Как делаются слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МКОУ Лизиновская СОШ
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
Тема: Как делаются слова.Образование слов с помощью приставки.
подготовила
учитель начальных классов
Светличная Наталья Дмитриевна.
2014 год
КОНСПЕКТ УРОКА
КЛАСС: 2
ПРОГРАММА УМК»ПНШ»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: русский язык
ТЕМА УРОКА: Как делаются слова.Образование слов с помощью приставки.
ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова - приставкой.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Предметные:
- создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;
- обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
ТИП УРОКА: урок первичного предъявления новых знаний.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др., Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 1. . - М.: «Вентана-Граф», 2011г., 2 класс;
- презентация к уроку;
- Мультимедийный проектор
- карточки для групповой работы .
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова; научится находить приставку среди других частей слова; образовывать новые слова с помощью приставки.
Метапредметные:
- познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
- коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
- регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные:
- ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
СТРУКТУРА УРОКА:
I. Организационный момент. Была сделана установка на подготовку учащихся к уроку: эмоциональный настрой на работу на уроке данной формы.
II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Была проведена минутка чистописания, которая одновременно вводила ребят в урок и способствовала обеспечению готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
III. Этап мотивации и целеполагания. На данном этапе перед учащимися была поставлена проблема. Детьми сформулирована тема урока и определены задачи исследования.
IV. Этап усвоения знаний и способов действий. В результате проведенных самостоятельных исследований и обращения к научным источникам ( учебнику), были усвоены новые знания.
V. Этап встраивания нового материала в систему знаний. На данном этапе были созданы условия для применения усвоенных ранее знаний и способов действий при выполнении групповых заданий.
VI. Этап подведения итогов урока.
Цель этапа – дать анализ успешности усвоения знаний. Формировалось умение рефлексировать пройденный материал. На этом этапе был подведён итог урока. Дана словесная оценка работы класса на уроке и отдельных учащихся.
VII. Этап рефлексии.
Рефлексия, проведенная в конце урока , показала, что учащиеся с удовольствием работали на уроке и получили удовлетворение от своей работы.
VIII. Этап информации о домашнем задании.
Домашнее задание не вызвало у учащихся вопросов, так как тема урока была усвоена.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость общения друг с другом и радость в открытии новых знаний. Чтобы грамотно писать, нужно знать, как устроен русский язык. Сегодня продолжим исследовать устройство языка.
Экран.
Откройте свои тетради, запишите число, классная работа,
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Экран.
А)Игра»Да» -«Нет»
Б)Назовите, все изученные части слова.
Корень
Суффикс
Окончание
Основа слова
В) Запишите слова: сад ,садик ,садовый, посадка.
-Как называются эти слова?
-Выделите корень.
-Укажите ,какие еще известные вам части слова вы можете выделить.
-Все ли слова вы смогли разобрать? Почему?
(Не все слова смогли определить ,потому что нам встретилась незнакомая часть слова.)
Давайте откроем учебник на стр 59 и узнаем как называется эта часть слова.
Озвучь Илья тему нашего урока.
Экран.
Тема: Как делаются слова .Образование слов с помощью приставки.
Какие цели мы поставим перед собой.
Экран.
Я хочу-------------
Итак начинаем наше исследование.
Откроем учебник на стр 59 и выполним упр.64
Читаю задание
Обращаемся к Обратному словарю.на-ь- ть-
Бежать
Забежать
Добежать
Пробежать
Убежать
Выбежать
------корень –беж-
(5 слов)
Какая же разница в этих словах?
IV. Этап усвоения знаний и способов действий.
1.Итак, начинаем наше исследование.
Экране слова.
Входит
Выходит
Проходит
Обходит
Доходит
Учитель: Что вы можете сказать об этих словах?
Учащиеся: Это однокоренные слова.
Учитель: Докажите
Учащиеся: Один и тот же корень, одно значение (ученик помогает выделять на доске)
Учитель: Какая еще известная вам часть слова есть во всех этих словах? Учащиеся: Окончание
Учитель: Есть ли еще известные части слова?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Где находится часть слова, которая осталась не выделенной?
Учащиеся: Перед корнем
Учитель: Кто- нибудь знает, как называется эта часть слова?
Это приставка. Обозначается так . Какой вывод можете сделать по первому исследованию?
Учащиеся: Приставка – часть слова, стоит перед корнем
2. Учитель: Следующее исследование проводим в группах.
Перед вами на белых карточках слова, задание №1
(Учащиеся знакомятся с написанным)
Море – приморский
Дорога – придорожный
Школа – пришкольный
Учитель: Посовещайтесь в группах. Отличаются ли слова в парах и чем?
Учащиеся: ( состав, значение)
Учитель: Какое значение имеют слова, образованные при помощи приставки?
Учащиеся: Находиться около, вблизи.
Учитель: Образуйте и запишите в тетрадь новые слова от слов усадьба, вокзал ( записывают в тетрадь)
Учитель: Какой вывод о приставках сделаем из второго исследования?
Учащиеся: Приставки образуют новые слова.
3. Учитель: Но приставка имеет разные значения. Следующее исследование – какие?
Исследовать значение разных приставок нам поможет упражнение 1 на стр. 143 учебника. Для того, чтобы было интересно и легче, работать будете устно парами. Обратите внимание на стрелочку – подсказку.
