Собственные имена. Закрепление. 1 класс. УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Подоляко Любовь Григорьевна

Представлена технологическая карта урока по ФГОС и конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx27.24 КБ
Файл sobstvennoe_imya_konsp.uroka_.docx98.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Подоляко Любовь Григорьевна

Предмет: Русский язык по программе М.С.Соловейчик УМК «Гармония»

Класс: 1

Тип урока: закрепление ранее изученного

Тема:   Собственные имена. Закрепление 

Цель: закрепление понятия «имена собственные» и тренировка в написании их с большой буквы.

 

Задачи:

I. ПРЕДМЕТНЫЕ:

- закрепление умения, когда действует правило о большой букве в именах собственных;  

- развитие орфографической зоркости;

-обучение проговариванию при письме.

II. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1.Коммуникативные:

-  умение слушать и вступать в диалог (планирование учебного сотрудничества с одноклассником);

- составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.

2. Познавательные:

- формирование умения применять полученные знания о группах слов;

- ориентирование  в учебнике.

3. Регулятивные:

- формирование умения выполнять необходимую последовательность операций (алгоритм рассуждения).

III. ЛИЧНОСТНЫЕ:

- формирование положительной мотивации к обучению.

Планируемые  результаты:

1. Предметные:

Знать: правописание собственных имен.

Уметь: разграничивать слова, писать имена собственные с большой буквы.

2.Личностные: осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры.

3. Метапредметные: 

Коммуникативные: слушать и понимать, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: рассуждение в форме связи простых суждений о слове, свойствах и связях.

Регулятивные:  правильная процедура самостоятельной записи слов.

Основные понятия: имя собственное, несобственное (нарицательное)

Межпредметные связи: прозвища (добрые и злые)

Ресурсы:

Основные: 

1. Учебник/Русский язык. 1 класс «К тайнам нашего языка»/Автор: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко/Смоленск «Ассоциация XXI век» - 2012

2. Задачник/Русский язык. 1 класс «К тайнам нашего языка»/Автор: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко/Смоленск «Ассоциация XXI век» - 2012

3. Тестовые задания/Русский язык. 1 класс/Автор: М.В.Сычёва, Л.Д.Мали/Смоленск «Ассоциация XXI век» - 2012

4. Рабочая тетрадь

Дополнительные:

1. Электронная доска

2. Нетбук

Формы урока: 

Ф - фронтальная

И – индивидуальная

П – парная

Используемые технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, технология проблемного и развивающего обучения, технология групповой работы.

Ход  урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт

к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Инструменты безотметочного   оценивания

Алгоритм самооценки

Предметные

УУД

1

Орг. момент

Время: 2мин

Формирование умения выполнять необходимую последовательность операции.

Самоконтроль

2

Актуализация знаний

Блиц-опрос

Время:1мин

Каллиграфическая минутка Время: 3мин

Повторение

Время: 2мин

Текущий контроль

Время: 5мин

Вопрос-ответ

Й -

й –

1. Что мы знаем об этой букве?

2.Почему Йошкар-Ола написали с большой буквы?

3.Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

4. Почему их назвали собственными именами?

5.Учебн.стр.21

Спишите предложение, выбирая нужную букву. Отметьте опасные места

Йошкар-Ола

йод, йогурт, йога

1. Имеет согласный звонкий мягкий звук

2. Название города.

3. Все собственные имена пишутся с большой буквы.

4. Они принадлежат только одному предмету из общего названия.

5. Столица нашей страны – (м, М)осква

Стимулирование мозговой теятельности

Слова-определения, которые помогут детям точно сформулировать своё знание (имена, отчества, фамилии, названия стран, улиц, городов, рек, озёр, газет, журналов).

Закрепление навыка начертания письменнойбуквы.

Закрепление умения, когда действует правило о большой букве в именах собственных

Развитие орфографической зоркости.

Применение полученых знаний в нестандартной ситуации.

Умение слушать, вступать в диалог, составлять высказывание

Удерживать логику повествования

Анализ орфограмм Запись с комментированием.

Проверка по образцу у учителя

Выбирают понравившуюся букву

Проверка по образцу у учителя

-Кто с таким заданием может справиться уже самостоятельно?

-А кто затрудняется, мы поможем.

3.-Кто сразу вспомнил, какие ещё слова пишутся с большой буквы?

-Кто с таким заданием может справиться уже самостоятельно?

-А кто затрудняется, мы поможем.

3

Физминутка

Время:2мин

4

Целеполагание

Время:2мин 

-Если есть имена собственные, может есть и несобственные имена?

- Попробуем решить задачу – есть ли имена несобственные.

- Итак, какую мы выдвигаем задачу?

- Что мы будем исследовать (искать)?

-Задача: есть ли несобственные имена.

-Имена, отличительные признаки.

Словесная оценка.

Коллективная самооценка

- Ребята, что мы сейчас сделали?

-Кому из вас уже легко составлять план?

