Сочинение-рассуждение "За что я люблю осень?"
методическая разработка по логопедии (3 класс) по теме
Теме «Сочинение-рассуждение «За что я люблю осень?» в третьем классе посвящено два часа. На первом уроке учащиеся готовятся к сочинению и пишут черновой его вариант. На втором уроке сочинения обсуждаются, редактируются, и пишется чистовой вариант сочинений.
На уроках закрепляются знания о структуре текста-рассуждения, совершенствуются умения и навыки конструирования текста-рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie-rassuzhdenie_za_chto_ya_lyublyu_osen.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Тема урока: Сочинение – рассуждение «За что я люблю осень?»
Цель урока: подготовка учащихся к сочинению-рассуждению «За что я люблю осень?»
Задачи урока:
Образовательная: систематизировать знания учащихся о структуре текста-рассуждения, совершенствовать умения и навыки конструирования текста – рассуждения;
Развивающая: формировать у учащихся умение строить самостоятельное высказывание, подбирать и систематизировать материал к сочинению, отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания.
Коррекционная: пополнить речь учащихся прилагательными, эпитетами, сравнениями по теме «Осень».
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование и материалы: Рабочие материалы для учащихся (тексты рассказа Н. Сладкова «Золотой дождь», тексты стихов об осени, таблицы), листья деревьев.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход занятия
I. Оргмомент.
1. Инициация. Для создания мини-групп по 2 человека используется игра «Найди пару». Учащиеся получают открытки с осенними пейзажами, разрезанные на две части. Дети находят свою пару, составляя из частей открытки. Учащиеся работают в парах в течение урока.
2. Вхождение в тему.
Л. (логопед): Ребята, послушайте и отгадайте загадку.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся,
Это время года как у нас зовётся?
Л.: Почему вы думаете, что это осень?
Какой тип речи вы использовали, отвечая на мой вопрос?
(Тип речи – рассуждение).
II. Актуализация знаний. Целевая установка.
Л.: Ребята, сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению-рассуждению на тему «За что я люблю осень?»
Вспомним схему построения текста-рассуждения.
Текст – рассуждение
- Вступление.
- Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).
- Аргументы (доказательства).
- Вывод.
Формирование ожиданий и опасений учащихся (Активный метод обучения «Лето-осень» М. Назаровой).
Учитель предлагает учащимся на жёлтых листочках клёна написать, чему они хотели бы научиться на уроке, чего ожидают от урока, а на бурых листочках клёна написать, чего они опасаются. С помощью магнитов листочки прикрепляются к деревьям клёна и дуба. В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости зелёными листочками сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения.
III. Совершенствование знаний, умений и навыков в процессе конструирования текста-рассуждения.
Активный метод обучения «Инфо-угадайка» (С. Вигман и В. Мюллер).
На магнитной доске находится название темы «Осень». По ходу знакомства с новым материалом логопед называет раздел темы, о которой будет говорить и прикрепляет название на магнитную доску (Осень в музыке. Осень в живописи. Осень в поэзии. Осень в прозе).
1. Вступительное слово логопеда.
Л.: Сегодня мы будем рассуждать на тему «За что я люблю осень?» Осень–удивительное время года. Осень! Сколько всего в этом слове! Тепла, солнца, золота, торжественности, величия, спокойствия. Сколько грусти и печали, счастья и любви.
Осень вызывает у нас противоречивые чувства: она радует нас яркими красками, тёплыми солнечными деньками, осенью мы грустим об ушедшем лете. Осень чарует нас своей красотой. Осенние моросящие дожди вызывают у нас чувство печали.
Золотая осень – любимое время года многих поэтов, композиторов, художников. Осени посвящены прекрасные картины, музыкальные произведения, стихи.
Послушайте одно из них.
«Что такое осень?» - я спросил поэта.
«Осень – это песня!» - мне ответил он.
Музыкант добавил: «Осень – это вальсом
закружатся листья в золоте своём!»
А художник просто взял холсты и кисти
И рассыпал краски, не жалея их!»
Мой ответ про осень будет лаконичным –
«Осень – это сказка грусти и любви».
2. Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь».
(Сайт в Интернете: http://viki.rdf.ru/)
Л.: Послушаем музыку П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»
Какие чувства вызывает у вас музыка Чайковского?
(В этой музыке грусть и радость, печаль и восхищение).
