Русский язык, 2 класс "Заимствованные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Белобородова Елена Михайловна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе (1-4).УМК «Начальная школа XXI век».

Учебник «Русский язык», 2 класс, под редакцией С.В.Иванова.

Белобородова Елена Михайловна, учитель начальных классов.

Тема: Слова заимствованные. Значение заимствованных слов.

Дидактическая цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Цель:

  1. Образовательная: научить сознательному использованию заимствованных слов в русском языке.
  2. Развивающая: развивать мотивационную и эмоционально-волевую сферу личности  через реализацию образовательных задач урока. Способствовать развитию грамотного письма, развитию речи, внимания и интереса к предмету через обоснования ответов учащихся, включения в урок игровых моментов, обогащению словаря детей.
  3. Воспитательная: формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда через формы организации обучения, способы взаимодействия учащихся и учителя на уроке, контроль и коррекцию ответов детей.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

Материально-дидактическое оснащение урока:

  • Оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска.
  • Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, словари заимствованных слов.
  • Раздаточный материал: тетрадь одного урока, мини-словари заимствованных слов, карточки с деформированным текстом.

Этап урока

Цель

Реализация

Ожидаемый результат

I.Организационный этап

Организовать начало занятий, подготовить учащихся к работе, мотивация, принятие цели учебно-познавательной деятельности.

Эмоциональный настрой на урок.

Полная готовность класса. Дети быстро включаются в деловой ритм, определяют тему и цель урока.

II.Подготовка к основному этапу урока.

Актуализировать опорные знания и умения.

Выделение темы урока через поэтический слог, знакомство со словарями, каллиграфическая минутка,

Задания актуализируют знания учащихся на определение темы урока, подготовят детей к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

III.Активизация опорных знаний, закрепление способов действий

Обеспечить усвоение новых знаний и способов действия в изменённой ситуации.

Проблемная ситуация, фронтальная работа, коллективная работа по рядам, работа с деформированным текстом в парах.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях не вызовет затруднения у большинства детей.

IV.Подведение итогов урока

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Анализ результатов, упражнений урока, игровой момент

Оценка учащимися выполнения цели урока, поможет получить достоверную информацию о достижении планируемых результатов обучения. Оценка учителя работы детей на уроке настроит на успешность в дальнейшем.

V.Информация о домашнем задании.

Обеспечить понимание цели, содержание и способов выполнения домашнего задания.

Просмотр заданий

Домашнее задание дано в нетрадиционной форме, все захотят его выполнить  успешно, и будут внимательно следить за инструкцией по его выполнению.

VI. Рефлексия

Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения, усвоение принципа  сотрудничества

Анализ результатов работы.

Осмысление учащимися своих действий и самооценка пройдет в непринужденной и комфортной обстановке.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Если человек за день не получил никаких знаний, значит день прошел зря…

Давайте постараемся поработать так, чтобы сегодняшний день принёс нам много новых знаний.

  1. Подготовка к основному этапу урока.

Александр Кушнер написал стихотворение «Что я узнал!»

Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос, какие новые слова он узнал?

 Если видишь на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

То подобная картина называется ПЕЙЗАЖ.            Слайд №1

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это-НАТЮРМОРТ.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина, или Колька, твой сосед,-

Обязательно картина называется ПОРТРЕТ.

Какие новые слова узнал автор стихотворения? Объясните своими словами значение этих слов. Что объединяет эти слова?

 Вот проблема, которую нам придется с вами решить.

Мы даже не представляем, как много в русском языке таких слов. Они так прочно вошли в наш обиход, что мы и не задумываемся, откуда пришли эти слова. Еще совсем недавно в русском языке не было слов

 фломастер,

 компьютер,

      велосипед,

 сюрприз,

 фейерверк.                             Слайд №2

Как вы думаете, почему?      (не было таких предметов)

Откуда пришли эти слова?    (из другого языка)

Можно сказать, что мы их взяли взаймы. Как вы понимаете выражение - взять взаймы?

(дали в долг, одолжили)

Вот мы и подошли к названию темы урока.

Заимствованные слова              Слайд №3

А чтобы правильно найти значения этих слов нам понадобится словарь иностранных слов. (демонстрация словарей).

