Интегрированный урок "Русский язык", "Окружающий мир" по теме "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Интегрированный урок "Русский язык" "Окружающий мир" "Имя существительное как часть речи", 4 класс Бунеев Р.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ziyatdinova_l.m._integrirovannyy_urok.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок «Русский язык», «Окружающий мир»
4 класс Бунеев Р.Н. Бунеева О.В.
Тема урока: «Имя существительное как часть речи»
Цели:
- ознакомление с обобщённым лексическим значением имени существительного;
- формирование понятия «имя существительное»;
- развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?», «что?»;
- развитие вербального мышления;
- уточнение и пополнение словаря учащихся по теме «Природа и человек»;
- воспитание бережного отношения к природе
Оборудование: слайды о природе, звуки природы (аудио).
Ход урока
В некотором царстве, которое называется «Русский язык» есть город морфология. В этом городе в большом районе живёт очень важный житель. А как он называется, вы узнаете из телеграммы, в которой буквы зашифрованы (на доске):
10 14 33 19 21 27 6 19 20 3 10 20 6 13 30 15 16 6
Попробуйте расшифровать (у каждого алфавит). Это имя существительное.
- Что это такое? А какие предметы обозначает имя существительное? Вопросы.
-Во время занятия мы будем продолжать учиться смотреть на мир глазами души, а для этого я приглашаю вас на лесную поляну, где будет проходить наш урок.
Дети просматривают слайды, зарисовки о природе. Звучит фонограмма звуков природы.
- Назовите и запишите имена существительные, которые мы используем для описания природы. Дети называют слова и записывают в тетради.
На доске учитель записывает их в графе «Природа»: цветы, солнце, деревья, животные, горы …
- Докажите, что это имена существительные, какие орфографические задачи вы решали при записи этих слов? (Учащиеся называют и доказывают признаки имени существительного, написания орфограммы).
- Перечислите и запишите прекрасные явления, которые существуют в мире природы.
- На уроках внеклассного чтения, когда речь шла о «словах, творящих праздник», мы говорили о словах, обозначающих прекрасные явления природы: восход, закат, рассвет, гроза …
- Представьте картину по стихотворению «Утро» Никитина:
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка.
От зари алый свет разливается. (картинки)
- Как понять: «Ни свет, ни заря», «От зари до зари»
- Какие явления природы изображены на этих картинках? (гроза, снегопад, закат, восход, рассвет…)
Учащиеся показывают и записывают явления природы. Учитель записывает на доске предлагаемые существительные.
- Определите и запишите рядом с каждым словом грамматические признаки. Грамматические признаки какого слова отличают его от других? Учащиеся исключают «лишнее слово» (определяют род, склонение).
- Перечислите и запишите существительные, которые относятся к миру людей. Учащиеся называют слова, а учитель записывает некоторые из них на доске: человек, поступок, мысль, душа, доброта, скромность…
- Можно ли эти слова использовать при описании природы? Что отличает человека от других живых объектов природы?
Учащиеся:
- только человек может мыслить;
- только человек совершает поступки, связанные с этими мыслями;
- только у человека есть душа, а у животных инстинкты;
- доброта, скромность есть только у человека.
- Решите орфографические задачи, определите склонение существительных.
Физкультминутка
Имя существительное очень удивительное. На вопросы «кто?» и «что?» отвечать оно должно.
- Если слово отвечает на вопрос «кто?» - поднимаем руки вверх, если отвечает на вопрос «что?» - руки вперёд. Если встречаются другие части речи, то надо приседать.
(луг, небо, солнце, человек, заяц, лисица, хитрая, закат, облако, плывут, голубые, спешат, ветер, медведь, багаж, летает, снегирь, порхает).
На доске: искусство, творчество, прогресс, наука, образование.
- К какой части речи они относятся? Что обозначают? В какую группу слов (природа или человек) мы их запишем? Почему? Докажите.
Вывод: «Только человек может мыслить, создавать, творить».
Проблемная ситуация
- Прочитайте и запишите следующую группу слов: рождение, любовь, красота, верность, жизнь.
- Определить группу, решить орфографические задачи. Доказать правильность своего ответа.
Учащиеся делают вывод: «Эти слова относятся как к миру природы, так и к миру человека». Доказывают: «Человек – это часть природы, значит, человек и природа взаимосвязаны».
- По каким признакам мы можем классифицировать существительные, с которыми мы работали на уроке? Почему? Сделайте вывод, обобщите.
Дети:
- Все эти слова – имена существительные, потому что обозначают предмет;
- Имена существительные обозначают не только предмет, но и явления, события, абстрактные понятия – об этом мы узнали на уроке.
На доске: восход, рассвет, утро, цветок, снегопад.
Найдите слова, соответствующие схемам:
- Антонимы: утро, рассвет.
- Образовать прилагательные от существительных: цветок и глагол.
- К какому миру слов они относятся?
- Составьте и запишите предложения по его началу.
«Природа плачет, когда…»
Примерные ответы детей:
1)когда человек загрязняет водоёмы;
2)когда человек убивает животных;
3)когда человек уничтожает леса.
- Как это можно записать одним предложением? Учащиеся: «Природа плачет, когда человек нарушает гармонию в природе».
Учащиеся называют варианты предложений, доказывают, приходят к общему выводу. Учитель делает обобщение, записывает новые предложения.
- Составьте и запишите ещё одно предложение по его началу: «Природа радуется, когда…».
Примерные ответы детей:
- когда человек высаживает новые деревья;
- когда человек создаёт заповедники;
- когда человек слышит и понимает язык природы.
«Природа радуется, когда человек её любит» (картинки)
Плакат с напечатанным текстом:
Не то, что мните вы, природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.Тютчев
Итог урока (аудио-звуки природы).
Делаем вывод об отношении к природе.
Домашнее задание: Написать, что в природе тебя радует больше всего.
Основная задача интеграции (установление межпредметных связей) заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путём более глубокого проникновения в объективные существующие закономерные связи природы и общества.
Интегрированные уроки повышают интерес, способствуют совершенствованию учебного процесса, обеспечивают развитие и воспитание личности школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме "Имя существительное , как часть речи"
Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное, как часть речи" в 3 классе по УМК "Школа 2100" . Авторы учебника "Русский язык" Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В....
Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс
Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс "Школа России" ФГОС...
Проверочная работа по русскому языку по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс
Задания на проверку знаний по теме...
Урок русского языка 3 класс Имя существительное – как часть речи.
МКОУ Тойдинская СОШ Урок русского языка3 классИмя существительное – как часть речи. Учитель начальных классов: Гусейнова Е.А. 2018 ...
Технологическая карта по русскому языку на тему " Имя существительное как часть речи" 3 класс
Уметь находить слова разных частей речи ,выявлять постоянные и непостоянные признаки существительных....
Урок русского языка 2 класс. Имя существительное как часть речи
Имя существительное как часть речи....
Презентация по русскому языку 4 класс "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
В презентации используется материал для подведения к теме урока, слайды-эталоны для проверки выполненных заданий....