Программа "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Бочкарева Ирина Васильевна

 Рабочая программа по  предмету «Русский язык» для 3 класса составлена на     основе программы по русскому языку («Планета знаний» под общей редакцией И. А. Петровой, Москва, АСТ – Астрель, 2011 г.) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным следующими нормативными документами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_russ.yaz_.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           РУССКИЙ ЯЗЫК

Пояснительная записка

 Рабочая программа по  предмету «Русский язык» для 3 класса составлена на     основе программы по русскому языку («Планета знаний» под общей редакцией И. А. Петровой, Москва, АСТ – Астрель, 2011 г.) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным следующими нормативными документами:

-Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

  -Приказ МО РФ  от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

  Данная программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю). Программа реализуется   за 166 часов в связи с нехваткой календарных дней. Часы взяты из инвариантной части учебного плана школы.

Содержание данного предмета реализуется учебно – методическим   комплексом:

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ – Астрель, 2013.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.— М., АСТ – Астрель, 2013.

Л. Я. Желтовская. Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык». — М., АСТ – Астрель, 2010.

Л. Ю. Плахотник, под ред. Е. С. Галанжиной. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Планета знаний». Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2013.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
  • социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи и направления изучения русского языка:

  • 1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • 2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
  • 3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • 4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
  • Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
  • семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
  • системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
  • этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
  • При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).
  • Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
  • Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
  • Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
  • В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

                 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

3 класс (170 ч)

Тема

Кол-во часов

Сроки прохождения

Толкование темы

1.

ЯЗЫК И РЕЧЬ

21 ч.

2.09-30.09

Речь как способ общения с помощью языковых средств.

Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.

Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Основные правила записи слов.  Основные орфограммы в корне.  История развития языка.

2.

ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ

34 ч.

1.10-25.11

Роль основных средств языка в общении. Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении). Род имен существительных. Родовые формы имен прилагательных. Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства. Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.

3.

О ГЛАВНОМ

46 ч.

26.11-11.02

Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова). Правописание гласных и согласных в корне.

Главное слово в словосочетании.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).

Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.

Подлежащее, выраженное личными местоимениями.  Сказуемое, выраженное глаголом в форме времени.

4.

КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ  МЫСЛЬ…

40 ч.

12.02-18.04

Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу. Приставки и предлоги. Правописание  гласных  и согласных в приставках.

Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях. Второстепенные члены предложения.

5.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ

21 ч.

21.04-23.05

Основные средства  языка. Предложениее, текст.  Члены предложения. Написание слов по правилам орфографии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Личностные:

 осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;

 внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;

 внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

 стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

 положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;

 чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.

Метапредметные:

Регулятивные:

 осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

 на доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока;

 осознавать и выбирать способы и приемы для решения простых языковых задач;

 руководствоваться правилами при создании речевого высказывания;

 следовать инструкциям и алгоритмам при выполнении инструкций (памятки);

 осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые, орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.

Познавательные:

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (учебник, словарь, энциклопедия);

 ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

 использовать знаково-символические средства (таблицы, схемы, алгоритмы) для решения языковых задач;

 находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение;

 осуществлять синтез как составление целого из частей: составлять слова, предложения, тексты;

 владеть общим способом проверки орфограмм;

 строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Коммуникативные:

 владеть диалоговой формой речи;

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре, группе;

 договариваться и приходить к общему решению;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

 адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные:

 осознавать слово, предложение как главные средства языка;

 использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

 использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

 производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

 соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);

 различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

 осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением - и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;

 оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;

 осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

 осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

 осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление;

 осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

 дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);

 находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;

 анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;

 вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;

 применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);

 определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

 осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

 подбирать примеры с определенной орфограммой;

 при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

 распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

 каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты (сочинения) в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;

 осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;

 говорить и писать логично, четко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;

 выражать основную мысль и свое отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);

 произносить слова четко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

 писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту);

 использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию);

 осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

             

  ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

170 ч (5 ч в неделю)

№  урока

Тема урока,

страницы учебника

Дата

1-я четверть

ЯЗЫК И РЕЧЬ (21 ч)

(повторение изученного во 2 классе)

1

2

Речь устная и письменная.

Часть 1

С. 6—9

На основе речевой темы «Здравствуй, школа! 1 сентября» повторить сведения о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической); стимулировать устные высказывания (беседа по рисункам, высказывания по поводу авторской позиции текстов, ответы на вопросы заданий) и письменные (выборочное списывание текста, письмо по памяти, ответ на вопрос по тексту, высказывание собственного мнения о первом школьном дне).

