Местоимение (интегративный урок: русский язык + окружающий мир)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Даннный материал. составленный к уроку русского языка, направлен на формирование интереса к изучению местоимения, как части речи. Представлены конспект и презентация к уроку, который является интегративным, поскольку лексическая тема "Космос".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 7.89 КБ |
презентация к уроку | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе для учащихся с ТНР.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: интегрированный
Тема: «Местоимение»
Лексическая тема: «Космос»
Цель: знакомство с местоимением и его ролью в речи
Задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать навыки языкового синтеза;
- развивать внимание и мыслительные процессы.
Образовательные задачи:
- актуализировать и расширять знания учащихся о местоимении, как части речи;
- формировать умение распознавать местоимения в речи (устной и письменной) и правильно употреблять их;
- развивать навык подбора местоимения, заменяющее имя существительное.
- закреплять навык разбора предложения по членам предложения;
- формировать навык подбора однокоренных слов;
- актуализировать и расширять знания учащихся о космосе.
Воспитательные задачи:
- развивать умения работать самостоятельно и в группе;
- воспитывать умения слушать и отвечать по мере надобности.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки с буквами и словами, карточки с текстами для каждой группы.
Время проведения урока: 45 минут.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Учитель здоровается с учащимися и предлагает им сесть за парты. 2. Вводная часть Учитель спрашивает о том, какую тему они изучали на прошлом уроке. А. Объявление темы урока Учитель загадывает загадку учащимся и просит её отгадать: «Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, тёмный и необычайный, В нём живут Вселенные, звёзды и кометы, Есть и обитаемые, может быть планеты». «Сегодня на уроке мы поговорим о космосе и познакомимся поближе с одной из частей речи». Б. Запись числа Учитель просит открыть тетради и записать сегодняшнюю дату. В.Минутка чистописания Учитель просит назвать первый звук в слове космос. «Какой буквой на письме обозначается звук [к]?» Учитель предлагает записать учащихся в тетради: К к ко /ко/ко, показав образец написания на экране. Затем учитель предлагает записать слово космос и подобрать к нему устно однокоренные слова. Учитель предлагает записать однокоренные слова в тетрадь.
В. Составление слова Учитель предлагает учащимся карточки с номерами. Учитель предлагает учащимся сесть в группы согласно номерам на карточках. Учитель раздаёт каждой группе карточки с буквами, учащимся необходимо составить слово. Проверка. Г. Составление предложения Каждой группе учитель предлагает карточки со словами в нужной форме, учащимся необходимо составить предложение. Как только группа составит предложение, она получает второе. После выполнения учитель предлагает прочитать получившийся текст. Учитель спрашивает о том, чем необычны эти предложения. Учитель спрашивает, чем можно заменить повторяющее слово в каждом предложении. Учитель спрашивает, к какой части речи относятся эти слова. Учитель говорит, что сегодня на уроке они вспомнят, что изучали о местоимении. Чтение правила в учебнике о местоимении. Учитель предлагает учащимся записать эти предложения каждой группе в тетрадь и подчеркнуть главные члены предложения. Д. Физкультпауза Учитель кидает учащимся мяч и называет существительное. Е. Работа с текстом Учитель раздаёт учащимся карточки с текстом. Учитель говорит, что в тексте нужно заменить, где это необходимо, слова местоимениями. Взаимопроверка. После проверки учитель оценивает работы учащихся. 4. Заключительная часть Учитель спрашивает о том, что сегодня учащиеся делали на уроке, какие выполняли задания, чему научились, что такое местоимение. Учитель раздаёт каждому учащемуся звёздочку, на которой ученикам предстоит написать то, что им понравилось на уроке. Учитель подводит итоги урока, называет те части урока, которые наиболее понравились учащимся, хвалит их за активную работу на уроке. | Учащиеся здороваются с учителем и садятся за парты. Учащиеся отвечают. Учащиеся отвечают: «Космос». Учащиеся записывают в тетради сегодняшнюю дату. «Первый звук в слове космос звук [к]». Учащиеся отвечают, что этот звук на письме обозначается буквой К к. Учащиеся записывают в тетрадь. Учащиеся выполняют задание. Учащиеся выполняют задание. Учащиеся берут карточки и переворачивают после разрешения учителя. Учащиеся рассаживаются в группы согласно указанным номерам. Учащиеся выполняют задание: 1 группа – солнце 2 группа – комета 3 группа – юпитер 4 группа – метеорит Каждая группа учащихся выходит к доске, нажимает на картинку и получает правильный ответ. (По необходимости осуществляется уточнение лексического значения слов.) Учащиеся выполняют задание: 1 группа – Вокруг Солнца вращаются планеты. Солнце является центром Солнечной системы. 