Попробуем сочинять загадки
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

 

Конспект урока представлен в форме технологической карты, в которой отражены этапы мастерской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poprobuem_sochinyat_zagadki.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

2 класс

Технологическая карта урока

 УМК «Гармония». Учебник для 2 класса в двух частях «К тайнам нашего языка» (Часть 1).  Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Издательство «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2007

Тема: «Попробуем сочинять загадки»

Цель: учить школьников сочинять загадки.

Этапы

Деятельность

Оборудование

урока

Планируемый

результат

Учителя

Учащихся

  1. Формирование групп

- По цвету жетона найдите свою группу.

Объединяются в группы.

Жетоны 5 разных цветов (по количеству учащихся).

Формирование 5 групп.

  1. Актуализация знаний

Индукция

- Прочитайте тексты, выберите из них лишний. Объясните свой выбор.

Читают тексты, ищут лишний. Каждая группа называет лишний текст, объясняя свой выбор (Лишний текст – стихотворение, оставили загадки).

Слайд 2 – тексты:

  1. У стола четыре

ножки, по две с каждой стороны,

Но сапожки и калошки этим ножкам не нужны.

  1. Красный нос в

 землю врос, а зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос.

  1. Растёт зелёный

кустик,

 Дотронешься – укусит! 

Умение анализировать тексты по их  содержанию.

Умение высказывать предположения и аргументировать их.

  1. Постановка учебной задачи

- Кто из вас любит отгадывать загадки?

- А хотите поучиться их сочинять? Сегодня попробуем сочинять загадки.

Слайд 3 – слово загадка.

Умение принимать учебную задачу.

  1. Словарная работа

а) Самоконструкция

- Напишите в центре чистого листа бумаги слово загадка, разделите лист на две половинки, слева запишите ассоциации к слову загадка. 

Каждый ученик записывает ассоциации.

Лист бумаги у каждого ученика.

Активизация психо-эмоционального состояния учащихся.

б) Социоконструкция

- Обсудите в группе, запишите себе те ассоциации, которые вам понравились при обсуждении.

Обсуждают в группе, присваивают себе опыт других (записывают понравившиеся ассоциации).

Построение результата группой.

в) Социализация

- От группы подарите всем 1-2 самых интересных ассоциаций.

Представители каждой группы озвучивают ассоциации.

По ходу выступления групп появляются слова тайна, интересно, думать, вопрос – слайд 4.

Афиширование результата работы в группе.

г) Самоконструкция

- Подберите и запишите справа на листе однокоренные слова к слову загадка.

Индивидуально записывают однокоренные слова.

Активизация мыслительной деятельности учащихся.

д) Социоконструкция

- Обсудите в группе, запишите себе те слова, которые вам понравились при обсуждении.

Обсуждают в группе, записывают понравившиеся слова.

Создание результата группой.

е) Социализация

- От группы подарите всем 1-2 самых интересных слова.

Представители каждой группы озвучивают однокоренные слова.

Появляются слова отгадка, гадалка, гадать, угадал - слайд 5.

Представление результата от группы.

ж) Самоконструкция

- Попробуйте составить определение слова загадка. Начните так: «Загадка – это…»

Индивидуально составляют определение.

Умение строить определение, опираясь на свой опыт.

з) Социоконструкция

- Обсудите в группе свои версии.

Обсуждают в группе.

Сверка собственных знаний с опытом товарищей.

и) Социализация

         

- От группы запишите самое удачное определение на листе,  подарите всем.

Представители вывешивают  определения на доску и озвучивают для всех.

Лист бумаги для каждой группы.

Умение аргументировать свою точку зрения и координировать её с другими при выработке общего решения.

- Где можно узнать толкование слова?

- Хотите узнать, какое определение даётся  в толковом словаре?

Загадка – один из жанров устного народного творчества. Загадки возникли в глубокой древности. Люди из суеверия не хотели называть своим именем предметы, чтобы не испортить охоту, не навредить ребёнку. Они придумывали иносказательную речь. Из этой иносказательной речи и родились загадки. Уже за много сотен лет до нашей эры у разных народов существовал обычай испытывать людей с помощью загадок: проверять их сообразительность, смекалку, мудрость.