Актуализировать сведения о языковых средствах — слове, предложении, наиболее частотных орфограммах в словах (при пропедевтике записей).

Побуждать обращаться за справками к орфографическому и толковому словарям.

Дать сведения из истории русской культуры о смене празднования начала нового года: март — сентябрь — январь.

2.09

3.09

3

4

Речевые действия (особенности устной и письменной  речи)

С. 10—13

Углубить (с помощью таблицы) представление об основных видах речевой деятельности: при восприятии речи (слушании, чтении), при создании речи (говорении, письме). Ввести представление о речевом действии (№ 2), глаголах речи. Обратить внимание на особенности русской устной (говорение, слушание) и письменной (письме, чтении) речи. Дополнить сведения о таких видах речевой деятельности как воспроизведение (изложение), внутренняя речь (обдумывание). Стимулировать  речевое творчество: воспоминания о лете (устно).

Актуализировать знания об основных средствах языка — звуке, слове, предложении, тексте (с помощью таблицы).

Обратить внимание на процесс оскудения русской речи в наши дни, на необходимость при общении писать разборчиво.

Дать первичное представление о наличии в мире разных языков, в том числе на территории России, о родстве русского, украинского, белорусского языков, возникших из древнерусского языка.

4.09

5.09

5

Основные типы записи слов

С. 14—15

Обобщить основные правила записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов), 3) слышу, но букву выбираю по правилу, 4) переношу слова по слогам.

Углубить представление об орфограмме и актуализировать знания об  основных орфограммах в корне

6.09

6

7

Проверяемые орфограммы в  корне

С. 16—19

Повторить правила, способы, приёмы подбора проверочных слов при проверке орфограмм: гласные, проверяемые ударением; парные звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные.

Способствовать обогащению словаря школьников подбором антонимов

9.09

10.09

8

Большая буква в именах собственных

С. 20 - 21

Повторить сведения о собственных именах существительных, об употреблении в них большой буквы (сделать акцент на написание имён, отчеств, фамилий,  названий улиц, населённых пунктов, кличек).

Упражнять в образовании фамилий от имён, высказывать предположения об истоках выбора кличек, учить правильно подписывать ученическую тетрадь.

Дать сведения из истории русских фамилий, прозвищ, названий улиц и населённых пунктов, появления кличек

11.09

9

Проверочная работа по теме: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы»

12.09

10

Лексическое значение слова

С. 22—23

Повторить  сведения о свойствах лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре.

Организовать наблюдение над спецификой называния предметов, лиц детьми (рыцарь, лопата, гвоздика, астра), над омонимами.

Дать сведения из истории развития языка: о разных путях пополнения слов в русском языке, в том числе заимствования из других языков (на примере названия цветов гладиолус, астра), призвать к уважению и бережному отношению к родному языку, предостеречь от бездумного его засорения иностранными словами и словами-сорняками

13.09

11

Значимые части слов

С. 24—25

Повторить сведения о взаимосвязи лексического значения слова с оттенками значений, вносимых в слово значимыми частями слова: корнем, приставкой, суффиксом (основой), о роли окончания.

Упражнять в анализе слов по составу, моделировании слов, в подборе однокоренных слов (изменяется лексическое значение), наблюдении над написанием их корней.

Дать сведения о происхождении названия морская свинка, наблюдение над фактом опрощения (срастание суффикса с корнем) в слове свинка, сравни свинка (от слова свинья)

 16.09

12

Лексическое и общее значения слов

С. 26—27

Систематизировать знания о группах слов с общим (грамматическим) значением: предметности, признака предмета, действия предмета — частях речи.  

Упражнять в определении частей речи в словосочетаниях и предложениях, в употреблении в тексте нужных по смыслу частей речи (речевая тема «Урожай»), их грамотной записи и произношении.

Привлечь внимание детей к образности, точности, «тайнописи» языка произведений народного творчества: загадок и пословиц.

Мотивировать детей к словесному творчеству и анализу работ (составить загадки о растениях (свой урожай) или на тему «Что, кого видели в лесу»)

        

17.09

13

14

Слово в предложении и тексте

С. 28—31

Повторить сведения о предложении, тексте, о роли частей речи в их составе.

