Урок русского языка «Попробуем сочинять загадкии»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель урока:
- учить приёмам конструирования загадок со опорой на иллюстрацию;
- узнать основные особенности загадок;
- способствовать развитию речи, мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, заинтересовать детей, выработать положительный мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приёмами художественной речи.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов;
- формировать умение конструировать загадки;
развивающие:
- развивать образное мышление, речь;
- совершенствовать навыки грамотного письма;
воспитательные:
- развивать коммуникативные качества (навыки работы в парах, в группе);
- воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: «открытие» нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_poprobuem_sochinyat_zagadki.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Урок русского языка
«Попробуем сочинять загадки»
Подготовила учитель
начальных классов
Шафорост Надежда Викторовна
Южноуральск
2023
Тема: Попробуем сочинять загадкиЦель урока:
- учить приёмам конструирования загадок со опорой на иллюстрацию;
- узнать основные особенности загадок;
- способствовать развитию речи, мышления, находчивости, сообразительности, быстроты реакции, заинтересовать детей, выработать положительный мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приёмами художественной речи.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов;
- формировать умение конструировать загадки;
развивающие:
- развивать образное мышление, речь;
- совершенствовать навыки грамотного письма;
воспитательные:
- развивать коммуникативные качества (навыки работы в парах, в группе);
- воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: «открытие» нового знания
Планируемый результаты:
- предметные: учащиеся научатся составлять загадки.
- метапредметные: планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре, группе
- личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи;
Основные понятия: загадка, рифма, сравнение, опорные слова.
Оборудование: учебники, тетради, презентация к уроку (10 слайдов)
Содержание урока
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
(у) – Расставьте буквы по алфавиту:
Ё, Е, Б, И, У, С, Н
Б, Е, Й, И, Н, С, У
(у) – Переверните карточки и узнаете о чём наш урок.
[появляется слово ЗАГАДКИ] Слайд 1 и 2
(у) – Тема нашего урока – загадка. Это слово говорит само за себя: где загадка, там и отгадка. Значит, мы обязательно постараемся отгадать загадки, а ещё будем учиться сочинять загадки сами.
(у) – Ты любишь отгадывать загадки? А хочешь научиться их сочинять? Вернёмся к загадкам в задании 152 и подумаем, как они устроены.
Слайд 3
[работа со слайдом]
Ответы детей | |
1. Называется ли в загадке предмет, о котором придумана загадка? 2. Назван ли другой предмет, на него похожий? 3. Указаны ли в загадке признаки, по которым можно догадаться о чём идёт речь? 4. Как звучат строки, что особенного в их концовках? 5. Загадки это деловые сообщения или словесные картинки? | 1. Нет. 2. Да. В 1 загадке – лента, во 2й – солнышко. 3. да. В 1 загадке – это лента для колёс 4. Строки рифмуются. В каждой строке одинаковые звуки в конце. 5. Словесные картинки. Мы представляем картинку и соотносим со словами-подсказками, ищем отгадку. |
3. Работа в парах. Задание 175.
(у) – Вам предстоит ответить на вопрос «Где загадка, а где – нет?»
1) У стола четыре ножки,
По две с каждой стороны,
На сапожки и калошки
Этим ножкам не нужны.
С. Маршак
2) Эти яблочки румяные
Дружат с зимними полянами
И поют среди берёз,
Невзирая на мороз.
В. Мусатов
Слайд 4
(у) О чём говорится в первом тексте? (д) О столе. (у) О чём во втором? (д) О снегирях. (у) В каком 1 или2 тексте автор предмет называет? (д) В 1-м. (у) В каком тексте вам пришлось догадаться о ком (д) Во 2-м. идёт речь? |
Вывод: 2 текст – загадка, так как названы только признаки. 1 текст – нет, так как в нём назван предмет, то есть не выполнено первое требование жанра.
(у) – Что общего у этих текстов?
(у) – Это небольшие стихотворения. В них есть рифмы. Это авторские стихотворения.