2 группа – Комета ярко светит и быстро летит. Комета не живёт очень долго. 3 группа – Учёные называют Юпитер бушующей планетой. Учёные вычислили, что Юпитер больше Земли в 1000 раз. 4 группа – Самый большой метеорит был найден в Китае. Метеорит весил 12 кг 600 г. Каждая группа читает свой текст, если есть ошибки в предложениях, то остальные учащиеся внимательно слушают и стараются их найти. Проверка выполнения по слайдам презентации. Учащиеся говорят, что одно слово встречается в обоих предложениях. Учащиеся отвечают: 1 группа: солнце – оно 2 группа: комета – она 3 группа: учёные – они 4 группа: метеорит - он Учащиеся отвечают, что они относятся к местоимению. Учащиеся выполняют задание и наблюдают за тем, каким членом предложения является местоимение. Учащиеся называют местоимение, которым можно заменить это существительное и возвращают мяч обратно. Учащиеся выполняют задание (см. приложение № 1) Группы обмениваются тетрадями и проводят проверку. Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся записывают на звёздах то, что им понравилось. Затем по просьбе учителя учащиеся прикрепляют звёзды к интерактивной доске. | Слайд № 2, 3 Слайд № 4,5,6 Слайды № 7-11 Слайды № 7, 12-15 Слайды № 12-15 Слайд № 16 |
Приложение № 1
Человек в космосе.
Люди разных стран давно мечтали проникнуть в космос. С этой целью люди создали искусственные крылья, ракету, аэроплан, самолёт и, наконец, космический корабль. Космический корабль помог совершить гражданину СССР, Юрию Алексеевичу Гагарину, первый полёт в космос. На корабле «Восток» Юрий Алексеевич Гагарин совершил один виток вокруг Земли. Через иллюминатор Гагарин увидел, что Земля круглая. Гагарин смог увидеть не только звёзды, но и Солнце. Солнце ярко светило первому космонавту Земли.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, тёмный и необычайный, В нём живут Вселенные, звёзды и кометы, Есть и обитаемые, может быть планеты».
КОСМОС
Конец
СОЛНЦЕ
ЮПИТЕР
МЕТЕОРИТ
КОМЕТА
Вокруг Солнца вращаются планеты. Солнце является центром Солнечной системы. Оно
Комета ярко светит и быстро летит. Комета не живёт очень долго. Она
Учёные называют Юпитер бушующей планетой. Учёные вычислили, что Юпитер больше Земли в 1000 раз. Они
Самый большой метеорит был найден в Китае. Метеорит весил 12 кг 600 г. Он
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытые уроки русского языка, окружающего мира, внеклассное мероприятие ко Дню Знаний.
Представлен урок русского языка в 3 классе по теме «Как найти основу в слове». На уроке дети учатся работать по составленной инструкции. Используется деятельностный подход в обучении, классный час во ...
Интегрированный урок(русский язык+окружающий мир),3класс
Тема урока:Правописание парных согласных. Охрана животных. Данный урок способствует хорошему усвоению материала, расширяет кругозор детей, воспитывает бережное отношение к природе....
Интегрированный урок русский язык + окружающий мир 3 класс
Интегрированный урок русский язык + окружающий мир 3 класс...
Технологическая карта интегрированного урока РУССКИЙ ЯЗЫК - ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (ЭКОЛОГИЯ) "Занимательные затеи для юных грамотеев"
Данный материал будет полезен тем, кто использует интеграцию, информационные технологии, технологию деятельностного метода в образовании (проводит уроки в соответствии с ФГОС). Урок проводится , как у...
Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) на тему " Животные – часть природы. Однородные члены предложения"
Организация совместной деятельности учащихся с целью уточнения и расширения представлений о животном мире Земли и повторения изученного об однородных членах предложения....
Интегрированный урок "Русский язык", "Окружающий мир" по теме "Имя существительное как часть речи"
Интегрированный урок "Русский язык" "Окружающий мир" "Имя существительное как часть речи", 4 класс Бунеев Р.Н....