Программа курса Развитие речи (2-4 классы)
рабочая программа по русскому языку по теме
В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.
Овладение речью – это способ познания действительности. Школьник лучше расскажет или напишет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа или сочинения.
Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников – это их житейский опыт: их детство, их школьные годы, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений. Для этого целесообразно использовать экскурсии, наблюдения, труд, чтение стихов и рассказов, различные обсуждения в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 39.14 КБ |
razvitie_rechi_2_klass.docx | 26.3 КБ |
razvitie_rechi_3_klass.docx | 28.37 КБ |
razvitie_rechi_4_klass.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса
«Развитие речи»
(2-4 классы).
В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.
Овладение речью – это способ познания действительности. Школьник лучше расскажет или напишет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа или сочинения.
Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников – это их житейский опыт: их детство, их школьные годы, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений. Для этого целесообразно использовать экскурсии, наблюдения, труд, чтение стихов и рассказов, различные обсуждения в классе.
Данный курс развивает у детей творческие способности, познавательные интересы, самостоятельную мыслительную деятельность, формирует у них культуру речевого поведения, даёт возможность практической реализации творчества, формирует у учащихся положительное мотивационное отношение к изучению русского языка, развивает личностные качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, побуждает к наблюдательности, познавательной активности и овладению навыками культуры общения и умению ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие.
Выбор направления данного курса обусловлен тем, что комплексных, систематизированных программ, соответствующих интересам детей раннего школьного возраста, развивающих их нравственно, духовно, эмоционально – недостаточно. Предлагаемая программа не противоречит ныне действующим учебникам и учебным пособиям по русскому языку и развитию речи, а дополняет их.
Курс является межпредметным, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру, изобразительному искусству, литературе.
В курсе сохранена традиционная для большинства программ разбивка материала по четырём основным темам, связанным с временами года. Внутри каждой основной темы имеются подтемы, содержание которых доступно пониманию учащихся. Для наиболее полного понимания и раскрытия темы необходима подготовка. Подготовительную работу можно проводить на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, экскурсиях, внеклассных мероприятиях. Такая работа способствует обогащению жизненного опыта учащихся, активизирует и пополняет их словарный запас. Примерное содержание курса может быть скорректировано с учётом конкретных условий, целей обучения, интересов учащихся. Тематика может быть изменена, дополнена другими упражнениями. Изучение курса можно начать и с первого класса при наличии достаточного количества часов в учебном плане.
Содержание курса «Развитие речи» разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся и способствует развитию таких качеств, как коммуникативная компетентность, владение навыками самостоятельной деятельности, активными формами познания, развивает интерес к явлениям окружающего мира и потребности в общении. В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению, но и к эмоциональной окрашенности и самостоятельности суждений, живости и непосредственности в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать и чувствовать – это возможности курса «Развитие речи».
Курс нацелен на разностороннее развитие учащихся, совершенствование их познавательных способностей, развитие эмоционально-волевых и нравственных качеств на основе требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов на достижение общих целей начального образования:
- Развитие личности школьника, его творческих способностей;
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка;
- Воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств. Эмоциональной целостности, позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Реализуя задачи общего развития учеников, программа нацелена на решение следующих задач:
- Развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами воспитания, собственного творчества;
- Формирование коммуникативной компетентности учащихся;
- Освоение учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, развитие интереса к истории родного языка, к истории России;
- Расширение, обогащение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиск слова точного и выразительного;
- Формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, своё суждение, рассуждение;
- Создание своего текста на творческом уровне;
- Развитие грамматического строя речи, навыков редактирования текста;
- Формирование умения видеть красоту, ценность, хрупкость мира;
- Развитие ценностного отношения к природе, окружающей среде, культуре и искусству;
- Развитие творческой речевой деятельности, навыков работы с информацией;
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Данный курс рассчитан на 30 часов (1 час в неделю) в каждом классе. Задания для творческих работ подобраны с учётом возрастных особенностей, с возрастанием степени трудности от занятия к занятию. Особую роль в развитии речи школьников играют сочинения. Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей. При этом раскрывается творческая инициатива ребёнка, развивается интерес к самостоятельному написанию на основе собственных наблюдений детей. На таких уроках предоставляется полная свобода в самовыражении. Огромное внимание уделяется анализу сочинений после их написания, разбору стилистических неточностей. Система творческих работ направлена на то, чтобы ученики овладели следующими умениями:
- понять, осмыслить тему сочинения, раскрыть её;
- передать в своём сочинении определённую идею;
- собирать и отбирать материал для сочинения;
- систематизировать материал, составлять план своего рассказа;
- правильно, логически последовательно выражать свои мысли;
- совершенствовать собственный текст;
- выполнить работу достаточно быстро.
Исходя из реальных учебных возможностей и интересов детей, материал курса систематизирован по возрастному и тематическому признакам.
Разнообразные виды работ направлены на формирование комплекса речевых умений.
2 класс.
- устные ответы на вопросы, объединённые одной темой;
- составление предложений по сюжетным картинкам;
- составление нескольких предложение, объединённых одной темой;
- изложение под руководством учителя текста по вопросам;
- устное составление рассказа: по серии картинок, по наблюдениям и впечатлениям учащихся, по нескольким опорным словам, по его началу, описание предметов по вопросам;
- работа с деформированным текстом.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 2 класса.
