Урок русского языка по теме: "Имя существительное"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

3 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шатохина Ирина Ивановна учитель начальных классов МОУ «СОШ № 4» г. Валуйки Белгородской области

3 класс   УМК «Школа России»  

Русский язык  

В. П. Канакина  В.Г. Горецкий Русский язык,  учебник  для  общеобразовательных учреждений,  3 класс начальной школы  в 2 частях  Москва  «Просвещение», 2012

Тема: Имя существительное

Цель: формирование умения распознавать одушевленные неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные.                           Задачи: формировать умение различать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные  имена существительные; развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость; воспитывать любовь к родному краю, к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать существительные среди слов других частей речи; различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные употреблять их в речи; доказывать, отстаивать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Тип урока: урок – путешествие, закрепление.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки со словами, карточки с названиями частей речи, презентация,  компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент

                 Вот и прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

                 Я желаю вам старанья, пониманья и желанья

                 Много нового узнать, чтобы грамотно писать.

II. Актуализация знаний  

- Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправимся в путешествие по родному городу.

- Как называется наш город? В какой области он находится?

- На въезде в город стоит табличка с названием города (слайд 1), и нам с вами

надо открыть табличку с темой сегодняшнего урока. Для этого поработаем в парах и группами. Каждой паре даются слова, надо определить к какой части речи они относится (Город, Валуйки; река Оскол; школа, лети; лес, природа. Красивая, быстрая; тихий, молчаливый, яркое, красное, родной, дорогой. Живёт, растёт; бежит,  журчит; читает, рассказывает.)

Дети подходят к словам с названиями частей речи,  в группах обсуждают и объясняют свой выбор.

 III. Самоопределение к деятельности 

 - Прочитайте слова (слайд 2) Осень, листва, лес, дерево, осенний.

 - Какое слово лишнее? Почему?

 - К какой части речи относятся остальные слова?

 - Приведите примеры имён существительных.

 - Сформулируйте тему урока. Вот мы и открыли табличку с темой нашего урока. (На доске) 

Шатохина Ирина Ивановна учитель начальных классов МОУ «СОШ № 4» г. Валуйки Белгородской области

- Что вы знаете об имени существительном?

 - Посмотрите на слова, с которыми работали,  как вы думаете, куда в нашем городе мы отправимся?  (В лес) 

- Что растёт в лесу? (Деревья)

-  Посмотрите на дерево предсказаний, оно нам поможет узнать,  какими  видами деятельности мы будем заниматься сегодня на уроке. В этом вам поможет учебник стр. 55.  (Чистописанием, работать со словарными словами,  работать с учебником, работать парами, работать в группах, анализировать, рассуждать, доказывать, проверять, контролировать)  

(слайд 3, на дереве появляются виды деятельности)

- Итак,  мы в лесах нашего города.  Посмотрите картинку и послушайте текст. (слайд 4)

В жизни человека велика роль леса. Лес называют «зелёным золотом», «лёгкими страны» надёжным помощником в борьбе за урожай.  

Белгородская  область небогата лесами. На большей части территории леса чередуются с просторами степей. Учитывая небольшую лесистость нашего края, каждый человек обязан бережно охранять «зелёного друга». Ведь уничтожить дерево можно за минуту. На выращивание его надо затратить много лет.

Наиболее крупные лесные массивы находятся в Валуйском районе. В большинстве своём это дубовые леса и сосновые боры, которые растут главным образом на песчаных почвах.

- Как вы понимаете выражения: «зелёным золотом», «лёгкими страны» «зелёного друга»

- Почему надо охранять лес?

- Что может случиться если уничтожить леса?

 IV.  Чистописание

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Посмотрите на доску, прочитайте предложение

В жизни человека велика роль леса. - Откуда это предложение? Каким оно было по счёту в тексте?

- Красиво спишите это предложение, подчеркните одушевлённое имя существительное?

- Какое слово подчеркнули? Почему? Какие ещё существительные бывают? (неодушевлённые) Найдите их в предложении.

- На какой вопрос отвечают неодушевлённые существительные?

V. Работа по теме урока.

 1. Работа со словом из словаря.

- Какое сейчас время года? (осень)  Какой месяц? (октябрь) (слайд 5)               - Давайте отправимся в поле и посмотрим, какие работы ведутся там в это время года. (Убирают свёклу, подсолнечник, пашут землю на зиму ) (слайд 6)

- Отгадайте загадку

Шатохина Ирина Ивановна учитель начальных классов МОУ «СОШ № 4» г. Валуйки Белгородской области

Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит.

Что это? (трактор)    (слайд 7)

Для чего нужен трактор в поле?

- Найдите слово трактор в орфографическом словаре учебника. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение со словом трактор. Запишите. Проверьте и запомните написание этого слова.

2. Работа по учебнику (упр.95 с. 55)

- Прочитайте текст. Как его можно озаглавить? Где ещё, кроме поля работает трактор?  Выполните письменное задание к упражнению.  Прочитайте предложение. (А управляет трактором тракторист.) Назовите одушевлённое имя существительное. На какой вопрос оно отвечает? Назовите неодушевлённое имя существительное. На какой вопрос оно отвечает?

3. Краеведческая  работа

- Мы продолжаем своё путешествие и делаем остановку на берегу  реки Валуй.  

