Сочинение-презентация (сочинение-рассуждение)
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Лучкова Роза Николаевна

В данный материал включен урок с презентацией.

Дан подробный план урока с дополнительным материалом:

стихи, пословицы, поговорки, высказывания великих о слове, о языке.

Урок сопровождается презентацией, что удобно для восприятия учащимися

и позволяет учителю эффективно использовать время на уроке.

Этот материал можно использовать не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Для чего человеку речь18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение – рассуждение  «Зачем человеку речь?»

Цели: развивать речь учащихся путём расширения словарного запаса; учить составлять план и работать  с ним; рассуждать, сопоставлять, приводить примеры для доказательства темы. Воспитывать интерес к русскому языку, истории.

1. Слово учителя.

«Всякий знает, что превратить слово в дело гораздо труднее, чем дело в слово. Литератор, работая, одновременно превращает и дело в слово, и слово в дело. Основной материал, с которым он работает – слово.

Народная мудрость очень чутко и метко в форме загадки определяет  значение слова: «Что такое: не мед, а ко всему льнет?» 

Что же такое слово? Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота». Заглянем в толковый словарь: «Слово – единица речи, представляющая собой звуковое выражение  понятия о предмете». Когда мы произносим какое-нибудь слово,- пишет В.Г.Белинский,- то соединяем с ним в уме нашем понятие о каком-нибудь предмете, так например, произнося  слово огонь, мы представляем себе эту стихию, со всеми ее признаками, т.е. светом, жгучестью и горением.

2. Беседа о функции речи, о роли слова.

- Для чего нужна речь? (ответы)

М.В. Ломоносов говорил: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому».

- Объясните как вы это понимаете? (ответы)

Вывод учителя: т.е. речь является средством общения между людьми.

Великий Л.Н.Толстой  писал: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно  служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».

- Объясните, как слово может быть оружием мира и войны (ответы)

К.Д. Ушинский: «Язык народа – лучший, никогда неувядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…».

В.И.Ленин: «Это язык Тургенева, Толстого, Добролюбова,Чернышевского- велик и могуч». 

- Приведите примеры, где через слово великие поэты передавали свою любовь к Родине, бескрайним лесам и рекам…(ответы)

А.И.Куприн писал: «Язык – история народа»

- Порассуждайте об этом (ответы)

Продолжим мысль Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

А.Н.Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

3. Работа над планом (дать готовый план).

 1. Слово – единица речи

Дать определение речи, можно из словаря.

Из чего состоит речь?

 2. Функция речи и слова:

а)  средство общения между людьми

Как люди общаются?

б)  средство выражения мыслей

Можно ли думать без языка?

в)  оружие мира и войны

Как может влиять слово на мир во всём мире? Может ли слово разжечь войну?

г)  история народа

Что мы знаем об истории, традиции народа

  3. язык великих

Напишите  какое  высказывание вам понравилось и почему?

  4. индивидуальная работа над сочинением

                                               Из детских сочинений

«Русский язык велик и могуч»

В.И.Ленин

Речь – это выражение наших мыслей словами. Множество слов, взаимосвязанных между собой по смыслу, составляют речь человека.

В первую очередь речь помогает людям говорить друг с другом. При встрече двух друзей  завязывается разговор, который называется диалог. Речь бывает устная и письменная. Существует поговорка «что написано пером, то не вырубить топором». В древности люди общались с помощью жестов. Со временем народы разных стран придумали свой язык общения. Поэтому в мире очень много различных языков, которые являются достоянием каждой нации. Речь помогает странам и людям договариваться о мире. Но неосторожная грубая речь может разжечь войну между ними. Поэтому общаясь друг с другом нужно следить за своей речью, чтобы неосторожным словом не обидеть человека. Ведь «слово не воробей, вылетит - не поймаешь».

Мне очень понравились слова А.И Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

 

                                                                                 Атауллина Эвелина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение на тему «Славься, страна! Мы гордимся тобой!...»

Сочинение-рассуждение на тему «Славься, страна! Мы гордимся тобой!...»...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия "Зачем нужна пунктуация?"...

Развитие речи. Сочинение-рассуждение с опорой на схему "За что я люблю зиму".

На уроке дети знакомятся с текстом рассуждения, его структурой, учатся строить текст заданной структуры....

Сочинение-рассуждение (мастер-класс для учителей)

Презентация для написания сочинения-рассуждения на тему "Каким должен быть современный мужчина", для любого класса....

Сочинение-рассуждение "За что я люблю осень?"

Теме «Сочинение-рассуждение «За что я люблю осень?» в третьем классе посвящено два часа. На первом уроке учащиеся готовятся к сочинению и пишут черновой его вариант. На втором уроке сочинения обсуждаю...

Урок русского языка по теме "Сочинение-рассуждение". 2 класс

На этом уроке учащиеся 2 класса знакомятся с новым для них видом сочинения, с сочинением - рассуждением. В игровой форме дети  развивают умение сравнивать и анализировать, учатся отличать текст -...

Сочинение - рассуждение на тему "Сочинение - рассуждение на тему: «Современная система образования построена преимущественно на том, что обучающимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы»

       Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня труднос...