Русский язык УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №7
Утверждаю
Директор МБОУ Наро-Фоминской
средней общеобразовательной школы №7
_____________О.А.Миронова
31 августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 2-го класса
(уровень программы – базовый)
Составитель: Логинова Наталья Андреевна,
учитель начальных классов.
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 2 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования ( Приказ МОиН №363 от 06.10.2009).;
- Сборник рабочих программ системы учебников «Перспектива» 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2011 г.
- регионального Базисного учебного плана Московской области на 2013-2014 учебный год;
- с учётом целей и задач Программы развития школы.
- с учетом Методических рекомендаций по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. – АСОУ, 2012.
Настоящая рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- 1.Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2011 год.
- 2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2011 год.
- 3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку. М., «Просвещение», 2013 год.
- 4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку. М., «Просвещение», 2013 год.
Цели обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
1) коммуникативного;
2) познавательного;
3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
● осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
● развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
● знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
● формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
● развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
● организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
● усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
● развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
● поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
● осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
● освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
● осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
● рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
● формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
● поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
● пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
● формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
● развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке»(последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
● знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
● творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:
● сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
● развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
● формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
● формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
● приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому
языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса —анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях(сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
В число основных содержательных линий Программы входят:
● основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
● орфография и пунктуация;
● развитие речи.
Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой(классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтаксиса.
Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.
Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т. е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т. д.).
В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов.
Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.
В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные),по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их. Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.
Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.
Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.
Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
Место предмета в базисном учебном плане
- В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Планируемые результаты обучения по курсу «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина)
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) по годам обучения, представленные в разделе Приложение, разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу. Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями учащихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательного учреждения. Личностные результаты Обучающийся научится: ·понимать значимость речи для процесса общения; ·испытывать чувство гордости за родной язык; ·осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка; · уважительно относиться к языку и его традициям; · осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения; · применятьнавыки культурного поведения при общении.
Обучающийся получит возможность: · развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.); · испытывать потребность в общении; ·осмыслить значение общения; · понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи; ·осознавать необходимость писать грамотно; · сформировать интерес к изучению истории русского языка; · понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека; · стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры; · развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря; · проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён); · научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи; · создавать собственные словесные произведения по образцу; · понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений; · осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры; · добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля) и негативное отношение к лени; · усвоить уважительное отношение семейным ценностям; · осмыслить необходимость в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации; · сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях; · научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям; · научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран; · расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми; · сформировать интерес и любовь к живой природе; · сформировать гуманное отношение к домашним животным; · соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе; · оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала; · понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).
Метапредметные результаты Обучающийся научится: · использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; · работать с моделями слова, звуковыми схемами; · пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц; · контролировать свою речь в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться: · находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.); · сравнивать языковые единицы по разным критериям; · развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы); · развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи; · классифицировать языковые единицы по различным критериям; · работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм); · понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности; · сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы; · работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу; · развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов и по рисунку, при изменении слов—названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. п.); · развивать внимание (например: нахождение «третьего лишнего», работа с картинками, нахождение ещё не изученных орфограмм и т.п.); · понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении; · понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; · понимать обучающую задачу дидактических игр; · принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей; · применять полученные знания для решения практических задач.
Предметные результаты Развитие речи. Речевое общение Обучающийся научится: · ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества); · различать устные и письменные формы общения; · составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму; · составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи; · понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка; · понимать необходимость осознания значения слова и его написания; · называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст); · писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.
Обучающийся получит возможность научиться: · поддерживать диалог с собеседником при помощи репликам и вопросамов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению; · понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации; · составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»; · составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление); · иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).
Главный помощник в общении — родной язык Фонетика, графика, орфография Обучающийся научится: · понимать преимущества звукобуквенного письма; · осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита; · понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов; · систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами; · находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове; · передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы); · разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков; · правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове; · находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов); · понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой; · понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных, проверяемых и непроверяемых ударением; · верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами; · переносить слова по слогам в соответствии с правилами; · правилам употребления прописной буквы; · правильно писать слова с удвоенными согласными; · правильно писать слова с непроизносимыми согласными; · уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков; · употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.
Обучающийся получит возможность научиться: · различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии; · понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова); · особенностям орфографического и орфоэпического словарей, понимать их назначение; · иметь представление о единообразном написании слова.
Лексика Обучающийся научится: · формировать ценностное отношение к слову; · расширять свой лексический запас словами разных тематических групп; · иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение; · составлять двусторонние модели слов; · формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова; · понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.
Обучающийся получит возможность: · научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать; · научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае; · углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова; · углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности); · научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения; · расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи; · понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.
