Открытый урок по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Парахина Любовь Васильевна

Повторить изученный ранее материал об имени прилагательном, продолжить работу по определению падежей имен прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1.docx20.96 КБ
Office presentation icon izmenenie_po_padezham.ppt1.64 МБ
Файл khod_uroka.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, урок введения нового знания

Тема: Изменение имен прилагательных по падежам

Продолжительность: 40мин

Класс: 3

Технологии: презентация к уроку.

Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявить особенности склонения этих частей речи.

2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи:

    об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен  прилагательных в предложении от имени существительного.

 3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, животным.

                Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты:  уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

 изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Регулятивные  УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Наш урок предлагаю начать такими словами:

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, закрепляем". 

2.Мотивация учебных действий

Эпиграф - это вступление, в которое помогает раскрыть  тему.
для правильного осознания произведения в целом.

Эпиграфом для урока я взяла такие слова:                

  «Мудрым никто не родился, а научился» 

- Как вы думаете к какому виду устного народного творчества относится это предложение?  (ответы)                                    

-Как вы понимаете эту пословицу?

И мы с вами на каждом уроке становимся умнее и мудрее.

О чём пойдет речь на уроке русского языка, узнаете из четверостишия.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Учащиеся: Имя прилагательное

Учитель: Для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

II. Формулировка темы и цели урока

Цель: учить школьников рассуждать, самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Учитель: Прочитайте  стихотворение «Лист» (приложение 1)

Учащиеся читают стихотворение

Учитель: Что общего есть в выделенных словах? Обсудите в парах.

Учащиеся: Это имена прилагательные. Их объединяет общее значение, род, число.

Учитель: А какие вы увидели отличия? Обсудите в парах.

Учащиеся: Имена прилагательные имеют разные окончания.

Учитель: Прилагательные имеют разные окончания, значит, они стоят в разных падежах.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: Изменение имен прилагательных по падежам.

Учитель: По опорным словам поставьте цели  сегодняшнего урока.

Повторить ……

Составить……

Научиться……

Учащиеся: Повторить знания об имени прилагательном. Составить памятку определения падежа у имен прилагательных. Научиться определять падеж у имен прилагательных.

3.Чистописание и актуализация знаний.

- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на  орфограммы.

Слайд-5

- Наш урок начинаем с чистописания.  Так как сегодня на уроке мы будем изменять прилагательные по падежам, то  для этого нам  потребуется знания  об окончании?

(изменяемая часть слова)

Слайд-6

-Как найти окончание в слове? (нужно изменить слово)

- Назовите,  какие окончания могут иметь существительные ж. р., м. р., ср. р.

составляем цепочку из окончаний прилагательных.                    -

      м. р.            ж. р.           ср. р.

Слайд-7:     ой ый  ий     ая яя   ое ее

-Напишите эту цепочку до конца строки.

Учитель: Начнем работу по теме с теста.

Учитель: Что мы повторили, выполнив данное задание?

Учащиеся: Имя прилагательное

Учащиеся оценивают себя самостоятельно. Оценку выставляют в рабочую карту урока.

4.Продолжим учиться определять падеж имени прилагательного. В этом нам помогут словарные слова.

1. По именам прилагательным «найдите» и запишите в строчку имя существительное с непроверяемой   безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму.

Слайд-8          

   (Слова появляются построчно щелчком мыши)

·     Белоствольная, кудрявая, , русская…..

·     Сладкого, яблочного, горячего, ароматного …..

·     Белому, легкому, пушистому, кучевому …..

·     Сильным, трескучим, крепким …..

·     О длинноухом, о  быстром, о  трусливом …..     

(в тетрадях записывают одно прил.+ имя сущ.)                         

-Проверьте, правописание словарных слов?

Слайд-9  Проверка. Используется технологический приём «Волшебная шляпа»

Щелчком мыши слово перемещается через шляпу.

2 . Давайте определим падеж имени прилагательного. По какому алгоритму мы будем с вами работать? (работают с интерактивной доской) слайд12

-- В чем согласуются имена прилагательные с именем существительным

   Слайд-11 

Алгоритм разбора прилагательного.                                                   

Кликом мышки подтвердить результат ответа.