- Посмотрите на эту речку, хоть она и небольшая, но очень красивая.

(слайд 8).  - А теперь закройте глаза послушайте, как шумит вода в реке,  перекатываясь с камешка на камешек.

Чтение учителем текста Река Валуй под звуки воды.

    Узкой извилистой лентой бежит по земле реченька. Забавное у неё название – Валуй. Течёт она по песчаной равнине, покрытой мелким лесом, местами прерываемой меловыми холмами.

           Правый берег речки возвышенный, местами обрывистый и крутой. На этом высоком берегу раскинулся дремучий лес. Пройдешь, десяток шагов, и кроны великанов дубов сомкнутся над головой так, что солнечные лучи проскальзывают по земле лишь редкими тонкими струйками.

             Левый берег  на всем течении реки — низменный. Речное дно иловатое, местами песчаное или глинистое.

- Открывайте глаза,  проведём физкультминутку.

VI. Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз ,два ,три , четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один плыли, как дельфин.

Посмотреть мы все успели.

И на место тихо сели.

Шатохина Ирина Ивановна учитель начальных классов МОУ «СОШ № 4» г. Валуйки Белгородской области

VII. Работа по теме урока

- О чём говорится в тексте, который вы слушали перед физкультминуткой?

- У вас на столе карточки с этим текстом.

- Прочитайте задание к тексту. Выполните его (Прочитать первый абзац, списать его, подчеркнуть слово, которое в середине предложения пишется с большой буквы.) Посмотрите, друг другу в тетради, обсудите, какое слово подчеркнули и почему?

- Почему это слово пишется с большой буквы? (Это собственное имя)  

- Подберите к слову Валуй нарицательное имя существительное. (река)

- Почему слово река пишется с маленькой буквы, а слово Валуй с большой?

VIII. Закрепление  материала

   1. Работа с учебником (Упр. 95 с. 55)

    Прочитайте задание, будем выполнять его в парах: один диктует и пишет имена нарицательные, второй собственные, потом наоборот.

- Прочитайте получившиеся сочетания слов. Какие слова пишутся с большой буквы. Приведите свои  примеры.

2. Работа по развитию речи (Упр. 96 с.56 )

- Прочитайте задание. Чтобы его  выполнить, что надо знать? (Что такое синонимы) Что  же это такое?

    Самостоятельная работа.  Взаимопроверка.

- Какое правило вспомнили, чтобы правильно вставить буквы в словах?

IX. Рефлексия

- Наше путешествие подходит концу. Мы опять вернулись в стены нашей школы (слайд 9) Где побывали мы сегодня на уроке? Как надо относиться к природе? Почему?

- А теперь давайте вспомним всё, что мы делали сегодня на уроке, обобщим знания, которые мы получили и создадим мини – проект.

Работа в группах. Каждой группе даются слова, надо выбрать из них, те которые относятся к имени существительному.

1 группа – (обозначает признак предмета, обозначает предмет, обозначает действие предмета)

2 группа – (какой?  какое? кто? что делает? что?)

3 группа – (одушевлённые, нарицательные, неодушевлённые)

4 группа – (нарицательные, неодушевлённые, собственные)

Под именем существительным вывешиваются таблицы со словами.

- Повторим, что мы знаем о существительном? На следующих уроках, мы дополним эту таблицу новыми сведениями.

X. Самооценка работы на уроке

- Вспомните, какими видами деятельности мы занимались на уроке, оцените,  что у вас получилось очень хорошо, а над чем надо ещё поработать. (10 слайд)

Дети выражают свою самооценку при помощи игры «Море волнуется раз…»

После слов игры дети жестами показывают своё отношение к работе на уроке.

Шатохина Ирина Ивановна учитель начальных классов МОУ «СОШ № 4» г. Валуйки Белгородской области

Руки вперёд, большой палец вверх – всё понял,

Руки развести в стороны – понятно, но надо подучить.

Руками взялись за голову, покачали головой – ничего не понятно.

XI. Домашнее задание с.56 упр. 97

      

Список использованной литературы:

1. Галимская К. Природа нашей области.  Центрально – Черноземное издательство. Воронеж  - 1977

2. О.И. Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школо России»). Москва «Вако» - 2013  

3. В. П. Канакина Г. С. Горецкий Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ. Москва «Просвещение» - 2013

4. Косьминов Я. Кладовая чудес. Центрально – Черноземное издательство. Воронеж  - 1977

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя существительное".

Урок русского языка во 2 классе по программе Л.В.Занкова с применением здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного. На уроке ведется работа с интерактивной доской....

технологическая карта урока русского языка по теме "имя существительное"

Урок фиксации и систематизации знаний по теме "Имя существительное". На этом уроке учащиеся зафиксировали и систематизировали уже имеющиеся знания по данной теме, т.к.знакомство с именем существительн...

План-конспект урока русского языка по теме "Имя существительное , как часть речи"

Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное, как часть речи" в 3 классе по УМК "Школа 2100" . Авторы учебника "Русский язык" Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В....

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс "Школа России" ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Имя существительное". Цельурока: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Урок русского языка проходит в виде работы над проектом, в ходе которого составляется паспорт "Имени существительного" . В  конце урока ученики получают информационный продукт проэкта И...