Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока русского языка, направленного на формирование умения употреблять фразеологизмы в речи для её обогащения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka._frazeologizmy.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
25.04.2014 г.
Учитель Кузнецова Е.В.
4 класс
Тема: Фразеологизмы
Цель: формирование умения употреблять фразеологизмы в речи для её обогащения.
Задачи: обобщить знания о фразеологизмах, об их роли в речи;
учить определять значение фразеологизмов с помощью фразеологического словаря;
формировать умение употреблять фразеологизмы в речи, обогащать словарный запас путём усвоения фразеологизмов;
воспитывать уважение к родному языку через постижение фразеологизмов;
формирование познавательных учебных действий;
формирование умения работать в малой группе.
Подготовительная работа.
После ознакомления с понятием «фразеологизмы», с их ролью в речи учащиеся пришли к выводу, что фразеологизмы делают речь яркой, разнообразной, выразительной, эмоциональной, но сами дети очень редко употребляют устойчивые выражения, т.к. не знают их значений и мало слышат их в процессе общения. С целью формирования умения употреблять фразеологизмы в речи принято решение провести исследовательскую работу. Ученики разделились на 5 групп. 1 группе нужно было найти и выписать фразеологизмы со словом нос, определить их значения. 2 группе – со словом уши, 3 – глаза (очи), 4 – рот, 5 – голова. Каждой группе сделать по 2-3 рисунка к фразеологизмам, подготовить по 1 презентации о происхождении какого-нибудь фразеологизма, составить по 4-5 предложений-советов с фразеологизмами.
Определили основные источники информации: фразеологический словарь, интернет.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Слайд 1.
- Прочитайте предложение.
+ Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
- Как вы назовёте это предложение?
- Как понимаете смысл этой пословицы?
- Какое выражение в этой пословице передаёт значение ничего не делая?
- Как называется такое выражение?
- Наш сегодняшний урок посвящён фразеологизмам. Что такое фразеологизмы?
+ Устойчивые выражения.
- Почему они называются устойчивыми выражениями?
- Какую роль играют фразеологизмы в речи?
- Что необходимо знать, чтобы употреблять фразеологизмы в речи?
- С какой проблемой, касающейся употребления фразеологизмов, вы столкнулись?
- Столкнувшись с проблемой, вы не сидели сложа руки, а провели исследовательскую работу. Какова же была цель этой работы?
+ Узнать как можно больше фразеологизмов и их значений, чтобы употреблять эти выражения в речи.
- Какими источниками информации вы пользовались?
- Основная часть. Работа учащихся по группам.
- Итак, у нас сформировалось 5 групп исследователей. В каждой группе работали лексикологи, историки, художники. Слово предоставляется лексикологам 1 группы.
Учащиеся группы сообщают, фразеологизмы с каким словом они искали, сколько смогли найти. Читают фразеологизмы. Художники показывают рисунки, предлагают отгадать, какой фразеологизм изображён и что он обозначает.
- Фразеологизмы не только обогащают нашу речь, но и по-своему отражают жизнь нашего народа с давних времён, в них выражается дух народа. Его история и обычаи. Сейчас наши историки от каждой группы познакомят вас с происхождением некоторых фразеологизмов.
Слайды из презентаций учащихся.
Физминутка.
Показать фразеологизмы движениями.
Если на уроке вы ловите себя на том, что клюёте носом или считаете ворон, необходимо взять себя в руки, выбросить из головы всё, что не относится к учёбе. Если что-то непонятно, нельзя махать на всё рукой, надувать губы, играть с учителем в прятки. Навострите уши и работайте не покладая рук. Намотайте всё это на ус, и тогда вас точно погладят по головке.
- Каждая группа подготовила предложения-советы с фразеологизмами. Обменяйтесь своими предложениями с другими группами. Ваша задача – выписать из предложений фразеологизмы, с помощью фразеологического словаря найти и записать значения этих фразеологизмов одним словом или словосочетанием и подготовиться прочитать одно из данных вам предложений с фразеологизмом, а потом заменив фразеологизм его значением. Подумайте, есть ли разница. Как будете искать в словаре фразеологизмы?
- Какую разницу вы почувствовали, заметили, когда одну и ту же мысль выражали с фразеологизмом и без него?
- Фразеологизмов в русском языке очень много. Среди них есть синонимы и антонимы. Что это такое?
Интерактивная доска.
У каждой группы есть карточки с фразеологизмами. Разделите их на две группы: синонимы и антонимы. Подготовьтесь объяснить значение. Не забывайте пользоваться словарём.
После работы в группах учащиеся выходят к доске, распределяют фразеологизмы на группы синонимов и антонимов, объясняют их значение.
- Итог урока.
Слайд 2.
Знаю… Понимаю… Умею… Хочу узнать… Расскажу…
- Ваши презентации, рисунки советы с фразеологизмами мы объединим в одну презентацию от класса на школьный экран.
Дополнительный материал по теме «Фразеологизмы»
У разбитого корыта - о возвращении к первоначальному несчастному, бедственному состоянию после временного благополучия, счастья.
Выражение родилось из "Сказки о рыбаке и рыбке" Пушкина.
А Васька слушает да ест (ирон.) – о ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает, не считается с говорящим и продолжает делать свое (обычно предосудительное) дело.
Выражение – цитата из басни И. А. Крылова «Кот и повар» (1813). В басне повар укоряет кота Ваську за то, что тот ворует пищу на кухне. Васька же, слушая укоры повара, спокойно продолжает есть украденного цыпленка.
На деревню дедушке - без адреса или с неточным адресом.
Из рассказа А.П. Чехова "Ванька": мальчик написал письмо, а на месте адреса написал: "На деревню дедушке".
Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: водой …
Мы исходили городок буквально вдоль и …
И так устали мы в дороге, что еле …
Товарищ твой просит украдкой
Списать ответы из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…
Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, …
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.
Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...
"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".
Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....
«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово". УМК "Начальная школа 21 века"....
Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»
Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...
РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».
РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....
Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.
Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...