Технологическая карта урока русского языка по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Косарева Ирина Георгиевна

В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка по теме "Разделительные твердый и мягкий знаки", 4 класс. Могут быть использованы учителями начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Косарева И.Г.

Класс

4

Дата

26.09.2017

Предмет

Русский язык

Тема урока

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

Тип урока

Урок отработки умений

Цель урока

Организация деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.

Задачи урока

1) создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся в написании слов с разделительными твердым и мягким знаками, умение применять по схеме правила правописания твердого и мягкого знаков в словах;

2) содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы;

3) развивать коммуникативные качества учащихся, умение работать в группах, способствовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;

4) способствовать воспитанию самостоятельности, личностного развития, взаимопомощи.

Планируемые результаты

Предметные:

- определять роль букв ь и ъ;

- определять в каких случаях пишется разделительный ь, а в каких – разделительный ъ;

Метапредметные:

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

составлять монологическое высказывание по теме урока;

вступать в диалог для решения задач;

обсуждать проблемные вопросы, обосновывать своё мнение.

УУД:

Личностные:

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Организация образовательного пространства

Ресурсы

Формы работы

Книгопечатная продукция: Рамзаева Т.Г .Русский язык. 4 класс. Iчасть. Учебник для общеобразовательных  организаций. – М.: «Просвещение», 2014;

ИКС: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку (см. приложение).

Фронтальная; индивидуальная, парная, групповая.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формирование УУД

1). Организационный момент, мотивация к деятельности.

Урок русского языка. Я желаю вам  удачи и успехов на уроке!

Какие умения нам понадобятся, чтобы получать знания? (умение слушать внимательно, рассуждать, доказывать, работать в группе).

Ученики обсуждают в парах какие умения им понадобятся, чтобы получать знания, делают вывод, что им понадобятся следующие умения:  умение слушать внимательно, рассуждать, доказывать, работать в группе.

КУУД

ЛУУД

2). Актуализация знаний. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Откройте тетради, запишите дату. Двадцать шестое сентября. Классная работа.

Объясните орфограммы.

Среди данных слов вы назвали слова с непроверяемой безударной гласной. Это слова из словаря. Поработаем с ними.

Запишите под диктовку слова:  Завтрак, народный, адрес, коллектив, интересный.    Проверьте написание слов с доски.   

 1 СЛАЙД

 Вопрос: Что вы можете сказать об этих словах?

Напишите слово, состоящее из первых букв данных слов.

Какое слово получилось? («знаки»)

Значит, сегодня мы с вами поговорим о каких-то знаках.

Интересно узнать, какие это  знаки? Для этого разгадайте ребус.

 2 СЛАЙД  

                                                                                                                                                                                                   

Открывают тетради, записывают дату.

Находят и объясняют орфограммы в записи даты.

Называют слова с непроверяемой безударной гласной.

Записывают под диктовку слова.

Проверяют написание слов с доски.   

Рассматривая слова, дети классифицируют их на различные группы (по орфограммам, по частям речи…)

Дети составляют и записывают слово - «знаки», состоящее из первых букв данных слов.

Учащиеся разгадывают ребус и называют слово – «разделительные».

ПУУД

ЛУУД

3).  Постановка цели и задач урока учащимися.

По разгаданному слову определите тему урока: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ и Ь ЗНАКИ.

3 СЛАЙД

   Сформулируйте цели урока.

 

Дети называют тему урока.

Дети формулируют цели урока - повторить правила правописания  разделительных Ъ и Ь знаков, учиться различать эти знаки, научиться писать слова с данной орфограммой.

РУУД

4).Постановка и формулирование проблемы. 4 СЛАЙД

Прочитайте предложения. 

Понятен ли вам их  смысл?

 Что же случилось со словами?

 На какое правило допущены ошибки?  (В словах пропущены ъ и ь разделительные знаки.) Значит…

разделительные знаки меняют смысловое значение слов.

Как же надо правильно написать эти слова? (съел, пью, съемку)

Исправьте слова.  

 5 СЛАЙД                                                                                      

 

Дети читают и объясняют смысл предложения.

На основе намеренно допущенных ошибок, учащиеся называют правило.

Дети приходят к выводу, что разделительные знаки меняют смысловое значение слов.

Ученики проверяют работу.

РУУД

ПУУД

5). Усвоение знаний и способов действий. 

Сегодня мы с вами будем учиться различать слова с разделительным Ъ и Ь знаками.

Для этого необходимо  вспомнить правила  написания  в словах разделительных Ъ и Ь знаков.

 Сформулируйте правила написания разделительного Ъ и Ь знаков, пользуясь схемой – опорой на доске. Сделайте вывод.  (2 ученика по одному  выходят к доске и  делают вывод по схеме, проговаривая и показывая указкой по алгоритмам)

                        

Что общего у этих знаков? (являются разделительными,  разделяют согласный и гласный)  

Чем отличаются? (разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный и перед корнем и  начинается с гласных е, ё, ю, я);                              (разделительный Ь знак пишется в корне слова перед гласными: е, ё, ю, я, и)  

Учащиеся формулируют правило написания разделительных знаков, пользуясь схемой-опорой.

Находят общие и отличительные признаки данных знаков.

ПУУД

КУУД

РУУД

6). Развитие умений и применение знаний.  

 а). Первичное закрепление.

 Назовите одним словом-синонимом мое высказывание. Один учащийся объясняет написание  слова у доски, остальные записывают его  в тетрадях, выделяют орфограмму.