3. Знакомство с картинами об осени.
Л.: У каждого из нас своя осень, каждый любит осень по-своему.
Вызывает восхищение золотая осень на картинах известных художников. Перед нами картина С. Жуковского «Золотая осень. Синяя вода». Красоту осени воспевает Ф. Тютчев в своих стихах.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
(Ф. Тютчев)
Прекрасна золотая осень на полотнах В. Поленова, И. Остроухова, И. Левитана.
Прочитаем стихи И. Бунина.
Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.
(И. Бунин)
4. Подготовка к сочинению – рассуждению.
а). Отбор материала для сочинения из произведений художественной литературы. Чтение стихов об осени, деревьях, листопаде.
Л.: Ребята, а за что вы любите осень? (За красоту, за урожай).
Давайте познакомимся с произведениями художественной литературы об осени, узнаем за
что поэты, писатели любят осень, будем учиться у мастеров художественного слова, отберём материал для сочинения из этих произведений. ( Дети читают стихи, подчёркивают в текстах эпитеты, сравнения, которые они могут использовать в своих сочинениях).
Есть время особого света, неяркого солнца, нежнейшего зноя,
Оно называется бабье лет и в прелести спорит с самою весною.
(О. Берггольц)
Л.: Каким видит О. Берггольц бабье лето?
Как красива осень в пёстром сарафане!
В чистом небе просинь. Клён горит, как пламя.
Над водой берёзка золотою свечкой,
И плывут листочки вниз по тихой речке.
(Т. Шорыгина)
Л.: Какие сравнения использует автор в стихотворении?
Золотятся между сосен, клёны жёлтые стоят,
Что за чудный им наряд подарила осень.
Как украсила рябины, бросив щедрою рукой
Меж узорчатой листвой яркие рубины.
(Г. Эйнерлинг)
Л.: Какие наряды подарила осень деревьям?
Стало вдруг светлее вдвое, двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое у берёзы на плечах.
(Е. Трутнева)
Л.: Какой видит берёзку Е. Трутнева? (14 слайд)
Ветер золото кружит, золотым дождём шумит.
(М. Лесовая)
Л.: О каком дожде идёт речь в стихотворении?
б). Чтение рассказа Н. Сладкова «Золотой дождь».
Л.: Золотому дождю посвящён рассказ Н. Сладкова. Прочитаем его.
Золотой дождь.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики.
И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми.
Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит – закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломится, хлынет сверкающий водопад.
Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
(Н. Сладков)
Л.: Какими мы видим листья в тексте Н. Сладкова?
(Листья багряные и золотые, как солнышки, у них есть ладошки и щёчки, животики).
Какие сравнения использует автор для описания листьев?
(Листья полетели иволгами, запрыгали белками, понеслись куницами. Листопад похож
на пёстрый смерч, на сверкающий водопад).
Что делают листья?
(Листья шуршат, скребут, лопочут, летят, качаются и бегут).
Л.: Н. Сладков хотел показать нам, что листопад – явление необычное и удивительно красивое. Он создал необыкновенный, яркий образ листопада.
в). Чтение стихов о птицах, дожде, первом снеге.
За осенними тучами где-то журавлиный затих разговор,
На дорожки, где бегало лето, разноцветный улёгся ковёр.
(В. Орлов)
Л.: О каком ковре идёт речь в стихотворении?
Собирают осенью урожай плодов, много людям радости после всех трудов.
( Т. Ефимова)
Л.: Ребята, вы любите собирать урожай?
Шуршащей вереницей за солнышком вдогонку
Летят над нами птицы в далёкую сторонку.
(В. Орлов)
Л.: Вы любите наблюдать за перелётными птицами?
Опять пришла пора дождей, листвы, летящей в воду,
Когда спокойней, но острей мы чувствуем природу.
(В. Гончаров)
Л.: Ребята, а любите ли вы осенний дождь?
И стало вдруг белым-бело. Земля притихла и смирилась.
Очарование пришло. Снег выпал. Чудо совершилось.
(И. Кравченко)
И всё в природе изменилось, засверкало, заискрилось.
Снег кружится, метёт. Восторг и радость он несёт.
Л.: И. Кравченко называет первый снег чудом. Какие чувства вызывает у вас первый
снег?
г). Знакомство с материалом для сочинения.