- В толковом словаре.

Ученик читает словарную статью: «Загадка. Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании».

Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.

Слайд 6 - определение.

Сверка нового знания с литературным источником.

  1. Конструирование загадки

а) Социоконструкция

- Постарайтесь восстановить загадку, расположив слова в нужной последовательности.

Работают в группе.

Каждая группа получает конверт № 1 с загадкой, разрезанной на отдельные слова.

Умение работать в группе: составлять текст загадки из отдельных слов.

б) Социализация

- Озвучьте от группы, что получилось.

- Отгадайте загадку.

Озвучивают версии.

Слайд 7 – текст загадки:  

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала.

Слайд 8 – отгадка (снежинка).

Афиширование результата работы в группе.

  1. Анализ структуры загадки

а) Социоконструкция

- Чтобы научиться сочинять  загадки, надо понять, как они устроены. В этом вам поможет загадка, которую вы восстановили из отдельных слов, и вопросы в упражнении 174 учебника, на которые нужно ответить.

Дети читают вопросы и отвечают на них:

1. Называется ли в загадке предмет, о котором придумана загадка? (Нет, не называется).

2. Назван ли другой предмет, на него похожий? С чем сравнивается? (Называется похожий предмет – звёздочка, это  метафора).

3. Указаны ли в загадке признаки, по которым можно догадаться, о чём идёт речь? (Белая – эпитет).

Учебник.

Слайд 9 – вопросы.

Умение анализировать структуру текста.

б) Социоконструкция

- Опираясь на вопросы, составьте в группах план, по которому надо сочинять загадки.

Дети составляют план в группах.

Умение представлять структуру загадки в виде плана.

в) Социализация

- Поделитесь со всеми, что получилось.

Представители одной группы зачитывают план, другие его корректируют.

Слайд 10 – план:

  1. Называется не

сам предмет, о котором загадка, а другой, похожий на него.

  1. Указываются

яркие признаки того предмета, о котором загадка, по которым его можно узнать.

  1. Последние слова

строк рифмуются.

Умение оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

  1. Творческая работа

а) Социоконструкция

- Давайте вместе попробуем сочинить загадку об этом предмете.

- Что это?

- Смотрим на план. Будем называть в загадке этот предмет?

- На что похож предмет? С чем можно сравнить?

- По каким признакам можно узнать этот предмет?

- К слову ложка подберите рифму.

-Что получилось?

- Лопата.

- Нет.

- Ложка, ладошка.

- Железная, копает.

- Картошка.

- Железная ложка копает картошку.

Слайд 11 – рисунок лопаты.

Умение анализировать отличительные признаки загадываемого предмета.

б) Социоконструкция

- Сочините в группе загадку о том предмете, который находится у вас в конверте.

Сочиняют загадки в группах.

Каждая группа получает конверт № 2, в котором находится изображение какого-либо из следующих предметов: ножницы, часы, стул, солнце, чайник.

Умение применять полученные знания на практике.

в) Социализация

- Поделитесь со всеми, что получилось.

Представители от каждой группы озвучивают загадки, остальные группы их отгадывают.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

  1. Итог урока

Рефлексия

- Что нового узнали? Какое задание понравилось выполнять? Когда было трудно?

Учащиеся по желанию отвечают на вопросы.

Слайд 12.

Умение рассказать о том, что было наиболее важным и значимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Сочиним загадку

Фрагмент занятия кружка «Занимательная грамматика»....

Разработка урока по русскому языку (развитие речи) "Учимся сочинять загадки"

Урок русского языка направлен на формирование умения составлять загадки. Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, де...

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Презентация "Как сочинить загадку"

В презентации раскрываются простые способы сочинения загадок на уроке. Презентация создана на основе шаблонаDrag and Drop.2 КЛАСС ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РИТОРИКА....

Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )

Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....

Методическая разработка урока по детской риторике по теме "Загадки-описания. Сочини загадку"

Разработка урока по детской риторике для 2 класса по теме "Загадки-описания. Сочини загадку"...

Урок русского языка «Попробуем сочинять загадкии»

Цель урока:учить приёмам конструирования загадок со опорой на иллюстрацию;узнать основные особенности загадок;способствовать развитию речи, мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции,...