Открытый урок по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Повторить изученный ранее материал об имени прилагательном, продолжить работу по определению падежей имен прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_1.docx | 20.96 КБ |
izmenenie_po_padezham.ppt | 1.64 МБ |
khod_uroka.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык, урок введения нового знания
Тема: Изменение имен прилагательных по падежам
Продолжительность: 40мин
Класс: 3
Технологии: презентация к уроку.
Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявить особенности склонения этих частей речи.
2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи:
об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного.
3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.
4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, животным.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;
изменять прилагательные по родам, числам и падежам.
Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Наш урок предлагаю начать такими словами:
«Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Мы урок наш начинаем,
Что учили, закрепляем".
2.Мотивация учебных действий
Эпиграф - это вступление, в которое помогает раскрыть тему.
для правильного осознания произведения в целом.
Эпиграфом для урока я взяла такие слова:
«Мудрым никто не родился, а научился»
- Как вы думаете к какому виду устного народного творчества относится это предложение? (ответы)
-Как вы понимаете эту пословицу?
И мы с вами на каждом уроке становимся умнее и мудрее.
О чём пойдет речь на уроке русского языка, узнаете из четверостишия.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Учащиеся: Имя прилагательное
Учитель: Для чего же в нашей речи используются прилагательные?
Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.
II. Формулировка темы и цели урока
Цель: учить школьников рассуждать, самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Учитель: Прочитайте стихотворение «Лист» (приложение 1)
Учащиеся читают стихотворение
Учитель: Что общего есть в выделенных словах? Обсудите в парах.
Учащиеся: Это имена прилагательные. Их объединяет общее значение, род, число.
Учитель: А какие вы увидели отличия? Обсудите в парах.
Учащиеся: Имена прилагательные имеют разные окончания.
Учитель: Прилагательные имеют разные окончания, значит, они стоят в разных падежах.
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Учащиеся: Изменение имен прилагательных по падежам.
Учитель: По опорным словам поставьте цели сегодняшнего урока.
Повторить ……
Составить……
Научиться……
Учащиеся: Повторить знания об имени прилагательном. Составить памятку определения падежа у имен прилагательных. Научиться определять падеж у имен прилагательных.
3.Чистописание и актуализация знаний.
- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.
Слайд-5
- Наш урок начинаем с чистописания. Так как сегодня на уроке мы будем изменять прилагательные по падежам, то для этого нам потребуется знания об окончании?
(изменяемая часть слова)
Слайд-6
-Как найти окончание в слове? (нужно изменить слово)
- Назовите, какие окончания могут иметь существительные ж. р., м. р., ср. р.
составляем цепочку из окончаний прилагательных. -
м. р. ж. р. ср. р.
Слайд-7: ой ый ий ая яя ое ее
-Напишите эту цепочку до конца строки.
Учитель: Начнем работу по теме с теста.
Учитель: Что мы повторили, выполнив данное задание?
Учащиеся: Имя прилагательное
Учащиеся оценивают себя самостоятельно. Оценку выставляют в рабочую карту урока.
4.Продолжим учиться определять падеж имени прилагательного. В этом нам помогут словарные слова.
1. По именам прилагательным «найдите» и запишите в строчку имя существительное с непроверяемой безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму.
Слайд-8
(Слова появляются построчно щелчком мыши)
· Белоствольная, кудрявая, , русская…..
· Сладкого, яблочного, горячего, ароматного …..
· Белому, легкому, пушистому, кучевому …..
· Сильным, трескучим, крепким …..
· О длинноухом, о быстром, о трусливом …..
(в тетрадях записывают одно прил.+ имя сущ.)
-Проверьте, правописание словарных слов?
Слайд-9 Проверка. Используется технологический приём «Волшебная шляпа»
Щелчком мыши слово перемещается через шляпу.
2 . Давайте определим падеж имени прилагательного. По какому алгоритму мы будем с вами работать? (работают с интерактивной доской) слайд12
-- В чем согласуются имена прилагательные с именем существительным
Слайд-11
Алгоритм разбора прилагательного.
