Имя прилагательное
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
имена прилагательные:
Слова, отвечающие на вопросы
какой? какая? какое? какие?
Кто какой? (Класс.)
На доске записан слева столбик слов, обозначающих признаки предметов, а справа – столбик слов, обозначающих предметы, но в другом порядке:
жадный трусливый хитрая пушистая неуклюжий рогатый колючий ядовитая | олень медведь еж змея лиса заяц волк белка |
Нужно записать словосочетания.
Кто это? (2 команды или 2 человека.) На доске в 2 столбика записаны имена прилагательные:
жадный… хитрая… трусливый… мохнатый… толстоногий… вертлявый… | горбатый… пушистый… колючий… упрямый… ядовитая… рогатый… |
Нужно составить словосочетания (с названиями животных).
Каким может быть предмет? (Класс.)
На доске в столбик записаны названия признаков: по цвету; по форме; по величине; по материалу; по месту; по времени; по характеру; по качеству.
Нужно записать в тетрадях как можно больше имен прилагательных по каждому виду признаков. В конце проводится проверка. Победители определяются по наибольшему числу подобранных прилагательных.
Возможные ответы: красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый; круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, овальный, грушевидный, граненый, продолговатый; крошечный, маленький, большой, громадный, огромный, великий, гигантский, необъятный; деревянный, железный, каменный стальной, глиняный, стеклянный, фарфоровый, костяной, ситцевый, шерстяной, бумажный, пуховый, кожаный; городской, сельский, лесной, морской, луговой, садовый, домашний, школьный, огородный, подземный, воздушный; утренний, дневной, вечерний, ночной, сегодняшний, вчерашний, завтрашний, летний, зимний, весенний, осенний; добрый, злой, ласковый, сердитый, строгий, заботливый, внимательный, чуткий, отзывчивый, смелый, трусливый, грустный, веселый, робкий, дружелюбный, вспыльчивый; хороший, плохой, свежий, черствый, красивый, грязный, рваный, аккуратный, чистый, новый, старый.
Объясните пословицу. (4 человека). Каждый игрок читает пословицу, объясняет, как он понимает ее смысл, и находит слова, обозначающие признаки предметов.
1) Маленькое дело лучше большого безделья.
2) Черная земля белых рук не любит.
3) Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
4) Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зеленая ветка.
Что задумано? (Класс.)
Один из участников игры, изъявивший желание быть отгадчиком, выходит за дверь. Под руководством ведущего все задумывают предмет и подбирают к нему ряд признаков. Устанавливается, кто будет называть эти признаки и в каком порядке. (Самые характерные признаки, помогающие легко угадать задуманный предмет, называют в последнюю очередь.)
Отгадчик приглашается в класс. Ему предлагается угадать, какой предмет задуман.
Для игры можно использовать прилагательные: осторожная, хищная, длинная, рыжая, хитрая (лиса); круглое, гладкое, красное, сладкое, сочное, спелое (яблоко); высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная (береза); блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий (ручей); чистое, высокое, голубое, безоблачное (небо); пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый (кот); большой, тяжелый, белый, желтоклювый, краснолапый (гусь).
Опишите игрушку. (3 команды).
Для каждой команды к доске прикреплена предметная картинка с изображением игрушки или сама игрушка (лисенок, зайчонок, медвежонок, цыпленок, утенок). Игроки по очереди выходят к доске и записывают в столбик под игрушкой по одному слову, обозначающему ее признак. Побеждает команда, которая за 5 минут правильно запишет наибольшее число прилагательных.
Четвертое лишнее. (3 человека.)
Игроки должны найти лишнее слово, зачеркнуть его и объяснить, почему оно лишнее. Побеждает тот, кто быстрее найдет лишнее слово и правильно укажет, почему оно лишнее.
ночь ночной ночлег ночевка | снежный снежинка снеговик снег | космос космический космонавт космодром |
Игру можно повторить со словами: береза, подберезовик, березовый, березняк; старый, старик, старушка, старичок; цвет, цветок, цветник, цветной.
Подберите близкие по смыслу слова. (3 команды по 6 человек.)
На доске записаны 3 столбика прилагательных:
неряшливый – … быстрый – … ласковый – … мудрый – … косматый – … холодный – … | смирный – … душистый – … ветхий – … грустный – … злой … – … страшный – … | влажный – … большой – … сильный – … липкий – … аккуратный – … отважный – … |
Играющим нужно подобрать к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним) и записать его. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием и допустит меньше ошибок.
Возможные ответы: грязный, скорый, нежный, умный, лохматый, морозный, тихий, пахучий, старый, печальный, сердитый, ужасный, сырой, громадный, могучий, клейкий, чистый, храбрый.
Подберите противоположные по смыслу слова. (3 команды по 6 человек.)
На доске записаны 3 столбика прилагательных.
белый – … длинный – … зимний – … черствый –… новый – … здоровый – … | сытый – … грустный – … острый – … светлый – … трусливый – … толстый – … | чистый – … дневной – … мягкий – … горячий – … зрячий – … кривой – … |
Нужно подобрать прилагательные, противоположные по смыслу. Класс проверяет работу команд и выявляет победителей.
Возможные слова: черный, короткий, летний, свежий, старый, большой, голодный, веселый, тупой, темный, смелый, тонкий, грязный, ночной, твердый, холодный, слепой, прямой.
Наоборотки. (2 команды по 4 человека.)
Каждый игрок готовит заранее пару прилагательных с противоположными значениями, но называет только одно из них, а противоположная по смыслу должен назвать игрок другой команды. За каждый неправильный ответ команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.
Конкурс знатоков. (2 человека.)
На доске в столбик записан ряд словосочетаний: свежий хлеб, свежий ветер, свежие краски, свежая рубашка, свежая газета.
Один из игроков должен подобрать к каждому словосочетанию прилагательное, близкое по смыслу, а другой – противоположное по смыслу (антонимы), которые записываются слева, а слова, близкие по смыслу (синонимы), – справа от словосочетаний.
Ответы: черствый – свежий хлеб – мягкий; теплый – свежий ветер – прохладный; тусклые – свежие краски – яркие; грязная – свежая рубашка – чистая; старая – свежая газета – новая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе»
Проведен в 4-а классеУчитель Кузнецова А.Ф....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"
Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн...
Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа
Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...
Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных
Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...