Урок русского языка по программме 2 класс "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Силантьева Елена Владимировна

Урок русского языка по программме "Перспектива" 2 класс "Распрстраненные и нераспространенные предложения."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkoytyy_urok.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

УМК «Перспектива»

 Программа курса «русского языка» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 2 класс

Тема урока: Предложение. Распространенные и нераспространенные предложения.

Автор: Силантьева Елена Владимировна

Тип урока: урок изучения нового.

Цель: овладение учащимися новыми знаниями о предложении, научить распространять предложения, различать распространенные и нераспространенные предложения.

Задачи:

Образовательные: научить школьников распространять предложения, видеть связь слов в предложении, определять эту связь по вопросам от одного слова к другому; показать роль главных и второстепенных членов предложения в выражении его смысла; тренировать детей в нахождении главных членов предложения.

Развивающие:  развитие мыслительных операций анализа и синтеза, умения самостоятельно делать вывод; развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка, развитие интуиции и чувства языка учащихся при распространении предложений второстепенными членами, при составлении устного рассказа на тему «Весна».

Воспитательные: пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; обучение культуре речевого общения со сверстниками при работе в парах.

 

Ход урока

Самоопределение к деятельности.

Пусть вопрос бывает труден –

Огорчаться мы не будем.

Сами мы ответ найдем!

К цели мы своей придем!

На доске – слова:

 - Чем будем заниматься на уроке?

 -  Урок – открытия нового знания.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

цв…ты                          ле…кие

п…ют                           со…нце

д…рев…я                    ран…яя

вес…ло                        пр…шла

по…вились                 поч…ки

в…сна                         длин…ые

-  Запишите в тетрадь вставленные буквы.

- Посмотрим на записанные слова.

Я загадала слово.

Двусложное.. Какие это могут быть слова?

(цветы, поют, весна, солнце, пришла, почки)

- Продолжим отгадывать слово. Это слово – имя существительное.

(цветы, весна, солнце, почки)

- В этом слове – 1 мягкий звук.

(цветы, весна)

- Начинается со звонкого согласного звука

(цветы, весна)

 - Ударение падает на второй слог.

(цветы, весна)

 - Имя существительное в единственном числе.

( весна)

- Я задумала еще одно слово. Это – глагол, состоящий из двух слогов.

(на доске – схема)

- Пришла.

- У нас получилось… предложение.

- Пришла весна.

- Какое это предложение по интонации?

- По цели высказывания?

- Найдем главные члены предложения.

- О чем говорится в этом предложении? (о весне)

- Что? Весна. Весна – это подлежащее. Подчеркиваем? (одной чертой)

- Что говорится о весне? Весна что сделала? (пришла) Пришла – это сказуемое. Подчеркиваем? (двумя чертами)

Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения.

- Весна – какая? Уточним смысл.

- Не можем ответить на этот вопрос.

-  Почему?

- В предложении нет слова, отвечающего на этот вопрос.

 - Что нужно сделать?

 - Дополним предложение, уточним смысл. Воспользуемся словами, записанными на доске (начало урока)                - Ранняя.

 - Пришла ранняя весна.

- Запишем это предложение.

- Как мы уточнили смысл?

 -  Дополнили предложение.

 - Что для этого сделали?

 - Поставили вопрос от подлежащего.

Откроем учебник -  стр.126 №172.

 - Умный Совенок выполнял такое же задание: дополнил предложение другими словами, уточнить смысл предложения. Прочитаем составленное им предложение.

 - Нравится вам это предложение?

- Какие новые слова включил Совенок?

 - Весна –« долгожданная».

 - «В наши края».

- От какого слова  и какой вопрос задал Совенок?

 - Пришла -  куда?

 - Запишем это предложение.

 - Подчеркнем главные члены предложения.

- Что надо сделать, чтобы дополнить, уточнить смысл предложения?

- Поставить вопросы от подлежащего и сказуемого.

