Мастер класс по русскому языку
материал по русскому языку на тему

Клочан Елена Николаевна

 

МАСТЕР- КЛАСС

 

 

 

 

Развитие орфографической зоркости у обучающихся через использование активных методов и приемов обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Учитель Нижнепенской  СОШ

 

                                                               Наджафова Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление:

Здравствуйте!!!

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня нет учителя и учеников. Мы с вами – коллеги и мастера! А чтобы наша работа была интересной и продуктивной, давайте познакомимся с условиями нашей мастерской

(на слайде 3):

  • участвуй.
  • будь открыт и активен;
  • высказывай свою точку зрения в диалоге;
  •  учись, делись опытом, твори, выдумывай, пробуй;
  • будь готов к совместному творчеству;
  •    создай настроение  радости и поддержки.

Вы готовы принять данные условия? Как вы думаете, у нас получится

Итак, все готовы к сотрудничеству

1. Наименование опыта. Развитие орфографической зоркости у обучающихся через использование активных методов и приемов обучения

2. Ведущая педагогическая идея. Моя ведущая  педагогическая идея заключается в создании практического материала, прошедшего апробацию в моей деятельности при работе над  развитием орфографической зоркости у обучающихся  через использование активных методов и приемов обучения.

4. Условия возникновения опыта. «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…

Учителей начальных классов, и меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: (Я даю возможность высказаться группам) Да, действительно наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? (ответы участников) Очевидно, в неумении видеть нужную орфограмму.

Считаю, в современной школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Этому бы я хотела, и посвятить сегодняшнее занятие. Что же такое орфографическая зоркость (Слайд 4)

Для развития орфографической зоркости использую приемы:

1)Письмо  проговариванием (слайд 5)

Р..ка, тра..ка, со..нце, р..са, цв..ты,к..са,г..ра.

 2) Списывание (Слайд 7,8)

Алгоритм списывания  

1. Внимательно прочитай предложение.

2. Повтори его, не заглядывая в текст.

3. Подчеркни в предложении все орфограммы ("опасные места").

4. Прочитай предложение орфографически.

5. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

 

  3) комментированное письмо (Слайд 9)

- Какую букву следует выбрать из скобок, чтобы правильно написать слово?

Ры(б,п) ка мелка, да уха сла(т,д) ка, некраси (ф,в) лицом, да хоро(ш,ж) умом.

Лу (к,г) с морко(ф,в)кой хоть и с одной гря (д,т) ки.

4. Письмо под диктовку(слайд 10)

В лесу под сосной нора. В этой норе живет лиса с лисятами. Лиса хитра.

  • Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите.
  • Выделите орфограммы.
  1. Письмо по памяти (слайд 11,12)

Прочитай пословицу:

 Весна красна цветами, а осень снопами.

-Определим, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение по  памяти.

 6) Игры «Найди лишнее слово» (слайд 13)

 

Словарная работа

Участники показывают карточку с пропущенной буквой

  • Г..род,д..ревня,з..вод,М..сква,Р..ссия, ру..кий.ул..ца,..зык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Становление   и  развитие  орфографической  зоркости  может  происходить  легко  и  эффективно,  если  оно  будет  осуществляться  доступными  для  ребёнка  данного  возраста  средствами.  Таким  средством  стали  рифмованные  упражнения.  В  зависимости  от  роли,  которую  выполняют  рифмованные  упражнения,  их  можно  разделить  на  четыре  группы.

1. «Рифмовки - запоминалки»  служат  для  запоминания  правописания  тех  или  иных  сочетаний,  например,  сочетание  жи - ши 

             Чижи,  ужи,  ежи,  стрижи,

         жирафы,  мыши,  и  моржи,

         машины,  шины,  камыши -

         запомни  слоги  жи  и  ши

2. «Рифмовки – тренажёры»  используются  для  чтения  и  письма  орфографически  насыщенного  материала.

     Тема  «Большая  буква  в  именах  собственных».  Я  записываю  рифмовку  на  доске  с  пропусками  некоторых  кличек,  дети  подбирают  нужные  клички  животных  самостоятельно  или  из  «Слов  для  справок».

                 Кошка  Маринка,

            котёнок ….,

                 щенок  Дружок,

            цыплёнок….,

            корова  Бурёнка,

            коза ….,

            поросёнок  Хрюша,

            и  бычок ….

Слова  для  справок:  Пушок,  Тишка,  Найдёнка,  Гаврюша.

3.  Рифмовки – контролёры»  служат  средством  контроля  и  самоконтроля.  Тема  «Сочетания  ча-ща».  На  доске  написаны  рифмовки.

           Чаща,  чяйка,  каланча       

             чящя,  ча                   чя

             роща,  чаща  и  свечя

            щя   чящя            ча

                  пищя,  чайник,  чяшки,  чай -

            ща    чя           ча          чя

                 как  напишешь?  Отвечай!

