Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )
презентация к уроку (русский язык, 2 класс) по теме
Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.pptx | 349.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип урока: изучение нового материала. ЦЕЛИ : 1. ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИНЦИПАМИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАГАДОК; УЧИТЬ ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО СОСТАВЛЯТЬ ЗАГАДКИ 2. АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР И ОБОГАЩАТЬ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ 3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 4. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПРЕКРАСНОГО НА ПРИМЕРАХ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ( ЗАГАДКАХ) 5. ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ПИСАТЬ БЕЗ ОШИБОК ( « НЕ ЗНАЮ – ПИШУ С «ОКОШКОМ» ) 6. ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЯТ С ПРАВИЛЬНЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ПИСЬМА СТИХОТВОРНЫХ ЗАГАДОК.
Что такое загадка? Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним какое – нибудь , хотя отдалённое сходство, на основании последнего вопрошаемый должен отгадать задуманный предмет. ( Ф.А.Бронгауз , И.А.Ефрон «Энциклопедический словарь») В древности загадки – средство испытания мудрости, теперь – народная забава: простое упражнение ума.
Виды загадок : 1. народная 2. авторская 3. загадки для детей
1. Народная загадка Народные загадки по своей форме примыкают к пословицам : та же мерная складная речь , то же частое употребление рифмы и созвучия. Течёт, течёт, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит. (река) В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина) По горам, по долам Ходит шуба да кафтан. (овца)
2. Авторская загадка Авторская загадка – это загадка, составлена каким то определённым человеком ( как правило – писателем ) на основе своих наблюдений и умозаключений. Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что тот надут ! ( мяч ) С.Я.Маршак
3. Загадки для детей Детские загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, способствуют развитию наблюдательности, смекалки, мышления и воображения. Жу-жу-жу-жу ! Я на ветке си жу , Я на ветке си жу, Букву «ж» всё твер жу . Знаю твёрдо букву эту. Я жуж жу весной и летом. ( жук )
Отгадай загадки и постарайся понять, как они устроены : 1. Что за лента для колёс Протянулась вдоль берёз ? 2. Посадили зёрнышко, Вырастили солнышко. Вывод : есть рифма, созвучие и сравнение с другим предметом.
Где загадка, а где – нет? Докажите. С.Я.Маршак В.Мусатов У стола четыре ножки, По две с каждой стороны, Но сапожки и калошки Этим ножкам не нужны. Это стихотворение. Попробуй переделать его в загадку. Эти яблочки румяные Дружат с зимними полянами И поют среди берёз, Невзирая на мороз. Это загадка. Спишите её. Отгадайте.
Загадка – это деловая речь или картинная ? Объясни ответ. Ответы детей : Картинная , потому что есть рифма ( кто-то её сочиняет), есть сравнение с другим предметом, её просто хочется нарисовать (как это делает художник )
Сочиняем загадки про … У него четыре ножки, и стоит он у окна. Он ещё имеет спинку и подушку в серединке. (Никифоров Валера) Спинка есть, четыре ножки, Но не ходит по дорожке. (Ивановская Лилия)
Сочиняем загадки про … Я землю копала, совсем не устала. А кто со мной копал, тот и устал. ( Уракова Мария ) Два ножа, скреплённых вместе, Вырезают и кроят. Что- то с нами мастерят. ( Мазикина Виктория )
Сочиняем загадки про … Ходят, а без ножек. Бьют, а не больно. ( Рыхлова Дарья ) . Без рук, без ног, а ходят. Нет рта, а время говорят. (Воеводин Дмитрий) Ходят, но не шагают. Будят, но не петух.( Зубакин Алексей)
Сочиняем загадки про … Что за коняшки ? На всех тельняшки. ( Исмаилова Марьям) Неуклюжий, косолапый. Любит малину и мёд пчелиный. ( Альшина Юлия ) Бывает, что летает. Но в воде обитает. ( Рыбин Денис )
Сочиняем загадки про … Две подруги ходят по кругу. Друг на друга глядят. С цифрами дружат, убегать далеко не хотят. ( Лебедева Полина ) Он большой и удобный. В него мы можем положить: Посуду, вещи, книги, игрушки и всякие- всякие безделушки . ( Дзюбенко Диана )
Сочиняем загадки про … Это - с носиком бочонок. Он певец хороший: - Я пыхчу, пыхчу, пыхчу! Больше греться не хочу. (Мишулина Полина) Текло, текло. И под стекло. ( Уфимцева Мария )
Сочиняем загадки про … Не стучится, а в окно к нам заходит всё равно. (Пономарёв Иван) Два брата одну работу делают. (Горлов Вячеслав) Он зелёный, а не лист. Он колючий, а не ёж. ( Рыхлова Дарья)
Сочиняем загадки про … Чашек он начальник. На плите стоит, в нём вода кипит. ( Богданов Максим ) Круглый он, с водой! Когда вода закипит, носик засвистит. ( Чурин Кирилл ) Кипит, пар выпускает. Из носика вода вытекает. ( Зубакин Алексей )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку 3 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование УМК "Школа 2100" расчитано на 4 часа в неделю...
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
КТП по русскомуязыку УМК ПНШ 3 класс
КТП по русскомуязыку УМК ПНШ 3 класс...
Рабочая программа по русскомуязыку 2 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...
рабочая программа по русскомуязыку
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "школа россии" 170 часов...
Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку 3 класс УМК "Школа России"
Календарно- тематическое планирование по русскому языку в 3 классе составлено по учебнику В. П. Канакина УМК "Школа России"...