- А зачем мы это делаем?

5

Работа над темой

Исследование

Время: 5мин

Первичное закрепление

Время:3мин

Вывод

Время:5мин

Самостоятельная работа

Время: 2мин

Контроль

Время:5мин

- Выпишите из предложения собственное имя.

- Что им названо?

- С какой буквы напишите это имя?

- Почему?

-Получается, что есть имена несобственные.

- В чём разница?

Учебник стр.22 упр.33

-Как вы считаете, в каком отрывке выделенные слова написаны правильно, с нужной буквы?

- Скажите, мы ответили на поставленную задачу: есть ли в русском языке несобственные имена?

- Назовите отличительные признаки.

Работа в парах:

-Разделите на две группы по одному признаку

Тест в задачнике

Стр.21 №2

или (на сайте АНКЕТЕР.RU)

- Россия

- страна

- Со строчной

-Это имя несобственное

- Да.

-Собственное имя – принадлежит одному (конкретное значение).

Несобственное - имеет общее значение.

-В обоих отрывках выделенные слова написаны правильно.

В левом тексте слова написаны со строчной буквы, потому что имена несобственные, они называют общее значение.

В правом – имена собственные, они принадлежат одному человеку – мальчику.

- Да.

-Собственное имя:

1. Принадлежит только одному (имеет конкретное значение),

2. Пишется с большой буквы

-Несобственное имя:

1.Имеет общее значение,

2.Пишется со строчной буквы.

Карточки со словами:

(все написаны одинаковым шрифтом)

город, яр-сале, воробей, москва, котёнок, река, александр, собака, жучка, россия

Нарицательное имя

Умение систематизировать

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Проверка по образцу у учителя

-Это трудное задание было?

-Кто мог бы справиться с таким задание справиться самостоятельно?

-Кому помогали мои вопросы?

- Кто доволен сегодня своей работой?

-Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

-Каким бы словом вы оценили свою работу?

-Кто легко выполнил задание?

-Понравилось работать в паре?

-Что вам понравилось у вашего друга?

-Скажите ему на ушко,

Чтобы вы ему посоветовали, чтобы работа стала ещё лучше. 

6

Рефлексия

Время: 3мин

Сегодня на уроке:

1. Я узнал(а), открыл(а) для себя…

2. Я научился, смог…

3. Я могу похвалить себя, своих одноклассников…



Предварительный просмотр:

Открытый урок

Русский язык 

1 класс

по программе М.С.Соловейчик УМК «Гармония»

Тема:   Собственные имена. Закрепление 

Цель: закрепление понятия «имена собственные» и тренировка в написании их с большой буквы.

 

Задачи:

I. ПРЕДМЕТНЫЕ:

- закрепление умения, когда действует правило о большой букве в именах собственных;  

- развитие орфографической зоркости;

-обучение проговариванию при письме.

II. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1.Коммуникативные:

-  умение слушать и вступать в диалог (планирование учебного сотрудничества с одноклассником);

- составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.

2. Познавательные:

- формирование умения применять полученные знания о группах слов;

- ориентирование  в учебнике.

3. Регулятивные:

- формирование умения выполнять необходимую последовательность операций (алгоритм рассуждения).

III. ЛИЧНОСТНЫЕ:

- формирование положительной мотивации к обучению.

Планируемые  результаты:

1. Предметные:

Знать: правописание собственных имен.

Уметь: разграничивать слова, писать имена собственные с большой буквы.

2.Личностные: осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры.

3. Метапредметные: 

Коммуникативные: слушать и понимать, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: рассуждение в форме связи простых суждений о слове, свойствах и связях.

Регулятивные:  правильная процедура самостоятельной записи слов.

Основные понятия: имя собственное, несобственное (нарицательное)

Межпредметные связи: прозвища (добрые и злые)

Ресурсы:

Основные: 

1. Учебник/Русский язык. 1 класс «К тайнам нашего языка»/Автор: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко/Смоленск «Ассоциация XXI век» - 2012

2. Задачник/Русский язык. 1 класс «К тайнам нашего языка»/Автор: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко/Смоленск «Ассоциация XXI век» - 2012

3. Тестовые задания/Русский язык. 1 класс/Автор: М.В.Сычёва, Л.Д.Мали/Смоленск «Ассоциация XXI век» - 2012

4. Рабочая тетрадь

Дополнительные:

1. Электронная доска

2. Нетбук

Формы урока: 

Ф - фронтальная

И – индивидуальная

П – парная

Используемые технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, технология проблемного и развивающего обучения, технология групповой работы.

Ход урока

I. Орг. момент

        1.        А теперь проверь, дружок,

                Ты готов начать урок?

                Всё на месте, всё ль в порядке:

                Книжки, ручки и тетрадки?

                Все ли правильно сидят?

                Все ль внимательно глядят?

        2.        Пальчиковая гимнастика

II. Актуализация знаний

        1.Мозговой   штурм

- Отвечаем быстро дружно  

                1) Сколько букв в русском алфавите?

