Урок русского языка. 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Голованова Ия Ивановна

Урок русского языка в 4 классе. "Значение и грамматические признаки глагола".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку  4 класс

Учитель: Голованова И.И.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Тема: Значение и грамматические признаки глагола.

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся  по теме через использование технологии КСО.

Задачи:

      1.  Обеспечить формирование целостной системы знаний по теме. Систематизировать и обобщить знания о глаголе.

  1. Уметь применять самостоятельно ЗУН и осуществлять их перенос в новые условия. Развивать у учащихся умение определять грамматические признаки глагола, выполнять синтаксический разбор предложения, разбирать глаголы по составу.
  2. Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, культуру общения, ответственность за результаты собственной деятельности, коммуникативные умения  при работе в, МГ.

Оборудование: карточки, проектор, компьютер.

Знать:  

1. Правило глагола.

2. Времена глаголов.

               

Уметь:  

  1. Определять время глагола.
  2. Выполнять синтаксический разбор предложения, фонетический разбор, морфемный разбор.

п/п

Содержание учебного материала

Управление деятельностью учащихся

1.

2.

3.

4.

5.

5.1

5.2

6.

7.

Организационный момент.

Цель: создать настрой на самоорганизацию.

1)Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал;

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Все готовы! Садитесь!

2) Откройте тетради запишите дату, классная работа.

 Подготовка к восприятию.

- Ребята, вы любите петешествовать?

     - Сегодня  необычный урок мы отправляемся в путешествие в удивительную страну. Пожелайте друг другу успехов! Улыбнитесь!

(Включить музыку)

- Что вам хотелось делась под музыку?

- Что объединяет эти слова? (глаголы)

Сообщение темы и цели урока

 - По какой теме продолжим работать?

Тема: Значение и грамматические признаки глагола.

 - С какой целью будем работать?

(развивать умения определять грамматические признаки глаголов, закреплять, обобщать и систематизировать знания о глаголе).)

- Что знаете о глаголах?

- Какова роль глаголов в речи?

(делают речь ясной, понятной, выразительной, богатой, живописной, гибкой, помогают оживить весь окр. мир.)

Сегодня мы отправимся в страну Глаголию, правит этой страной его величество – Глагол.

   - У вас будет возможность проверить и утвердиться в своих знаниях.

    Девиз нашего путешествия: «Больше узнаешь - сильнее станешь».

    - Как понимаете пословицу?

Обобщение  и систематизация знаний и способов деятельности.

Цель: формировать целостную систему ведущих знаний по теме.

Начинаем путешествие!

- Внимание на доску!

  1. Город Словарный (разминка)

Вспомните слова из словаря.

 С какой целью работали? (быть грамотными, не допускать ошибок)

  1. Город  Синтаксис

Солнечные лучи ярко осветили вершины высоких сосен. (характеристика, схема)

 

- С какой целью работали? (закрепить знания, умение выполнять синт. разбор предл._

 - Каким членом предложения является глагол? (сказуемым)

  1. Город Пунктуация

-На доске 2 схемы предложения. Верны ли они? Почему?

Составьте предложения по схемам, запишите в тетрадь.  Прочитайте.

 - Какие  умения закрепляли?

Физминутка для глаз

  1. Город Морфемика

Запишите и разберите слова по составу.

Посмотрели, украсит, отцветут, думать.

Проверка на доске.

 - Какие умения закрепили? (разбирать слова по составу).

  1. Город  Фонетика

Выполните фонетический разбор слова -  жить. Самостоятельно.

- С какой целью работали?

Физминутка

  1. Город Морфология

План работы

1. Прочитайте текст.

2. Найдите и выпишите глаголы, в скобках запишите вопрос.

3.  Чем похожи глаголы? Что общего?

4. Как они изменяются?

После работы 1 ученик из группы защищает работу.

- Как будете работать? (дружно, слаженно) Молодцы!!! Желаю удачи!

Применение ЗУН в новых условиях.

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями.

  1. Работа по разноуровневым карточкам.

Инструктаж

1) Прочитайте задания.

2) Выберите задание, с которым справитесь.

 -  Кто выбрал 1 задание? Поднимите руку. 2? 3? 

- Желаю  удачи! Начинайте работу.

   

 Проверка по ключу.

- Поднимите руку, кто выполнял 1 задание, 2 задание.

Кто выполнял 3 задание, я соберу тетради, проверю и поставлю отметки.

- Кто считает, что усвоил тему хорошо, поставьте на полях +. Кто сомневается - ?

  1. Тест «Проверь себя»

Выбери правильное утверждение, если согласны +, не согласны -.

  1. Глаголы обозначают действие предметов? +
  2. Отвечают на вопрос когда? –
  3. Глаголы изменяются по временам. +
  4. Глаголы  Н.в отвечают на вопросы

( что делать? Что сделать?) –

  1. Глаголы  П.в. изменяются по родам?+
  2. Слово ликовать Б.в. –
  3. Глаголы изменяются по числам. +

(+-+++-+)

- Кто выполнил тест без ошибок, поставьте на полях 5. У кого 1 ошибка 4.

- Кто утвердился в своих знаниях?

- С какой целью провели тест? (проверки знаний по теме)

Домашнее задание

 

Подведение  итогов. Оценка.

Цель: Анализ и оценка успешного достижения цели.

- По какой теме работали?

 - Какие умения обобщили?

 - Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?

- Какое у вас настроение?

 - Чем запомнился урок?

- Кто доволен собой?

Я благодарна вам за урок, мне было приятно с вами работать.

Всем спасибо за работу! Урок окончен.