*ФИЗМИНУТКА  слайд 11

1.Задание:

Записать под диктовку в столбик, определить падеж имени прилагательного.

  Радуюсь весеннему дню.

  Улыбнулся весенним утром.

   Говорил о весенней погоде.

-сверьте написание окончаний со слайдом. (поменяться тетрадями).

- У кого затруднения и в чем затруднения.

слайд 13 вывод учебник стр.83

слайд 14

   -Сделайте вывод (высказывание детей)

Вывод: слайд 15

6.Закрепление

-Подтвердите свои наблюдения.

 Учебник  стр. 83, прочитать правило

 упр. 145

- А для тех, кто хочет попробовать свои силы в более сложном задании, внимание на слайд

  Слайд-17

 Задание: Поставить имя прилагательное в нужном падеже. Записать предложения. Определить  род, число, падеж имен прилагательных.

Пришел      (теплый) весна  со (звонкий) капелью. (Белый) поля и (просторный) луга проснулись после (долгий) зимы.                                            

Проверка:

- Прочитайте свои тексты.

 - Для чего необходимы имена прилагательные в речи?

 Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Р. Рождественского.
Читает учитель:

О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.

 Работа по слайду-18

 Интерактивное задание: записать в тетради словосочетания, выделить окончание, определить падеж.

Проверка на слайде 19

Выбрать ячейку с правильным ответом, кликнуть по ней мышкой. При правильном ответе появляется солнышко, при неверном результате прямоугольник.  (резервное задание) 

7 Подведение итогов                                     

Отметки за урок. Комментирование отметок.

- По какой теме мы работали? Вспомните цели, которые мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их достичь?

- Что нового узнали?

Чему научились? К каким выводам пришли?

(формулировки правил, понятий и т.д.).

- Где можно применить полученные знания?

8. Рефлексия урока.

слайд 20 

Возьмите в руки листочки , которые лежат на ваших столах

- нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием

- нарисуйте? вместо носа , если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.

- Дорисуйте рот , который покажет ваше настроение

- Какую работу выполняли сегодня на уроке?

-Что на уроке для вас было интересно?

-Кому вы хотите сказать спасибо?

 

 8. Домашнее задание. Слайд 20 – хорошо бы предложить задания по выбору

с.83, правило

с.84. упр 147

  Спасибо за работу! Слайд21


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Ход урока.

1.Организационный момент.

Наш урок предлагаю начать такими словами:

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, закрепляем". 

2.Мотивация учебных действий

- Ребята, кто мне скажет , что такое эпиграф.

Эпиграф - это вступление, в которое помогает раскрыть  тему.
для правильного осознания произведения в целом.

Эпиграфом для урока я взяла такие слова:                

  «Мудрым никто не родился, а научился» 

- Как вы думаете к какому виду устного народного творчества относится это предложение?  (ответы)                                    

-Как вы понимаете эту пословицу?

И мы с вами на каждом уроке становимся умнее и мудрее.

О чём пойдет речь на уроке русского языка, узнаете из четверостишия.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Учащиеся: Имя прилагательное

Учитель: Для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

Учитель: Прочитайте  стихотворение «Лист» (приложение 1)

Учащиеся читают стихотворение

Учитель: Что общего есть в выделенных словах? Обсудите в парах.

Учащиеся: Это имена прилагательные. Их объединяет общее значение, род, число.

Учитель: А какие вы увидели отличия? Обсудите в парах.

Учащиеся: Имена прилагательные имеют разные окончания.

Учитель: Прилагательные имеют разные окончания, значит, они стоят в разных падежах.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: Изменение имен прилагательных по падежам.

Учитель: По опорным словам поставьте цели  сегодняшнего урока.

Повторить ……

Составить……

Научиться……

Учащиеся: Повторить знания об имени прилагательном. Составить памятку определения падежа у имен прилагательных. Научиться определять падеж у имен прилагательных.

3.Чистописание и актуализация знаний.

- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на  орфограммы.

