рабочая программа кружка "Живое слово" 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению русскому языку младших школьников, который должен на осознанном уровне использовать его в различных речевых и житейских ситуациях. Исходя из этого, в программе кружка мы особое место отводим развитию речи, работе со словом. В отборе материала к занятиям мы ориентируемся на связи с программным материалом по русскому языку.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе обучения школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Кроме того, курс «Живое слово» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Воспитание интереса к «Живому слову» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения кружка «Живое слово» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на других уроках, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zhivoe_slovo.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Живое слово», 1 класс
Составитель: учитель начальных классов Власенко Лариса Николаевна
Научный руководитель: к.п.н., доцент Мамедова Лариса Викторовна
Пояснительная записка к кружку «Живое слово»
Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Т. А. Ладыженская считает, что «наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. Дети овладевают русским языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение». К семилетнему возрасту дети уже, в основном, владеют «важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса – в пределах разговорного стиля». Иными словами, дети овладевают русским языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей именно в первом классе. Не менее важным в этом возрасте является и развитие творческих способностей, т.к. только активная творческая личность отвечает требованиям современного динамично изменяющегося и развивающегося мира.
В новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартах особое внимание обращается на «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности». В 1 В классе 25% учащихся являются «двуязычными», т.е. русский язык не является их родным языком. При изучении алфавита и овладении навыками чтения и письма они будут испытывать определенные затруднения. Диагностика уровня развития творческого мышления показала, что именно эти дети имеют низкий и очень низкий уровень. Этот факультативный курс был создан, в первую очередь, для индивидуальной помощи таким ученикам.
В разработке данной программы мы опирались на программы деятельности учащихся начальных классов в рамках предметного кружка «Родное слово» О. А. Бухтияровой, курса «Развитие творческих способностей», С. А. Брусенцовой, факультатива «Развиваемся, играя» Е. М. Порошиной, и авторской программы по курсу «Занимательная грамматика» для начальной школы Л. А. Сомочкиной.
Занятия по развитию творческих способностей (РТС) принципиально отличаются от обычных уроков по форме и содержанию, по целям, стоящим перед учителем и учеником. «Они побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу». На занятиях по РТС каждый ученик работает в меру своих сил, не обязательно все задания должны быть выполнены каждым учеником. Главное, чтобы все ученики думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения. Такие занятия отличаются от уроков тем, что у ребенка есть больше возможности подумать, поразмышлять, попробовать разные пути решения. Они не ограничены временными рамками и требованиями программы. На каждом занятии необходимо давать упражнения для развития мышления, воображения, памяти, внимания, волевых качеств.
Мы считаем обязательным для занятий с первоклассниками включение элементов занимательности. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли кружка «Живое слово». «Ребенок живет в слове, развивается, устно и письменно самовыражается, передает и получает информацию, следовательно, нужно как можно больше и раньше узнать о слове».
Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению русскому языку младших школьников, который должен на осознанном уровне использовать его в различных речевых и житейских ситуациях. Исходя из этого, в программе кружка мы особое место отводим развитию речи, работе со словом. В отборе материала к занятиям мы ориентируемся на связи с программным материалом по русскому языку.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе обучения школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Кроме того, курс «Живое слово» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Воспитание интереса к «Живому слову» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения кружка «Живое слово» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на других уроках, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Цель данной программы: развитие творческого мышления, формирование творческой личности младшего школьника.
Задачи:
- развивать такие качества творческого мышления, как гибкость, беглость, оригинальность;
- формировать умение нестандартно мыслить;
- готовить учащихся к творческой познавательной и общественно–трудовой деятельности;
- расширять и углублять программный материал; закреплять уже имеющиеся у детей знания и навыки по предметам;
- формировать способность к авторской письменной речи, творчеству и сочинительству;
- развивать логическое мышление, память, речь, воображение;
- совершенствовать общее языковое развитие младших школьников.
При составлении программы кружка мы основывались на принципах, выделенных И. П. Подласым и Л. Д. Столяренко:
- принцип сознательности и активности, ведь именно с ясностью понимания целей и задач при выполнении задания возможно достижение результата деятельности;
- принцип доступности. Обучение учитывает возрастные, индивидуальные особенности младших школьников, использование аналогии. Сравнения, сопоставления, противопоставления учит рассуждать, показывает им, что самые сложные знания доступны для понимания;
- индивидуальности ̶ необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого ребенка позволяют тренировать его способности лишь в определенных пределах;
- принцип связи теории с практикой. Эффективность и качество обучения проверяются практикой, именно практика является критерием истины, источником положительного действия и областью приложения результатов обучения;
- принцип последовательности ̶ предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения.
Методы:
- наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);
- словесные (беседа, объяснение, дискуссия);
- практические (упражнения).
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Для развития творческих способностей необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребенка;
- не допускать переутомления и учебных перегрузок;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
- специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения;
- использовать принцип межпредметности.
Педагогическая позиция:
- сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика;
- живое общение, содействие эмоциональному пробуждению разума;
- обеспечение речевых ситуаций, речевой практики для учащихся;
- создание в классе атмосферы борьбы за высокую культуру речи.
Программа кружка «Живое слово» ориентирована на учеников 1 класса. Курс рассчитан на 25 учебных часов (1 час в неделю), по 35 минут. Часы получены за счет вариативной части школьного компонента образовательной программы начального общего образования.
Ожидаемые результаты:
- развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления;
- применение разнообразных, нестандартных способов решения при выполнении заданий;
- уверенность в себе, своих способностях;
- умение доказать свою точку зрения, адекватная оценка своей работы;
- правильный подбор и использование нужных слов при общении;
- внесение разнообразия в речь, использование синонимов, антонимов, родственных слов; соответствующих данной ситуации пословиц и поговорок, фразеологизмов.
