Изложение "Пожар в лесу"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме
Презентация к уроку русского языка. Изложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_pozhar_v_lesu.zip | 2.56 МБ |
Подписи к слайдам:
«Пожар в лесуСавина С.Н.Г. Карпинск
Цель: учить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения с элементами повествования; формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.Задачи: обогащать знания о причинах возникновения пожаров и о вреде, которые приносят лесные пожары природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей; развивать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе.
Что такое пожар?Какие виды пожаров вы знаете?Каковы причины пожаров?Чем опасны пожары?
Пожар –
- это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.
Виды пожаров
пожары на транспортных средствах; степные и полевые пожары; подземные пожары в шахтах и рудниках; торфяные и лесные пожары; пожары в зданиях и сооружениях.
Причины пожаров
неосторожное обращение с огнем; несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования; самовозгорание веществ и материалов; разряды статического электричества; грозовые разряды; некачественное строительство зданий и сооружений; несоблюдение правил техники безопасности; поджоги.
Пожары опасны!
На пожаре губит людей, лишает их здоровья не только открытый огонь, но и вдыхание горячего воздуха, токсичные продукты горения, потеря видимости вследствие задымления, пониженная концентрация кислорода. Плотный дым, снижая видимость, препятствует эвакуации людей. Очень быстро дым вызывает раздражение слизистой оболочки глаз, что также ухудшает видимость. Кроме того, любой дым, выделяющийся при пожаре, содержит токсичные газы, и если органы дыхания не защищены, то порой хватает нескольких вдохов, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения. Статистика показывает, что на пожаре люди гибнут в основном не от пламени, а от дыма.
Пожары в лесу.
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра. Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар. Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
Какое настроение вызвал текст? Почему? Каково ваше отношение к происходящему? Определим тему текста. Отражена ли тема в заглавии?Почему рассказ назван «Пожары в лесу»? Какие ещё названия вы могли бы предложить? Какова основная мысль рассказа? Определите стиль текста.
На сколько частей можно разделить текст?
Рассказ можно разделить на 3 части:
Вступление.2. Основная часть.3. Заключение.
На какой вопрос отвечает текст? В какой части текста содержится ответ на этот вопрос? Прочитайте ее. Это тезис данного текста, который мы и должны доказать.
Определите тему первой части, озаглавьте ее:
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Какие аргументы, доказательства, факты приводит автор, доказывая вред лесных пожаров? На сколько частей, по количеству приведенных автором фактов, аргументов, доказательств можно разделить вторую часть?
О чем говорится в основной части рассказа, определите ее тему и озаглавьте.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.
К какому выводу приходим, когда читаем рассказ? Сравните тезис и вывод.
Озаглавьте заключительную часть.
Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
План
1. Вступление. Причины пожаров. (тезис)2. Основная часть: (доказательства, аргументы)а.) Начался пожар.б.) Гибель растений и животных. в.) Жуткое зрелище!г.) Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.3. Заключение. Берегите лес! (вывод)
Небрежный – несерьёзный, неаккуратный, неряшливый, невнимательный, недобросовестный, нерадивый, нерачительный, наплевательский, халатный.Небрежное отношение - наплевательское, халатное, несерьезное Занялись – начали гореть, загорелись, воспламенились.
Метафоры:
ветерок набежал, раздул; огонёк лизнул, зажег, бежит; дым ползет.
«Пламя бушует»
бушует – значит неистовствует, бесчинствует, буйствует, его невозможно остановить никакими силами
мечутся белки и зайцы; лосёнок прижался к матери (пытается у нее найти защиту от огня); против огня она (лосиха) бессильна.
Чувства, которые передаёт автор:
страх, беспомощность, бессилие, тревогу за судьбу зверей, жалость.
Живой лес – это лес, в котором много деревьев, кустарников, трав, животных.
По какому принципу слова с пропущенными орфограммами разбиты на 3 столбика?
Л_знул меч_тся хищ_ныйЛ_сёнок горящ_ю лист_ямиНаб_жал защищ_ет занялис_Л_сные уч_стки дерев_яВозн_кают ж_вой скол_коБл_жайший сил_ныйОг_нёк
Предложения с однородными членами :
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег её и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья.
Подведём итоги:
Над какой частью текста было работать интересно?Какая часть работы показалась трудной и почему?Что, как вам кажется, получилось и что не получилось при написании изложения?
Объясните, почему лес – наше богатство. Какие еще вы могли бы дать советы о бережном отношении к лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб
Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
"Лес-природное сообщество. Леса нашего края. Охрана лесов. Изображение знаков "Берегите природу"
Интегрированный урок."Окружающий мир, краеведение, экология,изо." Знакомство с природой нашего округа Югра, охрана лесной зоны."...
Весна в лесу (экскурсия по лесу)
Разработка урока по теме "Весна в лесу". Виртуальная экскурсия по лесу (презентация)...
Экологическое мероприятие к Дню леса для учащихся начальных классов “Без леса не было бы жизни на земле”
Мероприятие помогает обобщить и расширить представление детей о лесе и его значении; воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект проведени урока-игры "Поле чудес" по теме: "Кто в лесу живёт, что в лесу растёт".
Данный материал поможет учителю провести увлекательный урок закрепления материала по теме "Лес". Можно использовать материал и для проведения внеклассного мероприятия....
Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.
Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...