Упражнять в анализе и составлении предложений, текстов, озаглавливании текстов, в наблюдении над употреблением слов в переносном значении, в пересказе текста (письменно)

18.09

19.09

15

16

17

Урок-тренинг

На уроке можно использовать материалы рубрики «Проверочные работы», а также невыполненные упражнения на предыдущих страницах

20.09

23.09

24.09

18

19

Входной диктант

Анализ диктанта

Можно использовать № 6, с.33,  индивидуальные задания из материалов разворота «Школа Грамотея»

25.09

26.09

20

21

Изложение и его анализ

Учить воспроизводить содержание текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку, плану.

Учить анализировать творческие работы свои и одноклассников, видеть словесные находки, речевые недочеты, давать совет и т.п.

27.09

30.09

                                                                                                ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (34 ч)

22

 Слово, предложение, текст

С. 40—41

Дать представление о роли основных средств языка в общении: понимании через значения слов общего смысла высказывания (предложения, текста) и способности формулировать собственные мысли.

Обратить внимание на речевой факт: в речи важно употреблять многозначные слова в определенном значении, иначе будешь неправильно понят (снимать, понёс)

1.10

23

Слово и словосочетание

С. 42—43

Сформировать понятие о словосочетании как распространённом слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи.

Упражнять в составлении словосочетаний, обратив внимание на наличие в русском языке ситуативных синонимов (ученик, сын, пациент и др).

2.10

         24

Называем части речи

С. 46—47

Изменение частей речи, схемы частей речи, формы числа.

3.10

25

26

Род имён существительных 

С. 48—51

Организовать наблюдение над языковым фактом: зависимостью связи слов при согласовании от рода имён существительных. Дать понятие о роде имени существительного как его постоянном признаке (бывает …).

Упражнять в определении рода имен существительных, употреблённых как в единственном, так и во множественном числе (в начальном и косвенных падежах), в правильном согласовании частей речи в словосочетании (прилагательных, глаголов в прошедшем времени)

4.10

7.10

27

     28

Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

С. 52—55

Познакомить с новой орфограммой. При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность признаков этой орфограммы.

Упражнять в определении рода имен существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку.

Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах

8.10

9.10

29

       30

Изменение имён прилагательных по родам

С. 56—57

Обратить внимание на родовые формы имен прилагательных (непостоянный признак), на наличие определенных окончаний (родовые окончания — орфограмма).

Упражнять в согласовании с существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи, так и задачи по культуре речи (как сказать правильно: … ужасный/ ужасная неряха?)

Связь частей речи в словосочетании

С. 58 - 59

Организовать наблюдение над подчинительной связью частей речи в словосочетаниях: согласованием имен существительных и прилагательных, подчинением имен существительных глаголам (без терминов); над наличием в русском языке словосочетаний с синонимическими значениями (яблочный сок — сок из яблок).

Упражнять в образовании словосочетаний с заданным значением

10.10

11.10

31

Проверочная работа по теме: «Части речи»

14.10

32

Устойчивые сочетания слов

С. 60—61

Углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний — устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов.

Упражнять в установлении значений фразеологизмов (с использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении фразеологизмов в речи.

Организовать наблюдение над выразительностью русского фразеологизма вертеться как белка в колесе  в сопоставлении с однозначными идиомами из других языков: быть занятым как пчела (англ.), стрелять из четырёх ружей (фр.), не знать ни отдыха, ни покоя (нем.)

15.10

33

Предложение (вводный урок)

С. 62—63

Углубить представление о предложении: единица языка и речи, с  помощью которой можно выразить мысль, чувство, связь слов не только по смыслу, но и грамматически (с помощью изменения слов и употребления предлогов, союзов).

Дать представление о грамматике как разделе науки о языке, её составных частях: морфологии, синтаксисе (по таблице)

 16.10

34

Вопросительные и повествовательные предложения

С. 64—65

Углубить представление о предложении с позиций его функции — цели высказывания, речевой задачи. Дифференциация вопросительных и повествовательных предложений по цели высказывания: задаем вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске.

Организовать наблюдение над наличием внешних признаков а) вопросительных предложений: вопросительной интонации, вопросительного знака, наличием вопросительных слов, частиц; б) повествовательных предложений: повествовательной интонации, точки в конце

17.10

35

Употребление отрицательной частицы НЕ

С. 66-67

Показать роль частицы не в выражении отрицательного смысла предложения.

Познакомить с орфограммой — раздельное написание не с глаголами.

Наблюдение над употреблением частицы не перед словами в художественных текстах, загадках, пословицах, её смысловой нагрузкой, написанием

18.10

36

Побудительные  предложения

С. 68—69

Познакомить с признаками побудительных предложений: их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.), особой «повелительной формой» глаголов, наличием обращений.

Наблюдение над употреблением частицы не с глаголами, слов-обращений в побудительных предложениях.

Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах типа  «Семь раз отмерь — один отрежь»

21.10

37

Восклицательные  предложения

С. 70—71

Углубить представления о восклицательных предложениях как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией  (характеристика по интонации).   Обратить внимание, что восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания.

Упражнять в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний

22.10

38

39

Знаки  препинания в конце предложений (обобщение)

С. 72—75

Учить наблюдать и сопоставлять цель высказывания, интонационное выделение в устной речи и пунктуационное в письменной речи.

Упражнять в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно

23.10

24.10

40

Проверочная работа по теме: «Виды предложений»

25.10

      41

Текст

С. 76—77

Обобщить известные детям признаки текста (тематическое единство), углубить представления  о функциях (речевых задачах) текстов

28.10

42

43

       

         44

      45

      46

Типы текстов

С. 78—81

Познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Организовать наблюдение над текстами разных типов.

Стимулировать творческую работу по составлению текстов по началу, по сюжетным рисункам

Контрольный диктант по теме «Изменение существительных и прилагательных по родам».

Анализ контрольного диктанта

Урок-тренинг

На уроке можно использовать материалы рубрики «Проверочные работы», а также невыполненные упражнения на предыдущих страницах

29.10

30.10

31.10

1.11

12.11

47

Урок-тренинг

На уроке можно использовать материалы рубрики «Проверочные работы», а также невыполненные упражнения на предыдущих страницах

13.11

48

Урок-тренинг

На уроке можно использовать материалы рубрики «Проверочные работы», а также невыполненные упражнения на предыдущих страницах

14.11

49

50

Разные типы текстов (повторение)

С. 86—87

Повторение по избранным материалам разворота «Мастерская слова» на тему «Наступление зимы. Первый снег», репродукции картины А. Пластова «Первый снег» (учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 2 класс)

15.11

18.11

51

52

Изложение и его анализ

С. 86, № 1

Учить воспроизведению текста повествовательного характера о наступлении зимы с опорой на план. Углубить представление о назначении плана, его информативности, структуре.  Работа с памяткой по написанию изложений.

Организовать наблюдение над вариантами плана, учить выбирать тот вариант, который легче поможет воспроизвести содержание текста.

Анализ работ учащихся, работа над речевыми и другими недочётами

19.11

20.11

53

Творческая работа: составление текста загадки

С. 87

Учить анализировать особенности содержания, структуры и языка  текста загадки (о снежинке, первом снеге) и составлять собственные тексты (по желанию).  

Учить слушать загадки, составленные одноклассниками, давать советы по их корректировке

21.11

54

        55

Творческая работа: сочинение  на тему: «Наступление  зимы».

Учить различать узкие и широкие темы, выбирать и подбирать материал для избранной темы, логично излагать мысли при составлении собственного текста на темы «Снежинка», «Первый снег» и др.

Организовать наблюдение над средствами выражения темы и основной мысли в стихотворных текстах (поэта, школьника), в текстах одноклассников.

Пропедевтика норм записи слов и предложений, абзаца при записи частей текста

Анализ сочинения

22.11

25.11

О ГЛАВНОМ (46 ч)

(главные части в средствах языка)

56

Общее представление о главных частях в разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте)

С. 90—91

Учить анализировать материал таблицы и делать выводы  о наличии в основных средствах языка главных структурных частей.

Организовать наблюдение над текстами, отражающими ситуации общения по телефону, актуализировать правила ведения беседы по телефону

 26.11

57

Роль корня как смыслового ядра слова

С. 92—93

Углубить представление о роли корня в словах и правописании орфограмм в корнях, дать общее представление об историческом корне слова.

Упражнять в выделении корня в однокоренных словах, в отдельном слове, в моделировании слов, в отличии однокоренных слов 1) от форм одного и того же слова, 2) от синонимов.

Учить обращаться за справками к этимологическому словарю и работать с ним, в частности, исследовать исторические корни в словах русский, Россия, родник, родина, народ

27.11

58

59

Правописание корня (повторение, обобщение)

С. 94—97

Упражнять в правописании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных  в корнях слов.

Организовать наблюдение за написанием корней, в которых имеется чередование согласных к//ч, х//ш, г//з//ж и др., безударный гласный и.

Упражнять в совершенствовании разных видов письма, особенно под диктовку

28.11

29.11

60

61

Если в корне две безударные гласные…

С. 98—101

Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2) запоминание, сверка со словарём соловей, огород, 3) новый: сопоставление буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре.

Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка (с неполногласными сочетаниями) и древнерусского языка (с полногласными сочетаниями), стилевое различие синонимов: город-град, золото-злато.

Учить извлекать народную мудрость, выраженную в пословицах: «Мудрость в голове, а не в бороде», «Огород — для семьи доход»

2.12

3.12

62

63

Правописание гласных и согласных в корне (обобщение)

С. 102 - 105

Упражнять использование разных способов, приемов проверки безударных гласных в корне слова при разных видах письма: списывании, письме по памяти, письме под диктовку

4.12

5.12

64

Сложные слова (вариатив)

С. 105

Дать сведения о наличии в языке сложных слов, состоящих из двух корней и соединительных гласных о, е  типа снегопад

6.12

65

66

 Списывание. ( рассказ Н. Сладкова «Ухоронки»)

С. 124, № 4—8

Учить устному прогнозированию содержания по заголовку и отдельных пунктов плана, составлению плана текста.

9.12

10.12

67

68

Главное слово в словосочетании

С. 106—107

Углубить представление о словосочетании: роли в нём главного слова — от него задается вопрос, с ним сопряжена форма зависимого слова. Познакомить со схемой анализа словосочетания.

На основе словосочетания повторить орфограммы в корнях слов

11.12

12.12

69

Подлежащее и сказуемое

С. 108—109

Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения.

Дать представление о главных членах предложения —подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов)

13.12

70

Подлежащее, выраженное именами существительными

С. 110—111

Упражнять в нахождении главных членов предложения, в делении «сплошного» текста на предложения.

Обратить внимание на частотность выражения подлежащего одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными,  изредка словосочетаниями типа Света и Гриша, Света с мамой, два щенка.

Мотивировать составление собственных предложений при заканчивании текста  по началу (№5)

16.12

71

Сказуемое - глагол

С. 112—113

 Упражнять в нахождении главных членов предложения. Организовать наблюдение над предложениями, в которых сказуемые выражены именами существительными и прилагательными типа «Юра — хороший друг», «Свеж воздух зимой!»

17.12

72

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения (обобщение). Предложение простое и сложное.

С. 114—115

Формировать понятие о главных членах предложения с определениями подлежащего и сказуемого.

Упражнять в выделении главных членов в предложениях, дать понятие об отличии простого предложения от сложного.

 18.12

73

74

Диктант  по теме «Орфограмма в корне».                                                                                                                                                                                                      19.12                                        

Анализ диктанта                                                                                                                                                                                                                                                  20.12

     75

76

Главная мысль в тексте (углубление, повторение)

С 116-119

Упражнять в определении типа текста, его темы и основной мысли, внимание тексту-описанию.

Дать представление о разных языковых средствах выражения основной мысли в текстах.

23.12

24.12

77

       78

Изложение

С 121-122

Воспроизведение содержания текста «Какие бывают дупла» по самостоятельно составленному плану (часть 1, с. 121, № 101)

Анализ изложения

25.12

26.12

79

Творческая работа. Описание процесса изготовления елочной игрушки

С. 129

Учить составлять текст-инструкцию, используя знания о главных частях средств языка. Работа с материалами раздела «Школа Грамотея»

27.12

80

81

Урок-тренинг

На уроке можно использовать материалы рубрики «Проверочные работы», а также невыполненные упражнения на предыдущих страницах

13.01

14.01

82

83

Мастерская слова

С. 128 - 129

Дифференцированная работа с материалами разворота «Мастерская слова»: 1) изложение,* 2) описание изготовления ёлочной игрушки, 3) описание новогодней ёлки. Анализ детских работ.

15.01

16.01

84

Главные структурные части слова и словосочетания

2 часть

С. 6—7

Упражнять в восстановлении и составлении словосочетаний, в анализе слова и словосочетаний, в решении орфографических задач при записи слов

17.01

85

Подлежащее и сказуемое

С. 8—9

Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения.

 Главные члены предложения —подлежащее и сказуемое, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов)

20.01

86

87

88

Подлежащее, выраженное личными местоимениями

С. 10—15

Дать представление о личных местоимениях (пока в начальной форме). Организовать наблюдение над выражением подлежащего местоимениями

21.01

22.01

23.01

89

Сказуемое, выраженное глаголом в форме времени

С. 16—17

Дать представление об изменении глаголов по временам. Прошедшее, настоящее, будущее время глагола.

Организовать наблюдение над сказуемыми, выраженными глаголами разного вида: что делал?, что сделал?

24.01

90

91

92

93

94

95

       96

97

98

99

100

101

Сказуемое, выраженное глаголом прошедшего, настоящего или будущего времени

Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов прошедшего времени от рода и числа имени существительного, на изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам.

