Мастер класс по русскому языку
материал по русскому языку на тему
МАСТЕР- КЛАСС
Развитие орфографической зоркости у обучающихся через использование активных методов и приемов обучения
Учитель Нижнепенской СОШ
Наджафова Елена Николаевна
Вступление:
Здравствуйте!!!
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня нет учителя и учеников. Мы с вами – коллеги и мастера! А чтобы наша работа была интересной и продуктивной, давайте познакомимся с условиями нашей мастерской
(на слайде 3):
- участвуй.
- будь открыт и активен;
- высказывай свою точку зрения в диалоге;
- учись, делись опытом, твори, выдумывай, пробуй;
- будь готов к совместному творчеству;
- создай настроение радости и поддержки.
Вы готовы принять данные условия? Как вы думаете, у нас получится
Итак, все готовы к сотрудничеству
1. Наименование опыта. Развитие орфографической зоркости у обучающихся через использование активных методов и приемов обучения
2. Ведущая педагогическая идея. Моя ведущая педагогическая идея заключается в создании практического материала, прошедшего апробацию в моей деятельности при работе над развитием орфографической зоркости у обучающихся через использование активных методов и приемов обучения.
4. Условия возникновения опыта. «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…
Учителей начальных классов, и меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: (Я даю возможность высказаться группам) Да, действительно наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? (ответы участников) Очевидно, в неумении видеть нужную орфограмму.
Считаю, в современной школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Этому бы я хотела, и посвятить сегодняшнее занятие. Что же такое орфографическая зоркость (Слайд 4)
Для развития орфографической зоркости использую приемы:
1)Письмо проговариванием (слайд 5)
Р..ка, тра..ка, со..нце, р..са, цв..ты,к..са,г..ра.
2) Списывание (Слайд 7,8)
Алгоритм списывания
1. Внимательно прочитай предложение.
2. Повтори его, не заглядывая в текст.
3. Подчеркни в предложении все орфограммы ("опасные места").
4. Прочитай предложение орфографически.
5. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
3) комментированное письмо (Слайд 9)
- Какую букву следует выбрать из скобок, чтобы правильно написать слово?
Ры(б,п) ка мелка, да уха сла(т,д) ка, некраси (ф,в) лицом, да хоро(ш,ж) умом.
Лу (к,г) с морко(ф,в)кой хоть и с одной гря (д,т) ки.
4. Письмо под диктовку(слайд 10)
В лесу под сосной нора. В этой норе живет лиса с лисятами. Лиса хитра.
- Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите.
- Выделите орфограммы.
- Письмо по памяти (слайд 11,12)
Прочитай пословицу:
Весна красна цветами, а осень снопами.
-Определим, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение по памяти.
6) Игры «Найди лишнее слово» (слайд 13)
Словарная работа
Участники показывают карточку с пропущенной буквой
- Г..род,д..ревня,з..вод,М..сква,Р..ссия, ру..кий.ул..ца,..зык.
Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. Таким средством стали рифмованные упражнения. В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на четыре группы.
1. «Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание жи - ши
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши, и моржи,
машины, шины, камыши -
запомни слоги жи и ши
2. «Рифмовки – тренажёры» используются для чтения и письма орфографически насыщенного материала.
Тема «Большая буква в именах собственных». Я записываю рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок».
Кошка Маринка,
котёнок ….,
щенок Дружок,
цыплёнок….,
корова Бурёнка,
коза ….,
поросёнок Хрюша,
и бычок ….
Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.
3. Рифмовки – контролёры» служат средством контроля и самоконтроля. Тема «Сочетания ча-ща». На доске написаны рифмовки.
Чаща, чяйка, каланча
чящя, ча чя
роща, чаща и свечя
щя чящя ча
пищя, чайник, чяшки, чай -
ща чя ча чя
как напишешь? Отвечай!
Чя
Дети записывают в тетрадях правильные варианты, при выполнении индивидуального задания на доске ученик зачёркивает неправильное сочетание.
Чайка, каланчя
Чя ча
4. «Рифмовки – орфографические пятиминутки» развивают орфографическую зоркость. Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм.