Кликом мышки подтвердить результат ответа.
*ФИЗМИНУТКА слайд 11
1.Задание:
Записать под диктовку в столбик, определить падеж имени прилагательного.
Радуюсь весеннему дню.
Улыбнулся весенним утром.
Говорил о весенней погоде.
-сверьте написание окончаний со слайдом. (поменяться тетрадями).
- У кого затруднения и в чем затруднения.
слайд 13 вывод учебник стр.83
слайд 14
-Сделайте вывод (высказывание детей)
Вывод: слайд 15
6.Закрепление
-Подтвердите свои наблюдения.
Учебник стр. 83, прочитать правило
упр. 145
- А для тех, кто хочет попробовать свои силы в более сложном задании, внимание на слайд
Слайд-17
Задание: Поставить имя прилагательное в нужном падеже. Записать предложения. Определить род, число, падеж имен прилагательных.
Пришел (теплый) весна со (звонкий) капелью. (Белый) поля и (просторный) луга проснулись после (долгий) зимы.
Проверка:
- Прочитайте свои тексты.
- Для чего необходимы имена прилагательные в речи?
Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Р. Рождественского.
Читает учитель:
О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.
Работа по слайду-18
Интерактивное задание: записать в тетради словосочетания, выделить окончание, определить падеж.
Проверка на слайде 19
Выбрать ячейку с правильным ответом, кликнуть по ней мышкой. При правильном ответе появляется солнышко, при неверном результате прямоугольник. (резервное задание)
7 Подведение итогов
Отметки за урок. Комментирование отметок.
- По какой теме мы работали? Вспомните цели, которые мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их достичь?
- Что нового узнали?
Чему научились? К каким выводам пришли?
(формулировки правил, понятий и т.д.).
- Где можно применить полученные знания?
8. Рефлексия урока.
слайд 20
Возьмите в руки листочки , которые лежат на ваших столах
- нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием
- нарисуйте? вместо носа , если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.
- Дорисуйте рот , который покажет ваше настроение
- Какую работу выполняли сегодня на уроке?
-Что на уроке для вас было интересно?
-Кому вы хотите сказать спасибо?
8. Домашнее задание. Слайд 20 – хорошо бы предложить задания по выбору
с.83, правило
с.84. упр 147
Спасибо за работу! Слайд21
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Ход урока.
1.Организационный момент.
Наш урок предлагаю начать такими словами:
«Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Мы урок наш начинаем,
Что учили, закрепляем".
2.Мотивация учебных действий
- Ребята, кто мне скажет , что такое эпиграф.
Эпиграф - это вступление, в которое помогает раскрыть тему.
для правильного осознания произведения в целом.
Эпиграфом для урока я взяла такие слова:
«Мудрым никто не родился, а научился»
- Как вы думаете к какому виду устного народного творчества относится это предложение? (ответы)
-Как вы понимаете эту пословицу?
И мы с вами на каждом уроке становимся умнее и мудрее.
О чём пойдет речь на уроке русского языка, узнаете из четверостишия.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Учащиеся: Имя прилагательное
Учитель: Для чего же в нашей речи используются прилагательные?
Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.
Учитель: Прочитайте стихотворение «Лист» (приложение 1)
Учащиеся читают стихотворение
Учитель: Что общего есть в выделенных словах? Обсудите в парах.
Учащиеся: Это имена прилагательные. Их объединяет общее значение, род, число.
Учитель: А какие вы увидели отличия? Обсудите в парах.
Учащиеся: Имена прилагательные имеют разные окончания.
Учитель: Прилагательные имеют разные окончания, значит, они стоят в разных падежах.
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Учащиеся: Изменение имен прилагательных по падежам.
Учитель: По опорным словам поставьте цели сегодняшнего урока.
Повторить ……
Составить……
Научиться……
Учащиеся: Повторить знания об имени прилагательном. Составить памятку определения падежа у имен прилагательных. Научиться определять падеж у имен прилагательных.