Познакомить с орфограммами: родовые окончания глаголов прошедшего времени, написание гласной перед -л. Упражнять в выборе родовых окончаний при проведении разных видов письма

Организовать наблюдение по таблице над изменением глаголов по числам и лицам, над сложной и простой формой глаголов будущего времени. Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов от вида (что делать? что сделать?). Дать общее (первичное) представление о глаголах неопределённой формы, входящих в состав сказуемых (буду читать, начал петь).

Упражнять в анализе и составлении предложений, опираясь на выбор главных членов предложения

Взаимосвязь подлежащего и сказуемого

С. 30-31

Упражнять в выделении главных структурных частей в предложении

Главная (основная) мысль текста

С. 32- 33

Упражнять в определении типа текста, его темы и основной мысли, внимание тексту-описанию.

Урок-тренинг

На уроке можно использовать материалы рубрики «Проверочные работы», «Школа Грамотея» а также невыполненные упражнения на предыдущих страницах

Творческая работа. Описание процесса изготовления какой-либо кормушки для птиц

С. 38—39

Учить составлять текст-инструкцию, используя знания о главных частях средств языка. Работа с материалами раздела «Мастерская слова»

27.01

28.01

29.01

30.01

31.01

3.02

4.02

5.02

6.02

7.02

10.02

11.02

             

                                                                                           КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ  МЫСЛЬ… (43 ч)

102

103

104

Состав слова с позиции его значимых частей

С. 46—50, № 1—14

Учить разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова, образовывать слова (с опорой на таблицу), подбирать однокоренные слов с целью обогащения словаря и выявлять среди них проверяемые и проверочные слова.

Организовать наблюдение над значениями, вносимыми в слово приставками или суффиксами (особенно уменьшительно-ласкательными).

Продолжить работу над исправлением речевых недочётов (№14)

Роль приставок и суффиксов в словах

С. 44  - 47

Организовать наблюдение над значениями, вносимыми в слово приставками или суффиксами

12.02

13.02

14.02

105

106

Слитное написание приставок. Приставки и предлоги

С. 48—51

Учить распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня (надоить, надломить, надеть).   Познакомить с алгоритмом определения приставки.

Дать сведения из истории языка: этимологию слова внимать («вън» «имать») — внутрь брать

17.02

18.02

107

Наблюдение над значениями приставок

С. 52—53

Организовать наблюдение над приставками со значениями:  начала, конца действия, противоположности, совместности действия и др. (приставки чаще употребляются в глаголах). Обратить внимание на случаи, когда приставка приросла к корню и в современном языке не выделяется.

Упражнять в образовании слов с помощью приставок, в выборе нужной по значению приставки.

Обратить внимание на роль в истории языка слов с приставкой со-

19.02

108

109

Правописание  гласных  в приставках

С. 54—57

Познакомить с новой орфограммой — правописанием  гласных в приставках, с приёмами запоминания или подбора слов с такой же приставкой, в которой гласный под ударением (изготовить — изморозь, заморозить — заморозки).

Обратить внимание на значения слов, выражающих нравственные понятия, смотивировать запись высказываний о них в записную книжку

20.02

21.02

110

Правописание согласных в приставках

С. 58—61

Познакомить  с орфограммой — одинаковость написания согласных в приставках, кроме приставок на з/с, с приёмами запоминаниям или проверки (подбор приставок с полногласием типа  под-подо, от-ото). 

Организовать наблюдение над использованием приставок в наречиях

24.02

111

Проверочная работа                                                                                                                                                                                                                                                       25.02

112

113

114

Употребление разделительного твёрдого знака после приставок

С. 62—67

Познакомить с новой орфограммой, её условиями. Упражнять в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку.

Сопоставление с употреблением разделительного мягкого знака в словах: одинакова природа (как заместители звука [й]), признаки, кроме варианта перед и: воробьи, но  предыстория.  Перенос слов с разделительными знаками.

Дать сведения из истории русского языка: как изменялись условия употребления твёрдого знака в русской графике (№2). Работа с пословицами

26.02

27.02

28.02

115

116

Употребление и написание слов с приставками (закрепление)

С. 68—69

Упражнять в применении изученных орфограмм при разных видах письма, особенно под диктовку

3.03

4.03

117

Обучение написанию текста объявления

С. 69

Познакомить с признаками, структурой текста объявления как делового текста.  Учить  составлять текст объявления в зависимости от речевой задачи

5.03

118

119

120

Употребление слов с суффиксами

С. 73—78, № 1— 20

Организовать наблюдение над значениями, которые вносят в слова суффиксы: уменьшительно-ласкательные (-очк-, -оньк-, -еньк- в существительных и прилагательных); указывающие на род занятий, профессию, на оттенки признаков и пр.

