Технологическая карта урока русского языка по теме: «Правописание ъ и ь знака»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Чередниченко Татьяна Ивановна

Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС по Образовательной системе "Школа 2100".  Тип урока:актуализации знаний и умений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh._karta._i_.docx433.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

         

        

                                     

                                       

                                   Технологическая карта урока русского языка

                                     

                                     Образовательная система «ШКОЛА 2100»

                                      Тема: «Правописание ъ и ь знака»

                                                                  2 класс

                                                                       Исполнитель: Чередниченко Татьяна Ивановна

                                                                       МБОУ «СОШ № 92»

                                                                  Кемерово 2014


                                                                                Технологическая карта изучения темы

Предмет

русский язык

Класс

2

Тип урока

актуализации знаний и умений (урок повторения)

Технология построения урока

проблемно-диалоговая

Тема

правописание ъ и ь знака

Цель

обобщение  и систематизация  знания учащихся в написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками.

Основные термины, понятия

разделительный ь и ъ

Планируемый результат

Предметные умения:

- иметь представление о понятиях «разделительный ь», «разделительный ъ»;

- осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.

- уметь правильно подбирать родственные слова;

- соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ;

-наблюдать за употреблением разделительного ъ и ь знака;

- находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным ь и ъ знаком);

- писать орфографически правильно слова с разделительным ъ и ь знаком.

 Личностные УУД:

- самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;

положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- активизируется самостоятельность, создается ситуация успеха;

- мотивация  на достижение цели познания;

- способность к самооценке, ориентирование на понимание причин успеха в учении.

Регулятивные УУД:

 - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- осуществляют контроль, выполняют учебное действие в уме;

- оценивать свои достижения.

- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров;

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- проводить анализ учебного материала;

 - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

- поиск нужной информации;

- понимать заданный вопрос и строить правильный ответ;

- осуществлять анализ, сравнение, обобщение.

  Коммуникативные УУД:

 - принимать чужое мнение и позицию;

- формировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные высказывания;

- использовать в общении правила вежливости.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Технические средства обучения

Компьютер

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение), и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы.

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Актуализация знаний.

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Обобщение и систематизация знаний

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

Итог и рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Расширение кругозора, развитие умения самостоятельно работать.

                                                                                                           

                                                                                                         

                                                                                              Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Результаты:

формируемые УУД

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Организационный

(этап мотивации)

Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Постановка учебной проблемы.

Актуализация знаний.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Итог и рефлексия учебной деятельности

Домашнее задание.

1.Организует детей на урок. 

- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.

- Оцените свое рабочее место.  

Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока:  (не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.)

2.Учитель выслушивает ответы детей.

3.Озвучивает следующий вид работы.

Эти знаки – буквы две – верно служат при письме:
Съезд, съедобный, сыновья, объявление, семья –
Им почет и уваженье за примерное служенье.
Вот, как видишь, не пустяк в алфавите каждый знак. О каких знаках говорится?

( ъ, ь знаки).

Ребята, вы, наверное уже догадались, о чём будем говорить на уроке. Кто может назвать тему урока? Слайд 1.                     

(правописание слов с разделительными ъ и ь знаками)

А кто сможет сформулировать цель нашего урока?

Когда в слове пишется разделительный Ъ знак?  Ь знак?

1.Откройте тетради и запишите число.

2.Минутка чистописания.

Найдите закономерность,  напишите ъь ъьь…

Проконтролируйте себя и оцените. (Образец в тетради)

Обобщение.

Выдвигает проблему. Побуждает к высказыванию своего мнения.

3.Сопоставление Ъ и Ь знаков.

Что общего? (Название – разделительные знаки.)

Какие общие действия? ( Разделяют согласную от гласной е, ё, ю, я.)

Каковы составные части? (Ь стоит в корне, Ъ перед приставкой.)

-  В каких случаях пишется разделительный Ъ и Ь знаки?

