Попробуем сочинять загадки
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
Конспект урока представлен в форме технологической карты, в которой отражены этапы мастерской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
2 класс
Технологическая карта урока
УМК «Гармония». Учебник для 2 класса в двух частях «К тайнам нашего языка» (Часть 1). Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Издательство «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2007
Тема: «Попробуем сочинять загадки»
Цель: учить школьников сочинять загадки.
Этапы | Деятельность | Оборудование урока | Планируемый результат | |
Учителя | Учащихся | |||
| - По цвету жетона найдите свою группу. | Объединяются в группы. | Жетоны 5 разных цветов (по количеству учащихся). | Формирование 5 групп. |
Индукция | - Прочитайте тексты, выберите из них лишний. Объясните свой выбор. | Читают тексты, ищут лишний. Каждая группа называет лишний текст, объясняя свой выбор (Лишний текст – стихотворение, оставили загадки). | Слайд 2 – тексты:
ножки, по две с каждой стороны, Но сапожки и калошки этим ножкам не нужны.
землю врос, а зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос.
кустик, Дотронешься – укусит! | Умение анализировать тексты по их содержанию. Умение высказывать предположения и аргументировать их. |
| - Кто из вас любит отгадывать загадки? - А хотите поучиться их сочинять? Сегодня попробуем сочинять загадки. | Слайд 3 – слово загадка. | Умение принимать учебную задачу. | |
а) Самоконструкция | - Напишите в центре чистого листа бумаги слово загадка, разделите лист на две половинки, слева запишите ассоциации к слову загадка. | Каждый ученик записывает ассоциации. | Лист бумаги у каждого ученика. | Активизация психо-эмоционального состояния учащихся. |
б) Социоконструкция | - Обсудите в группе, запишите себе те ассоциации, которые вам понравились при обсуждении. | Обсуждают в группе, присваивают себе опыт других (записывают понравившиеся ассоциации). | Построение результата группой. | |
в) Социализация | - От группы подарите всем 1-2 самых интересных ассоциаций. | Представители каждой группы озвучивают ассоциации. | По ходу выступления групп появляются слова тайна, интересно, думать, вопрос – слайд 4. | Афиширование результата работы в группе. |
г) Самоконструкция | - Подберите и запишите справа на листе однокоренные слова к слову загадка. | Индивидуально записывают однокоренные слова. | Активизация мыслительной деятельности учащихся. | |
д) Социоконструкция | - Обсудите в группе, запишите себе те слова, которые вам понравились при обсуждении. | Обсуждают в группе, записывают понравившиеся слова. | Создание результата группой. | |
е) Социализация | - От группы подарите всем 1-2 самых интересных слова. | Представители каждой группы озвучивают однокоренные слова. | Появляются слова отгадка, гадалка, гадать, угадал - слайд 5. | Представление результата от группы. |
ж) Самоконструкция | - Попробуйте составить определение слова загадка. Начните так: «Загадка – это…» | Индивидуально составляют определение. | Умение строить определение, опираясь на свой опыт. | |
з) Социоконструкция | - Обсудите в группе свои версии. | Обсуждают в группе. | Сверка собственных знаний с опытом товарищей. | |
и) Социализация
| - От группы запишите самое удачное определение на листе, подарите всем. | Представители вывешивают определения на доску и озвучивают для всех. | Лист бумаги для каждой группы. | Умение аргументировать свою точку зрения и координировать её с другими при выработке общего решения. |
- Где можно узнать толкование слова? - Хотите узнать, какое определение даётся в толковом словаре? Загадка – один из жанров устного народного творчества. Загадки возникли в глубокой древности. Люди из суеверия не хотели называть своим именем предметы, чтобы не испортить охоту, не навредить ребёнку. Они придумывали иносказательную речь. Из этой иносказательной речи и родились загадки. Уже за много сотен лет до нашей эры у разных народов существовал обычай испытывать людей с помощью загадок: проверять их сообразительность, смекалку, мудрость. | - В толковом словаре. Ученик читает словарную статью: «Загадка. Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании». | Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. Слайд 6 - определение. | Сверка нового знания с литературным источником. | |
