Программа кружка "Художественное слово"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа кружка "Художественное слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_hudozhestvennoe_slovo.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Художественное слово» (далее – программа) составлена на основе авторской программы Цецулиной С.В. «Художественное чтение» В авторскую программу Цецулиной С.В. «Художественное чтение» внесены изменения в календарно-тематическое планирование.
Программа «Художественное слово» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «Художественное слово» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Цели и задачи программы
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа «Художественное слово» рассчитана на 1 года обучения, для обучающихся 7-10 лет. Специфика организации занятий по программе «Художественное слово» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Программа «Художественное слово» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часа в неделю во внеурочное время в объеме 72 часа в год .
Формы организации занятий:
- литературные игры,
- конкурсы-кроссворды
- библиотечные уроки
- путешествия по страницам книг
- проекты
- уроки-спектакли.
Предполагаемый результат деятельности:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
- книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
- заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в учебно-тематическом плане.
Календарный план кружка:
« Художественное слово »
для 4 классов на 2012-2013 учебный год
(кружок -72 часа)
Раздел | Кол-во часов | Тема | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | |||
Вводные занятия | 2ч | Программа кружка инструктаж по охране труда; знакомство с библиотекой | 2ч | 2ч | |
Библиотечное дело. Общие вопросы | 10ч | Библиотека и общество. Социальная роль библиотеки. Принципы общедоступности библиотек. Правила пользования библиотеками. . Библиотечные советы. Массовое чтение. Пропаганда книги и руководство чтением.. . | 1ч 1 ч 1ч 2ч 5ч | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | 1ч 4ч |
Основы организации библиотечного дела | 42ч | Такие разные, разные «носители информации». «День сказочных затей» Как познакомиться с книгой. Радостное чтение и некоторые его правила. «Я рисую любимую книгу» Каждая книга хочет быть прочитанной.(Перелистывая страницы книг). Создаем макет титульного листа любимой книги. Как не заблудиться в книжном мире. Когда чтение бывает радостным? Чтение и творчество. Мы на книжном острове». Выбери сам. Играем в библиотекаря». Мои читательские интересы. Готовим сообщение Первенство по читательской «самостоятельности». | 4ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 6ч 2ч 2ч 2ч 4ч 2ч 2ч 4ч 2ч | 4ч 2ч 2ч. 1ч 2ч 4 2ч 1ч. 2ч 2ч. 1ч. | 1ч 2ч 2ч 2ч 1ч. 4ч 2ч 4ч 1ч |
Основы библиографии | 12ч | Основные виды книгоописания. Библиотечные каталоги. Справочные издания. Справочный аппарат книги, справочная литература Ключи от всех энциклопедий. Турнир энциклопедистов В мире серьезной науки (научно - познавательная литература). | 2ч 1ч 2ч 3ч 2ч 1ч 1ч | 1ч 1ч 1ч. 2ч 1ч 1ч | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч |
Менеджмент | 6ч | Библиотека и общество Подбор литературы для литературных игр. Новые формы в работе библиотеки. Индивидуальные консультации. Подготовка и проведение литературных игр, викторин. «Библиотечный выпускной». | 1ч 1ч 1ч 1ч 2ч. | 1ч 1ч | 1ч 1ч 2ч. |
ИТОГО: | 72 часа |
Содержание дополнительной образовательной программы.
Тема 1. (2ч) Вводное занятие
Цели, задачи и содержание программы.
Общие сведения о библиотеке
Правила безопасности.
Правила библиотеки, знакомство с библиотекой
Тема 2. (10ч) Библиотечное дело. Общие вопросы.
Свободно ориентироваться в библиотеке.
Умение выбрать нужную книгу в любом отделе библиотеки.
Грамотно заполнить документы библиотеки (читательский формуляр, заявку на книгу).
Практическая работа: изготовление библиотечных указателей, разделителей, библиотечных списков.
Тема 3. (42ч) Основы организации библиотечного дела
Умение правильно выбрать книгу, как в открытом, так и закрытом доступе.
Школьная, городская библиотеки (их сходства и различия). Экскурсии в районные библиотеки.
Практическая работа: найти заказанную книгу в открытом (закрытом) доступе; оформление заявок на книги.
Специфика периодики, как вида издания.
Своеобразие материальной конструкции, структуры. Особенности чтения. Репертуар периодических изданий для детей младшего школьного возраста.
Первые журналы. Элементарные понятия об изданиях этого вида. Обзор-игра.
Место и время чтения. Чтение и настроение. Чтение и настроенность на чтение. Впечатления о прочитанном, способность и возможность ими делиться.
Творческий конкурс. Ролевая игра.
Как книга «просится к нам в руки». Элементы книги: титульный лист, оглавление, издательская аннотация.
Практикум. Средства и способы ориентации в книжном пространстве. Открытый доступ и формы его организации: книжные выставки, книжные рекламки, устные рекомендации, их место и роль в читательском самоопределении, ориентации и выборе.
Беседа-демонстрация. Практикум-игра
Художники-иллюстраторы детской книги. Художник-иллюстратор как читатель и соавтор книги. Разные прочтения одних и тех же книг в иллюстрировании.
Рассказ по книжной иллюстрации.
Тема 4. (12ч) Основы библиографии
Определение энциклопедического и справочного издания.
Функции и возможности справочных изданий.
