Урок русского языка Обучающее сочинение "Зима" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель: умение строить речь в определенной композиционной форме, систематизировать
собранный материал , продолжить формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости ,устойчивого внимания ; воспитывать активность, самостоятельность, увлеченность ,любовь к природе; развитие творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_zima.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
2. Введение в тему урока. | Верно. Мы сегодня будем писать сочинение. | Сочинение. Зима. |
3.Развитие речи. | Послушайте, как обращался к зиме русский поэт Петр Вяземский (слова записаны на доске): Здравствуй, русская молодка, Как поэт называет зиму? Как он к ней обращается? Как вы можете назвать ее? Почему? Вы любите зиму? | Молодка, раскрасавица, матушка. Волшебница, сказочница. |
4. Слушание музыкального произведения. | Природу любили не только поэты, но и композиторы. Петр Ильич Чайковский написал цикл произведений, посвященных каждому месяцу года. Сегодня мы услышим фрагмент фортепианного цикла «Времена года» под названием «Декабрь». Закройте глаза и насладитесь красотой музыки. Что вы представили, во время слушания музыки? Как вы думаете, композитор любит зиму? Какое настроение передает это произведение? | Дети слушают музыку, положив голову на парту и закрыв глаза. Как кружатся и падают снежинки, как воет ветер… Да. Радостное, веселое. |
5. Постановка целей урока. | Композитор изобразил зиму при помощи музыкальных звуков, а нам предстоит изобразить или описать зиму при помощи слов и образных выражений. Наше сочинение будет состоять из нескольких частей. | |
6. Разбор плана сочинения, обсуждение структуры текста. Развитие речи учащихся через работу с эпитетами: а) Неживая природа. б) Живая природа. | 1 часть – введение. О чем мы будем в ней писать? Как можно начать сочинение по данной теме? Что вам нравится зимой? Без чего не бывает зимы? Да, зима – это, прежде всего снег. Прочитайте, как поэты и писатели говорят о снеге, снежинках. С чем они его сравнивают? С чем вы можете сравнить снег? А что происходит с небом и солнцем при наступлении зимы? А что происходит с реками и озерами? Послушайте, что об этом явлении пишет Александр Сергеевич Пушкин: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета… Почему поэт сравнивает речку с паркетом? Вспомните из курса природоведения, какими словами объединяются понятия (небо, снег, реки, озёра) воедино? Ребята, о явлениях, произошедших в неживой природе, вы расскажете во 2 части нашего сочинения. Скажите, а осталась ли жизнь среди снегов и льдов? Что стало с живой природой зимой? Посмотрите на иллюстрации, расположенные на доске, и скажите, что произошло с деревьями и кустарниками? Обилие снега придает величие русской природе, всё кругом становится необыкновенным и сказочным. Опишите сказочные деревья, изображённые на картинах. На что они похожи? Найдите и прочитайте, как говорят о них поэты. В зимнем лесу среди заснеженных деревьев продолжается жизнь. Что же происходит в жизни зверей и птиц? О жизни живой природы вы тоже напишите во 2 части сочинения. Мы говорили о чувствах поэтов к зиме, а какие чувства испытываете вы к зимней природе? Свои чувства вы выскажете в 3 части сочинения – заключении своего сочинения. | О том, что наступила зима. Наступила зима. Пришла долгожданная зима. Вот и зима! Зимы не бывает без снега. Дети работают с высказываниями поэтов и писателей о зиме, ищут в них эпитеты. (см. в приложении 1). С пухом, покрывалом. Небо стало тяжелым, низким, солнце не греет нашу землю. Они покрываются льдом. Она блестит как начищенный паркет. Неживая природа. Да, осталась. Кто – то из зверей уснул до весны, кто – то запас орехи, птицы улетели, а те, которые остались, жмутся поближе к жилищу человека… Деревья и кустарники засыпало снегом. Дети работают по картинам и Приложению 1. Они сменили шубки, жмутся поближе к жилью. Чувство таинственности, сказочности, волшебства, спокойствия… |
8. Повторение плана сочинения. | Вспомните, из скольких частей состоит сочинение. О чем будем писать во вступлении? Посмотрите, как я назвала 1 пункт плана (табличка вывешивается на доску): 1. «Вот пришли морозы и зима настала». О чем напишем в основной части? Прочитайте к ней название и подпункты плана (табличка вывешивается на доску): 2. а) «Ковром раскинулись снега». б) «Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета». в) «И в стужу лютую живет природа наша». г) «Кто спит, кто рыщет средь сугробов». О чем напишем в заключение сочинения? Посмотрите, как я назвала этот пункт плана (табличка вывешивается на доску): 3. «Чувствую холод и свежий запах январской метели, сильный, как запах разрезанного арбуза». Подумайте и скажите, какой у нас получится текст: описание или повествование? Почему? Каким будет стиль сочинения: художественный, научный или разговорный? | Из 3 частей. О приходе зимы. О том, что происходит в живой и неживой природе. О своем отношении к зиме, о чувствах, которые она вызывает. Текст – описание, потому что мы будем описывать зиму. Художественный стиль. |
9. Орфографическая подготовка. | При написании сочинения вы должны использовать красивые обороты речи, сравнения, эпитеты, олицетворения. Чтобы вы сделали меньшее количество ошибок, разберём слова и словосочетания, содержащие орфограммы.(написаны на доске):
| Во время орфографической подготовки дети вставляют пропущенную букву и объясняют встретившуюся орфограмму. |
10. Написание сочинения. | Итак, вы приступаете к написанию сочинения – описания «Зима» по плану. | Самостоятельная работа детей под музыку П. И. Чайковского. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе Написание обучающего изложения чинения с построением вербально-графического плана
Коспект урока позволяет познакомиться с методикой обучения построению графического плана для анализа и лучшего запоминания текстапри написании изложения во 2 классе на начальном этапе формирования сам...
Урок русского языка в 4 классе. Обучающее изложение.
Обучающее изложение "Прощальная песенка".4 класс.Система Занкова....
Конспект урока русского языка в 3 классе "Обучающее изложение"
Тема: Обучающее изложениеЦели и задачи:1. Формирование умения применять знания о предложении при построении (свободном изложении по составленному плану) текста.2. Развивать умение применять прав...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе: "Обучающее изложение по теме "Текст повествование""
Данная презенация поможет провести урок - изложение по рассказу "Зайчонок Яшка". В презентации отражены все этапы работы над изложением, включая лексическую и орфографическую подготовку, деление тек...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Обучающее изложение "Алёшина яблоня"
Презентация содержит словарную работу, орфографическую подготовку, вопросы по содержанию текста, тематическую физкультминутку....
Урок русского языка в третьем классе. Обучающее изложение "Моя любимая игрушка"
Каждый ученик учится павильно выражать свои мысли и чувства; совершенствует умения правильно строить предлжения и текст....
Урок русского языка в 3 классе с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения. Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.
Я работаю над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy « Совершенствование качества преподавания в Республике Татарс...