Закрепление знаний о звуке [ч’] и буквах Чч (1 класс, система обучения Л.В. Занкова)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Конспект урока и презентация к нему по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_ch.ppt | 2.65 МБ |
konspekt_uroka.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Закрепление знаний о звуке [ч’] и буквах Чч
(1 класс, система обучения Л.В. Занкова)
Плотникова О.А. МОУ «ОСОШ №3» г. Очёр Пермский край
Цели:
- Закрепить знания о звуке [ч’] и буквах Чч в процессе использования деятельностного метода обучения; развивать наглядно – образное мышление посредством использования модулей (звук, слог, слово).
- Формировать познавательные и регулятивные универсальные учебные действия: учить классифицировать слова, создавать условия для рассуждений и доказательств.
- Формировать коммуникативные универсальные учебные действия, создавать условия для развития детской любознательности, развивать умения работать в группе.
Ход урока
- Орг. момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Работа над темой
1. Вхождение в тему урока
Учитель: Дети, какое время года на дворе? По каким признакам можно узнать это время года?
Дети перечисляют признаки времени года, когда изучается данная тема.
Учитель: Какое время года вы любите?
Дети рассказывают о своем любимом времени года.
Учитель: Давайте немного пофантазируем: представим, что сейчас ваше любимое время года — лето и прогуляемся по лугу!
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг
Да по колено травы!
Кого можно здесь встретить?
Дети перечисляют животных и насекомых луга.
Учитель: Молодцы! А сейчас предлагаю вам определить с каким звуком и буквами будем работать на уроке. В этом нам помогут задания вначале урока. (слайд 2) Кто же это сидит в траве?
Чемпион по прыжкам.
Скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик.)
Учитель: Ребята, а вы знаете, почему кузнечик зеленого цвета? (Дети выдвигают свои предположения. Учитель дополняет ответы детей: кузнечик имеет зеленый окрас, потому что он живет в среде зеленого цвета – в траве. благодаря этому он может прятаться, бегать, не боясь быть замеченным врагами. Если бы, к примеру, кузнечики жили в пустыне, то наверняка они были бы желтого или песочного цвета – чтобы иметь возможность слиться с природой и спрятаться.)
Выложите столько кружков, сколько звуков в слове кузнечик. (Один ребенок выкладывает звуковую схему на доске, остальные на парте).
Учитель: Что сообщает нам эта звуковая схема слова?
Ученик: В этом слове три слога, т.к. три гласных звука. Три согласных звука твердых, два – мягких.
Учитель: Назовите мягкие согласные звуки в слове.
Ученик: [н'], [ч'].
Учитель: Что еще знаете про второй мягкой согласный звук?
Ученик: Звук [ч’] — всегда мягкий, глухой, согласный.
- Работа со звуковыми схемами
Дети составляют звуковые схемы на партах, а один ученик работает у доски, затем проверяется на слайде.
Учитель: Наше первое задание помогло вам определить, с каким звуком и какими буквами будем работать?
Дети: Со звуком [ч’] и буквы Чч.
Учитель: Чему мы должны научиться на уроке? Ваше мнение?
Ученик: Правильно составлять звуковые схемы.
Ученик: Читать слова, в которых есть звук [ч’].
Учитель: Правильно. Сегодня нам часто будет встречаться этот звук. Давайте за ним понаблюдаем. Продолжим составлять звуковые схемы. Предлагаю вам следующую загадку про насекомого луга (слайд 3)
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Учитель: Молодцы! Выложите звуковую схему слова. Какие звуки слышите в этом слове? Дети перечисляют звук.
Учитель: Где находится звук [ч’]?
Ученик: В середине слова.
Физкультминутка.
Учитель: Пора немного отдохнуть.
Дети все вместе рассказывают стихотворение и показывают движения.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Учитель: Вот еще для вас одна загадка про жителя луга (слайд 4).
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчелка).
Учитель: Выложите звуковую схему к этому слову. Каким по счету стоит звук [ч’] в слове? Какой это звук?
Ученик: Мягкий, согласный, глухой.
Учитель: Скажите, дети, как автор назвал пчелку?
Ученик: Домовитой.
