Исследовательский проект "Секреты наречия"
творческая работа учащихся по русскому языку (4 класс) на тему
Данный проект выполняли ученики 4 класса. Все ребята были разделены на группы. Каждая группа занималась определенным поиском материала: значение и образование наречий, история слов, грамматическая сказка, говорите правильно, кроссворды, фразеологизмы, пословицы с наречиями, проба пера (творчество детей).Ученики обращались к различным источникам литературы, сети интернета и к преподавателям русского языка. Из собранного материала была созданна презентация и папка раскладушка. Особое внимание уделяю развитию творческих способностей детей. В данном проекте ребята создавали небольшие произвдения по теме: "Наречие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.pptx | 1.63 МБ |
issledovatelskiy_proekt.docx | 22.07 КБ |
knizhka-raskladushka.doc | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели проекта: 1.Выявить секреты наречия – уточнить способы образования наречий; проанализировать, от каких частей речи можно образовать наречия; пронаблюдать за наречием в речи. 2.Вырабатывать умение работать в группе; развивать память, внимание, любознательность, интерес к русскому языку. 3.Основать конечный продукт проекта: книжка-раскладушка по наречию «Секреты наречия».
Мы в библиотеке.
Наречия-синонимы Наречия-антонимы ГОСТЕПРИИМНО – РАДУШНО ГРОМКО – ОГЛУШИТЕЛЬНО ДВАЖДЫ – ДВУКРАТНО ДЕЛИКАТНО – ТАКТИЧНО БЛИЗКО – ДАЛЕКО ВЕСЕЛО – ГРУСТНО ВПЕРЁД – НАЗАД ПОЗДНО – РАНО
Наречие - часть речи: 1.Снизу – низ (существительное.) 2.Во-вторых – второй (числительное.) 3.Вдогонку – догонять (глагол.) 4.Тяжело – тяжёлый (прилагательное).
Беседа с учителем русского языка.
Мы обратились к сети «Интернет».
Пословицы. 1. Окончил дело – гуляй смело. 2.Сперва аз да буки, а потом науки. 3.Тише едешь – дальше будешь. 4.Рыбак рыбака видит издалека. 5.Око видит далеко, а мысль еще дальше.
Замените подходящими по смыслу наречиями: 1.Идти черепашьим шагом. 2.Кот наплакал. 3.Как по маслу. 4.Встать чуть свет. 5.Рукой подать. 6.Яблоку негде упасть . Рано. Много. Близко. Медленно. Отлично. Мало.
Из истории слов. Шиворот – навыворот . Авось. Навзничь.
« Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». М.Горький
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность по теме "Наречие".
Учитель: Сегодня мы завершающим работу над информационным проектом. Давайте напомним, с чего мы начинали. В нашем учебнике есть тема «Наречие». Имя существительное, имя прилагательное, глагол мы изучаем с 1-го класса, а наречие изучаем с 4 класса. Неужели мы всё узнали? И тогда я вас попросила задать вопросы, которые оказались нераскрытыми.
Учитель:– Один из вопросов вы сочли самым главным или проблемным
– Но мы этот вопрос перефразировали.
Дети: Секреты наречия
– Итак, цель нашего проекта раскрыть секреты наречия!
I Проектная деятельность детей:
а) 1-я группа (5 человек)
– Представляю 1 группу, которая раскрывала тайну происхождения наречия, уточняла сведения о наречии и составляла словарь наречий-синонимов.
1-й ученик: Исследуя наречия мы обращались к разным источникам литературы, которые находили в нашей библиотеке. Нам охотно оказывала помощь Валентина Ивановна . мы узнали, что слово «наречие» – очень старое. Оно встречается в древнерусском языке. Если послушать, то услышим речь. А речью назывался и глагол. «Причём здесь глагол?», – спросите вы. Связь между глаголом и наречием проявляется в том, что наречия поясняют глаголы. Отсюда становится понятным, почему древние римляне назвали эту часть речи «приглаголием». И если прилагательное придаёт существительному чёткость, выразительность, то наречие «живописует» глагол Конечно, наречие может пояснять и прилагательное: очень хороший голос, чрезвычайно интересная книга.
2-й ученик: В ходе работы мы узнали много наречий, которые близки и противоположны по смыслу. Это интересно и мы собрали наречия синонимы и наречия-антонимы(читают 2-3 примера) Это делает речь красивой.