Обучающиеся должны
- иметь представление:
- о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;
- о грамматических группах слов;
-о признаках текста.
- владеть общеучебными умениями:
- группировать слова и предложения;
-слушать и отвечать на вопросы;
-работать с текстом.
- знать/понимать:
- признаки текста;
-части текста;
- заголовок.
- уметь:
- отличать текст от предложения, предложение от слова;
-восстанавливать последовательность предложений в деформированном тексте, последовательность слов в деформированном предложении.
- находить границы предложения:
- делить текст на части;
- озаглавливать текст, определяя основную мысль;
- отвечать на вопросы;
- составлять предложения и небольшие тексты по картинкам, серии картинок, по собственным впечатлениям, по итогам экскурсии.
3 класс.
- изложение текста по плану, составленному коллективно под руководством учителя;
- сочинение по сюжету картины или серии картин;
- сочинение по личным впечатлениям, наблюдениям (план даёт учитель или составляется коллективно);
- сочинения-описания;
- сюжетные рассказы на основе воображения, написание письма или поздравления.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 3 класса.
Обучающиеся должны
- иметь представление:
- о связи между темой, назначением письменного высказывания и его стилем;
- о смысловой зависимости содержания высказывания от средств языка.
- о смысловых частях текстов разных жанров и стилей.
- о типах и стилях речи.
- владеть общеучебными умениями:
- группировать слова и предложения.
- классифицировать материал для письменных работ.
- выделять в тексте главное.
- пользоваться словарями и справочниками.
- знать/понимать:
- виды предложений.
- виды текстов.
- части текста.
- заголовок.
- уметь:
- составлять связные тексты на определённую тему.
- писать изложения по тексту.
- делить текст на части, озаглавливать их.
- озаглавливать текст, определяя основную мысль текста.
- составлять связные тексты по впечатлениям о прочитанных произведениях.
- составлять план построения связного текста.
4 класс.
- свободные сочинения (повествование с элементами описания);
- составление текста делового стиля;
- сочинение на материале наблюдений;
- описание предмета;
- отзыв о прочитанной книге;
- творческие работы с элементами описания, повествования, рассуждения, делового описания (характеристика, объявление, объяснительная записка);
- сочинение по сюжету картины, серии картин;
- написание письма, ведение личного дневника;
- умение составлять словари (тематические);
- сочинение-описание помещения, настроения, состояния природы;
- сочинение сказок, составление репортажа.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса.
Обучающиеся должны
- иметь представление:
- о способах составления собственных письменных высказываний;
- о типах текстов и их структуре;
- о стилистических вариантах выражения мысли;
- о признаках текста: целостности, связности, законченности;
- об употреблении в речи разных частей речи.
- владеть общеучебными умениями:
- группировать, классифицировать языковой материал;
- выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;
-составлять план собственного письменного высказывания,
- пользоваться словарями, справочниками, учебной и дополнительной литературой;
- письменно оформлять собственные наблюдения и исследования.
- знать/понимать:
- различие между простыми и сложными предложениями;
- нормы литературного языка;
- средства литературного языка.
- уметь:
- осмысливать тему работы, передавать её идею;
- работать с информацией;
- составлять план работы;
- правильно, логично, последовательно излагать свои мысли;
- выбирать средства языка в соответствии с целями работы;
- составлять тексты-описания и тексты-повествования;
- редактировать собственный текст и текст одноклассников.
Содержание программы.
2 класс (34 часа).
Тема: Осень золотая в гости к нам пришла.
Работа с деформированным текстом, составление предложений из слов каждой строки, составление текста из отдельных предложений об уборке урожая, изменениях природы осенью, о животных и птицах осенью.
Цель: учить строить предложение, текст, находить главное в предложении и тексте, наблюдать за изменениями в природе осенью, видеть красоту осенней природы.
Тема: И вот сама, идёт волшебница зима.
Определение границ предложения, деление текста на части, дополнение предложений, подходящими по смыслу словами, составление рассказа по опорным словам о погодных изменениях зимой, о красоте зимнего леса, снежинок, о животных и птицах зимой, о праздновании Нового года, о зимних забавах, о явлениях природы зимой.
Цель: учить определять границы предложения, распространять предложения нужными словами, составлять предложения по опорным словам, наблюдать за изменениями в природе, передавать свои впечатления о природе, о наблюдениях, о занятиях людей зимой.
Тема: Весна, весна! И всё ей радо…
Составление рассказа по опорным словам, по вопросам, по картинкам, по серии картинок, по впечатлениям, о прочитанных стихах о войне.
Цель: учить составлять предложения по опорным словам, отвечать на вопросы полными предложениями, сравнивать содержание картинок, располагать их в смысловом порядке, записывать предложения по прочитанному стихотворению, подбирать слова для точного воспроизведения содержания.
Тема: Ах, лето! Лето красное…
Составление рассказа по итогам экскурсии, по собственным впечатлениям, об увиденном летом: о летних каникулах, о красоте летних явлений природы (радуга, роса, заря, звёзды), о занятиях летом.
Цель: учить составлять связный текст по собственных впечатлениях, передавать настроение, чувства, строить правильные предложения, последовательность предложений в тексте.
3 класс (34 часа).
Тема: Уж небо осенью дышало…
Составление рассказов о листопаде, о перелётных птицах, составление сказок о путешествии осеннего листка, сочинение по вопросам, сочинение- описание, сочинение по собственным наблюдениям о подготовке зверей к зиме, о приметах поздней осени, об осенних работах в поле.
Цель: учить составлять связный текст-описание по вопросам, по картинкам, иллюстрациям и собственным впечатлениям, определять границы частей текста, составлять простой план пересказа, определять основную мысль текста.
Тема: Здравствуй, матушка-зима!
Сочинение по впечатлениям, по картинкам, по прочитанному стихотворению, по вопросам, по пословицам, по иллюстрациям, сочинение-описание, сочинение-рассуждение о первом снеге, о заботе о птицах, о зимних явлениях природы, о значении книг в жизни человека, о Родине, о друге.
Цель: учить составлять связный текст-описание, рассуждение, правильно, логично, последовательно выражать свои мысли и чувства, развивать чувство прекрасного, сострадания нуждающимся.
Тема: Полюбуйся: весна наступает…
Сочинение по пословице, по картине, по серии картин, сочинение-описание, изложение о весенних изменениях в природе, о явлениях природы весной, о признаках весны, об охране природы.
Цель: учить использовать в тексте средства литературного языка, использовать дополнительную литературу точно, ярко, индивидуально передавать в тексте свои мысли и чувства.
Тема: Лето, лето, лето золотого цвета.
Сочинение-описание, сочинение-сказка, сочинение-письмо по серии картинок, по впечатлениям об увиденном и прочитанном, о явлениях природы летом, о лесе, о летних каникулах, о дружбе.
Цель: учить осмысливать тему, самостоятельно передавать свои мысли и чувства, видеть красоту окружающего мира, его неповторимость и хрупкость.
4 класс (34 часа).
Тема: Здравствуй, осень золотая!
Сочинение по пословицам о русском языке, по материалам экскурсии, по картинкам, по наблюдениям, изложение о русском языке, о красоте осенней природы, о листопаде, осенней погоде и явлениях природы осенью.
Цель: учить наблюдать и отражать свои наблюдения в связном тексте, анализировать дополнительный материал, выбирать нужный, развивать чувство гордости за свой язык, свою страну.
Тема: Поёт зима, аукает….
Сочинение по картинке, по впечатлениям о прочитанном стихотворении, сочинение-описание внешности друга, сочинение-письмо, сочинение по плану.
Цель: учить писать сочинение по плану, самостоятельно составленному, сочинение-описание внешности друга, сочинение-письмо о новогоднем костюме, о первом снеге, о ветре, лесе, деревьях, зимой, передавать звуки, запахи, настроение средствами литературного языка.
Тема: Матушка-весна всем людям красна.
Сочинение-описание, по картинке, по наблюдениям, итогам экскурсии, сочинение-рассуждение по пословице о жизни, сочинение-характеристика, репортаж, объявление, обращение, поздравление.
Цель: учить писать сочинения нового вида, подбирать необходимые слова и выражения, работать с пословицами, фразеологизмами, подбирать нужный дополнительный материал.
Тема: Рады люди лету…
Сочинение-миниатюра, сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение делового стиля, сочинение-сказка о летней погоде, о значении воды в жизни человека, о букете летних цветов, о деревьях, о жизни в 5 классе, об охране природы.
Цель: учить писать сочинения нового вида, использовать нужные слова делового стиля, строить текст по примеру сказок, применять в речи образные сравнения, метафоры, олицетворения и другие приёмы литературной речи.
Структура урока развития речи.
1. Постановка цели урока, мотивация, эмоциональный настрой.
2. Речевая разминка (синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, пословицы, загадки, группы глаголов, прилагательных по теме урока, стихи).
3. Выбор вида работы.
4. Повторение правил построения предложений, текста.
5. Динамическая пауза. (Движения под музыку)
6. Самостоятельная работа. (Наблюдение, подбор необходимого материала, работа со словарём).
7. Физпауза для глаз.
8. Чтение работ, варианты исправления ошибок.
9. Рефлексия. Итог урока.
Задания для уроков развития речи (2 класс).
Данные тексты предлагаются учителю для подготовки их к уроку развития речи. Выделенные слова можно пропустить, поставить вместо них вопрос или слово, близкое по значению или вынести их в группу слов для справок. Можно выбрать другие слова для работы (вместо прилагательных – существительные, пропустить предлоги) или добавить свои слова или предложения, подходящие по смыслу текста или целые части (описание, пояснение, продолжение, домысливание). Работа над данными текстами проходит в зависимости от поставленной цели урока.
Москва.
Москва – большой и красивый город. В центре города Кремль, рядом Красная площадь. В Москве широкие улицы, просторные площади, чудесные парки, лучшее в мире метро. В этом городе много театров, институтов, музеев. Москва – столица России. В Москве находится наше правительство и президент.
Москва.
Москва – столица нашей Родины. В столице живёт несколько миллионов человек. В самом центре видны стены Кремля. В Кремле работает правительство и президент. В Москве много заводов и фабрик. На прямых зелёных улицах высятся красивые высотные дома. Широки столичные проспекты. Московские вокзалы днём и ночью встречают гостей.
Родина.