[Можно вспомнить и поработать со слайдом со слайдом 5] Слайд 5
(у) – Как можно изменить стихотворение С.Я. Маршака, чтобы получилась загадка?
(д) – Убрать слово «стола»:
Например: У него четыре ножки.
или
У доски четыре ножки.
[списывание загадки, выделение орфограмм]
Эти̣ я́бло̣чки̣ ру̣мя́ны̣е̣ – сне̣ги̣ри́.
4. Физминутка.
Везде живут загадки:
Под крышей и на грядке.
На небе и в лесу,
И даже на носу.
Живут и ночью поздней,
И рано поутру,
И в зимний день морозный,
И летнюю жару.
5. Закрепление
1) Игра «Отгадай предмет» Слайд 6
(у) – Вопросы можно задавать относительно формы, цвета, размера предмета. Можно спросить съедобно или несъедобно. Где используют данный предмет.
[можно взять для игры яблоко]
Возможные вопросы:
Это съедобное?
Это овощ?
Оно красного цвета?
Оно сладкое?
и др.
(у) – Попробуем сочинить загадку про яблоко, используя его свойства.
(д) – Это фрукт, похож на мячик.
– Бывает разного цвета
– Внутри маленькие семена.
– Из него можно сварить компот, варенье.
[Работа по учебнику. Задание 177]
(у) – Какой из предметов на картинке похож на ладошку? [лопата]
– Зачем она нужна? [копать]
– Из какого материала сделана лопата? [из железа]
– Что выкапывают осенью при помощи лопаты? [овощи, например, картошку]
– Пробуемо составить загадку. Какие слова рифмуются?
(д) – Ладошка – картошка.
[примерные тексты получившейся загадки]
Железная ладошка
Копает нам картошку.
[запись загадки в тетрадь, используя «окошки» при письме]
Задание 178
(у) – О втором предмете ты знаешь загадки, но попробуй сочинить свою. Можно сказать, что ножницы сделаны из двух половинок. Слайд 8.
Какие они? где гвоздик у ножниц?
[примерные тексты получившихся загадок]
Две половинки Вставил пальчики в колечки
И гвоздик в серединке Вырезал сердечки
[запись загадки в тетрадь, используя «окошки» при письме]
Обобщение. Итог урока.
6. Рефлексия. Игра «Данетка»
Слайд 9.
Отличается ли стихотворение от загадки?
В загадке предмет нужно называть?
Можно ли стихотворение превратить в загадку?
Загадки бывают только народными?
Особенности загадок в том, что в них указывают признаки, действия, но сам предмет не называют?
+ – + – + |
[проверка на слайде позже]
7. Домашнее задание.
Слайд 10.
(у) – Можете выбрать любой предмет в школе, или дома, или из задания 178 в учебнике и попробовать сочинить свою загадку.
(у) – Оформите текст своей загадки на листе бумаги в виде листочка дерева. Два листочка на нашем дереве загадок уже появилось после окончания урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пробуем сочинять загадки" урок русского языка 2 класс УМК "Гармония"
Подробный конспект урока...
Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )
Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....
Попробуем сочинять загадки
Конспект урока представлен в форме технологической карты, в которой отражены этапы мастерской....
"Пробуем сочинять загадки" презентация к уроку русского языка
Презентация для интерактивной доски Smart...
Технологическая карта урока русского языка в 3-м классе по теме «Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке».
Технологическая карта урока русского языка (развития речи), 3 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: «Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клет...
Презентация к уроку русского языка по теме: "Загадка [й] и буквы й.
Презентация к уроку русского языка по программе ПНШ 1 класс "Загадка [й] и буквы й....
Технологическая карта урока русского языка "Учимся сочинять яркий текст-описание", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цель урока: создание условий для развития умения сочинения текста-описанияЗадачи урока:Дидактические:Знать, особенности текста – описания, средства сравненияУметь сочинять яркий текст-описание, ...