Состав слова (морфемика) Обучающийся научится: · называть части слова; · выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней; · разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; · выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово; · различать предлоги и приставки; · находить суффикс в слове, определять значение, которое придает слову суффикс, и его роль в образовании новых слов; · правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания); · объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться: · формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение; · понимать принцип единообразного написания морфем; · составлять слова с предложенными морфемами.
Морфология Обучающийся научится: · определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; · понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.
Обучающийся получит возможность: · научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи; · получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.
Имя существительное Обучающийся научится: · находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности; · определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными; · осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы; · определять число имён существительных.
Обучающийся получит возможность научиться: · верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).
Глагол Обучающийся научится: · находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия; · определять число глаголов.
Обучающийся получит возможность научиться: · ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени; · на практическом уровне изменять глаголы по временам.
Имя прилагательное Обучающийся научится: · находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу; · определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе; · классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.
Обучающийся получит возможность научиться: · редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными; · образовывать имена прилагательные от других частей речи.
Синтаксис Предложение Обучающийся научится: · выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме; · определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.
Обучающийся получит возможность научиться: · определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову; · составлять предложения разных типов.
Текст Обучающийся научится: · озаглавливать текст; · определять тему и главную мысль текста;
Обучающийся получит возможность научиться: · практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение; · составлять план текста на основе памяток, образцов; · составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо). Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В процессе освоения предметного содержания русского языка, обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
|
Содержание курса
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости- мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Изучается во всех разделах курса.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов). Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение).
^ Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Изменение существительных по числам.
^ Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам.
^ Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Изменение глаголов по временам.
Предлог. Его роль в речи. Правописание предлогов со словами.
Синтаксис. Различение предложения, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Различение главных и второстепенных членов предложения.
Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
● сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
● сочетания чк—чн, чт, щн;
● перенос слов;
● заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
● проверяемые безударные гласные в корне слова;
● парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
● непроизносимые согласные;
● непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
● разделительные ъ и ь
● раздельное написание предлогов с другими словами;
● знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
№ | Название раздела | Количество часов |
Мир общения | 21ч | |
Звуки и буквы. Слог. Ударение. | 65ч | |
Слово и его значение | 20ч | |
Состав слова | 15ч | |
Части речи | 32ч | |
Предложение. Текст | 14ч | |
7 | Повторение изученного за год. | 4ч |
Всего: | 170 ч (из них 22ч. - развитие речи) |
График контрольных работ
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту | ||
Контрольный диктант по материалу повторения за курс 1 класс | |||||
Контрольная работа по разделу «Мир общения» | |||||
Распределительный диктант по теме «Твердые и мягкие согласные» | |||||
Контрольный диктант по теме «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн». | |||||
Изложение по теме «Безударные гласные». | |||||
Контрольная работа по теме «Безударные гласные». | |||||
Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение». | |||||
Контрольная работа по разделу «Слово и его значение». | |||||
Контрольная работа по разделу «Состав слова» | |||||
Диктант по теме: «Имя существительное». | |||||
Изложение по теме «Правописание предлогов со словами». | |||||
Диктант по теме: «Глагол». | |||||
Сочинение-миниатюра «Весеннее утро». | |||||
Контрольная работа по разделу «Части речи» | |||||
Итоговая контрольная работа (диктант) | |||||