Родина! Сколько волнующих чувств и мыслей возникает при этом слове! Летнее утро, берёзовая роща, зелёное море лесов, снежные вершины гор – всё это Родина. Привольно раскинулась она от берегов Балтики до Тихого океана. Моя Родина – Россия.
Метро.
Метро в Москве – это красивые подземные дворцы. Там чудесные лестницы поднимают пассажиров и опускают их к поездам. Летом в метро прохладно. Осенью в ненастную погоду сухо и тепло. Поезда метро быстро довозят пассажиров из одного конца города в другой. Московское метро самое красивое в мире.
Начало осени.
Лес уже пожелтел. Сухой лист трепетал на ветках, кружился в воздухе, опадая. Листья покрывали землю пёстрым, мягким ковром. Казалось, лес задумался, смотрел в бледное небо, слушал, как падают листья, и вянет трава.
Тишину нарушал треск веток под ногами и сердитый крик вороны.
Осенью.
Наступила пора золотой осени. Ива засыпает дорожки узкими лодочками. Берёза сыплет на землю золотые монетки. Клён роняет с веток жёлтые и красные звёзды. Дуб сбрасывает тёмные резные фонарики. Укрыли листья землю ярким ковром. Шуршат под ногами листья, шепчут о прошедшем лете. А в садах загорелись разноцветные звёздочки астр. Последний летний привет.
Осень.
Дохнул холодный северный ветер. Сменился летний наряд деревьев. Наступила короткая, но дивная пора – золотая осень. Кристально чист осенний воздух. По утрам зелень газонов серебрится инеем. Пригреет солнце, и трава оживает. Доцветают последние осенние цветы. Порывистый ветер срывает пёстрый наряд, нагоняет свинцовые тучи.
Осенью.
Быстро приближалась осень. Чаще стали выпадать дожди. Запахло сыростью, прелыми листьями. Деревья начали менять зелёную окраску на золотистую. Редко слышатся голоса певчих птиц. Они готовятся к перелёту в тёплые края.
Поздняя осень.
Конец октября. Кончилась золотая осень. Деревья сбросили свой яркий наряд. В лесу стало пусто и светло. Потемнела опавшая листва. Побурели листья цветов и трав. Листья ландыша стали совсем прозрачными. А на тонких стебельках теперь краснеют горошинки плодов.
Поздняя осень.
Поздняя осень. Опустел сад. Липы, каштаны усыпали листьями гладкие дорожки сада. От ветра качаются золотые листья берёз. Могучий дуб ещё крепко держит свои листья. В саду тихо. Птицы давно улетели.
Ненастье.
Поздняя осень. Ветер сорвал с деревьев последние листья. Целый день льёт дождь. Только воронье карканье слышно во дворе. Скоро наступит пора морозов, вьюг и метелей.
Осенью.
Наступила осень. Дни стали короче. Всё изменилось кругом. Пожелтели листья на деревьях. В полях теперь пусто. Хлеб скосили и увезли. Люди довольны урожаем. Скоро на полях опять застучат тракторы. Начнётся сев озимых хлебов.
Осенью.
Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Подул резкий ветер. Закружились в воздухе листья. Вот с берёзки летят золотые монетки. На дорожке лежат красные листья осинки, бурые листья тополя. Ночь теперь длинная, а день короткий. Улетают последние птицы. Тихо стало в саду.
Ворона.
Эта птица знакома всем. У ворон сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые или чёрные.
Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон поселилось в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов, остатки пищи на свалках.
Снег.
Весь день шёл снег. Он устлал все дороги. Ребята надели лыжи.
Они весело мчатся по снежной целине. Снег летит вслед за лыжниками. Вот и школа. Она тоже в снежном уборе.
Лес зимой.
Тишина в лесу. В воздухе кружатся пушистые снежинки. На вершинах сосен мохнатые белые шапки. Ели накинули кружевные шали.
Старые пеньки как грибы-великаны сдвинули набок белые папахи. Лесные полянки застелены чистыми покрывалами.
Волк.
Летом волк ходит сытый. Много для него еды лес припас. Зимой ему голодно. Птицы улетели. В снег попрятались мелкие звери. Рыщут по заснеженному лесу волки, добычу ищут. Трудно волку по глубокому снегу.
Волк.
Воет, гудит вьюга в лесу. Тропинки и дороги занесло снегом. Холодно, голодно волку. Бродит он по сугробам, добычу ищет. Хвост поджал, глаза сверкают. На краю леса деревня стоит. Наступила ночь. Кругом тишина. Тихо крадётся волк к деревне. Только собаки почуяли волка, залаяли.
Зимой.
Пришла зима. В полях и лесах лежат глубокие снега. Трудно птицам и зверям найти корм в снегу.
Школьники помогают лесным жителям. Они делают кормушки для зверей и птиц, возят в зимний лес корм.
Зимой.
Промёрзла земля. Но зима ещё не настала. Не выпал снег. Не видно следов зверей. Спят они в своих квартирах. Только зайцам страшно. Их белая шубка хорошо видна лисе. А лиса тут как тут.
На севере.
На Севере рано наступает зима. Замёрзли моря, покрылись толстым льдом. Не пройти пароходам через ледяные поля. На помощь пришёл ледокол. Он проложит путь судам. По чистой воде пойдут грузовые корабли.
Февральская метель.
Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях запуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.