Самоорганизация

Слайд 1

Диалог

Музыка

Диалог

Слайд 2

Целеполагание

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Работа по тренажёру.

Фронтальная работа

Слайд 8

Запись предложения под диктовку с объяснением- 1 ученик

Вывод

Работа со схемами предложений

Вывод

Слайд 9

Слайд 10

Сверка по ключу

Вывод

Слайд 11

У доски 1 человек

Вывод

Слайд 12

Работа в МГ

Выступление у доски

Слайд 13

Слайд 14

Оценивание

Самостоятельно

Сверка. Слайд 15

Самоосознание

Самоосмысление

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Составила             И. И. Голованова



Предварительный просмотр:

Карточка №1

План работы

1. Прочитайте текст.

2. Найдите и выпишите глаголы, в скобках запишите вопрос.

3.  Чем похожи глаголы? Что общего?

4. Как они изменяются?

         Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке. Зашумел лес.

                                        План ответа

  1.  Эти глаголы  ______________________      времени.
  2. Они изменяются по _________________________________________

Карточка №2

План работы

1. Прочитайте текст.

2. Найдите и выпишите глаголы, в скобках запишите вопрос.

3.  Чем похожи глаголы? Что общего?

4. Как они изменяются?

        Скоро апрель. Весело зазвенит весенняя капель. На улицах засверкают лужи. Зачирикают воробьи. На земле покажется первая травка. Ярко будет светить солнце.

                                        План ответа

  1.  Эти глаголы  ______________________      времени.
  2. Они изменяются по ___________________________________________

Карточка №3

План работы

1. Прочитайте текст.

2. Найдите и выпишите глаголы, в скобках запишите вопрос.

3.  Чем похожи глаголы? Что общего?

4. Как они изменяются?

       За окном стоит ещё холодная погода. Сквозь  тучи и облака редко светят лучи солнца. Люди  с радостью ждут тёплых деньков.  В воздухе пахнет весной.

                                        План ответа

  1.  Эти глаголы  ______________________      времени.
  2. Они изменяются по ____________________________________________

Карточка №4

План работы

1. Прочитайте текст.

2. Найдите и выпишите глаголы, в скобках запишите вопрос.

3.  Чем похожи глаголы? Что общего?

4. Как они изменяются?

      Добро  сеять - добро и пожинать. Курить  - здоровью  вредить. Горя бояться  -  счастья не видать. Повторять и учить -  ум точить.

                                        План ответа

  1.  Эти глаголы  ______________________      времени.
  2. Они изменяются по __________________________________________.

Н.в.

Б.в

П.в

Н.ф.

Что делает?

Что делают?

Что делал?

Что делало?

Что делала?

Что делали?

Что сделал?

Что сделала?

Что сделало?

Что сделали?

Что сделает?

Что сделают?

Что делать?

Что сделать?

Что будет делать?

Что будут делать?

Изменяются

по числам

Изменяются

по родам в ед. ч.

Не изменяются

по числам

Не изменяются

по родам


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: Значение и грамматические признаки глагола. Цель: Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

Слайд 3

Страна Глаголия

Слайд 5

Девиз путешествия: «Больше узнаешь – сильнее станешь».

Слайд 6

Город Словарный

Слайд 7

Город Синтаксис Выполните синтаксический разбор предложения.

Слайд 8

Город Пунктуация Составьте и запишите предложения по схемам.

Слайд 9

Поморгаем …

Слайд 10

Город Морфемика Разберите слова по составу. Посмотрели, украсит, отцветут, думать.

Слайд 11

Город Фонетика Выполните фонетический разбор слова - жить .

Слайд 12

Город Морфология Работа в группах по алгоритму. 1. Прочитайте текст. 2. Найдите и выпишите глаголы, в скобках запишите вопрос. 3. Чем похожи глаголы? Что общего? 4. Как они изменяются?

Слайд 13

Улица Времён Глаголов Разноуровневые карточки. 1 уровень – карточка жёлтая. Запишите глаголы по временам в 3 столбика. Знают, потечёт, испекли, трещит, сверкала, хохотал, забарабанят. 2 уровень - карточка синяя. Образуйте от данных имён существительных глаголы - прошедшего, настоящего, будущего времени. Веселье – П.в _______ , Н.в. ________ , Б.в. _________. Игра - П.в _______ , Н.в. ________ , Б.в. _________. 3 уровень - карточка зелёная. Напишите рассказ о весне из 4-5 предложений, употребив в тексте глаголы: стоит, побежали, зазеленеют, прилетят. Определите время глаголов.

Слайд 14

Улица Времён Глаголов Проверка Разноуровневые карточки. 1 уровень Н.в. – знают, трещит П.в. - испекли, сверкала, хохотал Б.в. - потечёт, забарабанят 2 уровень Веселье – П.в веселил , Н.в. веселит , Б.в. развеселит . Игра - П.в играл , Н.в. играет , Б.в. выиграет . 3 уровень Напиши рассказ о весне из 4-5 предложений, употребив в тексте глаголы: стоит, побежали, зазеленеют, прилетят.

Слайд 15

Тест « Проверь себя» Сверка по ключу. + - + + + - +

Слайд 16

Домашнее задание Задание на выбор 1) с.62 упр. 242, с. 63 упр. 243, правила. 2) Запиши 5 пословиц с глаголами , определи время глаголов. Любые 2 глагола измени и запиши по временам. Составь 1 предложение, выполни синтаксический разбор.

Слайд 17

Я научился (научилась) … Теперь я могу …. Я смог (смогла) … Мне хотелось …

Слайд 18

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...