Слайд

- Наш урок начинаем с чистописания.  Так как сегодня на уроке мы будем изменять прилагательные по падежам, то  для этого нам  потребуется знания  об окончании?

(изменяемая часть слова)

Слайд

-Как найти окончание в слове? (нужно изменить слово)

- Назовите,  какие окончания могут иметь существительные ж. р., м. р., ср. р.

составляем цепочку из окончаний прилагательных.                    -

      м. р.            ж. р.           ср. р.

Слайд-7:     ой ый  ий     ая яя   ое ее

-Напишите эту цепочку до конца строки.

Учитель: Начнем работу по теме с теста.

Учитель: Что мы повторили, выполнив данное задание?

Учащиеся: Имя прилагательное

Учащиеся оценивают себя самостоятельно. Оценку выставляют в рабочую карту урока.

4.Продолжим учиться определять падеж имени прилагательного. В этом нам помогут словарные слова.

1. По именам прилагательным «найдите» и запишите в строчку имя существительное с непроверяемой   безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму.

Слайд          

   (Слова появляются построчно щелчком мыши)

·     Белоствольная, кудрявая, , русская…..

·     Сладкого, яблочного, горячего, ароматного …..

·     Белому, легкому, пушистому, кучевому …..

·     Сильным, трескучим, крепким …..

·     О длинноухом, о  быстром, о  трусливом …..     

(в тетрадях записывают одно прил.+ имя сущ.)                         

-Проверьте, правописание словарных слов?

Слайд-9  Проверка.

2 . Давайте определим падеж имени прилагательного. По какому алгоритму мы будем с вами работать? (работают с интерактивной доской) слайд

-- В чем согласуются имена прилагательные с именем существительным

   Слайд 

Алгоритм разбора прилагательного.                                                   

Кликом мышки подтвердить результат ответа.

*ФИЗМИНУТКА  слайд

1.Задание:

Записать под диктовку в столбик, определить падеж имени прилагательного.

  Радуюсь весеннему дню.

  Улыбнулся весенним утром.

   Говорил о весенней погоде.

-сверьте написание окончаний со слайдом. (поменяться тетрадями).

- У кого затруднения и в чем затруднения.

слайд  вывод учебник стр.83

слайд

   -Сделайте вывод (высказывание детей)

Вывод: слайд

6.Закрепление

-Подтвердите свои наблюдения.

 Учебник  стр. 83, прочитать правило

 упр. 145

- А для тех, кто хочет попробовать свои силы в более сложном задании, внимание на слайд

  Слайд-17

 Задание: Поставить имя прилагательное в нужном падеже. Записать предложения. Определить  род, число, падеж имен прилагательных.

Пришел      (теплый) весна  со (звонкий) капелью. (Белый) поля и (просторный) луга проснулись после (долгий) зимы.                                            

Проверка:

- Прочитайте свои тексты.

 - Для чего необходимы имена прилагательные в речи?

 Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Р. Рождественского.
Читает учитель:

О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.

 Работа по слайду-18

 Интерактивное задание: записать в тетради словосочетания, выделить окончание, определить падеж.

Проверка на слайде 19

Выбрать ячейку с правильным ответом, кликнуть по ней мышкой. При правильном ответе появляется солнышко, при неверном результате прямоугольник.  (резервное задание) 

7 Подведение итогов                                     

Отметки за урок. Комментирование отметок.

- По какой теме мы работали? Вспомните цели, которые мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их достичь?

- Что нового узнали?

Чему научились? К каким выводам пришли?

(формулировки правил, понятий и т.д.).

- Где можно применить полученные знания?

8. Рефлексия урока.

слайд

Возьмите в руки листочки , которые лежат на ваших столах

- нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием

- нарисуйте? вместо носа , если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.

- Дорисуйте рот , который покажет ваше настроение

- Какую работу выполняли сегодня на уроке?

-Что на уроке для вас было интересно?

-Кому вы хотите сказать спасибо?

 

 8. Домашнее задание. Слайд

с.83, правило

с.84. упр 147

  Спасибо за работу! Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....