Весной.
Ярко светит весеннее солнце. На деревьях распускаются нежные листочки. Прогремел уже первый гром. Очистилось небо от туч. Воздух наполнился свежестью. Ребятишки весело играют на улице.
Гроза.
Быстро надвигалась тёмная туча. На небе блеснула яркая молния. Раскатисто прокатился отдалённый гром. Забились под крышу птицы. Пронёсся над деревьями быстрый ветер. Высоко над дорогой взвилась пыль. Скоро упали первые капли дождя.
Апрель.
Середина апреля. Зазеленели лесные поляны. Только в тени под елями лежит снег. Но лес наполняется уже птичьими голосами. Весь день на опушке звенит песня зяблика. Ему отвечает зорянка. Её песня как звон хрустальных колокольчиков.
Будет сад.
Недалеко от школы был пустырь. Рос на нём один бурьян. Пришли сюда школьники. Дружно взялись они за дело. Закипела работа. Скоро построились ровными рядами молодые деревца. А теперь шумит здесь
Большой тенистый сад.
Лесные враги.
Ползёт по дереву огромная гусеница. Один листок съест, другой, третий. А рядом другие гусеницы ползают. И все грызут листья. Вот уже и дерево стало совсем голым.
Скоро гусеницы превратятся в куколок. Из куколок вылетят бабочки.
Эти бабочки безобидные. А вот гусеницы очень вредные – настоящие лесные
Враги.
Мама.
Мама! Самое прекрасное слово на земле. Мама – первое слово, которое произносит человек. Это нежное слово звучит одинаково на многих языках мира. У мамы самые добрые руки. Они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь.
День Победы.
Разноцветные огни раскрасили небо над Москвой. Столица отмечает всенародный праздник Победы. Ликуют люди. Праздничный салют увидели и жители Севастополя, Тулы, Санкт - Петербурга. Залпы салюта прогремели и в Мурманске и в Орле. Помнит Россия своих героев-защитников.
В лесу летом.
Хорошо в лесу в полдень. Красноватые сосны развесили свои иглистые вершины. Зелёные ёлочки выгибают колючие ветви. Красуется белая берёза с душистыми листочками. Дрожит старая осина. Коренастый дуб раскинул свои вырезные листья.
Жатва.
Горячее это слово – жатва. Шагают по полям комбайны. Золотой струёй льётся зерно в кузова машин. Комбайны плывут по полю как корабли. Они уже скосили пшеницу на ста гектарах. Это целое хлебное море!
Примерные темы сочинений
Сочинение-повествование.
| Сочинение-рассуждение.
|
Сочинение-описание.
|
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по развитию речи
2 класс
№ п/п | Дата | Коррек-тировка | № в теме | Тема урока | ФГОС Планируемые результаты | |
Содержание (варианты работы на уроке) | УУД | |||||
Осень золотая в гости к нам пришла (10 часов) | ||||||
Вводное занятие. Слова большие и маленькие, волшебные и торжественные, важные и родные. | Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие по смыслу слова вместо вопросов. | Л. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. | ||||
Картины золотой осени. Осень на опушке краски разводила... | Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие по смыслу слова из слов для справок. | |||||
Животные осенью. | Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие по смыслу слова. | |||||
Животные осенью. | ||||||
Осенняя погода. Шумит он в поле и в саду... | Работа с деформированным текстом. Составить предложения из слов каждой строки. | Л. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П. . Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическоевысказывани | ||||
Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели. | Работа с деформированным текстом. Составить предложения из слов каждой строки, переставить некоторые предложения местами. | |||||
Хлеб – всему голова. | Работа с деформированным текстом. Составить предложения из слов каждой строки, добавить в каждое предложение своё, подходящее по смыслу слово. | |||||
Как хорошо уметь читать... | Составить текст из предложений, поменяв их порядок. | Р. . Принимать и сохранять учебную задачу. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К. Использовать речь для регуляции своего действия. | ||||
Как хорошо уметь читать... | ||||||
Лето промчится, И перед зимой Дерево птицам Помашет листвой. | Составить текст из предложений, поменяв их порядок. Добавить 2-3 предложения на данную тему. | |||||
И вот сама идёт волшебница зима... (9 часов) | ||||||
В январе, в январе много снегу на дворе. | Составить текст из частей, переставив части местами. | Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.(в первую очередь текстов) К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | ||||
Замёрзший бор шумит среди лазури... | Составить текст из частей, переставив части местами, добавить ещё одну часть, не нарушая смысл текста. | |||||
На землю тихие снежинки Ложатся блёстками слюды... | Определить границы предложения, поставить нужный знак в конце каждого предложения. | |||||
О наших друзьях животных. | Определить границы предложений, поставить нужный знак в конце каждого предложения. Разделить полученный текст на части. | |||||
Птицы зимой. Озябли пташки малые... | Определить границы предложений, поставив нужный знак в конце каждого предложения, добавить предложения-описания. | Л. -Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. -Проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов. Р. -Учитывает установленные правила в планировании и контроле способа решения. -Сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям выработанным в классе. П. -сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям. | ||||
Станем вместе в хоровод. | Преобразование текста, добавляя необходимые части речи (прилагательные, наречия, глаголы), образные сравнения, фразеологические обороты. | |||||
Зимние забавы. | Преобразование текста. Дописать недостающие по смыслу предложения | |||||
Зимние забавы. | ||||||
