разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhn._karta_ustarevshie_slova_slova-sinonimy._novye_slova.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока – русского языка «Устаревшие слова, новые слова, слова-синонимы. в рамках ФГОС
Класс: 2 класс УМК "Начальная школа -21 века"
Предмет: русский язык
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Оборудование(создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- Учебник: «Русский язык» 2 класс, С.В.Иванов.Вентана-граф.
- Проектор, мультимедийная приставка;
- Листки для КОД (контрольно-оценочной деятельности);
Список используемой литературы:
Электронные источники информации:
- www.wikipedia.ru
- www.openclasse.ru
- www.it-n.ru – творческое сообщество учителей
- www.1september.ru
- www.wiki.vladimir.i-edu.ru
- Единая коллекция ЦОР
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? | – | Ф | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая работа. | 7 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. |
–Почему выделены буквы в словах? | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Ф | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Актуализация знаний, введение в проблему Работа над темой. Работа в парах Карточки на партах 1 пара 2 пара 3 пара 4 пара Оценка знаний Проблема урока Тема урока | 11 | Подведение детей к самостоятельному выводу | Посмотрите на экран. Мы с вами находимся в городе. Как вы думаете какой это город? А как вы определили , что это старинный город? Град- город (слова-синонимы) Запишите в тетрадь Впишите нужное слово в предложении Слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, близкие по значению называются синонимы Слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, близкие по значению называются синонимы или антонимы 3. Вычеркните устаревшие слова. Космос, машина, кольчуга, самолет, телефон, кушак, кафтан 4. Работай с толковым словарем. Раньше у слова нельзя был антоним слово льзя. Что это значит? Зеленый цвет- все понятно Желтый – сомневаюсь Красный – не понял.
Называют тему урока Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова | Наблюдение, работа с текстом (сравнение) Наблюдение, проблемная ситуация. | Ф, П | Организует подводящий диалог, уточняет правило ( нет машин, написано слово –град) Организует подводящий диалог, | Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод сравнивают и добавляют свои слова. Записывают в тетрадь, Работают с карточками Обсуждают. Взаимопроверка Оценивают себя Оценивают себя Ставят проблему Называют тему урока. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Проверка понимания способа действия. |
навыки работы со словарями; |
| Ф | Дает образец короткого доказательства | Ставят задачу урока Объясняют написания слов, делают выводы. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. | ||
Первичное закрепление нового материала | 7 | Развитие умения распознавать и подбирать к устаревшим словам слова-синонимы, | Работа в группах соедините стрелками слова- синонимы. 1 группа Очи – глаза, ланиты – щёки, уста – губы, выя – шея, перст – палец, чело – лоб. Запишите на выбор пару слов 2 группа: замените устаревшие слова словами- синонимами У нее прекрасные очи. Ланиты как персик. С её уст не сходит улыбка . Выя у нее как у лебедя. Запишите на выбор любое предложение
Оценка знаний Зеленый цвет- все понятно Желтый – сомневаюсь Красный – не понял. | Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль, | Г, П, И | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
физминутка | 1 | Релаксация | Пощелкайте перстами, И побежали на месте Побежали ,побежали Остановились на чуток Тихо сели и продолжили урок | П | Организация физминутки | Выполняют упражнение для релаксации | Коммуникативные: - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | |
Самопроверка | 3 | Говорят, что книжка есть, Работают с упр 3 стр 89 в Учебнике 1 группа 1 четверостишие 2 группа 2 четверостишие Находят устаревшие слова , работая со словарем 1 вершка, аршин) 2 седмицу,град.) Рассмотреть рост конька горбунка Когда измеряли рост животного то к количество вершков прибавляли к двум аршинам 4.5 +4,5+4,5 + 71+71 см =1м 55,5 см Читают правило стр 90 «Тайны языка» Новые слова светофор, пирожное, космонавт, вертолет. Более новые слова компьютер, Оценка знаний Оценка знаний Зеленый цвет- все понятно Желтый – сомневаюсь Красный – не понял. |
Работа с учебником стр 89 упр3 Читают | И, | Организует работу класса Диктует слова Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд | Читаю находят устаревшие слова , работают с толковым словарём записывают значение слов в тетрадь, читают вслух Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, ставят констатирующую оценку | Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | |
Подведение итогов | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Решили ли мы проблему Нужно ли знать устаревшие слова.
| Рефлексия, контроль, | Ф,П, Г | Задает вопросы | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
Этап разъяснения домашнего задания | 1 | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Найдите в сказках устаревшие слова запишите их в тетрадь. Или в толковом словаре запишите их | Ф,И | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; | |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) | 1 | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Работа с листом самооценки, | Рефлексия, КОД | Ф | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Жизнь слова. Устаревшие и новые слова».
Учащиеся знакомятся с устаревшими словами, учатся находить их в тексте, выводят понятия "архаизм" и "историзм"....
Презентация к уроку обучения грамоте по теме: "Диагностирование орфографической зоркости. Запись слов под диктовку. Запись новых слов из букв, имеющихся в записанных словах."
В презентации представлени необходимый наглядный материал для проведения урока....
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"
Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...
Методическая разработка "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы"
Методическая разработка логопедического занятия для учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III ....
Работа над многозначностью слова, синонимами, антонимами, крылатыми словами, фразеологией.
С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её....
Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, фразеологизмах.
Где писателям уют?Где их помнят, любят, ждутИ заносят в картотеки?Скажем, где?...
Технологическая карта и презентация русского языка УМК «Начальная школа XXI» 2 класс Тема урока Устаревшие слова. Слова-синонимы. Новые слова
Цель:закрепление знаний и корректировка умения определять устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова и умения распознавать и понимать эти слова в речи. Задачи:Дидактические:1)...
Комментарии
Устаревшие слова , слова-синонимы, новые слова
урок полезный. есть нужный материал