Работа над многозначностью слова, синонимами, антонимами, крылатыми словами, фразеологией.
статья по русскому языку
С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Многозначность слов | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над многозначностью слова, синонимами, антонимами, крылатыми словами, фразеологией.
Из опыта работы учителей.
Автор: Е.С. Соболева
С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её. Впервые с многозначностью дети встречаются в 1 классе, читая тексты Букваря. Анализ слов из прочитанных текстов, разграничение их значений – основа работы над многозначностью слов. В учебниках по чтению для начальной школы дано достаточное количество рассказов и стихов, позволяющих работать над данной темой. Например, рассказ К.Паустовского «Я узнал, что осень смешала все чистые краски…» - «золотая, пурпурная листва, багряные пожары, берёзы, осыпанные позолотой».
Работая над многозначностью слов, можно предложить следующие задания:
- Выбери из текста слова, которые имеют 2-3 значения – золотая листва, золотые руки, золотое кольцо.
- Сравни значения слов в различных сочетаниях.
- Подбери синонимы к данным словам
жёлтая (листва) | ||
золотая | ||
умелые (руки) |
- Предложить подобрать антонимы (если это возможно).
Работая над многозначностью, необходимо иметь раздаточный материал (картинки, позволяющие понять значение слова). Важной сферой работы над многозначностью слов является анализ образов художественных текстов.
Рассказ Е.И.Чарушина «Друзья» предполагает такую работу.
Задания могут быть следующие:
- Подбери слова и выражения, характеризующие щенка и лисёнка (хвост трубой, густая шуба, заправский гончар)
- Объясни в каком значении употреблены эти слова, сколько их значений (Подбор синонимов)
- Расскажи всё, что узнал о щенке, о лисёнке. О дружбе щенка и лисёнка.
Работа с синонимами не менее важна в словарной работе. Понятия о предметах, действиях, признаках, признаках имеют множество вариантов. Синонимы позволяют одно и то же явление действительности назвать по-разному.
Краткие теоретические сведения, практическая работа с синонимами, наблюдения над ними формируют понятие о синонимах.
Формы работы на уроках чтения могут быть следующие:
- Обнаружение синонимов в читаемых рассказах, объяснение значений и особенно оттенков значений и перевод их в активный словарный запас школьников. Стихотворение Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором», «Идёт – по деревьям шагает…» и др.
- Подбор синонимов, которые могут служить заменой данному. Например, русская народная сказка «Марья Моревна».
«…По воле аль поневоле» - по желанию, против желания.
Вздумалось – захотелось.
Снарядился – собрался.
Сыскать – найти.
Активизация синонимов – предусматривает использование в устной речи. Для этого можно учащимся давать следующие задания:
- Составь характеристику героя.
- Перескажи (кратко, выборочно).
- Измени, предложи свой вариант сказки «Марья Моревна».
На примерах художественных произведений можно работать над исправлением речевых ошибок. Ф. Тютчев «Первый лист» - стихотворение позволяет показать точность стихотворной речи, образность, значимость слова.
На примерах рассказов с диалогами проводится работа над глаголами. Учащиеся, анализируя слова, обороты речи, входящие в одну тематическую группу. В рассказе Э.Шима «Звонкий спор» - «слетел, плюхнулся, гнал, выплёскивал, надвинула, напустила» и другие.
Задания могут быть следующие:
- Кто противоборствует друг другу в эту пору?
- Какие глаголы характеризуют Зиму, Весну.
- Найди в рассказе, прочитай.
- Продолжи ряды этих слов другими, близкими
- Составь устный рассказ о Зиме, Весне.
(в помощь для выполнения данного задания можно предложить иллюстрации)
- Редактирование данного текста с применением слов синонимов.
- Найдите повторяющиеся слова и попробуйте их заменить. Подумайте, получилось ли лучше?
- Учитель может сам выписать синонимы, но внести 1-2 «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы учащиеся нашли эти слова.
Например, «Слетел, плюхнулся, сбежал» и сделать вывод, что данное слово не характеризует художественный образ.
- При объяснении новых слов даётся задание на подбор синонимов.
Работа с синонимами способствует обогащению активного запаса слов ученика, развивает связную речь.
На уроках чтения учитель часто работает с антонимами. Антонимы используются в речи для контраста, для построения антитезы. А.С.Пушкин «Зимняя дорога» пишет:
«Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска».
Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче. Резкий переход от света к тени, от веселья к печали затрагивают чувства читателя. Не случайно, в учебниках по чтению в начальной школе много пословиц построено на антонимах. «Корова черна, да молоко у неё белое».
Народные сказки содержат, как правило, противопоставление добра и зла, безобразия и красоты, ненависти и любви, правды и лжи. Например, возьмём сказку М.Чистякова «Своё и чужое». Уже само название даёт противопоставление.
Работа с антонимами начинается с анализа художественного произведения. Прочитав сказку, можно задать вопрос:
- Почему автор так назвал сказку?
- Назови действующих лиц.
- Все ли братья добились успеха? Почему? Как ты думаешь?
- Найди слова, характеризующие братьев.
- Составь противоположные пары. Объясните поучительный смысл сказки.
Задания могут быть самыми различными:
Работа с антонимами.
- Составление карт путешествий. «Весна и Северный ветер» О.Высотская.
Попутчики | Противоположные слова | Станция загадок | Секрет |
- Кто такие «попутчики» (по сказке, рассказу) (показ картинок, размещение на доске; отбор из предложенных иллюстраций нужных).
- Противоположные слова.
- Охарактеризуйте героев по внешнему виду, характеру.
- Соедините слова, обозначающие противоположные признаки.
- Игра «Противоположные слова»
(берём слова из художественного произведения)
- Загадывание загадок.
Учитель загадывает загадки.
«Зимой в поле лежал, а летом в речку побежал»
Задание: попробуйте составить свои загадки. Используйте текст сказки «Весна и Северный ветер».
- Наши попутчики заспорили, какая бывает зима. (Даётся деформированный текст, учащиеся устно составляют монолог)
Нередко говорящий использует 2-3 синонима, противопоставляя им другой синонимический ряд.
Педагогическое умение заключается в том, чтобы тонко соединить живую непосредственность видения, переживания, мышления ребёнка с направленным освоением знаний, навыков, способов постижения действительности.
Развивая речь, школьник развивает свои мыслительные способности, тем самым развивая культуру речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль имен существительных в предложении и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. 4 класс.Программа "Школа 2100"
Роль имен существительных в предложениях и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. Программа "Школа 2100" 4 класс....
Урок русского языка в 4 классе по программе"Школа 2100".Тема: "Многозначные слова.Синонимы.Антонимы"
Урок русского языка в 4 классе по программе"Школа 2100".Тема: "Многозначные слова.Синонимы.Антонимы" с презентацией и подробным описаниемурока....
Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
1. Закрепление и совершенствование знаний по теме.2. Продолжение работы с синонимами, антонимами, многозначными словами. Знакомство со словарями антонимов, синонимов, толковым словарем.3. Воспитание л...
Роль имён существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Открытый урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100". Цель урока: актуализировать, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Роль имен существительных в речи», полученные на начал...
Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".
На этом уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...
План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Тип урока: закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...
Контрольная работа по русскому языку по теме " Значение слова.Синонимы.Антонимы" 2 класс
Контрольная работа по русскому языку по теме " Значение слова.Синонимы.Антонимы" 2 класс.Состоит из 7 заданий....