(Материал отобран из произведений художественной литературы об осени).
Материал для сочинения
Деревья: Берёзы: надели скромные жёлтенькие платьица, стоят будто свечки, у берёзы золотое платье. Клёны: ярко-жёлтые и румяные, клён горит как пламя, клёны золотятся. Дубы: покрыты бронзой. Рябины: надели яркие бусы.
Листья деревьев: Пожелтели кружевные листья берёз. Покраснели листочки - монетки осин. Побурели резные листья дубов. Заалели листья-звёзды на клёнах.
Янтарём и рубинами горят листья.
Листопад: Закружится в вихре танца листва. Закружится пёстрая метель: янтарно-золотая, медно-рыжая, пунцовая. Под ветра свист танцуют листья до упада. Листья полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись куницами по земле.
Закружился пёстрый смерч. Хлынул сверкающий дождь. Шумит золотой дождь.
Ковёр из листьев: Земля покрыта разноцветным пушистым ковром.
Птицы: «И от птичьего крика стало в сердце грустнее».
Первый снег: Летят снежинки, кружатся, вокруг белым-бело. Снег выпал, чудо совершилось. Восторг и радость снег несёт.
5. Физкультминутка с мячом. (Дети подбирают прилагательные к слову «осень»).
Мяч осенний, мяч волшебный будет в руки к вам летать
И вопрос вам задавать: какая осень?
6. Выступление учащихся с сочинением – презентацией «За что я люблю осень?»
Л.: Послушаем и посмотрим сочинения-презентации «За что я люблю осень».
(Домашнее задание учащихся)
7. Оценка сочинений – презентаций.
8. Написание чернового варианта сочинений.
(Учащиеся работают по плану, записывают свои мысли, наблюдения, используют
материалы для сочинения).
План | Материалы к сочинению | Дополнения | |
1. | Вступление. | ||
2. | За что я люблю осень? | ||
3. | Доказательства. | - Красота осени: красота деревьев, листьев, листопада. - Дары осени: овощи, фрукты, грибы, ягоды. - Осенние прогулки. - Осенние поделки. - Перелётные птицы. - Дожди. - Первый снег. | |
4. | Вывод. |
9. Чтение и оценка сочинений.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Л.: Ребята, чему мы сегодня учились на уроке? Что вы узнали нового? Что вам запомнилось?
Оценка результатов урока: если после того, как дети прикрепили к клёну и дубу листья, деревья оказались зелёными, значит, цели урока достигнуты. Если клён стал жёлтым, а дуб бурым, значит, выросло не то, что ожидали.
В ходе урока проводится словарная работа с учащимися, выясняется значение и правописание слов и словосочетаний: тезис, аргументы, лучезарны, просинь, рубины, смерч, листья полетели иволгами, запрыгали белками, понеслись куницами.
В помощь учителю
Использование презентаций на уроке позволяет доступно и наглядно объяснить материал. ( В презентации использованы тексты и стихи об осени, фотографии из Интернета, музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»)
Теме «Сочинение-рассуждение «За что я люблю осень?» в третьем классе посвящено два часа. На первом уроке учащиеся готовятся к сочинению и пишут черновой его вариант. На втором уроке сочинения обсуждаются, редактируются, и пишется чистовой вариант сочинений.
На уроках закрепляются знания о структуре текста-рассуждения, совершенствуются умения и навыки конструирования текста-рассуждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Люблю берёзу русскую"
Мероприятие для 3 классов построено в форме устного журнала, в котором этапы представлены в виде отдельных страниц, объединённых одной темой – «Берёза». На каждом этапе решались разные задачи: • вос...
Люблю тебя моя Тюмень
Праздник к Декаде Творчества...
Классный час "Я люблю, ты любишь, мы любим."
Методическая разработка посвящена праздникам католического (День Святого Валентина) и православного мира (День памяти святых Петра и Февронии)....
Люблю природу русскую. Весна.
Урок литературного чтения во 2 классе. «Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна.»». Учебник «Родная речь» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. УМК "Школа России"....
Развитие речи. Сочинение-рассуждение с опорой на схему "За что я люблю зиму".
На уроке дети знакомятся с текстом рассуждения, его структурой, учатся строить текст заданной структуры....
Конспект внеклассного мероприятия " Солнце, я тебя люблю!"
Внеклассное мероприятие...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...