Календарно-тематическое планирование | |||||
Номер урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
Мир общения ( 21 час) | |||||
Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. Способы и результат общения. | Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения. Анализировать, сопоставлять способы общения. Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывания в устной и письменной форме. Расширить представление о функциях общения, средствах общения, развивать творческие способности при составлении «рисуночного письма», составление текста-доказательства преимущества звукобуквенного письма. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению. Составлять диалоги на заданные темы. | 02.09.13 | |||
Мир общения. Собеседники. Язык-самое удобное и основное средство общения. | 03.09.13 | ||||
Собеседники. Совершенствование процесса восприятия речи. | 04.09.13 | ||||
Собеседники. Выразительная речь. | 05.09.13 | ||||
Слово, предложение и текст в речевом общении | Выделять предложения из сплошного текста, составлять предложения на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять тему текста, подбирать заглавие. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли и каждой смысловой части ( с помощью учителя). Практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3-5 предложений на заданную тему. Писать изложения текста в 40-55 слов (с использованием вопросов). Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст, определять их роль в речи, сравнивать, различать, объединять в группы. Давать определения основным языковым единицам. Составляют текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечают на вопросы. | 06.09.13 | |||
Различия функции слова и предложения. | 09.09.13 | ||||
Типы предложений по цели высказывания . | 10.09.13 | ||||
Типы предложений по цели по интонации. | 11.09.13 | ||||
Типы предложений по цели высказывания и по интонации. | 12.09.13 | ||||
Основные свойства текста. | 13.09.13 | ||||
Основные свойства текста. | 16.09.13 | ||||
Выделение общих признаков текста. | 17.09.13 | ||||
Озаглавливание текста. | 18.09.13 | ||||
Типы текстов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. | 19.09.13 | ||||
Слово, предложение и текст в речевом общении. Обобщение материала. | 20.09.13 | ||||
Слово, предложение и текст в речевом общении. Обобщение материала. | 23.09.13 | ||||
Главный помощник в общении – родной язык | Показывают знания алфавита. Объединяют в группы языковые единицы. Приходят к пониманию того, что для использования языка в речи, нужно его хорошо знать. Называют основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст. Определяют их роль в речи. | 24.09.13 | |||
Главный помощник в общении – родной язык | 25.09.13 | ||||
Контрольная работа по теме «Мир общения» | Письменно работают с текстом: 1) разделить текст на предложения; 2) вставить пропущенные буквы, выбрав нужную из скобок; 3) записать текст в исправленном варианте. | 26.09.13 | |||
Работа над ошибками. | Понимают причину допущенных ошибок, усваивают правила написания трудных, для конкретного ученика, слов. | 27.09.13 | |||
Обобщение знаний по теме «Мир общения» | Знают, какой должна быть речь, называют главное средство общения людей. Умеют правильно писать безударные гласные в корне слова, парные согласные. | 30.09.13 | |||
Звуки и буквы. Слог. Ударение. (65 часов) | |||||
Гласные и согласные звуки. Классификация. | Рассказывают гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно-образной схеме Звукограда. Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные). Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела, и рисунков.Писать изложения текста в 40-55 слов (с использованием вопросов). | 01.10.13 | |||
Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. | 02.10.13 | ||||
Ударные и безударные гласные. | 03.10.13 | ||||
Алфавит. Название букв в алфавите. | 04.10.13 | ||||
Роль гласных и согласных звуков в речи. | 07.10.13 | ||||
Передача звуков речи на письме. Возможные расхождения произношения и написания. | 08.10.13 | ||||
Понятие орфограммы. | 09.10.13 | ||||
Звук й и буква й. Сравнение звуков и и й. | Различают гласный звук [и] и согласный звук [й’]. Умеют подбирать родственные слова. Делить на части для переноса слова с буквой й. | 10.10.13 | |||
Звук й и буква й. Перенос слова с буквой й в середине слова. | 11.10.13 | ||||
Звук э и буква э. | Работа над произношением согласных звуков перед звуком [э]. Составление рассказа по вопросам и опорным словам. Уметь пользоваться орфографическим словарем для выяснения написания слов с буквой э. | 14.10.13 | |||
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. | Систематизировать знания о парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуках. Обозначать мягкость на письме с помощью ь и букв е,ё,ю,и,я. Развивать навык работы с моделями слов, звуковыми схемами. Формировать навыки орфоэпически верного произношения слов. Правильно употреблять в речи слова-паронимы одеть-надеть. Развивать логическое мышление и внимание при распределительных диктантах разной степени сложности. | 15.10.13 | |||
Парные и непарные по мягкости-твердости согласные звуки. | 16.10.13 | ||||
Парные и непарные по мягкости-твердости согласные звуки. | 17.10.13 | ||||
Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью ь и букв е,ё,и,ю,я. | 18.10.13 | ||||
Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью ь и букв е,ё,и,ю,я. | 21.10.13 | ||||
