Программа курса "Развитие речи" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа для 2 класса по курсу " Развитие речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_razvitiya_rechi_2_klass.docx | 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа развития речи
Пояснительная записка
Рабочая программа «Школа развития речи» для учащихся 2 класса составлена в соответствии с УМК «Перспектива» под редакцией Т.Н. Соколовой. К программе прилагается рабочая тетрадь «Школа развития речи», а также методическое пособие по данному курсу Т.Н. Соколовой.
- Специфика данного курса (актуальность)
Язык- это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом- инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. На это направлена программа курса «Развития речи». Данная программа курса решает данную проблему.
- Цели и задачи изучения курса
Цель занятий: воспитывать познавательный интерес к родному языку, содействовать развитию речи детей.
Данные занятия должны способствовать решению задач:
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
- обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
3. Место данного курса в рамках школы
Данный курс осуществляется воспитателем в группе продленного дня в качестве развивающего занятия один раз в неделю. Данный курс рассчитан на один год обучения.
4.Особенности построения занятий.
Занятия выстроены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части. 2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно – поискового и творческого характера. 3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и т.д.).
5. Формы и методы работы
В курсе «Школа развития речи» воспитатель использует следующие формы и методы работы:
- создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни;
- ролевые игры;
- рисование словесных картин;
- создание сюжетов по воображению;
- выбор разнообразных жанров (реклама, телепередача, презентации и т. д.);
- «проба пера» (сочинение загадок, сказок и т. д.);
- викторины, конкурсы;
- инсценирование;
- экскурсии;
- конструирование текстов;
- работа со словарями.
6. Прогнозируемые результаты
Внимание детей привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные с детьми два главных требования к речи – быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма. С опорой на эти требования начинается последовательное формирование коммуникативных УУД.
В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием дети приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.
Важнейшим лексическим умением, формируемым во 2-м классе, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значения.
В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД.
Личностные, метапредметные и предметные результаты развития речи к концу второго года обучения.
Личностные результаты
- Проявлять позитивное отношение к действительности.
- Самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе.
- Готовность выражать и отстаивать свою позицию.
- Проявлять готовность к сотрудничеству с другими людьми.
- Целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
- Быть восприимчивыми и чуткими.
- Уметь к делу подходить творчески.
- Уметь не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения.
- Понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения.
- Уметь критично относиться к своим поступкам.
Метапредметные задачи/результаты
- Участвовать в организации своей деятельности.
- Выразительно читать.
- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов.
- Контролировать процесс звукового анализ и оценивать его правильность.
- Формулировать (совместно с учителем) выводы.
- Высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую.
- Строить монологические высказывания.
- Находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде.
- Участвовать в построении обобщений.
- Учиться задавать вопросы, отвечать на вопросы других.
- Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме.
- Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Предметные задачи/результаты
- Знать основные требования к правильной речи.
- Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.
- Вычленять всю последовательность звуков слова и моделировать его звуковой состав.
- Знать важность сохранения позиции каждой буквы в слове.
- Знать о лексическом значении слова.
- Знать о прямом и переносном значении слова.
- Знать о многозначности некоторых слов.
- Иметь представление об антонимах, синонимах, омонимах.
- Уметь определять тематические группы слов.
- Иметь первичное представление об образности.
- Уметь сравнивать предметы по различным признакам.
- Иметь представление о тексте и его признаках.
Личностные, метапредметные и предметные задачи/результаты развития речи к концу второго года обучения
Личностные задачи/результаты
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи/результаты
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия.
5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.
9. Формирование навыков выразительной речи.
10. Развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову.
Предметные задачи/результаты
1. Формирование положительной мотивации к развитию речи.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия.
3. Развитие воссоздающего воображения.
4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
5. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
6. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.
7. Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
8. Строить небольшие монологические высказывания.
9. Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Прогнозируемый результат.