Зимние явления природы. Мороз в окно глядит и дышит И на стекле узоры пишет. | Составить рассказ по опорным словам. | |||||
Весна, весна! И всё ей радо...(8 часов) | ||||||
Зима недаром злится, прошла её пора... | Работа по опорным словам, деление полученного текста на части. Рассказы о весенних изменениях в природе. | Р. Принимать и сохранять учебную задачу П. Строить сообщения в устной и письменной форме. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | ||||
Бегут ручьи, звенят ручьи... | Составление рассказа по опорным словам, объединяя данные слова в словосочетания. | |||||
Бегут ручьи, звенят ручьи... | ||||||
Сегодня мамин праздник... | Составление рассказа по вопросам. | |||||
Весенние цветы. Черёмуха душистая С весною расцвела. | Составление рассказа по вопросам и картинке или фотографии. | |||||
Птицы весной. Птицы на родину мчатся уверенно, Зная, что помнит их каждое дерево. | Составить рассказ по вопросам и двум картинкам, сравнивая их. | Л. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р. Учится высказывать своё предположение, пробует предлагать способ его проверки; -умеет организовывать свою работу. П. -находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; -определяет тему и главную мысль текста. – задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи ( в рамках доступного) К -оформляет свою речь в устной и письменной речи; -обосновывает высказанное суждение; -умеет задавать уточняющие вопросы. | ||||
Весна на полях. | Составить рассказ по серии картинок. | |||||
Этот День Победы... | Рассказы об участниках войны. Составление рассказа по впечатлениям от стихотворений о войне. | |||||
Ах, лето! Лето красное...(7 часов) | ||||||
В гости к лету. | Составление рассказов о летних изменениях в природе по итогам экскурсии. | Л -Проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов. П -сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; -находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; – задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи ( в рамках доступного); Р. - Определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. -Сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям выработанным в классе. -оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания. К -оформляет свою речь в устной и письменной речи; -обосновывает высказанное суждение; -старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе; -умеет задавать уточняющие вопросы. | ||||
Любимые занятия летом. (Рыбалка, сбор ягод, цветов...) | Составление рассказов по собственным впечатлениям. | |||||
Летние красоты. | Составление рассказов по впечатлениям об увиденном (ночные звёзды, летняя гроза, радуга, роса на траве). | |||||
Летние каникулы | Сочинение о планах на лето по коллективно составленному плану. | |||||
Лето - пора труда и отдыха. | Сочинение по серии картинок «Лето в деревне». | |||||
Лето - пора труда и отдыха. | Ответы на вопросы «Мои дела летом» | |||||
Хлеб вкуснее от труда. | Составление рассказа по впечатлениям. Уборка урожая. |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по развитию речи
3 класс
№ п/п | Дата | Коррек-тировка | № в теме | Тема урока | ФГОС Планируемые результаты | |
Содержание (варианты работы на уроке) | УУД | |||||
Уж небо осенью дышало...(7 часов) | ||||||
Вводное занятие | Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Работа со словами синонимами, антонимами, омонимами… знакомство с толковым словарём. | Личностные : - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве. Регулятивные: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; Коммуникативные: - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
| ||||
Листья медленно с крон облетают... | Рассказ о листопаде. Сочинение после экскурсии на природу «Краски осеннего леса». Сочинение-сказка «Путешествие осеннего листика». | |||||
Улетели птицы разные, Смолк их звонкий перепев | Изложение по готовому плану «Прощальная песенка». Сочинение-описание «Летят журавли». | |||||
Как звери к зиме готовятся | Сочинение по вопросам. Сочинение-описание дикого животного. Сочинение «Однажды я видел…». | |||||
Как звери к зиме готовятся | ||||||
Уже в полях не пахнет хлебом. Короче день, а ночь длинней. | Сочинение по экскурсии в поле. Сочинение о поздней осени, о её приметах. | |||||
Осень. Мокрая погода. Целый день течёт вода. | Сочинение-описание на основе текущих наблюдений. «Хмурый осенний день». «Ясный осенний день». | |||||
Здравствуй, матушка-зима! (12 часов) | ||||||
Белый снег пушистый В воздухе кружится... | Сочинение-миниатюра по наблюдению за снежинками. Сказка «Первые снежинки». | Личностные : - смыслообразование, Регулятивные: - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - самостоятельное создание способов решения. Коммуникативные: -использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Личностные : - в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: - владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений. -строить объяснение в устной форме по предложенному плану. Коммуникативные: - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||
Пришла зима с морозами, С морозами, с метелями. | Сочинение по картинке. Сочинение-миниатюра по наблюдениям детей «Чудесный денёк». | |||||
Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей… | Сочинение по собственным наблюдениям за птицами зимой «Я видел…». Сочинение по картинке. | |||||
Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши. | Ответы на вопросы.(Кто такие друг, приятель, товарищ? Как стать хорошим товарищем? Есть ли у тебя друг? Сочинение-миниатюра «Мой друг». | |||||
Лишь ветер злой, Бушуя, воет. | Сочинение по наблюдениям детей за зимними явлениями природы: вьюга, пурга, метель, позёмка. Изложение «Зимняя вьюга». | |||||