Данный курс имел два параллельных, равнозначных направления – теоретическое и практическое. При изучении каждого раздела учащиеся получали блок теоретических знаний, затем применяли их на практике. Например, при изучении темы «Фольклор» дети знакомились с общеизвестными загадками, узнавали об их особенностях, принципах построения, отличиях от других жанров, а потом придумывали свои варианты.
Для успешного проведения занятий нами использовались разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем давался в стихотворной форме, что способствовало его более легкому усвоению и запоминанию.
Тематическое планирование кружка «Живое слово», направленного на развитие творческого мышления первоклассников
Программа кружка «Живое слово» включает в себя следующие разделы: «Ребенок и слово», «Фольклор», «Такие разные слова…», «Грамматические навыки», «Словотворчество». На основе данных разделов нами было составлено календарно-тематическое планирование кружка, направленное на развитие творческого мышления первоклассников (Таблица 1).
Таблица
Календарно – тематическое планирование кружка «Живое слово»
№ | Тема | Форма проведения | Образовательный продукт | к/ч | дата |
Раздел 1. «Ребенок и слово» | |||||
1. | Звуковая культура речи. Игры с буквами. Звуки вокруг меня. | Практическое занятие. Игры со словами | правило: каждая буква имеет свое место. При замене буквы меняется смысл слова. | 1 | 8.09 |
Продолжение таблицы
2. | Слова, различные одним звуком. | Урок–игра. «Вычитание букв из слов». | Преобразование слов. | 1 | 15.09 |
3. | Слово «друг» и «враг». | Диалог Обыгрывание ситуаций. | Составление высказывания, которое, как друг, поддержит в трудную минуту. Какие слова радуют, обижают. | 1 | 22.09 |
Раздел 2 «Фольклор» | |||||
Устное народное творчество. Загадки. | Урок– литературное слушание. | Определение признаков, построения загадок. | 1 | 29.09 | |
Устное народное творчество. Учимся составлять загадки. | Творческая работа. | Разгадывание загадок. Придумывание загадок. | 1 | 6.10 | |
Устное народное творчество. Сочинение считалки. | Урок– литературное слушание. | Заучивание песен, считалок. Придумывание считалки. | 1 | 13.10 | |
7. | Устное народное творчество. Сочинение скороговорки. | Урок – беседа. Работа в парах. | Придумывание скороговорки. | 1 | 20.10 |
8. | Пословицы и поговорки. | Творческая работа. | Придумать поучительный рассказ к пословице. | 1 | 27.10 (кан.) |
Продолжение таблицы
9. | Крылатые слова и выражения. | Практическое занятие. | К заданной ситуации подобрать крылатое выражение. | 1 | 10.11 |
10. | В гостях у сказки. | Литературное слушание. | Изменить окончание сказки. | 1 | 17.11 |
Раздел 3 «Такие разные слова» | |||||
11. | Словарный запас. Предметы, действия, признаки. | Практическое занятие. | Пополнение словарного запаса учащихся. | 1 | |
12. | Слово ̶ предмет. | Практическое занятие. | Придумать шифр, зашифровать слова. | 1 | 1.12 |
13. | Слова – мячики (антонимы – синонимы) | Игры со словами. | Обогащение лексического запаса учащихся. | 1 | 8.12 |
14. | Слово – действие. | Практическое занятие. | Придумать словосочетания, в которых действие выступает не в обычной роли (часы стоят). | 1 | 15.12 |
15. | Слово ̶ признак. | Урок – сочинялка. | С помощью признаков описать предмет (загадка). Замена признаков, близких по значению. | 1 | 22.12 (кан.) |
Продолжение таблицы
16. | Слово ̶ имя собственное. | Творческая работа. Работа с картинками. | Придумывание «говорящих» кличек для животных. Расшифровка кличек, названий деревень, городов. | 1 | 12.01 |
Раздел 4 «Грамматические навыки» | |||||
17. | Хитрые согласные. | Письменное практическое занятие. | Разгадать шифр, расшифровать фразу. | 1 | 19.01 |
18 | Скромные гласные. | Письменное практическое занятие. | Вспомнить пары слов, различающиеся одной гласной. (леса – лиса). Придумать ребусы. | 1 | 26.01 |
19. | Неуловимые гласные в буквосочетаниях. | Диалог. | Составление кроссворда с со словами с сочетаниями чу–щу, ча–ща, жи–ши. | 1 | 2.02 |
Раздел 5 «Словотворчество» | |||||
20. | Собираем слова. | Урок – фантазия. | Придумывание новых слов. | 1 | 9.02 |
21. | Составные слова. | Урок – диалог. Игра в слова. | Задумать сложное слово, объяснить его значение. Собеседник отгадывает задуманное слово. | 1 | 16.02 |
Окончание таблицы
22. | Общее слово. Фантастический префикс. | Ролевая игра. Игра « Слово – сказка». | Создание коллективной сказки – поочередно каждый добавляет свое предложение, созвучное по смыслу с предыдущими. | 1 | 23.02 |
23. | Сказки наизнанку. | Урок творчества. Смешные истории. | На основе известной сказки придумать свою смешную историю. | 1 | 2.03 |
24. | Сочинялка. Учусь писать стихи. | Урок творчества. | Стихи – фантазия на основе слов – рифмовок. | 1 | 9.03 |
25. | Итоговое занятие. | Тестирование. | Проведение итоговой диагностики. | 1 | 16.03 |
Итого: 25 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...