Позиции, в которых е,ё,и,ю,я обозначают два звука. | 22.10.13 | ||||
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. Распределительный диктант. | 23.10.13 | ||||
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн . | Решение проблемной ситуации. Повторение сведений о шипящих согласных, работа с моделями слов. Чтение и анализ сообщений пр. Самоварова, анализ диалогов Ани и Вани. Письмо по памяти. Орфографические минутки. Работа с пословицами. Участие в дидактических играх:«Составь: слова, словосочетания, предложения», «Помощник учителя», «Кто быстрее?», «Самый внимательный». Письмо по памяти; работа с правилом; работа с рассказом М.Пришвина Писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными. | 24.10.13 | |||
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн . | 25.10.13 | ||||
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн . | 05.11.13 | ||||
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн . | 06.11.13 | ||||
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн . | 07.11.13 | ||||
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн . | 08.11.13 | ||||
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн . | 11.11.13 | ||||
Контрольный диктант по теме «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн». | - проверить степень усвоения учащимися орфограмм с шипящими согласными. | 12.11.13 | |||
Определение количества слогов в слове. | Повторение правил переноса слов. Отработка навыка деления слова на слоги. Участие в дидактических играх: «Помоги Ктототаму», «Следопыт», «Помоги Ане и Ване», игра «Волшебные превращения слов», «Угадай - ка», «Кто быстрее и грамотнее?», «Кто прав?», «Кто больше?» | 13.11.13 | |||
Слог. Перенос слов . | 14.11.13 | ||||
Ударение. Роль ударения в слове. | Работа с фантастическими словами; орфографические минутки; анализ роли ударения в словах: чтение стихотворения-загадки; работа в паре: поиск слов-омографов. Сопоставление слов с верным и неверным ударением. | 15.11.13 | |||
Ударение. Способы определения ударного слога в слове. | 18.11.13 | ||||
Ударение. Слова-омографы. | 19.11.13 | ||||
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. | Анализ моделей слов. Подбор проверочных слов к словам без пропуска букв. Работа с текстом «Лев» по заданиям учебника; кроссворд; задание «Пишу и объясняю». Выработать навык проверки слов с двумя безударными гласными. Подбор проверочных слов с помощью подбора слов-родственников или изменения формы слова. Активизировать навыки работы с орфографическим словарем. Закрепление навыка списывания текста. | 20.11.13 | |||
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. | 21.11.13 | ||||
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. | 22.11.13 | ||||
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. | 25.11.13 | ||||
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. | 26.11.13 | ||||
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Изложение. | 27.11.13 | ||||
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. | 28.11.13 | ||||
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. | 29.11.13 | ||||
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. | 02.12.12 | ||||
Контрольная работа по теме «Безударные гласные». | Правильно пишут слова с непроверяемым написанием. Умеют подбирать проверочные родственные слова. | 03.12.12 | |||
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. | Знают отличие звонких согласных от глухих согласных звуков. Определяют, по какому принципу Аня и Ваня разделили звуки на две группы. Объясняют, чем звонкие звуки отличаются от глухих. Читают сообщение Самоварова и совет Совёнка (стр.107). Находят звонкие и глухие согласные в сильной позиции (перед гласными) и в слабой позиции (в конце слова). Наблюдают за произношением и написанием парных согласных в конце слова. Читают сообщение Самоварова . Подбирают разные способы проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой. Правильно пишут слова с непроверяемым написанием парных по звонкости-глухости согласных. Сравнивают звучание и написание слов. Умеют работать с предложенным алгоритмом. Выполняют самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания; исправляют ошибки в учебном тексте. | 04.12.12 | |||
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. | 05.12.12 | ||||
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. | 06.12.12 | ||||
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Подбор проверочных слов. | 09.12.12 | ||||
Звонкие и глухие парные согласные в конце слова | 10.12.12 | ||||
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. | 11.12.12 | ||||
Звонкие и глухие парные согласные в середине слова. | 12.12.12 | ||||
Звонкие и глухие парные согласные в середине слова. | 13.12.13 | ||||
Непарные по звонкости-глухости согласные. Разные способы подбора проверочных слов. | 16.12.13 | ||||
Слова с удвоенными согласными. Удвоенные согласные как орфограмма. | Вспоминают слова, в которых не совпадает количество звуков и букв. Знакомятся ещё с одним видом таких слов – слова с удвоенными согласными. Находят слова с изучаемой орфограммой в предложениях. Читают слова, прислушиваются к их звучанию, высказывают предположения о делении слов для переноса. Составляют и записывают предложение со словом суббота. Работают в паре: делят слова с удвоенными согласными для переноса. Делятся на три команды и играют в игру «Найди свои слова» Знакомятся с написанием слов сумма, троллейбус, группа, составляют и записывают предложения. Списывают текст, делают взаимопроверку. Составляют рассказ по рисунку, записывают слова с удвоенными согласными из рассказа. | 17.12.13 | |||