Наречия-синонимы | Наречия-антонимы |
ГОСТЕПРИИМНО – РАДУШНО | БЛИЗКО – ДАЛЕКО |
Учитель:– Давайте познакомимся с работой 2-ой группы учеников.
1-й ученик: Наша группа исследовала происхождение наречий. Послушайте о проделках этой части речи. Наречия легко образуются из других слов. И это не случайно. Ведь наречия появились в русском языке позже других частей речи.
Имена прилагательные, имена существительные, глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
2-й ученик: Проще оказалось прилагательные превратить в наречия: хороший – хорошо, лёгкий – легко. Потом наречия добрались до существительных. Тут работы оказалось побольше! Верх – сверху, наверх, вверх, кверху.
Очень понравилось это наречиям. Добрались наречия и до числительных! Из числительного двое – получились наречия вдвоём, надвое. И глагол научились превращать.
3-й ученик: Рады наречия. А другие части речи не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные, прилагательные, числительные. А то ещё некоторые наречия любят писаться по-своему, через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться!
3-я группа
Учитель: Следующая группа ребят исследовала способы образования наречия. Давайте их выслушаем.
1-й ученик: Мы беседовали с учителем русского языка Ириной Петровной Аристовой. Она нам помогла раскрывать секреты образования наречий. Мы узнали о некоторых способах образования наречий: суффиксальный способ образования наречий, приставочно-суффиксальный способ образования, приставочный способ образования.
2 ученик: Нас заинтересовал вопрос: «Можно ли обойтись без наречий? Давайте попробуем ответить .
( стихи детей) выступление.
Вывод: Наречия нужны, необходимы в нашей речи. Они как будто заполняют пробелы в тексте. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой. Это как буквы: есть буквы - есть слова , есть наречия - есть хороший конкретный текст.
Учитель:– Представляю 4 группу, которая обратилась к источникам интернета. Ребята нашли пословицы и поговорки , в которых использованы наречия.
1 ученик:
2ученик:
Замените подходящими по смыслу наречиями:
Идти черепашьим шагом. Медленно
Кот наплакал. Мало
Как по маслу. Отлично
Встать чуть свет. Рано
Рукой подать. Близко
Яблоку негде упасть. Много
3Ученик:
Шиворот – навыворот. Нам с вами сегодня эти слова кажутся совсем безобидными. Что они означают? Ничего особенного: "совсем наоборот”, "наизнанку” - и только. А ведь было время, когда они связывались с довольно чувствительным и позорным наказанием. "Шиворотом” в Московской Руси именовался расшитый боярский воротник, один из знаков достоинства вельможи. Во дни Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу и опале боярина нередко сажали на тощую клячу спиной вперёд, надев на него одежду тоже наизнанку, шиворот – навыворот, то есть наоборот. В таком виде опального возили по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.
Мы сейчас тоже употребляем эти слова в связи с одеждой, в смысле "задом наперёд”, но значение их стало куда шире. Шиворот – навыворот можно рассказать какой-нибудь рассказ да и вообще сделать не так, как принято.
Авось. Раньше было русское слово авоська – плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось. В словарях в этом значении отмечается с 50-х годов 20 столетия.
Навзничь обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу наречии. Ничком, т.е. лицом к земле, лицом вниз. Оба слова образованы от глагола никнуть – склоняться вниз. Приставка вз- в слове навзничь близка по значению к наречию вверх.
Ребята, вы собрали замечательный материал о наречии. В результате мы создали папку раскладушку «Секреты наречия». Она состоит из нескольких разделов: значение и образование наречий, история слов, грамматическая сказка, говорите правильно, кроссворды, фразеологизмы, пословицы с наречиями, проба пера (творчество детей).
Итог урока. Рефлексия.
– Что лично для вас значит этот проект?
– Какие полезные навыки вы приобрели в результате работы над проектом?
– Как изменились ваши знания о наречии?
Употреблять в речи наречия-синонимы, наречия-антонимы, фразеологизмы
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"...
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи». УМК «Школа России»
Ц е л и: отработать навык определения наречий в речи; активизировать знания о члене предложения – обстоятельстве....
Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"
Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов...
Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"
Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий. Буквы О, А в суффиксах наречий."...