Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, фразеологизмах.
план-конспект урока по русскому языку
Где писателям уют?
Где их помнят, любят, ждут
И заносят в картотеки?
Скажем, где?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy.docx | 36.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
русского языка
по теме: «Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием слов в тексте» с применением ИКТ , игровой и проблемной технологий, здоровьесберегательная технология В.Ф. Базарного
Дата проведения 30.09.2019 г.
Класс 4 «Б»
Учитель: Федорова Елена Анатольевна
Тип урока | Комбинированный |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с понятиями «устаревшие слова», «многозначные слова», «заимствованные слова», «прямое» и «переносное значение» слов; совершенствовать умение объяснять значения многозначных слов; способствовать развитию умения составлять предложения со словами в прямом и переносном значении; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с понятиями «устаревшие слова», «многозначные слова», «заимствованные слова», «прямое» и «переносное значение» слов; научатся объяснять значения многозначных слов; составлять предложения со словами в прямом и переносном значении; уточнять лексическое значение устаревших и заимствованных слов в толковом словаре; выполнять разбор слова по составу |
Метапредметные УУД | Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений |
Личностные | Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Организационная структура урока
V. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. | Наблюдает за работой учащихся, комментирует, при необходимости оказывает помощь. (См. РМ, Приложение 6.) | Выполняют дидактические упражнения, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. | Понимать |
Работа по учебнику (упражне- ние 65). | – Прочитайте. Найдите многозначные слова. Объясните, в каких значениях они могут употребляться. Выпишите эти слова. – Назовите однозначные слова. Что они обозначают? (См. РМ, Приложение 7.) | Выписывают и объясняют многозначные слова. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «чай». | |
Работа по учебнику (упражне- ние 66). | – Прочитайте. Какие из многозначных слов употреблены в прямом значении, а какие – в переносном? Объясните их значения. | Делят сочетания слов на группы. |
– Спишите словосочетания, в которых многозначные слова употреблены в прямом (основном) значении. – Выполните разбор слов «серебристый», «железный» по составу. Гимнастика для пальцев, глаз. | Выполняют разбор слов по составу: (См. РМ, Приложение 8, 9.) | мнение и позицию. Строить монологические высказывания | |
Работа по учебнику (упражне- ние 69). | – Рассмотрите рисунки. Назовите по рисункам слова-синонимы, антонимы, омонимы. – Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его. | Называют по рисункам слова-синонимы, антонимы, омонимы. (См. РМ, Приложение 10.) | |
Работа по учебнику (упражне- ние 70). | – Рассмотрите схему и вспомните, что такое синонимы, антонимы и омонимы. – Что нового вы узнали о синонимах и антонимах? Приведите примеры, пользуясь словарями синонимов и антонимов. – Какие слова называются омонимами? Найдите омонимы в словаре под редакцией С. И. Ожегова, обратите внимание на то, что в толковых словарях омонимы представлены в разных словарных статьях. – Какими частями речи являются слова в паре синонимов, антонимов и омонимов? | Делают вывод, что синонимы, антонимы и омонимы – это слова чаще всего одной и той же части речи. | |
VI. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
– Что нового узнали на уроке? (См. РМ, Приложение 11.) – Как вы думаете, почему же так важно не растерять это наследство, богатство нашего языка? Как этому способствовать? – Интересно ли вам было на уроке? С каким настроением вы работали на уроке? Как вы сейчас себя чувствуете? – Возьмите в руки листочки с изображением лица. Покажите ваше настроение на рисунке. Если настроение хорошее, то пусть ваш малыш улыбается, если нет – покажите это на ваших рисунках. – Сегодня мне было очень приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей. Даже если у кого-то что-то не всегда получалось – не беда, ведь, главное, что вы получили новые знания об устаревших словах | – Мы повторили многие устаревшие слова, учились подбирать к ним синонимы, узнали, как в старину назывались некоторые предметы. Показывают свое настроение на рисунках, изменив положение бровей и рта на изображении лица малыша. | ||
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. стр. 46 упр. 67 | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...
ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. БЛИЗКИЕ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА
технологическая карта урока русский язык 1 класс....
Русский язык 4 класс «Прямое и переносное значение слов»
Прямое и переносное значение слов...
Урок по русскому языку по теме «Обогащение словарного состава. Прямое и переносное значение слов»; 4 класс, УМК «Школа России»
Урок по русскому языку по теме «Обогащение словарного состава. Прямое и переносное значение слов»;4 класс, УМК «Школа России»...
Конспект урока русского языка "Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы"
Урок русского языка по теме : Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы. Урок разработан по ФГОС с элементами Сингапурской системы....
Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова (общее представление).
...
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку ТЕМА: «Слово одно, а значений несколько. Различие прямого и переносного значения слов»
Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе...