Закрепление знаний о звуке [ч’] и буквах Чч (1 класс, система обучения Л.В. Занкова)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Плотникова Ольга Александровна

Конспект урока и презентация к нему по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zvuk_i_bukva_ch.ppt2.65 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Закрепление знаний о звуке [ч’] и буквах Чч

(1 класс, система обучения  Л.В. Занкова)

Плотникова О.А. МОУ «ОСОШ №3» г. Очёр Пермский край

Цели:

  • Закрепить знания о звуке [ч’] и буквах Чч в процессе использования   деятельностного метода обучения; развивать наглядно – образное мышление посредством использования модулей (звук, слог, слово).
  • Формировать познавательные и регулятивные универсальные учебные действия: учить  классифицировать слова, создавать  условия для рассуждений и доказательств.    
  • Формировать коммуникативные универсальные учебные действия, создавать условия для развития детской любознательности, развивать умения работать в группе.

Ход урока

  1. Орг. момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

  1. Работа над темой

1. Вхождение в тему урока

Учитель: Дети, какое время года на дворе? По каким признакам можно узнать это время года?

Дети перечисляют признаки времени года, когда изучается данная тема.

Учитель: Какое время года вы любите?

Дети рассказывают о своем любимом времени года.

Учитель: Давайте немного пофантазируем: представим, что сейчас ваше любимое время года — лето и прогуляемся по лугу!

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг

Да по колено травы!

Кого можно здесь встретить?

Дети перечисляют животных и насекомых луга.

Учитель: Молодцы! А сейчас предлагаю вам определить с каким звуком и буквами будем работать на уроке. В этом нам помогут задания вначале урока. (слайд 2) Кто же это сидит в траве?

Чемпион по прыжкам.

Скачет, скачет по лужкам.  (Кузнечик.)

Учитель: Ребята, а вы знаете, почему кузнечик зеленого цвета? (Дети выдвигают свои предположения. Учитель  дополняет ответы детей: кузнечик имеет зеленый окрас, потому что он живет в среде зеленого цвета – в траве. благодаря этому он может прятаться, бегать, не боясь быть замеченным врагами. Если бы, к примеру, кузнечики жили в пустыне, то наверняка они были бы желтого или песочного цвета – чтобы иметь возможность слиться с природой и спрятаться.)

Выложите столько кружков, сколько звуков в слове кузнечик. (Один ребенок выкладывает звуковую схему на доске, остальные на парте).

Учитель: Что сообщает нам эта звуковая схема слова?

Ученик: В этом слове три слога, т.к. три гласных звука. Три согласных звука твердых, два – мягких.

Учитель: Назовите мягкие согласные звуки в слове.

Ученик: [н'], [ч'].

Учитель: Что еще знаете про второй мягкой согласный звук?

Ученик: Звук  [ч’] — всегда мягкий, глухой, согласный.

  1.  Работа со звуковыми схемами

 Дети составляют звуковые схемы на партах, а один ученик работает у доски, затем проверяется на слайде.

Учитель: Наше первое задание помогло вам определить, с каким звуком и какими буквами будем работать?

Дети: Со  звуком  [ч’] и буквы Чч.

Учитель: Чему мы должны научиться на уроке? Ваше мнение?

Ученик: Правильно составлять звуковые схемы.

Ученик: Читать слова, в которых есть звук [ч’].

Учитель: Правильно. Сегодня нам часто будет встречаться этот звук. Давайте за ним понаблюдаем. Продолжим составлять звуковые схемы. Предлагаю вам следующую загадку про насекомого луга (слайд 3)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Учитель: Молодцы! Выложите звуковую схему слова. Какие звуки слышите в этом слове? Дети перечисляют звук.

Учитель: Где находится звук  [ч’]?

Ученик: В середине слова.

Физкультминутка.

Учитель: Пора  немного отдохнуть.

Дети все вместе рассказывают стихотворение и показывают движения.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Учитель: Вот еще для вас одна загадка про жителя луга (слайд 4).

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.    (Пчелка).

Учитель: Выложите звуковую схему к этому слову. Каким по счету стоит звук [ч’] в слове? Какой это звук?

Ученик: Мягкий, согласный, глухой. 

Учитель: Скажите, дети, как автор назвал пчелку?

Ученик: Домовитой.

Учитель: Как вы думаете, почему так названа пчелка?

Ученик: Потому что она много трудится и собирает нектар, который несет в свой домик – улей.

Учитель: Как еще бы вы назвали пчелку?

Пчелка какая? ... Дети подбирают прилагательные: трудолюбивая, беспокойная, заботливая, ….

Учитель: Посмотрите схемы на доске. Как вы думаете, что общего в этих словах?

Ученик: Во всех словах есть согласные звуки мягкие и твердые.

Ученик: Во всех словах есть звук [ч’].

Учитель: Что вы знаете про этот звук?

Ученик: Звук [ч’] всегда мягкий, согласный, глухой. Может стоять в середине, в конце и вначале слова.

Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо справились со звуковыми схемами. А теперь предлагаю вам поработать со словами, в которых нам встретятся буквы Ч,ч.

  1.  Работа со слогами и словами (слайд 5)

Учитель: Прилетела наша пчелка в улей и стала наводить порядок в доме. Давайте  поможем ей. Прочитайте слоги. Дети прочитывают слоги.

Учитель: Какое задание можно выполнить с ними?

Ученик: Разделить слоги на две группы. В одну группу, где есть буква ч, в другую – остальные слоги.

Ученик: Составить слова из слогов.

Учитель: Отлично. Соберитесь в группы. Попытайтесь составить как можно больше слов из слогов. Напечатайте их на листочке или в тетрадочке.

ча      ка        боч

чай    ник      доч

сы     печ      реч

         ша

Часы, бочка, чайка, чайник, дочка, печка, печник, речка, чаша, речник.

Учитель: С заданием справились. Предлагаю одной группе зачитать составленные слова, а другие группы будут дополнять.

Желающая группа ребят зачитывают составленные слова, остальные сверяются и дополняют ответ своими словами.

Учитель: Молодцы! Много слов придумали. У меня на слайде тоже напечатаны некоторые слова. Слова на слайде. Как вы думаете, какой общий признак у этих слов?

Ученик:  Все слова предметы, двухсложные, во всех словах есть звук [ч’].

Учитель: На какие группы можно разделить эти слова? В парах посоветуйтесь и подумайте над этой проблемой. Предложите свои варианты деления слов на группы.  Дети получают карточки со словами. Приложение 2.

Ученик: Слова со звуком [ч’] вначале в одну группу, в середине – в другую группу,

Ученик: По расстановке ударения,

Ученик: Одушевленные в одну группу, неодушевленные в другую группу.

Дети зачитывают слова по группам.

Учитель: Молодцы! Хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем.

Физминутка

Учитель: Покажите как пчелка летает со цветка на цветок, кружится, потягивается после большой и трудной работы.

Дети показывают движения.

Учитель: Ох, и  наша пчелка устала. Решила она тоже отдохнуть, попить чай. Прочитав стихотворение, вы узнаете как она отдыхала.

Тексты у каждого ученика на карточке. (Приложение 1). Дети сначала читают про себя, затем вслух (слайд 6).

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Пчелке нашей чай полезен —

Чайник в доме неспроста.

Учитель: Найдите в этом стихотворении слова, похожие по смыслу.

Ученик:  Чай, чайник, чайного.

Учитель: Как они называются?

Ученик: Родственные.

Учитель: Что у них общего?

Ученик:  Корень – чай -

Учитель: Что еще общего в этих словах?

Ученик:  Слова начинаются на звук [ч’].

Учитель: Молодцы, правильно. Раз пчелка очень много трудится, как ее можно назвать?

Ученик: Трудолюбивая.

Учитель: Можно ли так назвать людей?

Ученик: Да.

Учитель: Откройте Азбуку на странице 101. Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

Делу — время, потехе — час.

Делу – время, потехе – час.

 (Дети объясняют смысл пословиц).