Совершенствовать качество исполнения всех видов письма, в частности творческое списывание (№18).

Дать сведения из этнокультурной лексики: названия членов семьи, смысл народной мудрости «Не нужен и клад, коли в семье лад»

6.03

7.03

10.03

121

122

Изложение

 Анализ изложения

11.03

12.03

123

Синтаксический анализ словосочетания

С. 76—77

Повторить назначение и строение словосочетаний, их графический разбор.

Организовать наблюдение над функцией (назначением) зависимых слов в словосочетаниях, в предложениях. Упражнять в выборе зависимых слов, их правильном согласовании с главным

13.03

124

125

126

Связь слов в словосочетании

С. 78—81

Дать представление о согласовании прилагательных с именами существительными, управлении глаголами имен существительных, местоимений (без называния термина). Познакомить (первично, с помощью таблицы) со словоизменительными (падежными) формами имен существительных и прилагательных, с ролью предлогов в опознавании падежной формы.

14.03

17.03

18.03

127

      128

       129

       130

Падежные формы имен прилагательных

С. 82 – 83

Падежные вопросы имен прилагательных. Обратить внимание на написание ударных окончаний в вопросах имен прилагательных, возможностью их использования и для написания безударных окончаний.

Закрепление

С. 87—90, № 25—32

На базе словосочетаний повторить орфограммы в разных частях слова. Обратить внимание на сохранение управления при однокоренных именных и глагольных главных словах в словосочетаниях типа заведовать аптекой — заведующий аптекой

Контрольный диктант по теме «Словосочетание».

Анализ диктанта

19.03

20.03

21.03

31.03

131

132

Склонение личных местоимений

С.86 – 87

Падежные формы местоимений.

Правописание местоимений с предлогами

С. 88 – 89

Подбор и определение падежа местоимений

1.04

2.04

133

134

Понятие о предложениях

с второстепенными членами

С. 90—91

Углубить представление о строении предложений с второстепенными членами предложений и их ролью (группа подлежащего, группа сказуемого). Дать понятие о распространенных и нераспространенных предложениях.

Способствовать развитию чувства языка: роль порядка слов в предложении

3.04

4.04

135

136

Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения

С. 95—96, № 13—17

Совершенствовать способность безошибочного письма по памяти (№ 13). Ознакомить с памяткой анализа простого предложения по членам предложения (памятка 8). Обратить внимание на наличие в нераспространенных предложениях однородных подлежащих, сказуемых

7.04

8.04

137

Проверочная работа

 9.04                                

138

139

Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах

С. 96—97

Наблюдение над двумя текстами по одной теме «Отчего идёт дождь?» (№ 1, 3). Познакомить со структурными частями текста типа рассуждения и их роли (вступительная часть, основное утверждение (тезис), аргументы (доказательства), вывод).

10.04

11.04

140

Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа повествования

С. 99, № 8

Анализ построения текста повествования о старом Доме и Саде, анализ и сопоставление планов текста с позиций их информативности

14.04

141

142

       143

       

       144

Изложение текста

Анализ изложения

Закрепление изученного

Диктант по теме «Состав слова».

15.04

16.04

17.04

18.04

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ (22 ч)

145

146

Основные

средства  языка

С. 108—109

Повторить основные средства (единицы) языка через их изучение в определенных разделах науки о языке (по таблице, данной на форзаце учебника)

21.04

22.04

147

148

149

150

Написание слов по правилам орфографии, связанных с проверкой орфограмм. Способы проверки слов с безударными гласными

С. 112—117

Формировать орфографическую зоркость и умение решать орфографические задачи при написании слов

23.04

24.04

25.04

28.04

151

152

Письмо слов с орфограммами-согласными

С. 118—119

Обобщить способы проверки парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных

29.04

30.04

153

154

155

       156

157

Предложение, текст

С. 120 – 123

Контрольный диктант за год

Анализ диктанта

5.05

6.05

7.05

8.05

12.05

158

159

Члены предложения

С. 124, № 1—2

Сопоставление словосочетания и предложения как единиц синтаксиса. Письмо под диктовку текста с последующим анализом предложений по членам предложения, выявления связи между ними.