Виды энциклопедий и справочных изданий
Справочные издания, отраслевые энциклопедии, словари,
справочники, картотеки.
Научно-популярная литература, ее отличительные свойства и признаки,
функциональные возможности.
Роль НПЛ в учебной деятельности, развитии познавательных интересов.
Основные разделы НПЛ-фонда. Историческая книга в НПЛ-фонде;
ее типы и виды; особенности содержания; требования к чтению.
Развитие навыков работы со справочной литературой.
Умение ориентироваться в энциклопедиях и справочных изданиях.
Практическая работа: составление тематических картотек;
подбор справочного материала (на заказ).
Итоговое занятие: дифференциация видов изданий, освоенных в ходе занятий; навыки пользования ими; ориентация в книжном пространстве, навыки выбора. Библиографическая игра.
Тема 5. (6ч) Менеджмент
Библиотека и школа.
Индивидуальные консультации
Подбор литературы для литературных игр
Подготовка и проведение литературных игр, викторин.
Практическая работа: проведение литературных игр, викторин, обзоров.
Основные читательские знания, умения и навыки читателей среднего школьного возраста:
структурные подразделения библиотеки и их назначение;
виды информационных источников;
основные элементы книги;
способы ориентации в библиотечном пространстве, средства и приемы выбора.
(Тестирование степени усвоения: обобщение, обозначение перспектив развития).
Игра-праздник.
Ожидаемые результаты занятий.
Учащиеся должны знать:
- справочные издания, энциклопедии, словари, справочники, картотеки;
- как найти нужную книгу в любом отделе библиотеки;
- правила подготовки беседы, открытого мероприятия;
- последовательность заполнения библиотечных документов.
Учащиеся должны уметь:
- планировать работу и работать по плану, организовать рабочее место, оценивать качество выполненной работы;
- реставрировать как массовые, так и раритетные издания;
- пользоваться всеми видами каталогов и картотек;
- быстро найти ответ на нужный вопрос.
Формы оценки качества знаний:
- проведение опросов после окончания темы;
- самостоятельное изготовление библиотечной продукции;
- проведение бесед и викторин в классах;
- оформление тематических выставок в читальном зале библиотеки.
Материально-техническое обеспечение
Библиотека, читальный зал, стеллажи, каталоги, картотеки, книжный фонд, библиотеки, подборки обучающих материалов.
Компьютер, сканер, принтер, ТСО и плакаты,
Печатные материалы (СМИ, учебно-методическая литература);
Инструменты для создания текстового документа;
Полиграфические материалы (бумага, картон, пленки, краски, клей).
Список рекомендуемой литературы
- Андреев О.Х., Хромов Л.Н. Учитесь больше читать: книга для учащихся старших классов. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.
- Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. - 256с.
- Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Линецкий Е.В. Основы информатики и вычислительной техники: пробный учебник для общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 1996. - 158 с.
- Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А.Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.
- Гецов Г.Г.Рациональные приемы с книгой. - М: Книга, 1975. - 109 с.
- Гранин П.П., Бондаренко С.М. , Канцевая Н.А.Как учить школьников работать с учебником. - М: Знание, 1987. - 92 с.
- Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А.Г. и др. - М: Дрофа, 1996. - 136 с.
- Лезер Ф. Рациональное чтение. - М: Педагогика, 1980. - 156 с.
- Николаева А.П.Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1982. - 191 с.
- Новокшонов Ю., Соломатин А.Воспитывая информационную культуру // Народное образование. - 1988. - № 6. - с. 41-47.
- Рыбина Е.Ф., Томашева Е.Н.Библиография литературы для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. - М: Книга, 1984. - 256 с.
- Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. - М, 1987. - 145 с.
- Дорохов А.А., Город твоих друзей. Библиотечный урок. – Москва, Школьная библиотека №8, 2003
- Игра «Читатель, Книга, Библиотека,» Для уч-ся 5 классов. ШБ №1 2000 год Проводится в виде «Поля чудес».
- Игра «Мы путешествуем с друзьями по словарям» 6 класс. ШБ № 3 2000 год.
- Библиотечный урок для 6 класса «Путешествие в страну каталогов» Цель – первоначальное знакомство уч-ся с систематическим каталогом.
- Библиотечный урок во 2 классе . «Строение книги. Элементы книги. Как рождается книга».
- «Путешествие в Книгоград».Сценарий школьного праздника для учащихся 1-5 классов. ШБ №1 2001 год .
- Библиотечная игра «Что вы знаете о книге» ШБ №2 2001 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родное слово"
Рабочая программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....
Методическая разработка и презентация занятия по программе "Художественное слово"
Методическая разработка и презентация занятия по программе "Художественное слово"....
Презентация к урокам по программе "Художественное слово"
Презентация к урокам по программе "Художественное слово"...
Авторская программа "Художественное слово" (образовательная программа по развитию речи)
В программе отражены цели и задачи работы по развитию речи младших школьников, методы организации образовательного процесса, учебно-тематический ...
Методические рекомендации к программе "Художественное слово"
Методические рекомендации содержат примеры конкретных форм и методов обучения при работе над развитием речи учащихся....
Конкурсная программа «Доброе слово сказать - посошок в руки дать» (по русским пословицам и поговоркам)
Одним из важнейших признаков современного образованного и воспитанного человека является правильная, грамотная литературная речь. В настоящее время ни средства массовой информации, ни окружающая...
Образовательная программа "Живое слово"
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности...