«Жизнь слова. Устаревшие и новые слова».
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему
Учащиеся знакомятся с устаревшими словами, учатся находить их в тексте, выводят понятия "архаизм" и "историзм".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Тема урока: «Жизнь слова. Устаревшие и новые слова».
Цели: познакомить учащихся с устаревшими и новыми словами;
учить находить эти слова в тексте;
вывести понятия историзмов и архаизмов;
направить детей на понимание роли устаревших слов в художественном тексте;
познакомить со словарями.
ХОД УРОКА
I. Речевая разминка.
- Ребята, вы изучили достаточно много фольклорных произведений, а также познакомились с произведениями известных писателей и поэтов XVIII-XIX века.
- Что мы называем фольклором?
- Назовите жанры устного народного творчества.
- Во многих из этих произведений вам часто встречались слова, которые выходят или вышли из употребления. О них и пойдёт речь на уроке.
- Прочитайте отрывок из стихотворения, которое вы видите на экране. Слайд 2.
Снега пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушачке.
- Кто вспомнил автора этих строк? (А.С. Пушкин)
II. Знакомство с устаревшими словами.
- Все ли слова вам понятны?
- Кто может объяснить значение этих слов?
- Если мы не знаем значение слова, что нам поможет? (словарь)
- Как им будем пользоваться?
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
- Найти значение слов: кушак, ямщик, облучок, тулуп.
- Пока ребята работают со словарём, мы заглянем в далёкие времена. Представьте, что вы оказались в старинном городе. Люди, находящиеся рядом с вами, говорят на русском языке, но вы их не вполне понимаете.
РАБОТА ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ Слайд 3.
- Можем такой город встретить в современной жизни? Почему? (одежда, терема-дома в виде башен, транспорт – всё по-другому.)
- Заслушаем ответы ребят, которые самостоятельно работали со словарём. Что же означают слова?
Слайд 4.
- Кушак – широкий матерчатый пояс.
- Ямщик - возница на почтовых лошадях.
Слайд 5.
- Облучок – сиденье для ямщика (кучера) в передке экипажа.
- Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно без застёжек и с высоким воротником.
Слайд 6.
- Посмотрите, во что одеты жители этого города? (в тулупы, подпоясанные кушаками)
- Во что они обуты?
- А вот и ямщик на облучке.
- Употребляем мы в настоящее время эти слова?
- Почему? (предметы, которые они обозначают, исчезли)
- Кто догадался, какая тема урока?
Слайд 7.
- Тема урока «Устаревшие слова».
РАБОТА В ГРУППАХ
- Прочитайте отрывки из произведений. Найдите устаревшие слова и постарайтесь объяснить их значение.
- Из каких произведений взяты отрывки? (из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок» и сказок А. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Золотой рыбки»)
ФИЗМИНУТКА
III. Знакомство с историзмами и архаизмами.
1) – Устаревшие слова делятся на две большие группы. А вот какие слова, к каким группам относятся, мы сейчас и выясним.
- Приведите примеры устаревших слов из отрывков.
Слайд 8.
ЦАРЬ ЗГА
ИЗБА ГРАД
ГЛАШАТАЙ ЛАНИТЫ
БОЯРЕ ЧЕЛО
КРЕСТЬЯНЕ ПЕРСТ
ВОЕВОДА ОЧИ
ЛАТЫ ЗЛАТО
ДВОРЯНЕ ГЛАВА
ЛАПТИ
КОЛЬЧУГА
2) - Посмотрите на I столбик. Все эти слова записаны в один столбик не случайно.
- Подумайте, что их объединяет? (все слова устаревшие)
- Где мы их можем встретить? (в исторических произведениях, в стихах, в сказках)
- Попробуем определить лексическое значение этих слов и обозначим.
Слайд 9.
ЦАРЬ (единовластный государь, правитель, глава государства).
ИЗБА (дом)
ГЛАШАТАЙ (оратор)
БОЯРЕ (богатые люди, приближённые царя)
КРЕСТЬЯНЕ (бедный люд, живший на селе)
ВОЕВОДА (военноначальник в старину)
ЛАТЫ (старинные доспехи воина)
ДВОРЯНЕ (в старину в России называли богатого человека благородного происхождения)
ЛАПТИ (обувь, плетённая из лыка)
КОЛЬЧУГА (защитная одежда воинов)
- Существуют ли сейчас все те предметы и явления, которые они обозначают?