3.Чистописание и актуализация знаний.
- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.
Слайд
- Наш урок начинаем с чистописания. Так как сегодня на уроке мы будем изменять прилагательные по падежам, то для этого нам потребуется знания об окончании?
(изменяемая часть слова)
Слайд
-Как найти окончание в слове? (нужно изменить слово)
- Назовите, какие окончания могут иметь существительные ж. р., м. р., ср. р.
составляем цепочку из окончаний прилагательных. -
м. р. ж. р. ср. р.
Слайд-7: ой ый ий ая яя ое ее
-Напишите эту цепочку до конца строки.
Учитель: Начнем работу по теме с теста.
Учитель: Что мы повторили, выполнив данное задание?
Учащиеся: Имя прилагательное
Учащиеся оценивают себя самостоятельно. Оценку выставляют в рабочую карту урока.
4.Продолжим учиться определять падеж имени прилагательного. В этом нам помогут словарные слова.
1. По именам прилагательным «найдите» и запишите в строчку имя существительное с непроверяемой безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму.
Слайд
(Слова появляются построчно щелчком мыши)
· Белоствольная, кудрявая, , русская…..
· Сладкого, яблочного, горячего, ароматного …..
· Белому, легкому, пушистому, кучевому …..
· Сильным, трескучим, крепким …..
· О длинноухом, о быстром, о трусливом …..
(в тетрадях записывают одно прил.+ имя сущ.)
-Проверьте, правописание словарных слов?
Слайд-9 Проверка.
2 . Давайте определим падеж имени прилагательного. По какому алгоритму мы будем с вами работать? (работают с интерактивной доской) слайд
-- В чем согласуются имена прилагательные с именем существительным
Слайд
Алгоритм разбора прилагательного.
Кликом мышки подтвердить результат ответа.
*ФИЗМИНУТКА слайд
1.Задание:
Записать под диктовку в столбик, определить падеж имени прилагательного.
Радуюсь весеннему дню.
Улыбнулся весенним утром.
Говорил о весенней погоде.
-сверьте написание окончаний со слайдом. (поменяться тетрадями).
- У кого затруднения и в чем затруднения.
слайд вывод учебник стр.83
слайд
-Сделайте вывод (высказывание детей)
Вывод: слайд
6.Закрепление
-Подтвердите свои наблюдения.
Учебник стр. 83, прочитать правило
упр. 145
- А для тех, кто хочет попробовать свои силы в более сложном задании, внимание на слайд
Слайд-17
Задание: Поставить имя прилагательное в нужном падеже. Записать предложения. Определить род, число, падеж имен прилагательных.
Пришел (теплый) весна со (звонкий) капелью. (Белый) поля и (просторный) луга проснулись после (долгий) зимы.
Проверка:
- Прочитайте свои тексты.
- Для чего необходимы имена прилагательные в речи?
Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Р. Рождественского.
Читает учитель:
О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.
Работа по слайду-18
Интерактивное задание: записать в тетради словосочетания, выделить окончание, определить падеж.
Проверка на слайде 19
Выбрать ячейку с правильным ответом, кликнуть по ней мышкой. При правильном ответе появляется солнышко, при неверном результате прямоугольник. (резервное задание)
7 Подведение итогов
Отметки за урок. Комментирование отметок.
- По какой теме мы работали? Вспомните цели, которые мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их достичь?
- Что нового узнали?
Чему научились? К каким выводам пришли?
(формулировки правил, понятий и т.д.).
- Где можно применить полученные знания?
8. Рефлексия урока.
слайд
Возьмите в руки листочки , которые лежат на ваших столах
- нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием
- нарисуйте? вместо носа , если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.
- Дорисуйте рот , который покажет ваше настроение
- Какую работу выполняли сегодня на уроке?
-Что на уроке для вас было интересно?
-Кому вы хотите сказать спасибо?
8. Домашнее задание. Слайд
с.83, правило
с.84. упр 147
Спасибо за работу! Слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"
урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....