После коррекции, пояснения ответов, на доске появляются схемы

 Ъ –е                    Ъ  - е                  Слайд 2.                  

          ё                              ё

    ю  я                      и  ю  я            

Обобщение.

Организует поисковую работу учащихся.

4.Словарная работа.

Найти словарные слова и записать их в тетрадь, разделить на слоги и поставить ударение.

Вет…р вес…л… бежал по М…скве.

Он шутил с прохожими, играл их …деждой, гонял по д…рогам листья. Бежал он быстр…, словно хотел облететь нашу  …одину.

(двое у доски)

Организует проверку.

 Найти слово  с разделительным ь. Сколько букв и звуков?  Записать в тетрадь. Почему?

Обобщение.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

5.Работа с новым словом ветер.  Назовите  лексическое значение слова ветер. Подберите  однокоренные слова – ветерок, ветрище, ветреный, ветрено.   Запишите и выделите корень. Как они образовались?

Образованы при помощи суффиксов -ок-,  –ищ-, -ен-,  –о-.

Обобщение.

Дает задание на поиск.

6.Учитель читает слова. Мальчики записывают услышанные слова с Ъ, а девочки с Ь.  (двое у доски) (индивидуально несколько работ проверить)

Крылья, рысью, подъезд, жильё, съёжился, счастье, серьёзный, съесть, подъём, семья, объявление, предъявить, судья, разъезд.

Организует проверку выполненного задания и обобщение. Оценивает  учащихся.

7.Физминутка.

Предлагает индивидуальное задание .

8.Работа с учебником.  Стр. 134 -135, упр.8. Прочитать задание и выполнить.  (индивидуально несколько работ проверить)

Уточняет понимание учащимися задания.

Осуществляет взаимопроверку и оценивает  учащихся.

Обобщение.

Работает над развитием внимания и речью учащихся.

9.Собрать предложение.

Мы на шли с лыжах товарищем на вдвоем  подъем.

Мы с товарищем вдвоём шли на лыжах на подъём.

Записать в тетрадь. Синтаксический разбор. Все орфограммы выделить и объяснить.  

(два  ученика с комментированием у доски)

Обобщение.

Вовлекает всех учащихся в работу над заданием.

10.Игра «Кто лучше считает?» Устно.

Совпадает ли количество букв и звуков?

ЯКОРЬ  (5б. ,5зв.)

СЪЕХАЛ  (6б., 6зв.)

ПАЛЬТО (6б.,5зв.)

СЕМЬЯ  (5б., 5зв.)

БУРЬЯН (6б., 6зв.)

Обобщение.

Организует самостоятельную работу учеников в паре. Дает задание на расширение кругозора и внимание.

11.Работа в паре.   У вас на партах лежат листочки.  

 «Замени  одним словом» Слова записать в тетрадь.

 Метель, пурга – (вьюга)

Сжался, скорчился – (съежился)

Товарищи, приятели – (друзья)

Животное, от которого произошел человек – (обезьяна)

Спуск с горы – (съезд)

Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)

Организует проверку в группах.

Слова на доске, дети поднимают сигнальные карточки.

Обобщение.

Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности учащихся на уроке.

12.Выполнение по заданию.

Незнайкин диктант: записать правильно слова.

У каждого на парте текст диктанта.  Внимательно читают, находят ошибки.  Обсуждают в паре, записывают.

Сел кашу. Пю воду. Дорога в обезд.

Самопроверка. Правильный текст на обратной стороне карточки.

Подводит итог.

Где пишется разделительный мягкий знак в словах?

Где пишется разделительный твёрдый знак в словах?

С каких букв должен начинаться корень?

На какую букву должна оканчиваться приставка перед             разделительным твёрдым знаком?

Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак?

Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак?

Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу … . Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно — зеленая перчатка; затруднялся при выполнении заданий - желтая; было трудно работать – красная.

Стр.134 -135, упр.8  Правило на стр.134.

Дети приводят в порядок свое рабочее место.

Отвечают на вопрос учителя.