Проверочная работа: списывание текста. Проверить уровень сформированности графической зоркости. Дать дополнительное задание по разбору предложений по членам предложения

13.05

14.05

160

161

Воспроизведение содержания текста

с прогнозированием его содержания 

С.125, № 3

Проводится по материалам рубрики «Мастерская слова»

15.05

16.05

162

163

164

165

166

Написание слов по правилам орфографии, связанных с проверкой орфограмм. Способы проверки слов с безударными гласными

Письмо слов с орфограммами-согласными

Письмо слов с орфограммами-согласными

Предложение, текст

Члены предложения

19.05

20.05

21.05

22.05

23.05

     

 КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Диктанты

Оценка "5"ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4"ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3"ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2"ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

 

Ошибкой в диктанте следует считать:

•     нарушение правил орфографии при написании слов;

•     пропуск и искажение букв в словах;

•     замену слов;

•  отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

•    ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

•   единичный  пропуск точки  в конце предложения, если  первое слово следующего    

    предложения  записано с заглавной буквы;

    •   единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

    •     два исправления;

    •     две пунктуационные ошибки;

    •     повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

     •     повторение одной и той же буквы в слове;

     •     недописанное слово;

     •    перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

     •    дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

-    нет орфографических и пунктуационных ошибок;

-         допускается 1-2исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-        правильноеи достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

-         имеются отдельные фактические и речевые неточности;

-        допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

-             две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         допущены отклонения от авторского текста;

-         отклонение от темы;

-         допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

-         беден словарь;

-         имеются речевыенеточности;

-         допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

-                   3-5 орфографическихи 1-2 пунктуационных ошибок.

Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         работа не соответствует теме;

-         имеются значительные отступления от авторской темы;

-         многофактических неточностей;

-         нарушена последовательность изложения мыслей;

-         во всех частях работы отсутствует связьмежду ними;

-         словарь беден;

-         более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

-           более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

 

Контрольное списывание

Оценка "5"ставится:

-        нет ошибок и исправлений;

-     работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

Оценка "4" ставится:

-   имеется 1 ошибка и одно исправление.

Оценка "3" ставится:

-         имеется 3 ошибки и одно исправление.

Оценка "2" ставится:

-    имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Контрольный диктант

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

15-25 слов

2 класс

25-30 слов

35-45 слов

3 класс

45-55 слов

55-6- слов

4 класс

60-70 слов

70-80 слов

Оценки:

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Ошибки:

1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.

4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл  произведения.

5. Употребление слов в несвойственном  значении (в изложении).

Недочеты.

1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

2. Отсутствие «красной строки».

3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.

4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Примечание.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает  достаточное количество  изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа  всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного  диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8  слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

20-30 слов

2 класс

30-35 слов

40-50 слов

3 класс

50-60 слов

60-65 слов

4 класс

65-75 слов

75-90 слов

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Первое полугодие

Второе полугодие

1-й класс

-

5-6 слов

2-й класс

8-10 слов

10-12 слов

3-й класс

10-12 слов

12-15 слов

4-й класс

12-15 слов

15-18 слов

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3–5 ошибок.

ТЕСТ

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания  в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

ИЗЛОЖЕНИЕ

Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.

«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

СОЧИНЕНИЕ

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.

Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.

Критерии оценки работ творческого характера.

 

        К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной  ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не  выставляются и в классный журнал не заносится.

        Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.

        В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.  

Нормы оценки работ творческого характера.

 

        За содержание:

-         оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное  речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;

-         оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не  более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;

-         оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение  от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;

-         оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе  допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

-         оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

-         оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;

-         оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно–два исправления;

-         оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

Печатные пособия:

- Л.Я. Желтовская, О.Б.  Калинина «Русский язык».-М.: АСТ, « Астрель».-2011г.

- Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Рабочие тетради в 2-х частях к учебнику «Русский язык».- М.:АСТ, « Астрель», 2013 г.

-Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа:3 класс. Учебно-методический комплекс «Планета Знаний».-М.: АСТ, « Астрель»,2012.

-Л. Ю. Плахотник, под ред. Е. С. Галанжиной. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Планета знаний». Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2013.

Экранно- звуковое обеспечение:

- проектор

-лингофонное устройство

-интерактивная  доска

- документ- камера

-планшет

Технические средства обучения:

- компьютер

Цифровые образовательные ресурсы:

- диски:

1. «Начальная школа», изд. КИМ, 2009.

2. «Русский язык», 3 класс, КИМ, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

ПРЕПОДАВАНИЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РОДНОЙ ЯЗЫК. ЯЗЫК – ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ.

ПРЕПОДАВАНИЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РОДНОЙ ЯЗЫК.ЯЗЫК – ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)...