Слова с удвоенными согласными. Правила переноса. | 18.12.13 | ||||
Контрольная работа по русскому языку за I полугодие. | 19.12.13 | ||||
Правописание слов с удвоенными согласными. | 20.12.13 | ||||
Непроизносимые согласные. | Сравнивают написание слов грустный – грустить, сравнивают звуковые модели слов, делают вывод о единообразном написании слов. Знакомятся с новым термином – непроизносимые согласные. Находят непроизносимые согласные в словах. Делают вывод о подборе проверочных слов, сверяют свои предложения с сообщением Самоварова. Делают вывод о появлении слов с непроизносимыми согласными. Подбирают проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными. Читают сообщение Самоварова . Рассматривают варианты переноса слов с непроизносимыми согласными. Умеют проверять изученные орфограммы. Играют в игры «Образуй словечко», «Выбери своё слово». Работают с текстом «Прощание с осенью», ищут в тексте слова-ответы на вопросы, записывают в тетрадь, подбирают и записывают проверочные слова. | 23.12.13 | |||
Непроизносимые согласные. Причины появления. | 24.12.13 | ||||
Правописание слов с непроизносимой согласной. | 25.12.13 | ||||
Разделительный мягкий знак ь. | Выясняют функции мягкого знака в словах полёт и польёт: сравнивают звуковые составы слов. Читают пословицы и ищут в них слова с разделительным Ь. Читают текст, озаглавливают его, подчёркивают слова с разделительным мягким знаком. Распределяют слова на две группы в зависимости от функции мягкого знака ,определяют функции мягкого знака в пословицах. Различают на слух слова с твёрдым и мягким разделительными знаками. Вступают в диалог, определяют функции объявлений. Знакомятся с текстом нового жанра – объявлением. Работают в паре: определяют тему и составляют объявление. Заслушивают и оценивают работу своих одноклассников. Пишут словарный диктант с комментированием. | 26.12.13 | |||
Две функции мягкого знака в словах. | 27.12.13 | ||||
Разделительный мягкий знак ь. | 09.01.14 | ||||
Разделительный мягкий знак ь. | 10.10.14 | ||||
Разделительный мягкий знак ь. | 13.01.14 | ||||
Разделительный твердый знак ъ. | 14.01.14 | ||||
Разделительный твердый знак ъ. Написание объявления. | 15.01.14 | ||||
Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение». | Выполняют контрольную работу из раздела «Проверь себя»: устно отвечают на вопросы . Пишут диктант «Ветер». | 16.01.14 | |||
Работа над ошибками. | Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе. Выполняют задания на отработку написания букв безударных гласных звуков, парных согласных, буквосочетаний с шипящими согласными, с непроизносимыми согласными, на отработку навыка употребления разделительного мягкого знака. | 17.01.14 | |||
Часть II Слово и его значение ( 20 часов) | |||||
Что рассказало слово. Слово-двухсторонняя единица языка. | Вступают в диалог: обсуждают, сколько хороших пословиц придумали люди о силе слова. Рассуждают, должен ли человек стремиться узнать как можно больше слов. Читают сообщение Самоварова, высказывание С.Маршака. Принимают участие в игре «Кто больше?» .Рассматривают рисунки и описывают с помощью слов, что на них изображено. Подобранные слова и словосочетания записывают по тематическим группам. Устно работают со словами тематической группы «родство». Рассматривают карандаши - разные по длине, толщине, цвету – называют их одним словом, определяют, чем похожи эти предметы. Читают сообщение Самоварова (стр.8), анализируют модели слов. Ищут особенности, которые присущи множеству предметов с общим названием «стол» (упр.6). Читают толкование слова в словаре. | 20.01.14 | |||
Понятийное (обобща- ющее) значение слова | 21.01.14 | ||||
Что рассказало слово. Этимология слова. | 22.01.14 | ||||
Что рассказало слово. | 23.01.14 | ||||
Имена собственные и нарицательные | Читают и сравнивают слова, объясняют написание заглавной буквы, подчёркивают слова с общим значением для каждой группы слов. Знакомятся с новыми терминами – имена собственные, имена нарицательные. Составляют имена собственные по ребусам, определяют лишнее слово . Повторяют правило написания имён собственных. Слушают информацию о значении имён собственных в древности. Аргументируют выбор имени собственного или нарицательного в предложении | 24.01.14 | |||
Имена собственные и нарицательные | 27.01.14 | ||||
Имена собственные и нарицательные | 28.01.14 | ||||
Слова с несколькими значениями | Отвечают на вопрос: «Может ли одно и тоже слово называть два разных предмета?» Затем рассматривают рисунки ,составляют и записывают словосочетания со словом кисть. Делают вывод о многозначности слова. Рассуждают, почему называют рожь золотой? О каком человеке можно сказать, что у него золотое сердце? Приводят свои примеры употребления слова золотой. Составляют предложения с данным словом в прямом и переносном смысле. Наблюдают за многозначными словами. Определяют, что общего есть в предметах, названных одними и теми же словами. | 29.01.14 | |||
Слова с несколькими значениями | 30.01.14 | ||||
