Конспект урока русского языка для 2 класса по теме "Написание имён собственных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План – конспект урока русского языка для 2 класса. Образовательная программа «Школа 2100».Учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Москва, Баласс.
Тема: Написание большой буквы в кличках животных. Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы. (Написания типа Орёл и орёл).
Цели: 1. Закрепить умение детей писать клички животных с заглавной буквы, а названия животных – со строчной. 2. Выяснить, почему одни и те же слова пишутся в одном случае с заглавной, а в другом – со строчной буквы.
Оборудование: 1. Карточки для словарной работы. 2. Фразеологический словарь русского языка. 3.Карточки со словами для работы со стихотворением: «кошка», «Жучка», «жеребёнок», «Хохлатка», «курица», «Бурёнка», «собачка», «Мурка», «корова», «Сивка-Бурка». 4.Диск с записью мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино». 5. Словесное «дерево» с листьями – словами «Роза» и «роза», «Рыжик» и «рыжик», «Орёл» и «орёл». 6. Предложения для повторения «У меня есть шарик.» и «У меня есть Шарик». 7. Алфавит. 8.Вопросы для подведения итогов урока.
- Организация внимания.
- Минутка чистописания.
-Ребята, мы с вами изучаем тему «Алфавит». Давайте повторим написание некоторых букв русского алфавита. Какие это буквы – догадайтесь по описанию их места в алфавите. (Буквенный диктант).
-В 1 строчке пишем все строчные буквы:
1 буква русского алфавита, 5 буква, эта буква занимает 3 место с конца, эта буква стоит после буквы о, эта буква стоит перед буквой л, эта буква находится между буквами щ и ы, эта буква завершает алфавит, эта буква стоит после своей сестры и отличается от неё двумя точками.
-Прочитайте, что получилось.
-Во второй строчке напишите, где это возможно, эти же заглавные буквы.
-Для всех ли нашлась пара? Почему? (ъ)
Самопроверка.
-Синим карандашом обведите 2 самые красивые строчные буквы, а зелёным – 2 лучшие заглавные.
3. Словарная работа.
-Вставьте в словосочетания подходящие слова:
Стреляный…….(воробей), считать………(ворон), трещать как………….(сорока), как……….(собака) на сене.
Это русские поговорки, давайте вспомним, когда так говорят. (Группа детей при подготовке к уроку работали с «Фразеологическим словарём русского языка»)
-Стреляный воробей – очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть.
-Считать ворон – ротозейничать, смотреть по сторонам.
-Как собака на сане – когда человек не пользуется сам чем-нибудь и не даёт другим.
-Трещать как сорока – говорить быстро, громко, много.
-Давайте запишем эти слова столбиком:
Словарь: воробей
ворона
собака
сорока
-Поставьте ударение, подчеркните «опасные « места.
-С какой буквы вы написали все эти слова?
-Представьте, что все эти животные ручные, человек даёт им клички. Какие вы дали бы воробью, вороне, собаке, сороке?
-Как пишутся эти слова?
-Запишем их!
Вывод: Клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся с маленькой буквы.
- Работа над новым материалом.
а). Работа со стихотворением Ю. Черных (на доске).
Жили-были дед да баба
с маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
называли Жучкой.
А Хохлаткою они
звали жеребёнка.
А ещё у них была
курица Бурёнка.
А ещё у них была
собачка Мурка,
и ещё была коровы
по кличке Сивка – Бурка!
-Правильно ли хозяева дали клички своим животным? Давайте исправим ошибки!
кошка Мурка, жеребёнок Сивка – Бурка, курица Хохлатка, собачка Жучка, корова Бурёнка
-Как же дают кличку животному?
Вывод: Кличка животного должна соответствовать его окрасу, внешним особенностям, повадкам.
Физминутка.
Жила-была мышка Мауси (шаг на месте)
И вдруг увидала Котауси (присели)
У Котауси злые глазауси (закрыли руками глаза)
И злые – презлые зубауси (закрыли руками рот)
Ах, Мауси, Мауси, Мауси! (руки на пояс)
Подойди ко мне, милая Мауси! (машем левой и правой рукой)
Я спою тебе песенку, Мауси! (руки на пояс, наклоны влево, вправо)
Чудесную песенку, Мауси! (повороты влево, вправо)
Но ответила умная Мауси: (хлопаем в ладоши)
Ты меня не обманешь, Котауси! (руки на пояс)
Вижу злые твои глазауси (закрыли руками глаза)
И злые – презлые зубауси (закрыли руками рот)
Так ответила умная Мауси (руки на пояс)
И скорее бегом от Котауси (бег на месте).
б). Просмотр фрагмента мультфильма «Трое из Простоквашино».
-А есть ли у животных фамилии и отчества?
-Давайте посмотрим фрагмент из любимого мультфильма, где герой утверждает обратное.
-Итак, Матроскин утверждает, что это его фамилия. Это ведь сказка, а в них животные могут иметь имена, отчества, фамилии: Лиса Патрикеевна, Михаил Потапыч…
в) Проблемное задание.
-Ребята, однажды, читая книгу, я увидела, что слово «лев» написано с маленькой буквы, а потом встретила слово «Лев», написанное с большой буквы. И это была середина предложения. Может ли такое быть? А может это опечатка в книге, как вы думаете?
-на доске лев и Лев (первое слово обозначает название животного, а второе – имя человека)
Вывод: Некоторые слова пишутся с заглавной и строчной буквы, в зависимости от того, что они означают.
г)Работа по учебнику, с. 97, №158
-Посмотрите, слова в каждой строчке одни и те же написаны со строчной и с заглавной буквы.
-Прочитайте их!
-По моему заданию ребята составили с некоторыми словами предложения. Слушайте их внимательно и определите, с какой буквы пишется слово в предложении. Помогите автору предложения сорвать листок с нужным словом с дерева.(Дерево на доске).
«Рыжик и рыжик», «Роза и роза», «Орёл и орёл».
-Запишите любое предложение в терадь.
д) Формулировка темы урока.
-Ну, вот мы выполнили основные задания урока. Кто может сформулировать его тему?
4.Подведение итогов.
-Подвести итоги нам сегодня поможет «Древо познания».
-Сорвите листок и ответьте на вопрос.
Вопросы:
- Как пишутся клички животных?
- Как пишутся названия животных?
- Как дают кличку животному?
- Почему некоторые одинаковые слова пишутся по-разному: с заглавной и строчной буквы?
- В предложении «У меня есть Шарик» что обозначает слово Шарик?
- В предложении «У меня есть шарик»2 почему слово шарик написано с маленькой буквы?
5.Домашнее задание.
Дидиктический материал, с. 59 №129, с. 62, № 136.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи; -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...
Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"
Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....
План-конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" "Правописание падежных окончаний имён прилагательных"
Конспект урока русского языка с применением РК...
Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.
В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....
Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "
Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода....
Конспект урока русского языка 3 класс программа "Школа России",тема:"Род и число имён существительных".
Tема урока: Род и число имён существительных.Учитель:Титова Елена АркадьевнаТип урока: Закрепление изученного. Цель: формировать умения определять род и число имён существительных ; безошиб...
Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...