Как делаются слова.Правописание соединительных гласных о,е в сложных словах.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Закирзянова Эндже Рахимзяновна

Как  Тема урока: Как делаются слова. Правописание соединительных гласных о,е в сложных словах.Цель работы:познакомить с образованием сложных слов с помощью слосложения двух основ и соединительной гласной ,уметь правильно написать соединительные гласные о, е; поупражняться в нахождении сложных слов.Дети научатся определять, с помпомощью основ каких слов они образованы; познакомятся с лексическим значением сложных слов; у них развиваются  логическое мышление.Научатся любить природу и сберегать её.             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_97-2003.doc667.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как делаются слова. Правописание соединительных гласных о,е в сложных словах

Цель: познакомить с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной; уметь правильно написать соединительные гласные о, е; поупражняться в нахождении сложных слов; научить определять, с помощью основ каких слов они образованы; познакомить с лексическим значением сложных слов; развивать логическое мышление, умение работать со словарем ; воспитывать самостоятельность, внимание, интерес к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

-компьютер

-презентация

-тест

-карточки

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Поздороваемся с гостями, улыбнемся друг другу и начнем урок. Садитесь.

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в нашей жизни часты чудеса.

Секреты русского языка, ребята,

Узнаем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать,

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова : «Хотим все знать!»

    Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

2. Актуализация знаний.

Ребята, чтобы узнать какая у нас тема сегодняшнего урока, мы отгадаем загадки. Потом вы сами скажете тему. И так вы готовы? 

Обратимся к загадкам.

а)   -    В  синем  небе  пролетает,

Обгоняя  птиц  полёт.

Человек  им  управляет.

Что  такое?  

                   (Самолет)   (Почему его так назвали?)

(слайд №1)

Какие слова помогли вам догадаться?

б)   -    Ходит, бродит по коврам, водит носом по углам.

           Он вдыхает много пыли, чтобы все здоровы были.

Что это? (пылесос) (слайд №1)

Какие слова помогли вам догадаться?

в) Сидел на заборе, пел да кричал, а как все собрались, взял да замолчал (петух) (слайд №1)

-Ребята, какое слово здесь лишнее?

   (петух)

-Почему так думаете?

(Потому что петух-простое слово, а самовар и пылесос- сложные)

Докажите, что эти сложные слова.

        (ученик называет и выделяет корни)

Как видите, есть  слова, у которых 2 корня.

- Значит это не одно слово, а группа слов и они имеют своё название. Мы уже знаем, как они называются?  Попробуйте вспомнить их название.

Итак, с какими словами мы уже знакомы?

(сложные слова). (слайд 2)Учитель прикрепляет карточку со словами – Сложные слова на карточку ЧТО МЫ ЗНАЕМ

Что общего в этих словах, кроме того, что они сложные?

(состав слова, 3 слога, обозначают предмет, отвечают на вопрос что?)

Чем отличаются эти слова? (смыслом, гласной между корнями)

Как вы думаете, какую работу выполняет гласная между корнями слов? (соединяет)

Как можно назвать эту гласную? (соединительная).

3. Сообщение темы урока, постановка цели урока.    

Итак, тема нашего урока: Правописание соединительных гласных о, е в сложных словах (слайд 3)

Как считаете, чему мы должны научиться на уроке? (ответы детей)

Поскольку соединительные гласные разные, мы должны разобраться, когда писать соединительную гласную о, а когда – е. 

прикрепляет карточку на место –ЧТО Я ХОЧУ ЗНАТЬ Правописание соединительного           гласного о

                                                                                                        Правописание соединительного гласного е

4. Проблемная ситуация.  

Вернёмся к словам – отгадкам. Кто может предположить, почему в них разные соединительные гласные? ( слайд 4) Давайте делаем звуковые схемы.

Это звуковые схемы слов отгадок.

Какой вывод можете сделать? Когда пишем соединительную гласную о, а когда пишем соединительную гласную е?(после тв. согл. – о, после мягк. согл. - е) (слайд 5)

А теперь моё правило о написании соединительных гласных О и Е при сложении слов:

Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.
(слайд6)

-А теперь составим с этими словами предложение, найдем главные члены. Это будет у нас чистописание.

