Технологическая карта урока русского языка по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка по теме "Разделительные твердый и мягкий знаки", 4 класс. Могут быть использованы учителями начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_po_teme_azdelitelnye_i_znaki.docx | 906.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя | Косарева И.Г. | |
Класс | 4 | |
Дата | 26.09.2017 | |
Предмет | Русский язык | |
Тема урока | Разделительные твёрдый и мягкий знаки | |
Тип урока | Урок отработки умений | |
Цель урока | Организация деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком. | |
Задачи урока | 1) создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся в написании слов с разделительными твердым и мягким знаками, умение применять по схеме правила правописания твердого и мягкого знаков в словах; 2) содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы; 3) развивать коммуникативные качества учащихся, умение работать в группах, способствовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности; 4) способствовать воспитанию самостоятельности, личностного развития, взаимопомощи. | |
Планируемые результаты | ||
Предметные: - определять роль букв ь и ъ; - определять в каких случаях пишется разделительный ь, а в каких – разделительный ъ; Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; составлять монологическое высказывание по теме урока; вступать в диалог для решения задач; обсуждать проблемные вопросы, обосновывать своё мнение. УУД: Личностные: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | ||
Организация образовательного пространства | ||
Ресурсы | Формы работы | |
Книгопечатная продукция: Рамзаева Т.Г .Русский язык. 4 класс. Iчасть. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2014; ИКС: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку (см. приложение). | Фронтальная; индивидуальная, парная, групповая. | |
Ход урока | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формирование УУД |
1). Организационный момент, мотивация к деятельности. Урок русского языка. Я желаю вам удачи и успехов на уроке! Какие умения нам понадобятся, чтобы получать знания? (умение слушать внимательно, рассуждать, доказывать, работать в группе). | Ученики обсуждают в парах какие умения им понадобятся, чтобы получать знания, делают вывод, что им понадобятся следующие умения: умение слушать внимательно, рассуждать, доказывать, работать в группе. | КУУД ЛУУД |
2). Актуализация знаний. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Откройте тетради, запишите дату. Двадцать шестое сентября. Классная работа. Объясните орфограммы. Среди данных слов вы назвали слова с непроверяемой безударной гласной. Это слова из словаря. Поработаем с ними. Запишите под диктовку слова: Завтрак, народный, адрес, коллектив, интересный. Проверьте написание слов с доски. 1 СЛАЙД Вопрос: Что вы можете сказать об этих словах? Напишите слово, состоящее из первых букв данных слов. Какое слово получилось? («знаки») Значит, сегодня мы с вами поговорим о каких-то знаках. Интересно узнать, какие это знаки? Для этого разгадайте ребус. 2 СЛАЙД
| Открывают тетради, записывают дату. Находят и объясняют орфограммы в записи даты. Называют слова с непроверяемой безударной гласной. Записывают под диктовку слова. Проверяют написание слов с доски. Рассматривая слова, дети классифицируют их на различные группы (по орфограммам, по частям речи…) Дети составляют и записывают слово - «знаки», состоящее из первых букв данных слов. Учащиеся разгадывают ребус и называют слово – «разделительные». | ПУУД ЛУУД |
3). Постановка цели и задач урока учащимися. По разгаданному слову определите тему урока: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ и Ь ЗНАКИ. 3 СЛАЙД Сформулируйте цели урока.
| Дети называют тему урока. Дети формулируют цели урока - повторить правила правописания разделительных Ъ и Ь знаков, учиться различать эти знаки, научиться писать слова с данной орфограммой. | РУУД |
4).Постановка и формулирование проблемы. 4 СЛАЙД Прочитайте предложения. Понятен ли вам их смысл? Что же случилось со словами? На какое правило допущены ошибки? (В словах пропущены ъ и ь разделительные знаки.) Значит… разделительные знаки меняют смысловое значение слов. Как же надо правильно написать эти слова? (съел, пью, съемку) Исправьте слова. 5 СЛАЙД |
Дети читают и объясняют смысл предложения. На основе намеренно допущенных ошибок, учащиеся называют правило. Дети приходят к выводу, что разделительные знаки меняют смысловое значение слов. Ученики проверяют работу. | РУУД ПУУД |
5). Усвоение знаний и способов действий. Сегодня мы с вами будем учиться различать слова с разделительным Ъ и Ь знаками. Для этого необходимо вспомнить правила написания в словах разделительных Ъ и Ь знаков. Сформулируйте правила написания разделительного Ъ и Ь знаков, пользуясь схемой – опорой на доске. Сделайте вывод. (2 ученика по одному выходят к доске и делают вывод по схеме, проговаривая и показывая указкой по алгоритмам)
Что общего у этих знаков? (являются разделительными, разделяют согласный и гласный) Чем отличаются? (разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный и перед корнем и начинается с гласных е, ё, ю, я); (разделительный Ь знак пишется в корне слова перед гласными: е, ё, ю, я, и) | Учащиеся формулируют правило написания разделительных знаков, пользуясь схемой-опорой. Находят общие и отличительные признаки данных знаков. | ПУУД КУУД РУУД |
