Внеурочная деятельность в 1 классе "Удивительный мир слов"
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме
Программа внеурочных занятий для 1 класса по теме "Удивительный мир слов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_slov_1klass.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор ГБОУ школы №440 Приказ №_____
Приморского района Санкт-Петербурга от «_____» ____________ 20___ г.
_________________________М.И. Белова
Внеурочная деятельность в 1 классе
«Удивительный мир слов»
Учитель: Скрипникова Л.М.
Срок реализации - 1 год
Количество часов – 33 часа
2014г.
Программа занятий для 1 класса по теме:
«Удивительный мир слов»
Скрипникова Лилия Михайловна, учитель начальных классов
Внеурочная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету, особенно в 1 классе. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеурочной работы - привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес. Занятия во внеурочной деятельности занимают важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по обучению грамоте. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Воспитание интереса к факультативным занятиям должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь, что создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
задачи внеурочной деятельности:
Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:
1) воспитание коммуникативной культуры школьников;
2) расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
3) выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
6)развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
7)воспитание любви к великому русскому языку;
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
ПРИНЦИПЫ внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.
Методы, которые используются во внеурочной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, конференции, олимпиады.
Занятия способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладеть нормами орфоэпии и культуры речи. Участие во внеурочной деятельности вооружает учащихся новинками использования научно-популярной литературы по языкознанию при подготовке для учеников младших классов. В этом состоит большая общественная значимость внеурочной работы по русскому языку.
По своему характеру деятельность обучающихся в кружках может быть разнообразной. Эта подготовка сообщений по различным проблемам языкознания, решение занимательных задач, шарад, кроссвордов.
.Во внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» выделяю три части:
1. Игровая часть;
2. Теоретическая часть;
3. Практическая часть.
Планирование занятий
«Удивительный мир слов» - 16ч.
2-е полугодие 2013 – 2014 уч. год
Занятия | Тема занятия | Дата |
1ч. 1ч. 1ч.
1ч. 1ч 1ч. 1ч. 1ч.. 1ч. 1ч. 1ч.. 1ч. 1ч.. 1ч. 1 ч.
1 ч. 1 ч.
| Игры со словами. Практическое задание .Игра «Кто больше» Весёлые буквы гласные. Игры «Деда Буквоеда». Интересные согласные Ж, Ш, Щ,Ч, Й. Игры с буквами. Акросхемы. Занимательные игры со словами. Добрый “волшебник” - Ударение Попробуй изменить ударение. Играем в прятки с буквами. Игра «Да и нет» Разгадываем ребусы. Загадки. Шарады из слов. Игры с буквами и словами. Игра « Первый звук потерялся» Слова – друзья. Синонимы. Слова – спорщики. Антонимы. Одинаково звучащие слова. Амонимы Эти интересные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Когда один, когда много. Занимательные кроссворды. Ребусы Отгадываем загадки. Итоговое занятие. Тест по пройденному материалу. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г
- Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
- Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность программа Удивительный мир слов Школа 21 век
Программа по внеурочной деятельности составлена с учетом ФГОС по Школе 21 век 2 класс...
Программа внеурочной деятельности "Звуки,буквы и слова"
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста. Задачи:упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 2-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»
Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»...
«КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка занятия по внеурочной деятельности (кружок «В мире слов»)
«КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка занятия по внеурочной деятельности (кружок «В мире слов»)...
Внеурочная деятельность "Путешествие в страну слов"
В настоящее время уделяется большое внимание воспитанию личности детей. Во время внеурочной деятельности мы должны создать благопиятные условия для общения и взаимодействия детей друг с другом. Помочь...