 

Работа по учебнику. Упр. 106 . стр.95.  Из обратного словаря найти букву –д. Найти сложные слова. В каких словах буква о является буквой соединительного гласного, а в каких словах буква -е является буквой соединительного гласного? Ребята, обратите внимание на слов, которые на стр141-это слово-ПЕШЕХОД. Образовано от каких слов?

(пеш-пешком, ход-ходить)

Давайте ,читаем это слово. Какая у них соединительная гласная?

(е)

-Первый корень заканчивается на какой звук?

( на твердый)

- А почему здесь так написано? Давайте вспомним  ж, ш,ц- какие звуки?

( Всегда твердые)

-Какие правила мы знаем с ними?

(ЖИ,ШИ всегда пиши с и)

-Правильно, ребята. А в сложных словах после этих букв пишется соединительная гласная буква –е.(слайд  7)

- А теперь запишите по 5 слов с соединительными гласными . Айзиля ты пиши  с о, Адиля , ты с е.И подчеркните соединительные гласные.

 

Работа по карточке. А сейчас я вам раздам карточки. Здесь есть предложения .Давайте посмотрим и найдем  есть ли здесь сложные слова?

   Самый высокий водопад в Росии -Тальниковский водопад .Он очень красивый.  Надо беречь воду. Для этого нельзя загрязнять её. Только в чистых водоёмах растёт растение, которая называется- водокрас.  Чтобы охранять подводный мир, водолазы изучают его. И нам необходимо любить и охранять природу.

 Закрепление знаний по образованию сложных слов. Сложные слова: водопад ,водоём ,водокрас ,водолаз.

-От каких слов они образованы. Мы понимаем что они обозначают?

Водопад-падающая вода

Водоём-водяная ёмкость., бывают водоёмы природные и искусственные, которых построили люди.

Водокрас- это растение, которое растёт в воде. Я попозже покажу вам рисунок этого растения.

Водолаз-человек, который работает под водой.

-Давайте запишем эти слова и обозначаем корень.-Соединительная гласная здесь какая буква? Почему?

  ( Буква о, потому что д- твердый согласный)

-Давайте сейчас проверим, как вы работали. ( слайд 8).

-Ребята, что объединяют этих слов?

( Они сложные слова)

-А ещё?

(Они однокоренные слова, с корнем вод).

-Ребята, как вы думаете, почему водопад водопадом назвали?

(Слово водопад образовалось от двух слов: вода и падать.)

 Водопад – это место, где вода стремительно падает с высоты. ( слайд 9)

Физминутка. Давайте сейчас немножко отдохнём.

Закрыли глазки.Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по тебе. Подними руки вверх, опусти. Белый свет течёт по твоим голове, рукам, спине, ногам. Это позволяет ощутить себя очень расслабленно и приятно. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты наполняешься свежими силами. Теперь поблагодарим этот водопад света, зато, что он дал возможность отдохнуть.

-Ребята, мы говорили , что вода нужна все живым существам. Птицам, зверям, растения м тоже необходимо вода. Среди них есть которые получили названия, состоящие из сложных слов.

Они получили свои названия не случайно. Люди обращали внимание на какой – нибудь признак и по этому признаку давали название.

Носорогами зовут тех, у кого нос на рог похож.

Нос утконоса, как у утки. .( слайд 10)

Осоед питается осами.

Стенолаз умеет лазать по отвесным стенам.(слайд 11)

Водокрас реагирует на загрязнение, окрашивание воды. Это растение живёт только в чистых водоёмах

А насекомое дровосек кору дерева поедает так, как будто дрова сечет. (слайд 12).

-О этих животных есть у нас много интересного в этой книжке. На перемене прочитайте о них., если хотите знать о них больше.

- Ребята, вот мы говорили о воде, о разных зверях, птиц, насекомых, растениях .Всем им нужно наше внимание. Мы должны сохранять их. Этот 2013 год объявлен в России – годом экологии. Чтобы сохранять природу что мы должны делать?

( не сорвать листья, не собирать цветы, не пугать птиц, не бросать мусор, надо сажать деревья, сделать кормушки, скворечники)э

Работа в парах.

- А теперь продолжим работу. Вы будете работать  в парах. Будете помогать друг другу.

На доске вы видите 7 слов с пропущенной гласной (слово перелёт - ловушка). Ваша задача, посоветовавшись с соседом, записать эти слова в 2 столбика. В 1 столбик – сложные слова с соединительной гласной о, во второй столбик – сложные слова с соединительной гласной е. (карточки о, е)

 Проверка.

