Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, фразеологизмах.
план-конспект урока по русскому языку

Где писателям уют?

Где их помнят, любят, ждут

И заносят в картотеки?

Скажем, где? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

русского языка

по теме: «Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием слов в тексте» с применением ИКТ , игровой и проблемной технологий, здоровьесберегательная технология В.Ф. Базарного

Дата проведения    30.09.2019 г.

Класс 4 «Б»        

Учитель: Федорова Елена Анатольевна

Тип урока

Комбинированный

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятиями «устаревшие слова», «многозначные слова», «заимствованные слова», «прямое» и «переносное значение» слов; совершенствовать умение объяснять значения многозначных слов; способствовать развитию умения составлять предложения со словами в прямом и переносном значении; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятиями «устаревшие слова», «многозначные слова», «заимствованные слова», «прямое» и «переносное значение» слов; научатся объяснять значения многозначных слов; составлять предложения со словами в прямом и переносном значении; уточнять лексическое значение устаревших и заимствованных слов в толковом словаре; выполнять разбор слова по составу

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать

в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли

в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности
учащегося

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята. Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок.

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны книжка и тетрадь.

Хорошо известно вам, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

А теперь, ребятки, ротики закрыть,

Будем мы по теме только говорить.

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

 

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Рассказывают о происхождении слова «шофер».

(См. РМ, Приложение 1.)

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять
 актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять выс-

казанные мнения по существу полученного задания

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Спишите буквосочетания, продолжив закономерность.

– Прочитайте. Спишите. 

Выполняют чистописание. 

Срв Вср Рвс

Спит спокойно старый слон –

Стоя спать умеет он.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Доскажите словечко:

Где писателям уют?

Где их помнят, любят, ждут

И заносят в картотеки?

Скажем, где? (В библиотеке!)

(См. РМ, Приложение 2.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «библиотека»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

К

Л

Н

П

Б

И

Б

Л

И

О

Т

Е

К

А

С

Г

Л

Т

А

К

А

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения с этим словом

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

(См. РМ, Приложение 3.)

– Прочитайте тему урока.

– Что мы должны узнать на уроке?

– Что такое лексика? Сколько лексических значений имеет слово? Как определить лексическое значение слов? Какие слова называются многозначными?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Работают с интерактивной доской

Объясняют значение слова «лексика».

Лексика – 1) Совокупность слов какого-либо языка, диалекта; совокупность слов, употребляющихся в какой-либо сфере деятельности; совокупность слов, используемых кем-либо в своей речи, при написании каких-либо произведений и т. п.

2) разг. То же, что лексикология.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме

IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 62).

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 63)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте. Что можно сказать о происхождении

выделенных слов? (Слова «футбол», «хоккей»,

«жокей», «теннис», «яхта», «бокс», «рекорд», «чемпион», «тайм-аут», «спорт» – слова иностранного происхождения.)

– Узнайте лексическое значение этих слов в словаре иностранных слов.

– Спишите слова, заимствованные из английского языка, располагая их по алфавиту.

– Прочитайте слова, заимствованные из других языков. Запишите слова любой группы по алфавиту, объясните их значения.

– Ознакомьтесь со словарем иностранных слов в учебнике. Запишите толкование слова «дирижер».

– А знаете ли вы, почему тетрадь, пенал и карандаш называются так, а не по-другому?

«Тетрадь» – слово не русское, а греческое, и означает оно «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом еще раз пополам. Останется лишь разрезать эту книжечку, сшить ее посредине – и тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Такими и были первые тетради. Потом листов стало больше, но название осталось то же.

Слово «пенал» пришло к нам из латинского языка. Слово «перо» по-латыни будет «пенна». А «пенна» и «пенал» звучат почти одинаково, правда?

Слово «карандаш» произошло от тюркского «кара», что означает «черный», и «таш» – «камень». Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились черные палочки, для них стали делать «одежду» – кожаную, металлическую и, наконец, деревянную. Сейчас стерженьки в этих

приспособлениях для письма могут быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом «карандаш». (См. РМ, Приложение 4, 5.)

Физкультминутка

РЕЧКА

К быстрой речке мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все как один

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Знакомятся со словами иностранного происхождения.

Записывают слова, заимствованные из английского языка, в алфавитном порядке.