         Чя

Дети  записывают  в  тетрадях  правильные  варианты,  при  выполнении  индивидуального  задания  на  доске  ученик  зачёркивает   неправильное  сочетание.

      Чайка,  каланчя

       Чя                 ча

 

4.  «Рифмовки – орфографические  пятиминутки»   развивают  орфографическую  зоркость.  Читаются  рифмовки  с  заданием:  найти  как  можно  больше  орфограмм.

                   Булочка,  чашка,  чайник,  чаек,

                 

                   кошка  Пушинка,  конёк  Воронок,

                   девочка  Ира  и  мальчик  Илья.

                   Сколько  здесь  правил  нашли  вы,  друзья?

 

             

- Подчеркнуть все буквы на изученные правила.

Например:   Одуванчик золотой

                     Постарел и стал седой.

                     А как только поседел,

                     Вместе с ветром улетел.

 

Ветерок спросил пролетая:

«Отчего ты, рожь, золотая

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon perezentatsiya_master_klass_elena.ppt170 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА Наджафова Елена Николаевна УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Слайд 2

МАСТЕР – КЛАСС «Развитие орфографической зоркости через использование активных методов и приемов обучения»

Слайд 3

« Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением»

Слайд 4

Цель: формирование основы по развитию орфографической зоркости у обучающихся, воспитание устойчивого навыка правописания

Слайд 5

Задачи : • создание условий для преодоления различных трудностей в обучении и выявлении скрытых возможностей каждого обучающегося; обеспечение устойчивого навыка правописания у обучающихся; изучение приёмов формирования орфографической зоркости у обучающихся и применение их на уроках русского языка.

Слайд 6

Результат повышение активности детей положительная мотивация при преодолении трудностей дети более уверенно пользуются понятиями и доказывают правильность своего выбора фиксирование орфограмм в письменных работах

Слайд 7

Вывод: разнообразные приемы и методы как средство развития орфографической зоркости, при определённых условиях не тормозят, не останавливают, а увеличивают эффект формирования данного умения.

Слайд 8

Приемы обучения 1.Письмо с проговариванием 2.Списывание 3.Комментированное письмо 4.Письмо под диктовку 5.Письмо по памяти 6 . Зрительно-слуховые диктанты 7.Игра

Слайд 9

Условия работы участвуй; будь открыт и активен; высказывай свою точку зрения в диалоге; учись, делись опытом, твори, выдумывай, пробуй; будь готов к совместному творчеству; создай настроение радости и поддержки.

Слайд 10

Письмо с проговариванием Река, травка, солнце, роса, цветы, гора.

Слайд 11

Списывание Выпиши сначала однокоренные слова, затем синонимы, затем антонимы. Летчик-пилот, весна-осень, жара-холод, доктор-врач, медведь-медведица, ветер-ветерок, мир-ссора, метель-вьюга.

Слайд 12

Комментированное письмо Какую букву следует выбрать из скобок, чтобы правильно написать слово? Ры(б,п) ка мелка, да уха сла(т,д) ка. Некраси (ф,в) лицом, да хоро(ш,ж) умом. Лу (к,г) с морко(ф,в)кой хоть и с одной гря (д,т) ки, да неодинаково сла(д,т)ки.

Слайд 13

Найди ошибку Зима влису. Побилели паля и луга. Льдом покрылась рика. Ана уснула, как в скаске. На диревьях лижат сниговые шубы. Пушыстые варежки на ветках сосен. Маладые елочьки укрылись мягким снижком. Наснигу кругом узоры птичьих слидов.

Слайд 14

Письмо по памяти Весна красна цветами, а осень снопами .

Слайд 16

Письмо по памяти Проверь себя: Весна красна цветами, а осень снопами .

Слайд 17

Игра «Найди лишнее слово » тетрадь, деревня, суббота, Москва, огород, карандаш, черный, сорока

Слайд 18

Рефлексия 1. Сегодня я узнала… 2. Было интересно… 3.Теперь я могу… 4. Было трудно…

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Русский язык. Актуализация знаний.

Как провести повторение изученного материала?Проведите в классе Аукцион!Ученики должны вспомнить все, что связано со словом. Тот, кто скажет последнюю фразу - победитель!...

календарно-тематическое планирование порусскому языку 1 класс

календарно-тематическое планирование порусскому языку 1 класс...

Конспект урока порусскому языку по теме"Значение наречий"

В конспекте урока дан материал на нахождение наречий в предложениях ,определение значений наречий....

Мастер-класс. Русский язык в 3 классе с презентацией.

На семинаре учителей начальных классов провела урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова". Материал был подобран для работы с учителями. В презентации использовала фот...

Подготовка второклассников к олимпиаде порусскому языку.

ПРезентация позволяет наглядно продемонстрировать выполнение олимпиадных заданий. Можно работать и с классом , и сгруппой учащихся....

КВН порусскому языку для 3 классов

КВН проведённый в 3 классе на" неделе русского языка"...