Урок обучения грамоте в 1 классе "Знакомство с буквой Щ".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте в 1 классе "Знакомство с буквой Щ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_shchshch.docx | 214.74 КБ |
bukva_shchshch.pptx | 1.33 МБ |
vybrat_skhemu_slova.docx | 12.82 КБ |
letom.docx | 13.36 КБ |
sostavit_skhemu_slova.docx | 13.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
Урок обучения грамоте
1 класс
ТЕМА: Знакомство с буквами Щ, щ, обозначающими согласный, глухой и мягкий звук [щ’].
учитель нач. классов
Чурикова С.Н.
ст. Тбилисская
Краснодарский край
2011-2012 учебный год
Обучение грамоте
Литературное чтение 1 класс
Тип урока : открытия нового знания.
Тема: Знакомство с буквами Щ, щ, обозначающими согласный, глухой и мягкий звук [щ’].
Цель: познакомить учащихся с мягким согласным звуком Щ
-организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий
-развивать познавательные процессы и речь учащихся,
-воспитывать любовь к предмету и умение договариваться.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
учебно-языковые умения:
- уметь определять мягкость согласных звуков;
- уметь по транскрипции определять данное слово;
речевые умения:
- уметь логически заканчивать предложения ;
- правильно списывать слова ; проверять написанное, сравнивая с образцом.
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- определять общие для всех правила поведения;
- осознавать роль языка и речи жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в учебнике,
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- проводить анализ учебного материала;
- сравнивать и группировать буквы, слова;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Тема: Знакомство с буквами Щ, щ, обозначающими согласный, глухой и мягкий звук [щ’].
Цели: познакомить с новой буквой;
формировать представление детей о звуке «щ», как о глухом, мягком,
непарном звуке;
совершенствовать умение производить звукобуквенный анализ слов;
способствовать развитию речи;
развивать воображение, внимание, память.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, иллюстрации с буквой щ., тетради по чтению, фишки – звуки, учебник
Ход урока
- Организация на урок
Учитель:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Вы на парты посмотрите –
Всё в порядок приведите.
(Детям даётся на это время)
А теперь тихонько сели.
И на доску посмотрели.
- Постановка темы и целей урока
1. Вступительная беседа
Сегодня мы продолжаем путешествовать по нашей замечательной «Азбуке» и знакомится с новыми звуками и буквами. А помогать нам сегодня будут герои одной русской народной сказки. Угадать их и название сказки вы сможете если отгадаете загадку:
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец? (Емеля)
(слайд 2)
- Из какой сказки этот герой?
Дети называют сказку.
- Правильно ребята. Эта сказка называется «По щучьему велению» (слайд 3)
- Жил – был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха – мать говорит: «Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды». Делать нечего, пришлось Емеле спускаться с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби. Идёт Емеля по деревне, а навстречу ему…
- Откройте учебник на стр. 62
Посмотрите на иллюстрацию к сказке и на этого сказочного героя.
- Что вы знаете о Емеле? ( Лентяй)
- Вспомните, чем он занимался, каким был?
- Куда отправился Емеля за водой? (на реку)
- Кого в реке поймал Емеля? (щуку)
2. Введение в тему урока.
- Назовите первый звук в слове «щука».
- Какие ещё слова со звуком [щ’] вы знаете? (называют слова)
- Что узнаете сегодня на уроке?
- Чему будем учиться на уроке? (слайд 4)
- Работа над новым материалом
- Знакомство с новым звуком.
- Ребята, а какую щуку поймал Емеля? (волшебную) (слайд 5)
- О чём попросила щука Емелю? (отпустить её в реку)
- Что она пообещала Емеле взамен? (исполнять все его желания)
Но сначала надо произнести волшебные слова. Какие? Кто знает?
Дети:
По щучьему веленью,
По моему хотенью.
- В каком слове услышали новый звук? (щучьему)
Произнесите хором звук [ щ`].
- Что можете сказать о нём?
Характеристика звука [ щ`] – согласный, так как он не тянется, не поётся, во рту встречает преграды. Он глухой при произношении слышится шум, он шипящий.
- Ребята, сейчас мы отгадаем загадки и определим в словах отгадках какой этот звук по твёрдости и мягкости.
Загадки:
У меня пропал носок,
Утащил его …. (щенок) (слайд 6)
***
Из душистых овощей
Мы наварим вкусных… (щей) (слайд 7)
****
Что у осьминога
Вместо ног?