Слайд 10.
- Это слова ИСТОРИЗМЫ. Их нельзя заменить другими словами близкими по значению.
- Запишите определение.
Историзмы – устаревшие слова, обозначают исчезнувшие предметы.
3) – Обратите внимание на слова II столбика.
- Те предметы, которые они обозначают, существуют в наше время? (да, только мы их заменяем современными словами)
- Подберите к ним синонимы.
Слайд 11.
ЗГА (дорога)
ГРАД (город)
ЛАНИТЫ (щёки)
ЧЕЛО (лоб)
ПЕРСТ (палец)
ОЧИ (глаза)
ЗЛАТО (золото)
ГЛАВА (голова)
- Эта группа слов называются АРХАИЗМЫ. Слайд 12.
Архаизмы – устаревшие слова; обозначают существующие предметы и явления,
заменяемые современными словами.
IV. Знакомство с неологизмами.
- У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни. Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом своё значение. Слайд 13.
Например: копьё → оружие древнего воина
→ у спортсмена
барин → господин
→ лентяй, белоручка
гости → купцы: люди, занимающиеся торговлей
→ те, кто нанёс визит, навестил вас на дому
глава → голова
→ глава правительства, т.е. главный
→ часть художественного произведения
баян → так звали древнерусского певца, поэта, который прославлял князя
→ музыкальный инструмент
- Ребята, а как вы думаете, как же в нашей речи появляются новые слова?
- В жизни происходят постоянные изменения. Люди изобретают машины, предметы, узнают новое о мире. Всё новое получает название, так появляются новые слова – неологизмы. Слайд 14.
- Они возникают для чего? (чтобы дать названия новым предметам, открытиям)
- Слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока существует их новизна. Они создаются по образцу уже известных в языке слов.
- По образцу слова пароход, какое слово образовано? (теплоход, атомоход)
- Было слово вратарь, а теперь? (голкипер)
- Назовите, какие неологизмы вы знаете?
V. Игра «Угадай-ка». Слайд 15.
- Какие из этих слов появились раньше?
окулист – глаза – очи
самолёт – ракета – аэроплан
ветрило – яхта – парус
винтовка – лук – автомат
- Сейчас в языке для устаревших слов есть более "современные" синонимы.
VI. Рефлексия.
- Что нового для себя узнали?
- Что на уроке для вас было наиболее интересным?
- Подумайте и задайте вопросы по теме урока своим одноклассникам.
- Как вы думаете, нужно ли вернуть устаревшие слова в современную речь? Объясните свою точку зрения.
- Какую роль играют устаревшие слова? (возвращают в старину, называют вещи, которые были раньше в обиходе; без них нельзя рассказать об исторических событиях)
- Для чего нужны неологизмы? (По новому люди называют города: Петербург → Ленинград → Санкт-Петербург. Симбирск → Ульяновск. Горький → Нижний Новгород. Г. Пенза-19 → Заречный).
V. Домашнее задание по выбору:
Записать пять неологизмов, и определить их лексическое значение.
Какие слова произошли от слова око? Написать их лексическое значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок и презентация по теме: "Устаревшие и новые слова", 4 класс
Урок и презентация по теме "Устаревшие и новые слова" . Где учащимися знакомятся с архаизмами и неологизмами....
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Слова устаревшие и новые" УМК "Гармония".
Тема урока: Слова "устаревшие" и "новые". Презентация содержит дополнительный материал по данной теме, сопровождается красочными иллюстрациями. Знакомит детей с понятиями: "архаизмы, историзмы, неолог...
разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"
разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"
Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, фразеологизмах.
Где писателям уют?Где их помнят, любят, ждутИ заносят в картотеки?Скажем, где?...
Технологическая карта и презентация русского языка УМК «Начальная школа XXI» 2 класс Тема урока Устаревшие слова. Слова-синонимы. Новые слова
Цель:закрепление знаний и корректировка умения определять устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова и умения распознавать и понимать эти слова в речи. Задачи:Дидактические:1)...