Урок по теме: " слова- антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок по теме: " Слова-антонимы" 2 класс, ФГОС , по УМК " Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
- Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
Уч. – Я рада вас видеть, и мы продолжаем путешествовать по миру знаний. Я желаю вам удачного путешествия. Для удачи важна ваша готовность к уроку. Молодцы все приготовились правильно к уроку. - Сегодня на протяжении всего урока нас будет согревать солнышко своими лучами, дарить нам тепло и радостное настроение. Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Выберите смайлик который соответствует вашему настроению и покажите его мне. А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Словарная работа.
Начнем урок со словарной работы (слова на доске)
декабрь мороз русский молоко холод
ПЛАН:
1) Запишите слова в тетрадь;
2) Поставьте знак ударения;
3) Что объединяет эти слова? (Из словаря)
4) Найдите лишнее. ( Холод – не словарное слово, русский – прилагательное, все слова по 2 слога, молоко – 3 слога).
- Актуализация знаний.
Найдите слова близкие по значению. (Мороз и холод)
- Как такие слова называются? (Синонимы)
- Что можете о них рассказать? (Слова-приятели)
Но бывают и другие слова. Рассмотрите картинки ( день-ночь, веселый - грустный, высокая - низкая). Подумайте, можно ли их как – то сгруппировать? Как? ( день-ночь, веселый - грустный, высокая - низкая). Что объединяет эти пары слов? ( слова день – ночь обозначают время суток или эти слова называют предметы имена существительные, в паре день – ночь на конце обоих слов пишется мягкий знак, эти слова состоят из 3 звуков, но имеют 4 буквы, отвечают на один и тот же вопрос, похожи они по смыслу или нет, Они не похожи по смыслу, что обозначают слова день – ночь? Значит, какие это слова? Они настроены друг против друга.). - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? (нет). А как они называются, мы узнаем из нашего учебника – помощника. Ребята, сегодня мы работаем с уроком 107. Найдите его в учебнике. Что написано с номером урока? (блок). В каком блоке мы будем узнавать об этих словах? (раздел «Как устроен наш язык»). Для чего нам это надо?
Уч. – Чтобы разгадать еще одну тайну языка. Чтобы узнать о словах подобных словам, день – ночь, веселый – грустный, научиться создавать такие пары слов и использовать их в речи.
Уч. – Какова тема урока?
Д. – Тема урока: Слова – антонимы.
Уч. – Какое новое слово узнали?
Д.- Антонимы.
Уч.- Проведем всю работу со словом антонимы. Антонимы - это тема нашего урока. Сегодня на уроке мы будем находить эти слова в тексте и узнаем, где они употребляются.
Уч.- А чтобы больше узнать про слово антонимы, обратимся к рубрике « Тайны языка» - сообщение ученика. Слово антоним произошло от греческого слова «анти» - против и «онима» - имя. Антонимы – это слова, противоположные по смыслу и отвечают на один и тот же вопрос. Антонимы помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык.
4.Первичное восприятие и усвоение нового материала.
Уч. – Что узнали об антонимах?
Д. – Антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос и иметь противоположное значение.
Уч. – Найдите в учебнике на стр. 63 упр. №1. Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?
Д.- Выписать парами антонимы. Найти в какой паре антонимы - имена существительные.
(Самостоятельная работа. Дети создают пары антонимов из пословиц (начало-конец, медленно – быстро. Доказывают. Слова начало – конец – имена существительные потому что, отвечают на вопрос «что?»)
Уч. - Продолжаем учиться создавать пары антонимов и обратимся к упр. №2. Прочитайте задание. Кто может справиться с заданием самостоятельно? Если какое – то слово у вас вызовет затруднение, обратитесь к словарю антонимов.
(Учитель знакомит детей со словарем антонимов).
(Дети самостоятельно работают. Слабым ученикам дается карточка - помощница).
Карточка – помощница
враг, отдавать, чёрный, близко
Взаимопроверка. (Критерии: правильность и аккуратность выполнения работы.)
5.Динамическая пауза.(песенка кота Леопольда)
Давайте встанем и подпоем коту песенку. Кто не знает слов, тексты на столах. Поработаем с текстом песни. - Найдем и подчеркнем антонимы.
В ходе самостоятельной работы дети подчеркивают пары: хорошо - плохо, легко - трудно. Эти слова написаны на доске.
Проверка: - Если правильно подчеркнули, рядом нарисуйте кружочек.
А кот Леопольд нашел в своей песне еще слова, к которым подберите антонимы и запишите пары слов.
На доске: ясный (пасмурный)
добрый (злой)
высоко (низко)
Проверка: рядом с правильной парой нарисуйте кружочек.
- Встаньте, если вы набрали 4 - 5 кружочков. Поаплодируем ребятам. Молодцы!
- Творческое, самостоятельное использование сформированных умений и навыков.
Уч. – Вернемся к задачам урока. Какие задачи мы выполнили?
Д. – Узнали, как называются слова, научились создавать пары слов – антонимов.
