать, св…ркать, р...шать. (на доске запись столбиком).
- К какой части речи относятся эти слова? Докажите!
- В какой форме находятся глаголы? Докажите!
- Изменяется ли эта форма глагола? Докажите!
- С какой формой глагола ещё знакомы? На кого указывают глаголы в личной форме?
- С помощью чего образуются личные формы?
- Какие слова могут быть подсказкой в их определении или образовании?
Слайд 3
- Образуйте личные формы от данных глаголов в форме 3-го лица, множ.числа:
Слайд 3 (проверка)
- С каким признаком глагола мы познакомились на предыдущем уроке?
- Что такое спряжение глагола?
- Сколько видов спряжения в русском языке? Как они называются? Чем они отличаются?
- Определите спряжение. Как вы его определили?
Слайд 4,5
- Работа по учебнику (урок 49,с.123)
- Рубрика «Давай подумаем» формулирует проблемный вопрос. Слайд 6
-Кто из девочек не прав? В чём ошибка?
«Давай подумаем» . В глаголах говоришь, берут, живёт, пищат личные окончания ударные, поэтому спряжение определить легко.
-А как тогда можно определить спряжение, если личные окончания безударные?
Например: стро[и]ть.
(Дети должны знать: вид глагола при образовании форм не меняется;
нач. форма – неизменяемая;
учитывается значение глагола…)
- Разобраться в этом нам поможет рубрика «Тайны языка». Слайд 6
4. Рубрика «Тайны языка» вводит правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием и алгоритм определения спряжения.
! Важно : определение спряжения должно начинаться с характеристики окончания.
Алгоритм: окончания
ударное безударное
нач.форма
Закрепительное упражнение. Упр.№2 с.125 с опорой на алгоритм.
Помнить! В данном упражнении и последующих не решается орфографическая задача,
а отрабатывается навык использования алгоритма при определении спряжения
глагола (грамматическая характеристика слова как части речи).
- Внимательно посмотрите и скажите, какие личные окончания (уд. или безуд.). Посмотр. в памятку: какой следующий шаг, если оконч. безударное (обр. в нач. фор.)
Дар[и]ть – дарить (2 спр.)- дарят;
Работа в парах по рядам. Слад 7
1 ряд: люб[и]шь, куп[и]шь, убира[и]шь
2 ряд: поздравля[и]шь, потеря[и]шь, чита[и]шь
3 ряд: слома[и]шь, крикн[и]шь, ужина[и]шь
Проверка! По рядам Слайд 8
- Что общего у этих глаголов? (они все в ф.2 лица ед. числа).
- Чем отличаются? (окончания и спряжения).
-ешь- -1 спр.
-ишь- -2 спр.
-Как проверяем безударные окончания? (по начальной форме!)
Слайд 9 . ! «Обрати внимание…»
хотеть бежать
разноспрягаемые глаголы
- Почему в русском языке не одно, а два спряжение? Чем они отличаются? (окончаниями). Но есть в русском языке 2 глагола, которые называются разноспрягаемыми. Как думаете, почему? (смешанные окончания).
У. с. 126. Укажите, в каких формах у этих глаголов окончания 1 спряжения, а в каких- 2 спряжения.
хотеть бежать
хочу хотим бегу бежим
хочешь хотите бежишь бежите
хочет хотят бежит бегут
5. Итог урока.
6. Д/з Упр.4 по алгоритму.
Предварительный просмотр:
Карточка №1
Тема: «Спряжение глаголов». Урок 49 (высокий уровень)
Определи спряжение глаголов, в безударных окончаниях которых пропущены буквы. Спиши, вставь пропущенные буквы, замени транскрипцию буквенной записью.
- В начале зимы часто так быва…т: выпад…т снег, укро…т землю; всё кругом стан…т белым, пушистым, и ветви деревьев в лесу тоже покрою[ца] снегом, отяжелеют, даже пригну[ца] к земле.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка №2
Тема: «Спряжение глаголов». Урок 49 (высокий уровень)
Определи спряжение глаголов, в безударных окончаниях которых пропущены буквы. Спиши, вставь пропущенные буквы, замени транскрипцию буквенной записью.
- А потом, обычно с вечера, вдруг потепле[и]т, небо заволокут тучи и польё[ца] дождик, да такой дружный, спорый, прямо как летом.
Карточка №3
Тема: «Спряжение глаголов». Урок 49 (высокий уровень)
Определи спряжение глаголов, в безударных окончаниях которых пропущены буквы. Спиши, вставь пропущенные буквы, замени транскрипцию буквенной записью.
- К утру солнце весь снег сгон…т, и зимы опять как не бывало. И вновь почернеют поля и леса, и в воздухе крепко запахн[и]т опавшей прелой листвой…
Тема: «Спряжение глаголов». Урок 49 (высокий уровень)
Определить спряжение глаголов, в безударных окончаниях которых пропущены буквы. Спиши, вставь пропущенные буквы, замени транскрипцию буквенной записью.
В начале зимы часто так быва…т: выпад…т снег, укро…т землю; всё кругом стан…т белым, пушистым, и ветви деревьев в лесу тоже покрою[ца] снегом, отяжелеют, даже пригну[ца] к земле. А потом, обычно с вечера, вдруг потепле[и]т, небо заволокут тучи и польё[ца] дождик, да такой дружный, спорый, прямо как летом.
К утру солнце весь снег сгон…т, и зимы опять как не бывало. И вновь почернеют поля и леса, и в воздухе крепко запахн[и]т опавшей прелой листвой…
( По Г. Скребицкому)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме "Обобщение о глаголе".4 класс
Презентация помогает обобщить на уроке все знания о глаголе,выявить пробелы в обучении по данной теме....
Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....
Открытый урок по русскому языку по теме "Глагол"
Цели: 1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи. 2. Углубить знания учащихся о данной части речи. ...
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Образование глаголов прошедшего времени от глаголов в неопределённой форме"
Конспект урока русского языка 3 класс, технология проблемного обучения...
Открытый урок по русскому языку "Глагол как часть речи".
Предлагаю вниманию коллег разработку открытого урока по русскому языку на тему "Глагол как часть речи" ( первый урок по теме)....
Открытый урок по русскому языку. Глагол как часть речи (2-ой класс 1-4)
Цель: Развивать умение правильно употреблять глаголы.Развивать умение распознавать глаголы и ставить к ним вопрос.Развивать речь, орфографическую зоркость.Воспитывать любовь к с...