Хрустит за окошком Морозный денёк. | Народное слово о январе. Работа с пословицами о январе. Сочинение «Лютые морозы» | |||||
Вот моя деревня: Вот мой дом родной. | Сочинение-описание малой родины. Сочинение «Люблю тебя, мой край родной». | |||||
Чародейкою зимою Околдован лес стоит... | Сочинение по открыткам или иллюстрациям «Зимой в лесу». Сочинение по впечатлениям от стихотворения о зимнем лесе. Сочинение по впечатлениям о зимней прогулке. | |||||
Чародейкою зимою Околдован лес стоит... | ||||||
Мы зимой в снежки играем... | Составить рассказ, опираясь на словосочетания. Сочинение по картине «Игры зимой». Сочинение по собственным впечатлениям о зимних развлечениях | |||||
Чтобы много знать, надо книги всем читать. | Составление рассказов об отношении к чтению, книге. Сочинение-рассуждение о важности книг. Сочинение-описание «Моя домашняя библиотека». | |||||
Чтобы много знать, надо книги всем читать. | ||||||
Полюбуйся: весна наступает...(8 часов) | ||||||
Весна, весна! Как воздух чист! | Сочинение по пословицам о марте. Сочинение после экскурсии на природу. Сочинение по картине И.Левитана «Мартовский денёк». Сочинение по впечатлениям о стихотворении о весне. | Личностные : - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). Регулятивные: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; Познавательные: - выполнять задания с использованием материальных объектов рисунков, схем; - проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); - строить объяснение в устной форме по предложенному плану; - использовать (строить) таблицы, проверять по таблице. Коммуникативные: - адекватно использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; | ||||
Стали птицы песни петь И расцвёл подснежник. | -Сочинение «Праздник в семье». -Сочинение о первоцветах «Подарок из леса». -Сочинение-описание «Букет для мамы». | |||||
Стали птицы песни петь И расцвёл подснежник. | ||||||
Пробирается медведь Сквозь лесной валежник | Сочинение по материалам учебника «Окружающий мир» о животных весной. Сочинение по серии картинок «Медведица с медвежатами». Изложение. | |||||
Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает... | Рассказ о признаках весны, о сосульках. Сочинение по наблюдениям за природой весной. | |||||
Ласточка с весною В сени к нам летит. | Сочинение-описание перелётных птиц (грач, скворец, ласточка) Сочинение по материалам, изученным на уроках окружающего мира о перелётных птицах. Изложение. | |||||
Осторожно ветер Из калитки вышел... | Сочинение «Весенний ветер». Сочинение по картине «Ветер». | |||||
Будь другом деревьям и травам… | Сочинение об охране растений. Сочинение «Я посадил…» | |||||
Лето, лето, лето золотого цвета. (7 часов) | ||||||
Ярко солнце светит, в воздухе тепло | Сочинение о летних изменениях в природе. Сочинение-описание «Летний день», «Летняя гроза», «Грибной дождь». | Личностные : - в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Регулятивные: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: - подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||
Добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес! | Сочинение-описание леса летом. Сочинение-сказка «На лесной полянке». Сочинение по серии картинок «Поход в лес». | |||||
Дары лета. | Сочинение-описание ягод, грибов, цветов. Сочинение «Сбор урожая». | |||||
Краски лета. | Сочинение-описание «Роса на траве». Сочинение-описание «Радуга-дуга». Изложение «Роса на траве». | |||||
Ты мой друг, и я твой друг… | Сочинение о развлечениях с друзьями. | |||||
Хорошо, что есть каникулы. | Составление рассказа о планах на лето. Сочинение «Летнее путешествие в...». | |||||
Ярко солнце светит, в воздухе тепло | Сочинение о летних изменениях в природе. Сочинение-описание «Летний день», «Летняя гроза», «Грибной дождь». |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по развитию речи
4 класс
№ п/п | Дата | Коррек-тировка | № в теме | Тема урока | ФГОС Планируемые результаты | |
Содержание (варианты работы на уроке) | УУД | |||||
Здравствуй, осень золотая! (10 часов) | ||||||
Вводное занятие Могучий русский язык. | Сочинение по пословицам о русском языке. Изложение «Пословицы в нашей речи». | Личностные : - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве. Регулятивные: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; Коммуникативные: - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||
Унылая пора очей очарованье! | Сочинение по материалам экскурсии. Сочинение по стихотворению об осени. Изложение | |||||
Закружилась листва золотая. В розоватой воде у пруда. | Сравнение, олицетворение в рассказах о листопаде. Звуки, запахи, краски. Сочинение о настроении во время листопада. | |||||
Закружилась листва золотая. В розоватой воде у пруда. | ||||||
Стаи птиц улетают прочь, за синее море. | Сочинение об отлёте птиц на основе наблюдений учеников. Изложение. | |||||
Когда волнуется Желтеющая нива... | Сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь». | Личностные : - научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам Регулятивные: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: - владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений. - строить объяснение в устной форме по предложенному плану; - строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||
Листья падают, Листья падают. Стонет ветер Протяжен и глух. | Сочинение о погоде поздней осенью. Сочинение «Осенний дождь». Сочинение «Осенние холода». | |||||
Нивы сжаты, Рощи голы. | Сочинение по материалам экскурсии «Осенью на полях». Сочинение «Лес поздней осенью». | |||||
Нивы сжаты, Рощи голы. | ||||||
Над водой туман и сырость... | Сочинение по материалам наблюдения. Сочинение по прочитанному произведению о тумане. Изложение. | |||||
Поёт зима, аукает... (10 часов) | ||||||