Бокс, бутсы, жокей, рекорд, спорт, тайм-аут, теннис, футбол, хоккей, чемпион, яхта.

Записывают слова, заимствованные из греческого языка, в алфавитном порядке.

Библиотека, горизонт, каталог, кровать, театр, телефон.

Записывают слова, заимствованные из итальянского языка, в алфавитном порядке.

Газета, макароны, мозаика, опера, помидор, флейта.

Записывают слова, заимствованные из голландского языка, в алфавитном порядке.

Катер, компас, матрос, фланг, флот, штурман.

Записывают слова, заимствованные из французского языка, в алфавитном порядке.

Багаж, билет, метр, шоссе, шофер.

Записывают слова, заимствованные из немецкого языка, в алфавитном порядке.

Бутерброд, картофель, лагерь, ранец, солдат.

Записывают слова, заимствованные из латинского языка, в алфавитном порядке.

Каникулы, класс, комната, конкурс, циркуль.

Уточняют значение слова «дирижер».

Дирижер тот, кто дирижирует оркестром или хором, давая свою трактовку музыкальному произведению

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализа-

цию, осознанно и произвольно строить речевые высказывания

V. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.

Наблюдает за работой учащихся, комментирует, при необходимости оказывает помощь.

(См. РМ, Приложение 6.)

Выполняют дидактические упражнения, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале.

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия, заданному эталону. Формулировать свое

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 65).

– Прочитайте. Найдите многозначные слова. Объясните, в каких значениях они могут употребляться. Выпишите эти слова.

– Назовите однозначные слова. Что они обозначают? (См. РМ, Приложение 7.)

Выписывают и объясняют многозначные слова.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова «чай».

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 66).

– Прочитайте. Какие из многозначных слов употреблены в прямом значении, а какие – в переносном? Объясните их значения.

Делят сочетания слов на группы.

– Спишите словосочетания, в которых многозначные слова употреблены в прямом (основном) значении.

– Выполните разбор слов «серебристый», «железный» по составу.

Гимнастика для пальцев, глаз.

Выполняют разбор слов по составу:

(См. РМ, Приложение 8, 9.)

мнение и позицию. Строить монологические высказывания

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 69).

– Рассмотрите рисунки. Назовите по рисункам слова-синонимы, антонимы, омонимы.

– Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его.

Называют по рисункам слова-синонимы, антонимы, омонимы. (См. РМ, Приложение 10.)

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 70).

– Рассмотрите схему и вспомните, что такое синонимы, антонимы и омонимы.

– Что нового вы узнали о синонимах и антонимах? Приведите примеры, пользуясь словарями синонимов и антонимов.

– Какие слова называются омонимами? Найдите омонимы в словаре под редакцией С. И. Ожегова, обратите внимание на то, что в толковых словарях омонимы представлены в разных словарных статьях.

– Какими частями речи являются слова в паре синонимов, антонимов и омонимов?

Делают вывод, что синонимы, антонимы и омонимы – это слова чаще всего одной и той же части речи.

VI. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

– Что нового узнали на уроке?

(См. РМ, Приложение 11.)

– Как вы думаете, почему же так важно не растерять это наследство, богатство нашего языка? Как этому способствовать?

– Интересно ли вам было на уроке? С каким настроением вы работали на уроке? Как вы сейчас себя чувствуете?

– Возьмите в руки листочки с изображением лица. Покажите ваше настроение на рисунке. Если настроение хорошее, то пусть ваш малыш улыбается, если нет – покажите это на ваших рисунках.

– Сегодня мне было очень приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей. Даже если у кого-то что-то не всегда получалось – не беда, ведь, главное, что вы получили новые знания об устаревших словах

– Мы повторили многие устаревшие слова, учились подбирать к ним синонимы, узнали, как в старину назывались некоторые предметы.

Показывают свое настроение на рисунках, изменив положение бровей и рта на изображении лица малыша.

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

стр. 46 упр. 67

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...

Урок по русскому языку по теме «Обогащение словарного состава. Прямое и переносное значение слов»; 4 класс, УМК «Школа России»

Урок по русскому языку по теме «Обогащение словарного состава. Прямое и переносное значение слов»;4 класс, УМК «Школа России»...

Конспект урока русского языка "Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы"

Урок русского языка по теме : Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы. Урок разработан по ФГОС с элементами Сингапурской системы....