-Я внимательно наблюдала за вашей работой в парах. Мне очень понравилось, как помогали друг другу. Прошу вас поделиться опытом. У кого есть дополнения, замечания?

Почему вы не записали слово перелёт? (в нём один корень: –лёт-)

У кого так же?

Знания  помогло вам отлично справиться с этим заданием.    

Физминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку

Очень нравится нам

Делать по порядку.

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

 - А теперь я вам предлагаю поработать в парах ещё одно задание и самим составить  сложные слова. Прочитай слова. Составь сложные слова и соедини стрелками. Справитесь?

Пар        вар

Лист      лов

Сам        кат

Сталь     пад

Рыб       ход

- А теперь проверим, какие слова у вас получились. Все ли слова вам понятны? Понимаете что обозначает слово сталевар. Образовано от слов сталь и варить. Сталь –это металл. На татарский язык переводится- корыч. А сталевар- корыч коючы. Какие соединительные гласные вы написали? Почему?

А сейчас напишите эти слова в тетрадь потом возьмите цветные карандаши.(слайд 13)

                                          Тест        

1) Слова, у которых два корня, называются

       м) сложными                          н) простыми

2) В сложных словах есть буквы соединительных гласных .

о)  о,е                                             п) у,а                                р) и, ы

3) После букв твердых согласных пишется соединительная буква

  к)  е                                               л) о                                   м) у

4) После букв мягких согласных пишется соединительная буква

  о)  е                                                п) о                                     р) у

5)Укажите слово, в котором  пишется буква е

    г) неб…склон                             д)птиц…лов                      е) звезд…пад

6) Укажите слово, в котором допущена ошибка

   г) водовоз                                     д )овцевод                         е) пешиход  

7) Какое слово сложное?

   Х)  перелёт              ц)овцевод             ч) полёт

 Если ученики правильно работали, получается слово МОЛОДЕЦ(слайд 14)

Д/з. А сейчас давайте напишем домашнее задание по выбору.

1.Придумайте по 2 слова  с соединительными гласными о,е. Составьте и запишите предложения  с этими словами.

2.Найти три загадки, отгадками которых являются сложные слова. Записать их в тетрадь, выделить корни и букву соединительного гласного.

Итог

-Итак, что мы хотели на сегодняшнем уроки.?

-Все поняли когда пишем соединительную гласную о?

-Когда пишем е?

Оценки

Рефлексия.

Давайте создадим чудо-цветок. Цветок настроения. Он будет именно таким, какое настроение у вас на уроке, оцените свою работу на уроке. На парте у каждого из вас лежит по одному лепестку. Раскрасьте его тем цветом, который соответствует вашему рабочему настроению. Кто справится, подойдёт ко мне. (учитель склеивает лепестки в цветок)

Цветок получился ярким, весёлым, радужным. Как его можно назвать?

      (цветик – пятицветик, учитель прикрепляет слово под цветком)

Что вы можете сказать об этом слове? (сложное)

Назовите корни этого слова?

О чём бы вы хотели меня спросить? (почему соединительная гласная и)

Всё ли мы знаем о сложных словах?(нет)

Это значит, что на уроках русского языка нас ждут новые открытия. Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, построенный по сингапурской методике. Тема урока «Соединительные гласные е, о в сложных словах.»

Аннотация урока.В учебнике для 3 класса (УМК «Школа-2100»,авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 1 часть) тема »Знакомство с понятием «Сложные слова» находится в разделе №7 «Сложные слова ...

Урок-исследование русского языка "Соединительные гласные -О-, -Е- в сложных словах" (3 класс)

Урок проведен в рамках месячника учителей начальных классов...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Соединительные гласные о,е в сложных словах"

Урок русского языка в 3 классе по образовательной программе "Школа 2100".Тип урока - открытие новых знаний и способов действий.Урок - исследование направлен на формирование умения образовывать сложные...

Как делаются слова. Правописание соединительных гласных о,е в сложных словах

Урок для 2 класса по русскому языку.Урок начинается с отгадки загадков. С помощью отгадки дети сами выводят тему, поставят цель.Для закрепления темы выполняют упражнения и из учебника, работают и с ка...

Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»

Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...