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) | Слушают рассказ и определяют, почему не смогли договориться мама с сыном. Анализируют слова-омонимы ,делают вывод о сходстве звуковой и графической формы слов при разнице значений. Читают сообщение Самоварова и знакомятся с новым термином – омонимы. Слушают отрывок из стихотворения А.Шибаева, находят омонимы и определяют их значение. Работают с рисунками и наглядно видят разницу в значении слов-омонимов (презентация) | 31.01.14 | |||
Слова, близкие по значению (синонимы) | Слушают сказку «Почему поругались кот и пёс», предлагают свои варианты окончания сказки, делают вывод о близких по значению словах и отмечают оттенки значений слов-синонимов (при затруднении пользуются словарём синонимов и толковым словарём). Играют в игру «Кто больше?». Подбирают синонимы к словам здравствуйте, до свидания. Рассуждают, какие слова можно употребить в разговоре с другом, с директором школы, с незнакомым человеком. Делают выводы. | 03.02.14 | |||
Слова, близкие по значению (синонимы) | 04.02.14 | ||||
Слова, близкие по значению (синонимы) | 05.02.14 | ||||
Слова, противоположные по значению (антонимы) | Принимают участие в игре «Разговор спорщиков». Формулируют тему урока. Находят слова с противоположным значением в пословицах. Читают сообщение Самоварова и знакомятся с новым термином . Работают со словарными статьями из «Словаря синонимов и антонимов» М.Р.Львова. Читают текст, определяют его настроение. Заменяют выделенные слова антонимами, читают получившийся текст. Делают вывод о получении описания совсем другого дня. Изменённый текст озаглавливают и записывают. | 06.02.14 | |||
Слова, противоположные по значению (антонимы) | 07.02.14 | ||||
Устойчивые сочетания слов | Наблюдают за особенностями значения фразеологического оборота. Читают сообщение Самоварова о фразеологизмах. Определяют значение фразеологизма «за словом в карман не лезет». На материале упражнения определяют, понимают ли значение фразеологизмов. Читают сообщение Совёнка .Участвуют в игре «Когда так можно сказать?» | 10.02.14 | |||
Тематические группы слов. | Работают с рисунками : делят на тематические группы, приводят примеры каждой группы. Читают сообщение Самоварова . Распределяют слова по заданным тематическим группам. Подбирают к группам слов слова с обобщающим значением. | 11.02.14 | |||
Тематические группы слов. | 12.02.14 | ||||
Контрольная работа по разделу «Слово и его значение». | Самостоятельно выполняют задания по вариантам. Выбирают правильные варианты ответов на вопросы; записывают предложения без ошибок; определяют, к какой группе слов относится каждая пара слов; вспоминают, как устроено слово; соединяют фразеологические обороты и их значения. | 13.02.14 | |||
Работа над ошибками. | 14.02.14 | ||||
Состав слова ( 16часов) | |||||
Как собрать и разобрать слово | Анализируют слова : выделяют общую часть по написанию, определяют их сходство по значению. Знакомятся с новым термином, рассуждают о роли корня для растений, проводят аналогии со словами. Сопоставляют произношение и написание корней в родственных словах. Выделяют корень в родственных словах (упр.54). Читают вопрос Совёнка (стр.44) и определяют в словах ещё какие-нибудь общие части, кроме корня (упр.55, упр.56). Делают вывод о единообразном написании одной и той же морфемы в разных словах. Знакомятся с новыми терминами, | 17.02.14 | |||
Как собрать и разобрать слово | 18.02.14 | ||||
Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова | Находят однокоренные слова, выделяют корень. Наблюдают за словами с омоничными корнями. Делают вывод о различном написании слов с омоничными корнями. На примере слов вода и водитель доказывают, что не всегда одинаковая часть в написании является признаком однокоренных слов. Самостоятельно вписывают в предложения однокоренные слова. Помогают Ане выбрать проверочные слова к словам т_нуть и в_дяной. Приходят к выводу, что проверочное слово с проверяемым должно быть связано по смыслу. Наблюдают, как произносятся и пишутся родственные слова, из всех слов выбирают слово, которое указывает на правильное написание всех остальных родственных слов. Подбирают проверочные однокоренные слова. | 19.02.14 | |||
Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова | 20.02.14 | ||||
Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова | 21.02.14 | ||||
Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова | 24.02.14 | ||||
Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова | 25.02.14 | ||||
Приставка | Знакомятся с этимологией слова приставка. Образовывают однокоренные слова с данными приставками и определяют значение приставок . Начинают работу над «Копилкой приставок». От данных слов образуют новые слова, используя приставки. Работают в паре: составляют по карте города диалог с использованием слов речевого этикета. | 26.02.14 | |||
Приставка | 27.02.14 | ||||
Приставка | 28.02.14 | ||||
Суффикс | Выделяют в слове суффикс. Учатся составлять слова, соединяя разные части слов, делают вывод. Составляют слова с предложенными суффиксами. Работают в паре: заменяют выделенные слова на однокоренные, в которых есть указанный суффикс, наблюдают за ролью слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в тексте. | 03.03.14 | |||
Суффикс | 04.03.14 | ||||
Окончание | Правильно употребляют окончание, объясняют его роль для связи слов в предложения или словосочетания. | 05.03.14 | |||
Проверочная работа. | Выполняют задания рубрики «Проверь себя». | 06.03.14 | |||
