Конспект урока русского языка для 2 класса по теме "Написание имён собственных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Бережнова Любовь Ивановна

Интересный конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока русского языка для 2 класса. Образовательная программа «Школа 2100».Учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Москва, Баласс.

Тема: Написание большой буквы в кличках животных. Почему одно  и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы.                                                                                                                    (Написания типа Орёл и орёл).

Цели:                                                                                                                                                                              1. Закрепить умение детей писать клички животных с заглавной буквы, а названия животных –     со строчной.                                                                                                                                                                  2. Выяснить, почему одни и те же слова пишутся в одном случае с заглавной, а в другом – со строчной буквы.

Оборудование: 1. Карточки для словарной работы.                                                                                         2. Фразеологический словарь русского языка.                                                                                                 3.Карточки со словами для работы со стихотворением: «кошка», «Жучка», «жеребёнок», «Хохлатка», «курица», «Бурёнка», «собачка», «Мурка», «корова», «Сивка-Бурка».                         4.Диск с записью мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино».                                          5. Словесное «дерево» с листьями – словами «Роза» и «роза», «Рыжик» и «рыжик», «Орёл» и «орёл».                                                                                                                                                                                                   6. Предложения для повторения «У меня есть шарик.» и «У меня есть Шарик».                                            7. Алфавит.                                                                                                                                                             8.Вопросы для подведения итогов урока.

  1. Организация внимания.
  2. Минутка чистописания.

-Ребята, мы с вами изучаем тему «Алфавит». Давайте повторим написание некоторых букв русского алфавита. Какие это буквы – догадайтесь по  описанию их места в алфавите. (Буквенный диктант).

-В 1 строчке пишем все строчные буквы:

1 буква русского алфавита, 5 буква, эта буква занимает 3 место с конца, эта буква стоит после буквы о, эта буква стоит перед буквой л, эта буква находится между буквами щ и ы, эта буква завершает алфавит, эта буква стоит после своей сестры и отличается от неё двумя точками.

-Прочитайте, что получилось.

-Во второй строчке напишите, где это возможно, эти же заглавные буквы.

-Для всех ли нашлась пара? Почему? (ъ)

Самопроверка.

-Синим карандашом обведите 2 самые красивые строчные буквы, а зелёным – 2 лучшие заглавные.

   3.  Словарная работа.

           -Вставьте в словосочетания подходящие слова:

            Стреляный…….(воробей), считать………(ворон),                                                                                           трещать как………….(сорока),  как……….(собака)  на сене.  

   Это русские поговорки, давайте вспомним, когда так говорят. (Группа детей при подготовке к уроку работали с «Фразеологическим словарём русского языка»)

-Стреляный воробей – очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть.

-Считать ворон – ротозейничать, смотреть по сторонам.

-Как собака на сане – когда человек не пользуется сам чем-нибудь и не даёт другим.

-Трещать как сорока – говорить быстро, громко, много.

-Давайте запишем эти слова столбиком:

Словарь: воробей

                  ворона

                  собака

                  сорока

-Поставьте ударение, подчеркните «опасные « места.

-С какой буквы вы написали все эти слова?

-Представьте, что все эти животные ручные, человек даёт им клички. Какие вы дали бы воробью, вороне, собаке, сороке?

-Как пишутся эти слова?

-Запишем их!

Вывод: Клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся с маленькой буквы.

  1. Работа над новым материалом.

а). Работа со стихотворением Ю. Черных (на доске).

  Жили-были дед да баба

  с маленькою внучкой.

  Кошку рыжую свою

  называли Жучкой.

  А Хохлаткою они

 звали жеребёнка.

А ещё у них была

курица Бурёнка.

А ещё у них была

собачка Мурка,  

и ещё была коровы

по кличке Сивка – Бурка!

-Правильно ли хозяева дали клички своим животным? Давайте исправим ошибки!

кошка Мурка, жеребёнок Сивка – Бурка, курица Хохлатка, собачка Жучка, корова Бурёнка

-Как же дают кличку животному?

Вывод: Кличка животного должна соответствовать его окрасу, внешним особенностям, повадкам.

   Физминутка.

Жила-была мышка Мауси  (шаг на месте)

И вдруг увидала Котауси (присели)

У Котауси злые глазауси (закрыли руками глаза)

И злые – презлые зубауси (закрыли руками рот)

Ах, Мауси, Мауси, Мауси! (руки на пояс)

Подойди ко мне, милая Мауси! (машем левой и правой рукой)

Я спою  тебе песенку, Мауси! (руки на пояс, наклоны влево, вправо)

Чудесную песенку, Мауси! (повороты влево, вправо)

Но ответила умная  Мауси: (хлопаем в ладоши)

Ты меня не обманешь, Котауси! (руки на пояс)

Вижу злые твои глазауси (закрыли руками глаза)

И злые – презлые зубауси (закрыли руками рот)

Так ответила умная Мауси (руки на пояс)

И скорее бегом от Котауси (бег на месте).

б). Просмотр фрагмента мультфильма «Трое из Простоквашино».

-А есть ли у животных фамилии и отчества?

-Давайте посмотрим фрагмент из любимого мультфильма, где герой утверждает обратное.

-Итак, Матроскин утверждает, что это его фамилия.  Это ведь сказка, а в них животные могут иметь имена, отчества, фамилии:  Лиса Патрикеевна, Михаил Потапыч…

в) Проблемное задание.

-Ребята, однажды, читая книгу, я увидела, что слово «лев» написано с маленькой буквы, а потом встретила слово «Лев», написанное с большой буквы. И это была середина предложения. Может  ли такое быть? А может    это опечатка в книге, как вы думаете?

-на доске лев и Лев (первое слово обозначает название животного, а второе – имя человека)

Вывод: Некоторые слова пишутся с заглавной и строчной буквы, в зависимости от того, что они означают.

г)Работа по учебнику, с. 97, №158

-Посмотрите, слова в каждой строчке одни и те же написаны со строчной и с заглавной буквы.

-Прочитайте их!

-По моему заданию ребята составили с некоторыми словами предложения. Слушайте их внимательно и определите, с какой буквы пишется слово в предложении. Помогите автору предложения сорвать листок с нужным словом с дерева.(Дерево на доске).

«Рыжик и рыжик», «Роза и роза», «Орёл и орёл».

-Запишите любое предложение в терадь.

д) Формулировка темы урока.

-Ну, вот мы выполнили основные задания урока. Кто может сформулировать его тему?

4.Подведение итогов.

-Подвести итоги нам сегодня поможет «Древо познания».

-Сорвите листок и ответьте на вопрос.

Вопросы:

  1. Как пишутся клички животных?
  2. Как пишутся названия животных?
  3. Как дают кличку животному?
  4. Почему некоторые одинаковые слова пишутся по-разному: с заглавной и строчной буквы?
  5. В предложении «У меня есть Шарик» что обозначает слово Шарик?
  6. В предложении «У меня есть шарик»2 почему слово шарик написано с маленькой буквы?

5.Домашнее задание.

Дидиктический материал, с. 59 №129, с. 62, № 136.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"

Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода....

Конспект урока русского языка 3 класс программа "Школа России",тема:"Род и число имён существительных".

Tема урока: Род и число имён существительных.Учитель:Титова Елена АркадьевнаТип урока: Закрепление изученного. Цель: формировать умения определять род и число имён существительных ; безошиб...

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...