знания | умения |
- понятие о речи; - значение речи в жизни человека; - устная и письменная речь; - 8-10 скороговорок; - загадки; - пословицы; - о толковом словаре; - понятия: простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаками; - понятие о тексте; - типы текста: описание, повествование, рассуждение; | - регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи; - выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем; - выделять слова- «родственники»; - подбирать к данному слову слова- «родственники»; - определить лексическое значение слова; - определить значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту; - выделять синонимы, антонимы, омонимы в тексте; - подбирать синонимы и антонимы к данному слову; - отличать слова- «родственники» от омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством; - членить небольшой текст на предложения; - устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении; - редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно употребленные слова, распространять предложение; - составлять простое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными; - интонационно правильно читать (произносить) предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками; - отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой; - вычленять опорные слова в тексте; - озаглавливать; - выделять основную мысль текста; - выделять части текста, составлять план; - коллективно составлять тексты по заданной теме, по сюжетной картинке, по плану, по опорным словам; - творческое дополнение готового текста; - восстанавливать деформированный текст; - пользоваться «волшебными» словами с учетом конкретной ситуации общения. |
Распределение занятий по четвертям (35 занятий из расчета 1 занятие в неделю):
1 четверть – 9 занятий
2 четверть – 8 занятий
3 четверть – 10 занятий
4 четверть – 8 занятий
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата | Основные вопросы, рассматриваемые на занятии | Планируемые результаты | Требования к условиям | Форма проведения | |
план | факт | ||||||
1 | Слово. Значение слова. | Работа над понятием «слово». | - определять значение слова по словарю; | Дидактические карточки, раздаточный материал для конкурса. | Конкурс | ||
2 | Многозначные слова. | Работа над понятием «многозначные слова». | - определить значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту; | Карточки для игры. | Игра | ||
3 | Омонимы. | Работа над понятием «омонимы». | - различать омонимы от других групп слов; | Приготовить слайды. | Презентация | ||
4 | Омофоны, омоформы. | Разновидности омонимов: омоформы и омофоны. | - познакомиться с разновидностями омонимов; | Дидактические карточки, раздаточный материал для конкурса. | Конкурс | ||
5 | Синонимы. | Работа над понятием «синонимы». | - подбирать синонимы к данному слову; | Карточки для игры. | Игра | ||
6 | Антонимы. | Работа над понятием «антонимы». | - подбирать синонимы и антонимы к данному слову; | Карточки для пантомимы. | Пантомима | ||
7-9 | Фразеологизмы. | Работа над понятием «фразеологизмы». | - познакомиться с фразеологизмами; | Карточки для игры. | Игра | ||
10 | Пословицы. | Знакомство с пословицами. | - познакомиться с пословицами; - определить их значение; | Раздаточный материал для викторины. | Викторина | ||
11 | Загадки. | Знакомство с загадками, их художественными особенностями. | - познакомиться с загадками; - определить их значение; | Карточки, маски. | Инсценирование | ||
12 | Изобразительные средства языка. Сравнение. | Выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений. | - регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи; - выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем; | Карточки, маски. | Групповая Инсценирование | ||
13 | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | Олицетворение – новое изобразительное средство языка. | - регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи; - выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем; | Карточки, маски. | Инсценирование | ||
14 | Тема текста. Заглавие. | Определение темы текста и озаглавливание его. | - отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой; -определять тему текста; -озаглавливать текст; | Дидактические карточки, раздаточный материал для конкурса. | Конкурс | ||
15,16 | Опорные слова. | Выделение из текста опорных слов и составление рассказа по опорным словам. | - вычленять опорные слова в тексте; - выделять основную мысль текста; | Приготовить слайды. | Презентация | ||
17, 18 | План текса. | Составление плана к тексту. | - выделять части текста; - составлять план; | Дидактические карточки, раздаточный материал для конкурса. | Конкурс | ||
19 | Виды плана. | Разные виды плана. | - выделять части текста; - составлять план; - знать виды планов: картинного и цитатного; | Приготовить слайды. | Презентация | ||
20 | Виды планов. | Составление картинного и цитатного планов. | - выделять части текста; - составлять план; - знать виды планов: картинного и цитатного; | Раздаточный материал для викторины. | Викторина | ||
21 | Связь между предложениями в тексте. | Работа над деформированным текстом. | - членить небольшой текст на предложения; | Дидактические карточки, раздаточный материал для конкурса. | Конкурс | ||
22 | Связь между частями текста. | Наблюдать за связью между частями текста. | - определять связь между частями текста; | Карточки для игры. | Игра | ||
23 | Работа с деформированным текстом. | Устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст. | - членить небольшой текст на предложения; | Приготовить слайды. | Презентация | ||
24 | Редактирование текста. | Построение связного текста, употребление образных выражений. | - редактировать небольшой текст; | Карточки, маски. | Инсценирование | ||
25, 26 | Типы текста. Описание. | Познакомиться с текстом- описанием. | - отличать текст – описание от других типов текстов; | Карточки для игры. | Игра | ||
27 | Текст – сравнительное описание. | Сравнительное описание нескольких предметов. | - отличать текст – сравнительное описание от других типов текстов; | Приготовить слайды. | Презентация | ||
28 | Типы текста. Повествование. | Работа с текстом – повествованием. | - отличать текст – повествование от других типов текстов; | Раздаточный материал для викторины. | Викторина | ||
29, 30 | Типы текста. Рассуждение. | Работа с текстом – рассуждением. | - отличать текст – рассуждение от других типов текстов; | Дидактические карточки, раздаточный материал для конкурса. | Конкурс | ||
31, 32 | Сочинение на тему «Мой выходной день». | Обучение письменному сочинению. | - написать сочинение на определенную тему; | Приготовить слайды. | Презентация | ||
33 | Редактирование текста. | Исправление ошибок, допущенных в сочинениях. | - исправлять допущенные ошибки; | Карточки для игры. | Игра | ||
34, 35 | Повторение пройденного за год. | Повторить основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течении года. | - повторить основные изученные понятия. | Раздаточный материал для викторины. | Групповая Викторина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"
В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс
Русский язык, чтение, окружающий мир...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...