Контрольная работа по разделу «Состав слова» | Пишут контрольный диктант. Выполняют грамматические задания: а) разбирают по составу слова листики, цветочки, птички; б) находят слова с приставками; в) подбирают однокоренные слова к слову зелёный. | 07.03.14 | |||
Работа над ошибками. | Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе: определяют орфограмму, вспоминают правило проверки орфограммы, записывают правильный вариант. Повторяют правило разбора слова по составу. Подбирают однокоренные слова к данным. | 11.03.14 | |||
Части речи (32 ч) | |||||
Что такое части речи? | Высказывают предположения о том, что такое части речи. Анализируют языковый материал: ищут общие свойства одинаково подчёркнутых слов (значение, вопросы). Работают в паре: выписывают слова, классифицируют вопросы, сопоставляют лексическое значение каждой группы слов. Распределяют слова по группам на основе общности значения и вопросов с опорой на таблицу. Устно составляют элементарные нераспространённые предложения. Работают в паре: читают поочерёдно слова вслух. Обсуждают, что называют слова каждой группы: предметы, признаки предметов или их действия. Находят слова разных частей речи в тексте, записывают их по группам. Рассуждают, для чего мы начали изучать части речи. Находят слова определённых частей речи в загадке, пословице (записаны на доске). | 12.03.14 | |||
Что такое части речи? | 13.03.14 | ||||
Что такое части речи? | 14.03.14 | ||||
Имя существительное | Читают текст, выписывают из текста слова, отвечающие на вопрос кто? или что?. Знакомятся с новым термином. Находят неодушевлённые и одушевлённые имена существительные. Рассуждают о том, являются растения живой или неживой природой. Пытаются ставить к словам лук, капуста вопросы. Приходят к выводу, что названия растений – неодушевлённые имена существительные. Тренируются использовать имена существительные в речи в нужной падежной форме. Находят имена существительные при работе с омоформами. Работают с текстом, записанным на доске: определяют различия между собственными именами существительными и нарицательными. Формулируют правило написания собственных и нарицательных имён существительных. Работа в паре: распределяют имена собственные по тематическим группам. Приводят свои примеры для каждой выделенной тематической группы. Разграничивают имена собственные и созвучные им имена нарицательные. Рассуждают о мотивированных именах собственных (кличках животных). Описывают внешность, характер котёнка, придумывают кличку. Наблюдают за использованием заглавной буквы с определённой стилистической целью: выясняют, что слова Родина, Россия не имена собственные. В словах Родина, Отечество заглавная буква может употребляться для передачи уважения и любви к родной стране. Выписывают из повести-сказки имена собственные. Находят в тексте загадок имена существительные единственного и множественного числа. Высказывают свои мнения по написанию окончания существительных множественного числа - У Вани много носков или носок? У Ани много чулок или чулков? Читают правильный вариант на доске. Работают с группами слов - названиями овощей и фруктов. Для лучшего зрительного запоминания читают примеры по учебнику. | 17.03.14 | |||
Имя существительное | 18.03.14 | ||||
Имя существительное. Проверочная работа по теме: «Имя существительное». | 19.03.14 | ||||
Имя существительное | 20.03.14 | ||||
Имя существительное | 21.03.14 | ||||
Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» | 01.04.2014 | ||||
Работа над ошибками. | 02.04.14 | ||||
Глагол как часть речи. | Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы. | 03.04.14 | |||
Глагол как часть речи. | 04.04.14 | ||||
Глагол. Изменение глаголов по числам. | 07.04.14 | ||||
Глагол. Глаголы и нормы речевого этикета | 08.04.14 | ||||
Глагол. Изменение глаголов по временам | Читают отрывок из сказки Пушкина, находят ошибки. Наблюдают за соответствием форм числа имени существительного, называющего действующее лицо, и глагола . Уточняют свой вывод, читая сообщение Самоварова. Определяют число глаголов. Трансформируют предложения, изменяя формы числа глагола. Пересказывают текст от лица одного человека. | 09.04.14 | |||
Глагол. Диктант. | Пишут диктант, самостоятельно проверяют написанное. Выполняют задания к тексту: а) найти в тексте глаголы и выделить их; 2) изменить глаголы так, чтобы они называли действия не нескольких предметов, а одного; 3) изменить глаголы так, чтобы они называли действие, которое происходит сейчас. | 10.04.14 | |||
Имя прилагательное как часть речи. |
Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением. Приходят к выводу, что имя прилагательное связано с именем существительным, от существительного к прилагательному можно поставить вопрос. Слушают рассказ В.Сухомлинского «Я хочу сказать своё слово» . Определяют прилагательные, употреблённые в переносном значении при описании неба. Проводят подготовительную работу по написанию сочинения-миниатюры «Весеннее утро»: определяют предмет описания (ранняя или поздняя весна, солнечное или пасмурное утро), детали описания (небо, тающий снег или первая травка и первые цветы, воздух, деревья, птицы, люди), настроение, которое должно быть передано (радость, грусть, ожидание счастья). Подбирают опорные слова, которые записываются на доске. | 11.04.14 | |||
Связь имени прилагательного с именем существительным. | 14.04.14 | ||||
Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по числам. | 15.04.14 | ||||
