Программа факультатива "Удивительный мир слов"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
"Удивительный мир слов" - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа факультатива "Удивительный мир слов" | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультатива
«Удивительный мир слов»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Структура программы.
Программа включает три раздела:
— пояснительная записка;
— основное содержание факультатива;
— тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела.
Общая характеристика факультатива.
«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Место факультатива в учебном плане.
Во 2 классе факультативные занятия проводятся два раза в неделю. Во 2 полу-годии 2 класса планируется 34 занятия.
Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания факультатива. Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
— формирование представлений о языке как универсальной ценности;
— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (ис-следовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и
сохранению чистоты русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя);
аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся
используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
— использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных
норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Содержание программы
2 класс
Мир полон звуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Универсальные учебные действия:
— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать
собственное мнение и аргументировать его;
— анализировать информацию, представленную на рисунке;
— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
— наблюдать за функцией и ударением в слове;
— контролировать правильность постановки ударения в словах;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
— игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
Азбука, прошедшая сквозь века
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки
и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
Практическая и игровая деятельность:
— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
— конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
— рисование: «Весёлая буква Ё».
Всему название дано
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского
языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Универсальные учебные действия:
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении
проблемы;
— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
— воспринимать на слух и понимать информационный текст;
— сравнивать толкование слова в различных словарях;
— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;
— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
— конкурс «Придумываем название для новых конфет».
Как делаются слова
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Универсальные учебные действия:
— моделировать на основе полученной информации собственные вы- сказывания о происхождении выбранного слова;
— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
— наблюдать образование слов в русском языке;
— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение
(происхождение) слова;
— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,
«Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
— конструирование слов по словообразовательным моделям;
— проект «Как конфеты получают свои названия».
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы -синонимы.
Универсальные учебные действия:
— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативной задачи;
— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
— подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
— оценивать уместность использования слов в тексте;
— наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
— соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
— самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;
— решение кроссвордов;
— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
— составление шуточных рассказов и стихов.
Тематическое планирование
2класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Мир полон звуков (6 ч) | ||
1 | Звуки вокруг нас. | 1 |
2 | Фабрика речи. | 1 |
3 | Бессмыслица + бессмыслица = смысл. | 1 |
4 | Полоса препятствий. | 1 |
5 | Рисуем звуками. | 1 |
6 | Трудности словесного ударения. | 1 |
Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч) | ||
7 | Буквы старые и новые. | 1 |
8 | Так считали наши предки. | 1 |
9 | Страницы древних книг. | 1 |
10 | Живая и весёлая буква алфавита. | 1 |
11 | Загадки русской графики. | 1 |
Всему название дано (5 ч) | ||
12 | Рождение языка. | 1 |
13 | Сколько слов в языке? | 1 |
14 | Имена, имена, имена… | 1 |
15 | Увлекательные истории о самых простых вещах. | 1 |
16 | Словари — сокровищница языка. | 1 |
Как делаются слова (7 ч) | ||
17 | «Дальние родственники». | 1 |
18 | Слова «готовые» и «сделанные». | 1 |
19 | Есть ли «родители» у слов? | 1 |
20 | Внимание, корень! | 1 |
21 | Такие разные суффиксы. | 1 |
22 | Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? | 1 |
23 | Что нам стоит слово построить? | 1 |
Секреты правильной речи (10 ч) | ||
24 | Словарное богатство русского языка. | 1 |
25 | Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик». | 1 |
26 | Выбираем точное слово. | 1 |
27 | Одно или много? | 1 |
28 | Когда у слов много общего? | 1 |
29 | Когда значения спорят? | 1 |
30 | Слова одинаковые, но разные. | 1 |
31 | «Местные жители» и «иностранцы». | 1 |
32 | Как рождаются фразеологизмы? | 1 |
33 | Выбор фразеологизма в речи. чных рассказов и стихов. | 1 |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого | 34ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность программа Удивительный мир слов Школа 21 век
Программа по внеурочной деятельности составлена с учетом ФГОС по Школе 21 век 2 класс...
рабочая программа кружка "Живое слово" 1 класс
Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению русскому языку младших школьников, который должен на осознанном уровне использовать его в различных речевых и житейских...
Программа кружка "Художественное слово"
Рабочая программа кружка "Художественное слово"...
Елисеева С. Б. Русский язык. 3 класс. Программа «Перспектива» Тема: Слово и его значение.
Елисеева Светлана БорисовнаГБОУ НШ – ДС № 624Санкт – ПетербургРусский язык.3 класс.Программа «Перспектива» Тема: Слово и его значение Цель: Основные задачи:1) воспиты...
Рабочая программа метапредметного проекта «Слово – к мудрости ступенька» 3 класс
Рабочая программа метапредметного проекта«Слово – к мудрости ступенька»Рабочая программа метапредметного проекта«Слово – к мудрости ступенька» 3 класс...
Концертно-развлекательная программа: «Мама – главное слово»
Форма проведения: концертно-развлекательная программаМесто проведения: актовый залУчастники: творческие коллективы ЦДТТ:- объединение «Умелые ручки»- объединение «Лоскутная фантазия»- объединение «Мой...