                2) Сколько гласных букв?

                3) Сколько гласных звуков?

                4) Сколько пар согласных по глухости-звонкости?

                5) Какие слова-названия знаем? (предмет, действие, признаки, количество)

                6) Какие слова пишутся с заглавной буквы?

                7) Какой сегодня день недели?

                8) Какое сегодня число?

        

2.Каллиграфическая минутка   электр.доска

Проговорить число хором, пишут - поют

- Что вы знаете об этой букве? (имеет согласный звук, звонкий, всегда мягкий, нельзя переносить)

                Й – Йошкар- Ола,  Йемен

                й – йод, йога, йогурт

-Кто с таким заданием может справиться уже самостоятельно?

-А кто затрудняется, мы поможем.

        3. Повторение

- Почему Йошкар- Ола написали с большой буквы? (название города)

- Какие ещё слова пишутся с большой буквы? Слайд 1

- Почему их назвали собственными именами? (Они принадлежат только одному предмету из общего названия.)

-Кто сразу вспомнил, какие ещё слова пишутся с большой буквы?

-Кто с таким заданием может справиться уже самостоятельно?

-А кто затрудняется, мы поможем.

        4. Текущий контроль.  электр.доска

- Спишите предложение, выбирая нужную букву. Поставьте ударение, отметьте опасные места.

        Столица нашей страны – (м, М)осква.

III. Физминутка

        Электронная для глаз

IV. Целеполагание

        

-Если есть имена собственные, может есть и несобственные имена?

- Попробуем решить задачу: есть ли имена несобственные.

- Итак, какую мы выдвигаем задачу? (Задача: есть ли несобственные имена) Слайд 2

- Что мы будем исследовать (искать)? (Имена, отличительные признаки)

                                                       

- Ребята, что мы сейчас сделали? (Мы спланировали свою работу на урок, определили тему урока)

-Кому из вас уже легко составлять план?

- А зачем мы это делаем?

V. Работа над темой

1. Исследование

Работа с учебником СТР.20 УПР.30

Название нашей (С, с)траны – (р, Р)оссия.

- Зачеркните ненужную букву. Выпишите из предложения собственное имя. (Россия)

- Что им названо? (страна)

- С какой буквы напишите это имя? (Со строчной)

- Почему? (Это имя несобственное)

-Получается, что есть имена несобственные.

- В чём разница? (Собственное имя – принадлежит одному (конкретное значение).

Несобственное - имеет общее значение.)

                                                                             

2. Первичное закрепление  

работа с учебником стр.22 упр.33

(В обоих отрывках выделенные слова написаны правильно.

В левом тексте слова написаны со строчной буквы, потому что имена несобственные, они называют общее значение.

В правом – имена собственные, они принадлежат одному человеку – мальчику.)

3. Вывод

- Скажите, мы ответили на поставленную задачу: есть ли в русском языке несобственные имена?

- Назовите отличительные признаки.

-Это трудное задание было?

-Кто мог бы справиться с таким задание справиться самостоятельно?

-Кому помогали мои вопросы?

- Кто доволен сегодня своей работой?

-Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

-Каким бы словом вы оценили свою работу?

        4. Самостоятельная работа   (Работа в паре)

Карточки со словами надо разделить на две группы по правилу.

-Кто легко выполнил задание?

-Понравилось работать в паре?

-Что вам понравилось у вашего друга?

-Скажите ему на ушко, чтобы вы ему посоветовали, чтобы работа стала ещё лучше.

        5. Контроль   (на сайте АНКЕТЕР.RU)

ПОСТАВИТЬ  «+»- СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА, «- «  - НЕСОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА

                                             

  ВАРИАНТ 1                                         ВАРИАНТ 2

VI. Рефлексия   Слайд 4

VII. Итог   Слайд 5

        Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 1 класс "Собственные имена"

Предметные задачи:- формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные....

Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" по теме "Собственные имена. Продолжение"

Урок русского языка  по теме «Собственные имена. Продолжение».в 1 классе по УМК «Гармония».Материал содержит конспект урока, презентацию, тестовое задание.Урок составлен на основе пособий для учи...

Урок русского языка в 1 классе "Имена собственные.Имена, фамилии, клички животных - имена собственные."

Урок русского языка, 1 класс, система Л.В.Занкова.  Тема «Имена  собственные.  Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные. Тип урока: урок изучения новых...

Презентация к уроку окружающий мир 2 класс УМКГармония "Моя Родина - г. Н. Новгород"

Немного истории, яркия картинки, достопримечательности...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...

Конспект урока русского языка в 1 классе . Тема "Собственные имена"

Конспект урока русского языка в 1 классе Тема: "Имена собственные"...

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Имена собственные". Урок закрепления знаний.

Цель урока закрепить правила написания заглавной буквы в именах собственных; научить различать, употреблять в речи, правильно писать имена собственные и нарицательные....