Булочка, чашка, чайник, чаек,
кошка Пушинка, конёк Воронок,
девочка Ира и мальчик Илья.
Сколько здесь правил нашли вы, друзья?
- Подчеркнуть все буквы на изученные правила.
Например: Одуванчик золотой Постарел и стал седой. А как только поседел, Вместе с ветром улетел.
| Ветерок спросил пролетая: «Отчего ты, рожь, золотая?» А в ответ колоски шелестят: «Золотые руки растят».
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perezentatsiya_master_klass_elena.ppt | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МАСТЕР – КЛАСС «Развитие орфографической зоркости через использование активных методов и приемов обучения»
« Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением»
Цель: формирование основы по развитию орфографической зоркости у обучающихся, воспитание устойчивого навыка правописания
Задачи : • создание условий для преодоления различных трудностей в обучении и выявлении скрытых возможностей каждого обучающегося; обеспечение устойчивого навыка правописания у обучающихся; изучение приёмов формирования орфографической зоркости у обучающихся и применение их на уроках русского языка.
Результат повышение активности детей положительная мотивация при преодолении трудностей дети более уверенно пользуются понятиями и доказывают правильность своего выбора фиксирование орфограмм в письменных работах
Вывод: разнообразные приемы и методы как средство развития орфографической зоркости, при определённых условиях не тормозят, не останавливают, а увеличивают эффект формирования данного умения.
Приемы обучения 1.Письмо с проговариванием 2.Списывание 3.Комментированное письмо 4.Письмо под диктовку 5.Письмо по памяти 6 . Зрительно-слуховые диктанты 7.Игра
Условия работы участвуй; будь открыт и активен; высказывай свою точку зрения в диалоге; учись, делись опытом, твори, выдумывай, пробуй; будь готов к совместному творчеству; создай настроение радости и поддержки.
Письмо с проговариванием Река, травка, солнце, роса, цветы, гора.
Списывание Выпиши сначала однокоренные слова, затем синонимы, затем антонимы. Летчик-пилот, весна-осень, жара-холод, доктор-врач, медведь-медведица, ветер-ветерок, мир-ссора, метель-вьюга.
Комментированное письмо Какую букву следует выбрать из скобок, чтобы правильно написать слово? Ры(б,п) ка мелка, да уха сла(т,д) ка. Некраси (ф,в) лицом, да хоро(ш,ж) умом. Лу (к,г) с морко(ф,в)кой хоть и с одной гря (д,т) ки, да неодинаково сла(д,т)ки.
Найди ошибку Зима влису. Побилели паля и луга. Льдом покрылась рика. Ана уснула, как в скаске. На диревьях лижат сниговые шубы. Пушыстые варежки на ветках сосен. Маладые елочьки укрылись мягким снижком. Наснигу кругом узоры птичьих слидов.
Письмо по памяти Весна красна цветами, а осень снопами .
Письмо по памяти Проверь себя: Весна красна цветами, а осень снопами .
Игра «Найди лишнее слово » тетрадь, деревня, суббота, Москва, огород, карандаш, черный, сорока
Рефлексия 1. Сегодня я узнала… 2. Было интересно… 3.Теперь я могу… 4. Было трудно…
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. Русский язык. Актуализация знаний.
Как провести повторение изученного материала?Проведите в классе Аукцион!Ученики должны вспомнить все, что связано со словом. Тот, кто скажет последнюю фразу - победитель!...
календарно-тематическое планирование порусскому языку 1 класс
календарно-тематическое планирование порусскому языку 1 класс...
Конспект урока порусскому языку по теме"Значение наречий"
В конспекте урока дан материал на нахождение наречий в предложениях ,определение значений наречий....
Мастер-класс. Русский язык в 3 классе с презентацией.
На семинаре учителей начальных классов провела урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова". Материал был подобран для работы с учителями. В презентации использовала фот...
Подготовка второклассников к олимпиаде порусскому языку.
ПРезентация позволяет наглядно продемонстрировать выполнение олимпиадных заданий. Можно работать и с классом , и сгруппой учащихся....
КВН порусскому языку для 3 классов
КВН проведённый в 3 классе на" неделе русского языка"...