(щупальца) (слайд 8)
***
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят -
Во все стороны летят!
(почтовый ящик) (слайд 9)
- Что услышали?
Во всех словах звук [ щ`] – произносился мягко, значит
звук [ щ`] – всегда мягкий.
- Как вы думаете есть ли у него пара или он непарный? (непарный)
Давайте дадим полную характеристику звуку [ щ`] – согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий. (слайд 10)
- Словарная работа.
Ребята, в словах отгадках встретились новые слова, кто знает, что обозначает слово щи?
- Кто знает, что такое «щи»? (слайд 11)
-«Щи» - жидкое кушанье, род супа из капусты или щавеля. (толковый словарь)
-щупальца» - у многих беспозвоночных животных: орган осязания, дыхания, передвижения, хватания в виде подвижного удлинённого выроста.
3. Слого – звуковой анализ слова «щука». Индивидуальная работа.
- Наша волшебная щука очень хочет узнать из скольких слогов, и каких звуков состоит её название. Давайте ей поможем.
Я вас сейчас разделю на три команды:
Дети делятся на три команды (по рядам)
1 ряд – карточка надо закрасить звуки, определить кол-во слогов; (индивид работа)
2 ряд – составить схему слова – ЩУКА (работа в парах)
3 ряд – выбрать из готовых схем правильную, которая соответствует слову «щука». (работа в парах)
Проверка (слайд 12)
- Знакомство с новой буквой.
- Ребята, как вы думаете как зовут букву, которая обозначает звук [ щ`]? (ответы детей)
- Звук [ щ`] обозначается буквой Щ (ща) (слайд 13)
- На какую букву похожа буква Щ? (слайд 14)
- Назовите предметы, которые напоминают букву Щ. (слайд 15)
4.Физминутка. (видеоролик) (слайд 16)
5. Чтение слогов – слияний и слов.
Емеля не умеет читать, давайте мы его научим и вместе с ним почитаем и мы. (чтение слогов-слияний индивидуально и хором) (слайд 17 - 22)
Чтение закрытых слогов.
(слайд 23)
Какие слоги вы прочли сейчас? (открытые)
- Работа по учебнику, с 63.
Ученица:
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Щ.
Есть слова, где Щ – в начале,
Есть слова, где Щ – в конце…
- Давайте прочтём слова на стр. 63 уч. «Азбука».
Чтение и проговаривание скороговорок стр. 62
- медленно;
- Быстро.
- работа в парах (научиться говорить быстро)
- вместе быстро
- Ребята, кто- ни будь, знает скороговорки со звуком [ щ`]?
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
Да у щётки половой
Палка есть над головой.
Палка – щёлк щенков с плеча,
Два щенка ушли пища.
Щука добрая была,
Дружбу с рыбками вела.
Из морской капусты щей
Щука наварила,
Окуньков, бычков, лещей
Щами угостила.
Ученик:
На рыбалку мы идем.
Дружно песенку поем.
Эта песенка без слов.
Под названьем «Рыболов».
- Закрепление изученного
Игра « Рыболовы» (слайд 24)
Сейчас мы поиграем в игру рыболов.
- Ребята, поможем Емеле наловить рыбки?
Правило игры. Играют две команды, первая команда девочек, вторая команда мальчиков.
Слева и справа написаны слова, но в них потерялись буквы. На экран будут выплывать по две рыбки, с буквами на спинках, а дети должны выбрать нужную и нажать на неё.
- Молодцы, ребята! Вы помогли Емели. Он очень доволен, что наловил много рыбы, научился читать и познакомился с вами.
- Как вы думаете, будет ли он теперь лениться и просить помощи у щуки?
- Конечно, он теперь все будет делать сам, а волшебная щука будет плавать в своей реке и вспоминать доброго Емелю.
- Обобщение
- С каким звуком сегодня познакомились на уроке?
- Что узнали о звуке [ щ`] ?
- Как называется буква, обозначающая звук [ щ`] ?
- Что нового узнали на уроке?
- Итог урока.
– Ребята вам было интересно? (слайд 25)
- Нашим сказочным героям тоже было очень интересно работать с вами. Они благодарят вас за урок. И щука на память дарит вам свое фото.
9. Рефлексия.