Извещение о чем-либо (объявление)                                                                                                 Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре (варенье)                                                                                                                                                                                                                                                             Вход в здание (подъезд)                                                                                                                              Домики для пчел  (ульи)                                                                                                                         Пригодный для еды (съедобный)                                                                                            Насекомые, живущие большими семьями (муравьи)                                                                        б).  6 СЛАЙД          Самостоятельная работа.

 Что объединяет все эти слова? (с разделительными знаками)

 По какому признаку можно разделить их на 2 группы?

Запишите их в 2 столбика. 

Проверка с 7 СЛАЙДА.

 Докажите, что вы правы - поработайте в парах, обозначьте орфограмму. Дети  выделяют приставку, корень, подчеркивают буквы. Обратитесь к схеме - опоре.

По высказыванию учителя ученики определяют слово, объясняют его правописание.

Самостоятельно распределяют слова в два столбика

Проверяют написанное со слайда.

Работают в парах, доказывая написание слов.

КУУД

ПУУД

ЛУУД

 РУУД

7). Физминутка.                                                                                                                                                          Все встали, руки на поясе.  Я буду называть  слова. Девочки, т.к. они мягкие и женственные  услышите слово с разд. Ь знаком – вы приседаете с поворотом. Мальчики - с мужественным и твердым характером, услышите слово с разд. Ъ знаком – делают наклон вперед. Вьюга, подъезд, листья, предъявить, соловьи, съехал, птичьи,  объяснил, платье, изъян, счастье, объедки, гроздья, объяснение,  белье, съёжился, ручьи.

Дети выполняют упражнения согласно орфографическому правилу.

ПУУД 

РУУД

в). Групповая работа.

Сейчас вы поработаете в группах. У вас на столах лежат необычные тексты. Прочитайте в группе и ответьте через минуту. Каждая группа читает и обсуждает  текст.

Что в них необычного?

Придумайте заголовок к тексту.

Обоснуйте, почему такое название текста. Продолжите текст  своими 2 предложениями.

     Осеню птицы покидают родные края.   Нет  в лесу прежнего звонкого веселя.  Лишь  взерошенные вороби  сидят на ветках, да заяц  сёжился под елю. В кладовой у белки много сестных припасов. Белка умеет отличать седобные грибы от ядовитых.

Исправьте найденные ошибки.

Запишите в тетрадь  исправленный  вами текст.

Обозначьте орфограмму.

Проверьте с доски.              

  9 СЛАЙД                                                                                                                                                                                      

Работают над текстом в группах.

Проверяют написанное со слайда.

КУУД

ЛУУД

ПУУД

РУУД

8). Итог урока.  

 Самостоятельная работа.  

Тест «Разделительные знаки».          

Обведите  вариант правильного  ответа кружком.

Самопроверка - сравните с ответами, записанными на 10 СЛАЙДЕ. 

Поставьте + напротив правильного ответа.

Работают с тестом самостоятельно.

Проверяют написанное со слайда.

ЛУУД 

РУУД

9).Рефлексия. Самооценка.

Над какой темой урока мы сегодня работали?

Где пишется Ъ?

Где пишется Ь?  

Оцените свою работу – нарисуйте смайлик:

улыбочку - если все понятно, вы уверены; нет улыбки - если сомневаетесь;

грустная улыбка - если не уверены в своих силах.

Проанализируйте свою работу на уроке.

Проверьте и встаньте, кто не сделал ни одной ошибки? (похвалить детей)

Поставьте себе оценку: "5"-нет ошибок, 1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3".

Анализируют и оценивают свою работу на уроке  – рисуют смайлик.

ЛУУД


Приложение.

1.Групповая работа с текстом.

Прочитайте текст. Найдите ошибки в словах. Исправьте найденные ошибки.  Напишите в тетрадь  исправленные вами слова. Обозначьте орфограмму.

     Осеню птицы покидают родные края.   Нет в лесу прежнего звонкого веселя.  Лишь  взерошенные  вороби  сидят на ветках, да заяц  сёжился под елю. В кладовой у белки много сестных припасов. Белка умеет отличать седобные грибы от ядовитых.

2. Схемы.

     

3. Тест

Тест «Разделительные Ъ и Ь  знаки»

1.Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Обведи вариант ответа.

а) сразу после приставок; б)  в корне и после корня слова.

2.Где пишется разделительный твёрдый знак в словах?

   а) сразу после приставок;   б)  в корне и после корня слова.

3.С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный ъ знак?

     а)   с гласных;   б) с согласных.

4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед  

разделительным твёрдым знаком?

      а) на согласную;    б) на гласную.

5. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы.   А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И

6. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.  А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И

4. Самопроверка

 (сравнить с ответами, записанными на доске)

Поставьте + напротив правильного ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века

В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме: Буквы и звуки 2 класс

Урок русского языка  по программе Школа России с элементами здоровьесбережения ( по Базарному)...

Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс

УМК "Школа России" Планируемые  результаты  УУД Предметные,  метапредметные, личностные...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» 4 класс

Цель урока: Развитие УУД подведения наблюдаемых фактов под формулировку нового понятия - неопределённая форма глагола...

Технологическая карта урока русского языка "Виды предложения по теме высказывания" 3 класс

Технологическая карта урока составлена в соответствии ФГОС НОО....

Технологическая карта урока русского языка "Сравнительная характеристика словооизменения и словообразования" 3 класс.

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС НОО и ориентирована для работы по учебнику "Русский язык" А. В. Поляковой....

Технологическая карта урока русского языка "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

Данный урок построен в соответствии с ФГОС. В основу урока положена технология педагогической мастерской.На данном уроке развитие у обучающихся происходит через осознание своего места в мире и отношен...