Роль имен прилагательных в речи. | 16.04.14 | ||||
Роль имен прилагательных в речи. | 17.04.14 | ||||
Сочинение-миниатюра «Весеннее утро». | 18.04.14 | ||||
Обобщение знаний об основных частях речи. | 21.04.14 | ||||
Обобщение знаний об основных частях речи. | 22.04.14 | ||||
Предлог, его роль в речи. | Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами. Играют в игру, по правилам которой нужно назвать действие, направленное в обратную сторону (пошёл в магазин – вышел из магазина и т.д.). Словосочетания с верным использованием предлогов записываются на доске. Учатся употреблять предлоги в соответствии с речевыми нормами . Вставляют предлоги в детские потешки. | 23.04.14 | |||
Правописание предлогов со словами. | 24.04.14 | ||||
Правописание предлогов со словами.Изложение. | 25.04.14 | ||||
Предлоги и приставки. | 28.04.14 | ||||
Литературные нормы употребления предлогов в речи | 29.04.14 | ||||
Контрольная работа по разделу «Части речи» | Работают по вопросам раздела «Проверь себя»: 1) устно отвечают на вопросы ; 2) письменно отвечают на вопросы 2; 3) выполняют письменную контрольную работу – пишут текст под диктовку, выполняют задания к тексту; 4) пишут слова под диктовку, распределяя на три столбика (имена существительные, имена прилагательные, глаголы); 5) составляют словосочетания из прочитанных учителем слов, добавив предлог. | 30.04.14 | |||
Работа над ошибками. | Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе. Выясняют причины, по которым допустили ошибки, определяют необходимые действия для того, чтобы не повторить их. Вспоминают правила проверки безударных гласных, парных согласных, повторяют признаки изученных частей речи. | 02.05.14 | |||
Предложение. Текст. (14 ч.) | |||||
Предложение. Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь с лов в предложении. | Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами. Предлагать варианты написанного слова и предложения, сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами. Собирают предложение из слов, записанных на карточках: не, пером, пишут, а, умом. Отвечают, что можно сказать главное о предложении. Подбирают заголовок к стихотворению, устно исправляют и читают заново. Повторяют сведения о типах предложений по цели высказывания и по интонации. Объясняют, почему в тексте в конце некоторых предложений стоят вопросительный и восклицательный знаки. Соотносят содержание рисунка с данными предложениями и указывают тип предложения и по цели высказывания, и по интонации | 05.05.14 | |||
Типы предложений по интонации и по цели высказывания. | 06.05.14 | ||||
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. | 07.05.14 | ||||
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. | 08.05.14 | ||||
Текст. | 12.05.14 | ||||
Связь и оформление предложений в тексте. | 13.05.14 | ||||
Типы текстов. | 14.05.14 | ||||
Записка как вид текста, её особенности. | 15.05.14 | ||||
Письмо как вид текста, требования к его написанию. | 16.05.14 | ||||
Приглашение как вид текста, его особенности. | 19.05.14 | ||||
Проверочная работа по теме: «Предложение. Текст» | Пишут под диктовку текст, озаглавливают его. В каждом предложении подчёркивают подлежащее и сказуемое. Указывают тип текста. | 20.05.14 | |||
Работа над ошибками. | Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе. Выясняют причины, по которым допустили ошибки, определяют необходимые действия для того, чтобы не повторить их. | 21.05.14 | |||
Обобщение знаний по теме «Предложение. Текст». | Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами. | 22.05.14 | |||
Обобщение знаний по теме «Предложение. Текст». | 23.05.14 | ||||
Повторение изученного за год. ( 2 часа) | |||||
Повторение по теме «Звуки и буквы» | 26.05.14 | ||||
Повторение по теме «Состав слова» | 27.05.14 | ||||
Повторение по теме «Части речи» | 28.05.14 |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя | Для учащихся |
1.Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2011 год. 2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2011 год. 3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку. М., «Просвещение», 2013 год. 4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку. М., «Просвещение», 2013 год. 5. Сборник рабочих программ Система учебников «Перспектива». . М., «Просвещение», 2011 год. 6. Щёголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе. Санкт-Петербург Специальная литература, 2005 год. 7. Шклярова Т.В. Сборник упражнений. Русский язык. 2 класс, «Грамотей» , 2011 год
| 1.Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2011 год. 2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2011 год. 3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку. М., «Просвещение», 2013 год. 4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку. М., «Просвещение», 2013 год. 5.Литвинова Е.А. Сборник тренировочных заданий и проверочных вопросов. Русский язык. 2 класс, «Интеллект-Центр», 2011 год. 6. Шклярова Т.В. Сборник упражнений. Русский язык. 2 класс, «Грамотей» , 2011 год |
Интернет-ресурсы |
| |
Информационно-коммуникативные средства |
| |
Наглядные пособия |
| |
Технические средства обучения |
|
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_______И.А.Башмакова
29 августа 2013 г
Согласовано
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол от 28 августа 2013 г. № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....