Снег пушистый, серебристый мягким стелится ковром | Составление рассказов по наблюдению за первым снегом. Сочинение по картине В.Д.Поленова «Первый снег». | Личностные : - в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; Коммуникативные: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | ||||
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. | Сочинение-описание зимней берёзы (рябины, ели). Сочинение по впечатлениям, о прочитанном стихотворении о берёзе. | |||||
Подари мне алмазную зиму, Мне других и не надо даров | Составление рассказа по наблюдению за природой. Подбор выразительных средств языка. Сочинение по самостоятельно составленному плану о зиме. | |||||
И рады мы проказам матушки-зимы. | Составление письма другу о развлечениях Зимой. Составление художественного описания своей внешности или внешности друга во время зимних развлечений. Изложение. | |||||
Ёлка наряжается – праздник начинается | Сочинение-письмо о празднике Нового года. Сочинение-описание новогоднего костюма. | |||||
Чтение - вот лучшее учение. | Составление отзыва о прочитанных произведениях художественной литературы. Сочинение «Для чего я читаю?» Сочинение «Из книг я узнала…». | Личностные : - в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Регулятивные: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: - подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||
Чтение - вот лучшее учение. | ||||||
Свищет ветер, Серебряный ветер, В шёлковом шелесте Снежного шума. | Сочинение-описание явлений природы зимой (ветер, иней). Сочинение «Звуки зимы». | |||||
Озябли пташки малые... | Составление описания зимующих птиц. Сочинение о жизни птиц зимой. Сочинение «Помогите птицам». | |||||
Поёт зима, аукает. Мохнатый лес баюкает. | Сочинение-описание о зимнем лесе. Сочинение по картине «Зимой в лесу». | |||||
Матушка - весна всем людям красна (10 часов) | ||||||
Весна, весна на улице, Весенние деньки. | Сочинение-описание весенней улицы. Сочинение «Весеннее настроение». | Личностные : - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). Регулятивные: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; Познавательные: - выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек и т.п.), рисунков, схем; - проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); - строить объяснение в устной форме по предложенному плану; -Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; | ||||
Сердце матери лучше солнца греет | Составление рассказов-характеристик мам. Составление поздравлений или письма своей маме. | |||||
Имя у тебя одно, навсегда оно дано | Составление рассказа о своём имени. Составление словарика имён. | |||||
Я Родину люблю И больше многих... | Составление репортажа с космического корабля «Земля – мой дом». Сочинение «Край мой Ставропольский» . | |||||
Полюбуйся, весна наступает, журавли караваном летят | Составление рассказа-описания по наблюдениям за весенней природой. Подбор образных слов и выражений о весне. Работа с пословицами о весне. | |||||
Приходи, честной народ Праздновать весны приход. | Работа по пословицам о Родине. Сочинение о Родине. | Личностные : - в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; Коммуникативные: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | ||||
Воды глубокие Плавно текут. Люди премудрые Тихо живут. | Устное рисование картин «Разноцветные люди», «Дети планеты», «Мир на планете Земля». Составление письменного обращения к детям всей планеты, взрослым, друзьям. | |||||
Нам в дождь и в зной поможет друг, зелёный и хороший | Сочинение по итогам экскурсии в лес. Подбор литературных приёмов. Каждый человек – кузнец своего счастья. Работа с пословицами. Сочинение-рассуждение по одной из них. | |||||
День рождения. | Работа с пословицами о смысле жизни. Сочинение-рассуждение. (Жизнь дана на добрые дела, жизнь прожить – не поле перейти, где родился - там и пригодился). | |||||
День рождения. | ||||||
Рады люди лету…(4 часа) | ||||||
Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы | Этюды, зарисовки, миниатюры о летней погоде, утре, деревьях. Изложение. | Личностные : - в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Регулятивные: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: - подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||
Всегда и везде – Вечная слава воде. | Сочинение «Вода в моей жизни». Сочинение «Мир без воды». Сочинение «Путешествие воды». | |||||
Наши нежные цветки распускают лепестки | Работа над выразительными средствами языка. Описание букета цветов или вида из окна. Составление текста делового стиля об охране природы. Контрольное изложение. | |||||
Мы стали пятиклассниками | Сочинение-рассуждение о жизни в 5-м классе, тревоги и радости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Развитие речи"
Программа курса дополнительного образования для учащихся 4 класса "Развитие речи".Развивающий курспо развитию речевой культуры "В мире правильной речи"....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Программа курса "Развитие речи" 2 класс
Рабочая программа для 2 класса по курсу " Развитие речи"....
Рабочая программа курса "Развитие речи" 4 класс
Программа «Развитие речи» составлена на основе программы Л.В. Мищенковой "Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей", для 4 класса....
Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» для 4 класса
Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» для 4 класса разработана наоснове авторского учебно методического пособия курса Т. Н. Соколовой, Школаразвития речи: Курс &laqu...
Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» для 1 класса
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности «Развитие речи» для 1 классов разработана на основе авторского учебно - методического пособия курс...