Взаимодействуют с учителем.

Слушают учителя

Отвечают на вопрос учителя, высказывают свои предположения.

Работают в тетрадях, думают, выбирают лучшие буквы.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают свои предположения.

Фронтально проговаривают, делают вывод

Работают у доски и в тетрадях.

Объясняют свой выбор,

Называют правило, на которое опирались.

Высказывают свое предположение.

Разбирают слова по составу.

Выполняют задание, обосновывают свой выбор.

Выполняют движения под музыку.

Работают с учебником.

Осуществляют взаимопроверку.

Работают в паре.

Высказывают свое предположение.

Анализируют, объясняют свой выбор.

Выполняют задание, доказывают,

Делают выводы.

Самостоятельно работают в паре, находят ответ.

Чувствуют себя успешными.

Работают в паре.

Записывают правильный ответ в тетрадь.

Проверяют.

Отвечают на вопросы учителя, озвучивают понятия.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Слушают учителя.

Личностные:

-самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;

Познавательные: самостоятельное

выделение правил.

Познавательные:

Самостоятельно делают выводы, формулируют тему урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

Умеют давать оценку вида  деятельности.

Личностные: самостоятельность,

мобильность.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

построение высказывания.

Коммуникативные:

выражают свои мысли в соответствии с заданием.

Регулятивные:

выделяют ориентиры действия.

Познавательные:

проявляют самостоятельность в выборе правильного ответа.

Коммуникативные:

строят простое речевое высказывание.

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний.

Познавательные:

-умение искать и выделять необходимую

информацию.

Регулятивные:

- осуществляют действия с учетом выделенных учителем ориентиров.

Личностные:

охрана своего здоровья.

Познавательные:

используют знание правила, при выполнении задания.

Коммуникативные:

- используют  средство языка и речи, принимают чужое мнение и позицию.

Регулятивные:

-дополняют, уточняют высказывания по существу поставленного задания.

Коммуникативные:

-строить понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные:

умеют обсуждать возникающие проблемы, правила.

Коммуникативные:

- используют  средств языка и речи.

Познавательные:

находят общее и различие.

Личностные: 

проявляют интерес к новому.

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение, контролируют действия товарищей.

Познавательные: 

поиск нужной информации, принятие информации

Регулятивные:

осуществляют самоконтроль.

Познавательные

умеют применять правило.

Коммуникативные:

используют  в общении правила вежливости.

Познавательные

умеют применять правило.

Личностные:

- осознавать важность изучаемого материала

Личностные:

 уметь оценивать результат своей работы.

Регулятивные. оценивать свои достижения.

Литература.

1. Асмолов А. Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.  М., Просвещение 2011 г.

2. Климанова Л.Ф.   Универсальные учебные действия обучающихся : примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.
3. Осипова Н.В.   Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
4.
 Песняева Н.А.   Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников. Методист.-2010. №4. С. 61-67

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Москва. Просвещение 2011г.

Интернет ресурсы:

1. nsportal.ruНачальная школаРусский языкrazrabotka-uroka-po…

2. festival.1september.ruРазвитие умения писать слова

3. Сеть Творческих учителей

4.Социальная сеть работников образования nsportal.ru

5. school15svetliy.ruindex…metodicheskaya-kopi…item


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"

карта составлена для урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик" для 3 класса УМК "Школа России" (изучение нового материала)...

Технологическая карта урока русского языка на тему: Правописания глагола в неопределенной форме и в 3-м лице.

Учебный предмет: Русский языкКласс: 4 «В»Тип урока: Урок общеметодологической направленности.Технологическая картаТемаСклонение имён существительных мужского рода во множественном числе...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов"

Технологическая карта урока русского языка для з класса по теме:"Правописание приставок и предлогов". УМК "Школа России". Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" (4 класс)

В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка по теме "Разделительные твердый и мягкий знаки", 4 класс. Могут быть использованы учителями начальных классов....