Прочитайте все полученные словосочетания.
Учащиеся: ( работают в парах устно, читает пара, первая выполнившая задание).
Учитель: У кого получилось иначе?
Учащиеся: (зачитывают словосочетания, если у них другие варианты)
Учитель: Прочитайте только слова, в которые вы вставили недостающую часть слова. Что общего в этих словах и чем они различаются? Объясните.
Учащиеся: Общее – слова-действия, корень -беж-, отличие – приставки.
Учитель: Можно ли сказать, что все эти слова – форма одного слова?
Учащиеся: Нет, у этих слов разное значение.
Учитель: А какая часть слова придаёт им разное значение?
Учащиеся: Приставка.
Учитель: Запишите два понравившихся сочетания в тетрадь.
Учитель: Какой вывод делаем из этого исследования?
Учащиеся: Приставки имеют разные значения.
Физминутка
А сейчас отдохнем. Все встанем и внимательно слушаем слова. Если я назову слово с приставкой – вы поворачиваетесь друг к другу и обмениваетесь хлопками, если без приставки - приседаете.
Делать, доделать, писать, написать, подписать, вез, отвез, перевез, нес, вынес, занес.
V. Этап встраивания нового материала в систему знаний.
Учитель: Сейчас вы будете выполнять в группах важную работу, которая покажет, как вы поняли нашу учебную задачу.
На белых листочках задание под № 2. Укажите нужные приставки для каждого словосочетания стрелочками.
У …летел два метра
При … летел через океан
От …летел на два дня
Пере …летел от стены
На …летел до игрока
До …летел в ограду
Вз …летел в небо
Учащиеся: ( Называют получившиеся сочетания по цепочке группами).
Учитель: Запишите с любым сочетанием предложение, в слове выделите приставку.
Учащиеся: ( Несколько человек зачитывают предложения).
Учитель: Здорово, что и это исследование прошло успешно, так как вы верно выбрали подходящую приставку. И у вас это хорошо получилось. Вы замечательно потрудились, а сейчас поиграем. Участники игры вы, два человечка, два домика – один в начале дороги, другой в конце, а на дороге мостик через речку и большая лужа (слайд 2 )
А ещё в игре будут участвовать слово шли и разные приставки: вы-, по-, про-, обо-, пере-, подо-, при-, во-.
Ваша задача в игре – описать действия весёлых человечков, образуя от слова шли другие слова с разными приставками. Для этой работы образуем новые группы, соединимся по 2 группы. Выполняем работу, записываем слова на листочках.
Учащиеся: ( Работают в группах, затем зачитывают слова, занимают свои места)
Учитель: Можно ли сказать, что слова, которые у вас образовались - это разные формы одного слова?
Учащиеся: Нет, это разные слова, так как имеют разные значения.
Учитель: И снова вы доказали, что умеете правильно употреблять приставки.
VI. Этап подведения итогов урока.
Наш урок-исследование подходит к концу.
Учитель: Подведем итоги наших исследований. Сделаем выводы, что узнали о приставках. Перед вами на листочках желтого цвета части предложения. Вы должны их соединить и получить вывод.
Учащиеся: ( В группах зачитывают получившиеся предложения. После прочтения каждого вывода предложение появляется на слайде).
Приставка – это часть слова.
Приставка находится перед корнем.
Приставка образует новые слова.
Приставка имеет значение.
Приставка обозначается значком
Приставки имеют разные значения.
(одновременно с зачитыванием вывода ребятами, он появляется на экране, слайд 3)
VII. Рефлексия.
Учитель: Как вы думаете, все ли мы узнали сегодня про приставку?
Учащиеся: Нет, что-то предстоит еще узнать на следующих уроках.
Учитель: Оцените свою работу на уроке. Не забудьте посмотреть в тетрадь. Учащиеся: (Ребята оценивают себя в тетради. Если все ясно и понятно было на уроке, на полях карандашом ставят « +», если есть некоторые вопросы – +- , если непонятно многое – «?».)
VIII. Этап информации о домашнем задании.
Учитель: Посмотрите на домашнее задание: упр. 3 на стр. 144. Задайте вопросы, если они возникли. Спасибо за плодотворный труд на уроке. До новых исследований.
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ:
1. «Разрезанные» выводы ( по одному на каждую группу)
Приставка – это часть слова
Приставка находится перед корнем
Приставка образует новые слова
Приставка имеет значение
Приставка обозначается значком
Приставки имеют разные значения
2. Карточки для работы в группах с заданиями для исследований
1. море – приморский дорога – придорожный школа – пришкольный |
2. пере …летел два метра при … летел через океан от …летел на два дня у …летел от стены в …летел до игрока до …летел в ограду вз …летел в небо |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как делаются слова.Правописание соединительных гласных о,е в сложных словах.
Как Тема урока: Как делаются слова. Правописание соединительных гласных о,е в сложных словах.Цель работы:познакомить с образованием сложных слов с помощью слосложения двух основ и соедините...
Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/
Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...
Тест по русскому языку для 2 класса ПНШ Тема“ Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»
“ Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»...
Русский язык. Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы.
Конспект открытого урока по русскому языку с презентацией. 2 класс. ПНШ....
урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"
Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"
Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК. Формировать общие учебные умения: работа с учебником, работа со словарем. Развива...