(На доске – схема)

Пришла           весна.

        куда?        какая?

 

 В наши края         долгожданная

- Посмотрим на эти три предложения. О чем говорится, СООБЩАЕТСЯ в этих предложениях? ( О весне)

- Назовите главные члены предложения.

- Именно они выражают основной смысл предложения.

- Чем отличаются?

- Первое предложение состоит только из главных членов.

А второе и третье включают другие слова, которые уточняют его смысл.

- Другие слова делают предложение больше, просторнее и называют такое предложение распространенным.

- А, как вы думаете, как будет называться первое предложение, состоящее только из главных членов?

- Нераспространенное.

- Как из нераспространенного предложения сделать распространенное?

 - Чем мы будем заниматься на уроке?

 - Учиться дополнять предложения. Ставить вопросы от подлежащего и сказуемого.Будем работать с распространенными предложениями.

Первичное закрепление во внешней речи.

 - Сделать предложение распространенным.

   

Светит солнце.

Плывут облака.

- Как это сделать7

На доске учащимися составляется план действий:

  1. =
  2.  –

     

     

      4.=

Работа в парах.

- Сделать предложения распространенными.

Свесились сосульки.

Поют птицы.

Появились цветы.

(С крыш свесились длинные сосульки.

На деревьях (весело) поют птицы.

В лесу появились первые цветы.)

- Прочтем полученные предложения.

- У нас получился текст.

 - Придумаем заглавие. (в парах)

- Каждое предложение сообщает о том, что произошло весной. Это текст – сообщение.

(Обращается внимание – все глаголы употреблены в прошедшем времени.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Сделать предложения распространенными.

Выполнение упражнения в учебнике – стр.127 №173

Пишут два предложения.

Ученик        пишет..

                            как?

      какой?           где?

Девочка         читает.

                                 как?

        какая?            где?

Включение в систему знаний и повторение.

Стр.127 №174

- О ком текст?

- Где живет лось?

- Чем питается?

- Как выглядит?

- Лоси нападают на других животных?

- А на него нападают?

 = Лось ест траву.

-Какое предложение: распространенное или нераспространенное?

- Дополните предложение, используя текст.

(Летом лось ест болотные травы.)

- От каких слов и какие вопросы нужно поставить?

(Каждый этап урока – оценка учащихся – знание – незнание – «+», «?» «=»,  

Рефлексия.

Заполним тест. Проверим, что мы уже знаем о предложении.

1. Что такое предложение.

   - слова, выражающие законченную мысль и связанные между собой по смыслу

   - набор слов на определенную тему

     - группа слов на определенную тему

2. Выбери верное утверждение.

     - Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

     - Сказуемое отвечает на вопрос что делает? что сделает?

     - Главные члены предложения называются подлежащее и сказуемое.

     - Подлежащее отвечает на вопросы какой? какая? какие?

     - Подлежащее и сказуемое обозначают признак предмета.

     - Главные члены раскрывают основной смысл предложения.

  1. Какое слово является подлежащим в предложении?

        Днем серая сова спит в дупле.

    - днем

     - серая

     - сова

     - спит

     - в дупле

  1. Какое слово является сказуемым в предложении?

Скоро зашумят березки листьями и сережками.

   - скоро

     - зашумят

   - березки

    - листьями и сережками

  1. Укажи главные члены предложения.

После жаркого дня полил сильный дождь.

 - дождь полил

  - сильный дождь

 - после жаркого дня

Проверка – диск к учебнику.

После каждого правильного ответа – на доске появляется слово.

быстрыми

весна

шагает

шагами

к нам

- Составьте предложение.

«К нам весна шагает быстрыми шагами.»  (И. Токмакова «Весна»)

 - Какое предложение по интонации?

 - По цели высказывания?

 - Найдем главные члены.

 - Распространенное?

 - От каких слов и какие вопросы нужно поставить?

           

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....