Проблема.
Уч.- Где чаще всего антонимы встречаются? - Почему мы употребляем антонимы в речи? Нужны ли они?
Уч. Теперь будем находить эти слова в тексте и узнаем в каких жанрах чаще всего встречаются слова антонимы.
Упражнение в нахождении антонимов в тексте.
Работа в группах (пословицы, загадки, стихи)
1 группа. Прочитайте. Что это? Определите жанр произведения и выпишите антонимы.
Ученье свет, а не ученье тьма.
Знай больше, говори меньше.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
2 группа. Прочитайте. Что это? Определите жанр произведения и выпишите антонимы.
Днем спит,
Ночью летает
И прохожих пугает.
Белый зайчик прыгает
По черному полю.
Бывает он в холод,
Бывает он в зной.
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит.
То что-то зашепчет,
То вновь загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять.
То вздумает по морю
Волны гонять.
3 группа. Прочитайте. Что это? Определите жанр произведения и выпишите антонимы.
1. Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
2.Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон — черный, голубь — белый!»
3.Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки —
Он гоняет их метлой.
Вася — добрый, Жора — злой!
Подведем итоги.
Уч. — Ребята, а где мы можем встретить антонимы? ( в пословицах, загадках, стихах). Для чего мы употребляем антонимы в речи?( Для того, чтобы речь наша была правильной, точной, красивой.)
— На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление) — В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом, избушка ледяная – лубяная, рукодельница – ленивица). Выставка книг «Заюшкина избушка», «Морозко», «Всем вам крышка» Э.Шим. — В названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий».) 7.Контроль за результатом учебной деятельности обучающихся.
Самостоятельная работа:
Тест:
- Задание: Отметь антонимы
1.Радость – грусть
- Огонь – пламя
- Одевать – раздевать
- Большой – маленький
- Смелый - храбрый
- Широкий – узкий
Проверка. Цифры, под которыми записаны антонимы – 1 3 4 6. Прочитайте число, которое получилось.
2. Задание: Отметь верное утверждение.
- В этом предложении есть антонимы.
Сыплет белый снег на черную землю.
- В этом предложении есть синонимы.
У Вани есть товарищи, и настоящий друг тоже есть.
- В этом предложении нет антонимов.
Вместо минуса по ошибке он поставил плюс.
(Дети работают самостоятельно и определяют верное
утверждение 1 2 ).
Уч. – под какими цифрами верное утверждение? Какое число получилось?
Д. – 12.
8. Рефлексия деятельности. Продолжите предложение:
Я узнал:
Я научился:
Сейчас я проверю, чему вы научились
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь… (низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(близко)
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь ...(пол)
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты… (нашел)
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …(храбрец)
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай…(конец).
Не дорого начало, похвален конец. Молодцы, дети, хорошо работали. Если вы были активны, старались и всё уяснили, вам было интересно и легко работать на уроке, покажите солнышко, если вам было сложно и неинтересно, то тучку. Оцените своё настроение.
9.Домашнее задание. Задание по выбору: 1) С. 64 упр.№ 5.; 2) используя антонимы, составить небольшой рассказ (3-4 предложения) о своей семье; 3) учебник стр. 61. упр. 4. Прочитайте текст и найдите в нем
ошибки.
На земле все звери похожи друг на друга. Лось – зверь маленький, медведь и тигр – тоже маленькие, а вот заяц совсем большой зверь. Тигры, рыси, волки – хищники. Они охотятся на других животных. Вот почему у них такие тупые клыки и такие слабые когти.
Уч. – Какие ошибки вы заметили? Как их можно исправить?
Д. – Лось - зверь большой, тигр и медведь – тоже большие, заяц совсем маленький зверь, клыки – острые, когти – сильные.
Уч. – Молодцы! Прочитаем, как будет звучать исправленный текст.
(Дети читают исправленный текст. И доказывают, что теперь он правильный).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока русского языка по теме: "Слова - антонимы" (Начальная школа XXI века)
Урок разработан в соответствии с деятельностным методом....
Урок русского языка во 2 классе по теме "Слова-антонимы"
УМК "Школа XXI века". Учебник С.В. Иванова "Русский язык" 2 класс. Первый урок по теме "Слова-антонимы"....
Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. Тема "Слова-антонимы".
Технологическая карта урока, карточки с заданиями....
Урок русского языка по теме "Слова антонимы" 2 класс
Проблемный урок русского языка 2 класса по теме "Слова антонимы"...
Презентация к уроку русского языка по теме: "Слова - антонимы"
Презентация к уроку русского языка по теме "Слова - антонимы"...
Технологическая карта урока русского языка по теме " Слова-антонимы"
Урок по программе "Школа 21 века"...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку на тему: "Слова- антонимы". УМК "Начальная школа XXI века"
Урок соответствует всем требованиям ФГОС. Учащиеся в занимательной форме повторяют изученное, подбирают ключи к открытию новых знаний, составляют алгоритм действий и, открыв тайны русского языка,.знак...