  1. Каллиграфическая минутка.

Положите перед собой вот такие листы, На верхней строчке запишите дату: 26 апреля.

Ниже: Классная работа.

На следующей строчке прописаны слова: пейзаж, портрет, натюрморт. Обратите внимание на правильность соединения букв. Какие соединения встречаются? (верхнее, нижнее, среднее). Повторите на следующей строке эти слова, соблюдая все правила каллиграфии.

  1. Активизация опорных знаний.

У меня для вас сюрприз. А кто знает значение этого слова? (Слово на карточке). Обратимся к словарю, который у вас на партах.

Мне нужно три помощника. Остальные ребята, закройте глаза.

Там, где умеют развлекать,

Зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертеться,

И на канате танцевать.

Глаза закроем с вами вмиг,

Представили… Ведь это цирк.              Слайд №4

(пока читаю стихотворение, дети раздают колпачки под музыку)

Наденьте колпачки и представьте, что мы окунулись в атмосферу праздника.

Были ли вы в цирке? А что запомнилось вам?

  1. Актуализация знаний.

В цирке живет много заимствованных слов. Чтобы у нас получился рассказ о цирке, надо выполнить следующее задание:

1. Вставить подходящее по смыслу слово, используя слова для справок.

( в ходе разбора задания обращаемся к словарю).

Конферансье объявляет номера. Под куполом цирка артисты выполняют опасные трюки. На арену выходят весёлые клоуны. А на велосипеде едут дрессированные медведи. В конце представления раздаются дружные аплодисменты.

Прочитаем рассказ, который получился.

О каком животном говорилось в тексте?

  1. Физкультминутка.

В цирке есть пауза, когда артисты и зрители отдыхают. Эта пауза называется – антракт.

Антракт, ребята.

(музыка)

Топай, мишка, 2 раза

Хлопай, мишка. 2 раза

Приседай со мной, братишка.

Неуклюжий шалунишка.

Антракт закончился. Представление продолжается.

2. Работа с учебником. (упр.№3)

Закончи предложение, используя слова для справок. 1 ряд работает над 1 предложением, 2 ряд - над вторым, а 3 ряд - над 4.

Будьте внимательны, слов для справок 4, а предложений разобрать надо 3.

Помогайте друг другу, будьте толерантными.

(проверка работы учащихся)

Можно ли закончить предложения без заимствованных слов? А почему нельзя?

(теряется смысл предложения)

  1. Резерв.  Работа с деформированным текстом.     (работа в парах)

В город приехал цирк, об этом мы узнали из расклеенных афиш.  (посмотреть в словаре)

Но подул ветер, и слова рассыпались в беспорядке. Составьте из слов предложения и запишите их (по времени).

(слова на карточках)

Уважаемые зрители!

Ждёт вас представление всем на удивление!

  1. Итог урока.

Наше посещение цирка, где так много заимствованных слов, заканчивается. И я снова возвращаюсь к вопросу, что мы узнали? Что общего у всех этих слов?  (они заимствованные)

                                                                              Слайд № 5

     (все слова урока – чтение хором или учителем по времени)

Мы не только познакомились с новыми заимствованными словами, но и узнали их значение.

  1. Задание на дом.

Дальнейшее знакомство с заимствованными словами у вас произойдет при выполнении домашнего задания. Оно находится на листе: «Это интересно».

  1. Рефлексия

За вашу дружную и активную работу вы заслужили громкие аплодисменты. И какое представление заканчивается без фейерверка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Интеллектуальная игра по русскому языку"Игра словами и со словами"

Игра проводится для учащихся 2 классов во время проведения недели русского языка в школе. Участвуют команды учащихся, учителей и родителей. В ходе проведения игры учащиеся вспомнят разделы русского яз...

проверочная работа по русскому языку "Родственные слова. Корень слова"

Данная  работа  поможет учителю  проверить знания  учеников  по  теме: "Родственные  слова. Корень  слова"...

Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс

Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....

Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок русского языка во 2 классе с использованием презентации....

Русский язык. Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова. 3 класс

Материал данного урока создаёт  условия для закрепления  у учащихся умения  проверять парную согласную на конце и в середине слов, показаны разные способы подбора проверочных слов...