6). Развитие умений и применение знаний. а). Первичное закрепление. Назовите одним словом-синонимом мое высказывание. Один учащийся объясняет написание слова у доски, остальные записывают его в тетрадях, выделяют орфограмму. Извещение о чем-либо (объявление) Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре (варенье) Вход в здание (подъезд) Домики для пчел (ульи) Пригодный для еды (съедобный) Насекомые, живущие большими семьями (муравьи) б). 6 СЛАЙД Самостоятельная работа. Что объединяет все эти слова? (с разделительными знаками) По какому признаку можно разделить их на 2 группы? Запишите их в 2 столбика. Проверка с 7 СЛАЙДА. Докажите, что вы правы - поработайте в парах, обозначьте орфограмму. Дети выделяют приставку, корень, подчеркивают буквы. Обратитесь к схеме - опоре. | По высказыванию учителя ученики определяют слово, объясняют его правописание. Самостоятельно распределяют слова в два столбика Проверяют написанное со слайда. Работают в парах, доказывая написание слов. | КУУД ПУУД ЛУУД РУУД |
7). Физминутка. Все встали, руки на поясе. Я буду называть слова. Девочки, т.к. они мягкие и женственные услышите слово с разд. Ь знаком – вы приседаете с поворотом. Мальчики - с мужественным и твердым характером, услышите слово с разд. Ъ знаком – делают наклон вперед. Вьюга, подъезд, листья, предъявить, соловьи, съехал, птичьи, объяснил, платье, изъян, счастье, объедки, гроздья, объяснение, белье, съёжился, ручьи. | Дети выполняют упражнения согласно орфографическому правилу. | ПУУД РУУД |
в). Групповая работа. Сейчас вы поработаете в группах. У вас на столах лежат необычные тексты. Прочитайте в группе и ответьте через минуту. Каждая группа читает и обсуждает текст. Что в них необычного? Придумайте заголовок к тексту. Обоснуйте, почему такое название текста. Продолжите текст своими 2 предложениями. Осеню птицы покидают родные края. Нет в лесу прежнего звонкого веселя. Лишь взерошенные вороби сидят на ветках, да заяц сёжился под елю. В кладовой у белки много сестных припасов. Белка умеет отличать седобные грибы от ядовитых. Исправьте найденные ошибки. Запишите в тетрадь исправленный вами текст. Обозначьте орфограмму. Проверьте с доски. 9 СЛАЙД | Работают над текстом в группах. Проверяют написанное со слайда. | КУУД ЛУУД ПУУД РУУД |
8). Итог урока. Самостоятельная работа. Тест «Разделительные знаки». Обведите вариант правильного ответа кружком. Самопроверка - сравните с ответами, записанными на 10 СЛАЙДЕ. Поставьте + напротив правильного ответа. | Работают с тестом самостоятельно. Проверяют написанное со слайда. | ЛУУД РУУД |
9).Рефлексия. Самооценка. Над какой темой урока мы сегодня работали? Где пишется Ъ? Где пишется Ь? Оцените свою работу – нарисуйте смайлик: улыбочку - если все понятно, вы уверены; нет улыбки - если сомневаетесь; грустная улыбка - если не уверены в своих силах. Проанализируйте свою работу на уроке. Проверьте и встаньте, кто не сделал ни одной ошибки? (похвалить детей) Поставьте себе оценку: "5"-нет ошибок, 1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3". | Анализируют и оценивают свою работу на уроке – рисуют смайлик. | ЛУУД |
Приложение.
1.Групповая работа с текстом.
Прочитайте текст. Найдите ошибки в словах. Исправьте найденные ошибки. Напишите в тетрадь исправленные вами слова. Обозначьте орфограмму.
Осеню птицы покидают родные края. Нет в лесу прежнего звонкого веселя. Лишь взерошенные вороби сидят на ветках, да заяц сёжился под елю. В кладовой у белки много сестных припасов. Белка умеет отличать седобные грибы от ядовитых.
2. Схемы.
3. Тест
Тест «Разделительные Ъ и Ь знаки» 1.Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Обведи вариант ответа. а) сразу после приставок; б) в корне и после корня слова. 2.Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? а) сразу после приставок; б) в корне и после корня слова. 3.С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный ъ знак? а) с гласных; б) с согласных. 4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным твёрдым знаком? а) на согласную; б) на гласную. 5. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы. А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И 6. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы. А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И 4. Самопроверка (сравнить с ответами, записанными на доске) Поставьте + напротив правильного ответа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века
В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...
Технологическая карта урока русского языка по теме: Буквы и звуки 2 класс
Урок русского языка по программе Школа России с элементами здоровьесбережения ( по Базарному)...
Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс
УМК "Школа России" Планируемые результаты УУД Предметные, метапредметные, личностные...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» 4 класс
Цель урока: Развитие УУД подведения наблюдаемых фактов под формулировку нового понятия - неопределённая форма глагола...
Технологическая карта урока русского языка "Виды предложения по теме высказывания" 3 класс
Технологическая карта урока составлена в соответствии ФГОС НОО....
Технологическая карта урока русского языка "Сравнительная характеристика словооизменения и словообразования" 3 класс.
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС НОО и ориентирована для работы по учебнику "Русский язык" А. В. Поляковой....
Технологическая карта урока русского языка "Правописание слов с разделительным твердым знаком"
Данный урок построен в соответствии с ФГОС. В основу урока положена технология педагогической мастерской.На данном уроке развитие у обучающихся происходит через осознание своего места в мире и отношен...