Учитель: Теперь прочитайте еще два предложения. Когда так говорят?

Как бы убить время?

Я хочу выиграть время.

Дети объясняют смысл предложений.

lII. Домашнее задание

Учитель: Молодцы. Хорошо справились с заданием. Я хочу вам предложить интересное задание домой. Мы начали разговор о времени. Вместе с родителями поищите сведения об истории часов. Завтра на уроке мы  послушаем ваши рассказы.

Комментарий для учителя: Это задание дополнит материал следующего урока, на котором будет читаться рассказ о часах (Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец, стр. 102).

lV. Итог урока (слайд 7)

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. С каким звуком работали сегодня? Расскажите про него.

Ученик: Мы работали со звуком [ч'].

Ученик: Этот звук согласный, глухой, всегда мягкий, может стоять в начале слова, в середине и в конце.  

Учитель: Чему мы учились на уроке?

Ученик: Правильно составлять звуковые схемы.

Ученик: Читать слова, предложения, в которых есть звук [ч’].

Учитель: Ваше мнение: мы справились с поставленной задачей? Насколько  хорошо вы научились составлять звуковые схемы, правильно читать слова и предложения со звуком [ч']? Отметьте нужный уровень в тетрадочках.

Дети на отрезках показывают свой уровень усвоения материала.

Учитель: Вы хорошо сегодня поработали на уроке и в группах и в парах. Показали себя дружными и активными. Молодцы!  Урок окончен.

Ссылки:

http://childline.ru/nasekomie.shtml - загадки про насекомых

http://littlehuman.ru/687/ - загадки про насекомых

приложение 1

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Пчелке нашей чай полезен —

Чайник в доме неспроста.

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Пчелке нашей чай полезен —

Чайник в доме неспроста.

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Пчелке нашей чай полезен —

Чайник в доме неспроста.

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Пчелке нашей чай полезен —

Чайник в доме неспроста.

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Пчелке нашей чай полезен —

Чайник в доме неспроста.

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Пчелке нашей чай полезен —

Чайник в доме неспроста.

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Пчелке нашей чай полезен —

Чайник в доме неспроста.

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Пчелке нашей чай полезен —

Чайник в доме неспроста.

Приложение 2

бочка

чаша

речка

чайник

печник

часы

дочка

чайка

печка

речник

бочка

чаша

речка

чайник

печник

часы

дочка

чайка

печка

речник

бочка

чаша

речка

чайник

печник

часы

дочка

чайка

печка

речник

бочка

чаша

речка

чайник

печник

часы

дочка

чайка

печка

речник

бочка

чаша

речка

чайник

печник

часы

дочка

чайка

печка

речник

бочка

чаша

речка

чайник

печник

часы

дочка

чайка

печка

речник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова) ...

Урок письма по теме "Письмо строчной буквы з" 1 класс, система Л.В.Занкова

Данный урок содержит разные формы деятельности на уроке. использованы приёмы критического мышления, загадки. ассоциации....

Конспект урока обучения грамоте на тему: «Закрепление знаний о звуках [л] и [л’] и буквах Л, л с помощью приемов технологии развития критического мышления»

Цель урока:·        повторить и закрепить знания о звуках [л] и [л’] и буквах Л, л;·        с помощью наблюден...

Конспект урока по обучению грамоте «Повторение и закрепление знаний о звуках [м] [м’] и букве «М», 1 класс, "Школа России"

Цели деятельности учителя: повторение  знаний о звуках [м] [м’] и букве «М», формирование умения делать фонетический анализ; формирование навыка чтения. Планируемые ре...

Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы К" 1 класс Система Л.В.Занкова

В материале представлена технологическая карта урока по "Системе Л.В.Занкова" на тему "Письмо заглавной буквы К". Возрастная категория: 1 класс. Тип урока: Урок открытия новых знан...

Презентация " Согласный звук г,г, Буквы Гг." 1 класс, урок обучение грамоте,программа " Школа России"

Презентация " Согласный звук г,г, Буквы гг." 1 класс, урок обучение грамоте.программа " Школа России"...