- Ребята, чего нехватает на нашей щуке? (чешуи)
На столе у вас лежат чешуйки зеленые, желтые, синие. Вы должны приклейте их на фото щуки.
- Кому урок понравился и было очень легко и интересно работать на уроке – это зеленая чешуя.
- Кто затруднялся и было не совсем интересно – это желтая.
- Кому было трудно и не интересно на уроке– это синяя.
Ребята, что за рыба щука?
Прочитав текст вы узнаете.
Как звали мальчика?
Почему его имя написано с заглавной буквы?
Где он жил?
Чем занимался?
Кого в поймал?
Какая она рыба? (хищница)
- Ребята, почему выделены слоги, кто догадался?
Дети хором произносят правило.
- Чистоговорка
ЩА-ЩА-ЩА - мы несём домой леща.
АЩ-АЩ- АЩ – мы наденем плащ.
Ще – ще – ще – свекла варится в борще.
Щи-щи-щи – очень вкусны были щи.
Щу-щу-щу – рот лекарством полощу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уплетая калачи, Едет парень на печи. Едет прямо во дворец, Кто же этот молодец?
«По щучьему веленью»
Звук [ Щ `] , буква Щ, щ познакомиться со звуком [ Щ `] и буквой, которая его обозначает; у читься отличать звук [ Щ `] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; у читься читать слоги и слова с изучаемой буквой.
У меня пропал носок, Утащил его ….
Из душистых овощей Мы наварим вкусных …
Что у осьминога Вместо ног? Щупальца
В эту дверь влетают вести, Полчаса проводят вместе. Вести долго не гостят - Во все стороны летят! Почтовый ящик
Согласный Глухой Непарный Всегда мягкий [ Щ `]
Щи - жидкое кушанье, род супа из капусты или щавеля. Щупальца - у многих беспозвоночных животных: орган осязания, дыхания, передвижения, хватания в виде подвижного удлинённого выроста.
/
1 2 3 4 13 5 6 7 8 14
На расчёску «Щ» похожа, Три зубца всего? Ну, что же? Буква «Щ » поможет нам Чистить зубы по утрам!
Отдохни
щ а
Щ Ё
Щ О
Щ У
Щ Е
Щ И
а щ е щ о щ ы щ у щ и щ Прочитай сначала слоги горизонтально , затем - вертикально
. арф кле . и . епка ко . ка . ека . утка ро . а . енок мо . ка . апка рома . ка я . ик . ётка ми . ка Щ Ш Щ Ш старт Ш Щ Щ Ш Ш Щ Ш Щ Ш Щ Ш Щ Ш Щ Щ Ш Ш Щ Ш Щ Ш Щ Ш Щ
Спасибо за урок! До встречи !
Летом Летом Лёня жи л в деревне. Он там рыбачил. Ему удалось поймать окуней и огромную щу ку. Щу ка – это хищная рыба. Не просто было поймать эту хищницу. Лёня любит рассказывать об этом своим товари ща м.
!Запомни! Ча – ща пиши с а ! Чу – щу пиши с у !
Предварительный просмотр:
Летом
Летом Лёня жил в деревне. Он там рыбачил.
Ему удалось поймать окуней и огромную щуку. Щука – это хищная рыба. Не просто было поймать эту хищницу. Лёня любит рассказывать об этом своим товарищам.
Летом
Летом Лёня жил в деревне. Он там рыбачил.
Ему удалось поймать окуней и огромную щуку. Щука – это хищная рыба. Не просто было поймать эту хищницу. Лёня любит рассказывать об этом своим товарищам.
Летом
Летом Лёня жил в деревне. Он там рыбачил.
Ему удалось поймать окуней и огромную щуку. Щука – это хищная рыба. Не просто было поймать эту хищницу. Лёня любит рассказывать об этом своим товарищам.
Летом
Летом Лёня жил в деревне. Он там рыбачил.
Ему удалось поймать окуней и огромную щуку. Щука – это хищная рыба. Не просто было поймать эту хищницу. Лёня любит рассказывать об этом своим товарищам.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».
Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...
Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100
Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...
урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.
Урок - путешествие .Знакомство со звуками с, сь и буквами Сс.УМК Перспективная начальная школа.К уроку прилагается презент...
Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"
Цель урокаПознакомить со звуками [м м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...
Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).
В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....
1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"
На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования навыков техники письма,- отработки навыков письма с изученными б...
Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."
Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....