Учитель: Как вы думаете, почему так названа пчелка?
Ученик: Потому что она много трудится и собирает нектар, который несет в свой домик – улей.
Учитель: Как еще бы вы назвали пчелку?
Пчелка какая? ... Дети подбирают прилагательные: трудолюбивая, беспокойная, заботливая, ….
Учитель: Посмотрите схемы на доске. Как вы думаете, что общего в этих словах?
Ученик: Во всех словах есть согласные звуки мягкие и твердые.
Ученик: Во всех словах есть звук [ч’].
Учитель: Что вы знаете про этот звук?
Ученик: Звук [ч’] всегда мягкий, согласный, глухой. Может стоять в середине, в конце и вначале слова.
Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо справились со звуковыми схемами. А теперь предлагаю вам поработать со словами, в которых нам встретятся буквы Ч,ч.
- Работа со слогами и словами (слайд 5)
Учитель: Прилетела наша пчелка в улей и стала наводить порядок в доме. Давайте поможем ей. Прочитайте слоги. Дети прочитывают слоги.
Учитель: Какое задание можно выполнить с ними?
Ученик: Разделить слоги на две группы. В одну группу, где есть буква ч, в другую – остальные слоги.
Ученик: Составить слова из слогов.
Учитель: Отлично. Соберитесь в группы. Попытайтесь составить как можно больше слов из слогов. Напечатайте их на листочке или в тетрадочке.
ча ка боч
чай ник доч
сы печ реч
ша
Часы, бочка, чайка, чайник, дочка, печка, печник, речка, чаша, речник.
Учитель: С заданием справились. Предлагаю одной группе зачитать составленные слова, а другие группы будут дополнять.
Желающая группа ребят зачитывают составленные слова, остальные сверяются и дополняют ответ своими словами.
Учитель: Молодцы! Много слов придумали. У меня на слайде тоже напечатаны некоторые слова. Слова на слайде. Как вы думаете, какой общий признак у этих слов?
Ученик: Все слова предметы, двухсложные, во всех словах есть звук [ч’].
Учитель: На какие группы можно разделить эти слова? В парах посоветуйтесь и подумайте над этой проблемой. Предложите свои варианты деления слов на группы. Дети получают карточки со словами. Приложение 2.
Ученик: Слова со звуком [ч’] вначале в одну группу, в середине – в другую группу,
Ученик: По расстановке ударения,
Ученик: Одушевленные в одну группу, неодушевленные в другую группу.
Дети зачитывают слова по группам.
Учитель: Молодцы! Хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем.
Физминутка
Учитель: Покажите как пчелка летает со цветка на цветок, кружится, потягивается после большой и трудной работы.
Дети показывают движения.
Учитель: Ох, и наша пчелка устала. Решила она тоже отдохнуть, попить чай. Прочитав стихотворение, вы узнаете как она отдыхала.
Тексты у каждого ученика на карточке. (Приложение 1). Дети сначала читают про себя, затем вслух (слайд 6).
Чай из листиков нарезан,
Снятых с чайного куста.
Пчелке нашей чай полезен —
Чайник в доме неспроста.
Учитель: Найдите в этом стихотворении слова, похожие по смыслу.
Ученик: Чай, чайник, чайного.
Учитель: Как они называются?
Ученик: Родственные.
Учитель: Что у них общего?
Ученик: Корень – чай -
Учитель: Что еще общего в этих словах?
Ученик: Слова начинаются на звук [ч’].
Учитель: Молодцы, правильно. Раз пчелка очень много трудится, как ее можно назвать?
Ученик: Трудолюбивая.
Учитель: Можно ли так назвать людей?
Ученик: Да.
Учитель: Откройте Азбуку на странице 101. Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
Делу — время, потехе — час.
Делу – время, потехе – час.
(Дети объясняют смысл пословиц).
Учитель: Теперь прочитайте еще два предложения. Когда так говорят?
Как бы убить время?
Я хочу выиграть время.
Дети объясняют смысл предложений.
lII. Домашнее задание
Учитель: Молодцы. Хорошо справились с заданием. Я хочу вам предложить интересное задание домой. Мы начали разговор о времени. Вместе с родителями поищите сведения об истории часов. Завтра на уроке мы послушаем ваши рассказы.
