Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение "Покормите птиц зимой!"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Малецкая Оксана Владимировна

Урок развития речи. Подготовка и написание сочинения "Покормите птиц зимой!" в стихотворной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi._pokormite_ptits_zimoy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

3 класс

Тема:   Обучающее сочинение  «Птицы зимой».

Цели:   формировать умения определять границы темы, основную мысль; составлять план сочинения; развивать способность творчески подходить к написанию сочинения, воспитывать отзывчивость на проблемы братьев наших меньших.

        

Ход урока:

  1.   ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.

-  сегодня на уроке развития речи мы выполняем специальное задание редакции нашей школьной газеты. Им очень понравились наши стихи о зиме, поэтому нас попросили осветить в газете тему «Птицы зимой». Как вы думаете, почему именно эта тема звучит сегодня?

-  Очень холодная суровая зима. Птицам трудно прокормиться, пережить зиму, особенно в феврале-марте. Приближается 1 марта – День птиц.

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
  • Как птице перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

        Бывают птицы разными:

        Одни боятся вьюг

        И улетают на зиму

        На добрый, тёплый юг.

                Другие – те народ иной:

                В мороз над лесом кружат.

                Для них разлука с родиной

                Страшнее лютой стужи.

 Так начинает свое стихотворение К. Мухаммади.

- Какие птицы зимуют вместе с нами?

   Прочитайте слова-эпитеты и скажите, о каких птицах идет речь?

Живой огонек                                                                              

Красногрудый                                  СНЕГИРЬ                                          

Северный гость                                                                            

                                                

                                                Буйные головушки

ВОРОБЬИ                                        Проворные пташки

                                                Голодные бедняжки

                                                Птичка-невеличка

СИНИЦА                                        Желтогрудая

                                                Сестричка

  • Проверка домашнего задания:

- продолжаем собирать рабочий материал к сочинению, записывайте понравившиеся слова и словосочетания. Прочитайте строчки из стихотворений, в которых есть синонимы к слову птицы.

-  Озябли пташки малые                По небу весело скользя

   голодные, усталые.                        Летят пернатые друзья.

                С.Есенин                                                К.Мухаммади

  1.   РАБОТА НАД ТЕМОЙ СОЧИНЕНИЯ.

- Определите границы темы «Птицы зимой».

Назовите, более широкую по отношению к данной.

-   Их две:  «Птицы»  и  «Зима».

1)     П                2)    З

-   В каких отношениях они находятся?

Как определить границы данной темы?

-  Темы  «Зима» и  «Птицы» пересекаются. Зимой можно увидеть много интересного, и про птиц мы знаем немало.

                3)     З + П

Но писать будем только о  том, что происходит с птицами зимой.

                4)     З        П

-   Как вы думаете, какой будет основная мысль сочинения? Отражена ли она в названии темы сочинения?

-   Основная мысль текста – зимой птицам нужно помогать, кормить их – в заголовке не отражена.

-   Придумайте название, которое будет отражать основную мысль текста.

-        ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!

-   Эта тема узкая или широкая?  Почему?

-   Ее тоже можно рассматривать как широкую, можно о многом рассказать.

- О чем необходимо рассказать, чтобы  Р А С К Р Ы Т Ь   Т Е М У сочинения? Выделим в теме «Птицы зимой» более узкие темы.

СНЕГИРИ                  ПТИЦЫ                СПАСЕНИЕ                ПТИЧЬЯ

                             ГОЛОДАЮТ                СИНИЧКИ               СТОЛОВАЯ

                                        ЛЕСНАЯ                        ПОМОГИТЕ

                                       КОРМУШКА                   ПТИЦАМ!

-  Оставляем только три (основные):

                        1. Птичка-невеличка.

                        2. Берегите птиц!

                        3. Птичья столовая.

Расположите эти темы от самой узкой и более широкой. Какая из тем вам кажется наиболее простой?  Почему?

-     Птичка-невеличка      -       случай из жизни об одной птичке.

-    Птичья столовая    -      рассказать о кормушке, кто ее сделал, о многих птицах, которые прилетают подкормиться.

-      Покормите птиц!     -          рассказать как трудно птицам зимой, как им нужно помогать.

- Послушайте   начало стихотворения Владимира Степанова  «Фанерные ладошки».

Попробуйте продолжить.

                К березам зимой,

                Возле школьной ладошки.

                А кто же приладил

                К березам ладошки?

        А тот, кто насыпал

        В них зерна и крошки.

                А кто же насыпал

                В них зерна и крошки?

        А тот, кто фанерные

        Сделал ладошки.

        

                А кто же их сделал,

                Ребята, скажите?

        Их сделали мы!

        Вон клюют, посмотрите!

                Все время теперь

                Видно в школьных окошках,

                Как птицы клюют

                На ребячьих ладошках.

  • УПРАЖНЕНИЕ   В   РИФМОВКАХ.

-   Подберите рифмы:

    ГОЛОДАЮТ

-                           замерзают

                        шныряют

                        летают

-  ПТИЦЫ          

-                        синицы

                        подкрепиться

                        снится

-  ЗИМОЙ

-                        порой

                        домой

-   БЕДА

                        еда

                        холода

-  Подумайте, к какой теме из трех можно отнести стихотворение  

-   «Птичья столовая».

-   Как вы считаете, если мы в каждой из этих тем будем искать еще более узкие темы -  подтемы,  что у нас получится?

-   План сочинения.

  1. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ (в группах).

Птичка-невеличка        Птичка- невеличка        Берегите птиц!

(вопросит. предл.)        (повеств. предл.)                (разл. предл.)        

1. Что случилось?        1. Кормушка готова.    1. Суровая зима.

2. Кто помог?                2. Гости.                        2. Как птице перезимовать?

3. Чем все                        3. Птички спасены.        3. Покормите птиц зимой!

закончилось?

        ОБСУЖДЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНЫХ ВАРИАНТОВ ПЛАНОВ.

        ВЫБОР ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ.

  1.   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Офтальмопауза.   (Птичка на конце указки).

-  Наблюдаем (следим глазами) за полетом синички.

  1.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  УЧАЩИХСЯ.

  1. ЧТЕНИЕ ЛУЧШИХ СОЧИНЕНИЙ.

  1. ИТОГ УРОКА.

Покормите птиц зимой!

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки  на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе по серии картинок «Друзья птиц».

Виды сочиненийДетское сочинение – это творческая работа. В сочинении ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, даёт выход своему воображению. Но нельзя забывать, что сочин...

Конспект урока русского языка, 4 класс, "Сочинение по картине К. Юона "Волшебница зима"

Русский язык, 4 класс, урок развития речи, тема "Сочинение по картине К. Юона "Волшебница зима"...

Конспект урока по предмету окружающий мир "Птицы зимой"

Содержание урока раскрывает соединение программного природоведческого материала с краеведческим с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей. Даётся описание деятельности учителя и учащи...

Конспект урока по окружающему миру. Тема "Птицы зимой", 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классеУМК "Перспектива"Тема "Птицы зимой"Учитель: Иванова Галина Викторовна...

Урок русского языка/ Обучающее сочинение. Идет волшебница зима.

Сочинения являются составной частью уроков русского языка. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают ученики на уроках русского языка. Все сочинени...

Урок русского языка Обучающее сочинение "Зима" 4 класс

Цель: умение строить речь в определенной композиционной форме, систематизироватьсобранный материал , продолжить формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости ,устойчивого внимания ; в...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение и закрепление знаний. Имена существительные обозначающие название птиц"

План-конспект учебного занятия регионального конкурса интегрированных уроков «Практика интеграции»...