а) Социоконструкция | - Постарайтесь восстановить загадку, расположив слова в нужной последовательности. | Работают в группе. | Каждая группа получает конверт № 1 с загадкой, разрезанной на отдельные слова. | Умение работать в группе: составлять текст загадки из отдельных слов. |
б) Социализация | - Озвучьте от группы, что получилось. - Отгадайте загадку. | Озвучивают версии. | Слайд 7 – текст загадки: Белая звёздочка с неба упала, Мне на ладошку легла и пропала. Слайд 8 – отгадка (снежинка). | Афиширование результата работы в группе. |
а) Социоконструкция | - Чтобы научиться сочинять загадки, надо понять, как они устроены. В этом вам поможет загадка, которую вы восстановили из отдельных слов, и вопросы в упражнении 174 учебника, на которые нужно ответить. | Дети читают вопросы и отвечают на них: 1. Называется ли в загадке предмет, о котором придумана загадка? (Нет, не называется). 2. Назван ли другой предмет, на него похожий? С чем сравнивается? (Называется похожий предмет – звёздочка, это метафора). 3. Указаны ли в загадке признаки, по которым можно догадаться, о чём идёт речь? (Белая – эпитет). | Учебник. Слайд 9 – вопросы. | Умение анализировать структуру текста. |
б) Социоконструкция | - Опираясь на вопросы, составьте в группах план, по которому надо сочинять загадки. | Дети составляют план в группах. | Умение представлять структуру загадки в виде плана. | |
в) Социализация | - Поделитесь со всеми, что получилось. | Представители одной группы зачитывают план, другие его корректируют. | Слайд 10 – план:
сам предмет, о котором загадка, а другой, похожий на него.
яркие признаки того предмета, о котором загадка, по которым его можно узнать.
строк рифмуются. | Умение оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. |
а) Социоконструкция | - Давайте вместе попробуем сочинить загадку об этом предмете. - Что это? - Смотрим на план. Будем называть в загадке этот предмет? - На что похож предмет? С чем можно сравнить? - По каким признакам можно узнать этот предмет? - К слову ложка подберите рифму. -Что получилось? | - Лопата. - Нет. - Ложка, ладошка. - Железная, копает. - Картошка. - Железная ложка копает картошку. | Слайд 11 – рисунок лопаты. | Умение анализировать отличительные признаки загадываемого предмета. |
б) Социоконструкция | - Сочините в группе загадку о том предмете, который находится у вас в конверте. | Сочиняют загадки в группах. | Каждая группа получает конверт № 2, в котором находится изображение какого-либо из следующих предметов: ножницы, часы, стул, солнце, чайник. | Умение применять полученные знания на практике. |
в) Социализация | - Поделитесь со всеми, что получилось. | Представители от каждой группы озвучивают загадки, остальные группы их отгадывают. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. | |
Рефлексия | - Что нового узнали? Какое задание понравилось выполнять? Когда было трудно? | Учащиеся по желанию отвечают на вопросы. | Слайд 12. | Умение рассказать о том, что было наиболее важным и значимым. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Сочиним загадку
Фрагмент занятия кружка «Занимательная грамматика»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-22164-1572459314.jpg)
Разработка урока по русскому языку (развитие речи) "Учимся сочинять загадки"
Урок русского языка направлен на формирование умения составлять загадки. Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, де...
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе, тема урока: "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...
Презентация "Как сочинить загадку"
В презентации раскрываются простые способы сочинения загадок на уроке. Презентация создана на основе шаблонаDrag and Drop.2 КЛАСС ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РИТОРИКА....
Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )
Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/04/picture-44949.jpg)
Методическая разработка урока по детской риторике по теме "Загадки-описания. Сочини загадку"
Разработка урока по детской риторике для 2 класса по теме "Загадки-описания. Сочини загадку"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-297943-1379390721.jpg)
Урок русского языка «Попробуем сочинять загадкии»
Цель урока:учить приёмам конструирования загадок со опорой на иллюстрацию;узнать основные особенности загадок;способствовать развитию речи, мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции,...