Комментарий для учителя: Это задание дополнит материал следующего урока, на котором будет читаться рассказ о часах (Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец, стр. 102).
lV. Итог урока (слайд 7)
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. С каким звуком работали сегодня? Расскажите про него.
Ученик: Мы работали со звуком [ч'].
Ученик: Этот звук согласный, глухой, всегда мягкий, может стоять в начале слова, в середине и в конце.
Учитель: Чему мы учились на уроке?
Ученик: Правильно составлять звуковые схемы.
Ученик: Читать слова, предложения, в которых есть звук [ч’].
Учитель: Ваше мнение: мы справились с поставленной задачей? Насколько хорошо вы научились составлять звуковые схемы, правильно читать слова и предложения со звуком [ч']? Отметьте нужный уровень в тетрадочках.
Дети на отрезках показывают свой уровень усвоения материала.
Учитель: Вы хорошо сегодня поработали на уроке и в группах и в парах. Показали себя дружными и активными. Молодцы! Урок окончен.
Ссылки:
http://childline.ru/nasekomie.shtml - загадки про насекомых
http://littlehuman.ru/687/ - загадки про насекомых
приложение 1
Чай из листиков нарезан, Снятых с чайного куста. Пчелке нашей чай полезен — Чайник в доме неспроста. | Чай из листиков нарезан, Снятых с чайного куста. Пчелке нашей чай полезен — Чайник в доме неспроста. |
Чай из листиков нарезан, Снятых с чайного куста. Пчелке нашей чай полезен — Чайник в доме неспроста. | Чай из листиков нарезан, Снятых с чайного куста. Пчелке нашей чай полезен — Чайник в доме неспроста. |
Чай из листиков нарезан, Снятых с чайного куста. Пчелке нашей чай полезен — Чайник в доме неспроста. | Чай из листиков нарезан, Снятых с чайного куста. Пчелке нашей чай полезен — Чайник в доме неспроста. |
Чай из листиков нарезан, Снятых с чайного куста. Пчелке нашей чай полезен — Чайник в доме неспроста. | Чай из листиков нарезан, Снятых с чайного куста. Пчелке нашей чай полезен — Чайник в доме неспроста. |
Приложение 2
бочка чаша речка чайник печник часы дочка чайка печка речник | бочка чаша речка чайник печник часы дочка чайка печка речник | бочка чаша речка чайник печник часы дочка чайка печка речник |
бочка чаша речка чайник печник часы дочка чайка печка речник | бочка чаша речка чайник печник часы дочка чайка печка речник | бочка чаша речка чайник печник часы дочка чайка печка речник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова) ...
Урок письма по теме "Письмо строчной буквы з" 1 класс, система Л.В.Занкова
Данный урок содержит разные формы деятельности на уроке. использованы приёмы критического мышления, загадки. ассоциации....
Конспект урока обучения грамоте на тему: «Закрепление знаний о звуках [л] и [л’] и буквах Л, л с помощью приемов технологии развития критического мышления»
Цель урока:· повторить и закрепить знания о звуках [л] и [л’] и буквах Л, л;· с помощью наблюден...
Конспект урока по обучению грамоте «Повторение и закрепление знаний о звуках [м] [м’] и букве «М», 1 класс, "Школа России"
Цели деятельности учителя: повторение знаний о звуках [м] [м’] и букве «М», формирование умения делать фонетический анализ; формирование навыка чтения. Планируемые ре...
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе. Тема Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».
Конспект открытого урока в 1 классе по УМК "Планета Знаний"...
Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы К" 1 класс Система Л.В.Занкова
В материале представлена технологическая карта урока по "Системе Л.В.Занкова" на тему "Письмо заглавной буквы К". Возрастная категория: 1 класс. Тип урока: Урок открытия новых знан...
Презентация " Согласный звук г,г, Буквы Гг." 1 класс, урок обучение грамоте,программа " Школа России"
Презентация " Согласный звук г,г, Буквы гг." 1 класс, урок обучение грамоте.программа " Школа России"...