Наречие
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме
способствовать организации деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Наречие»;
содействовать закреплению умения распознавать наречия в тексте, навыка правописания наречий и разбора по составу;
содействовать развитию орфографической зоркости, речи учащихся;
содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку;
воспитывать положительные личностные качества человека (дружеские отношения, взаимопонимание, взаимовыручку).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_13_fevralya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение по теме «Наречие».
Цель: способствовать организации деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Наречие»;
содействовать закреплению умения распознавать наречия в тексте, навыка правописания наречий и разбора по составу;
содействовать развитию орфографической зоркости, речи учащихся;
содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку;
воспитывать положительные личностные качества человека (дружеские отношения, взаимопонимание, взаимовыручку).
Ход урока
I.Орг. момент
У нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь.
Садитесь.
- Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучать раздел о наречии, и нам предстоит обобщить знания по этой теме. Но нельзя забывать, что урок русского языка – это урок обучения грамотной правильной речи.
II. Чистописание
- Начнем нашу работу с записи числа, классной работы.
- У вас написаны образцы. Обратите внимание на написание букв и соединений, с которыми вы будете работать, чтобы отработать каллиграфию письма. Запишите аккуратно.
Работа в группах
- Молодцы, справились с работой. У вас на партах лежат конверты со следующим заданием. Поработаем в группах.
Чтобы легче нам было выполнять задания, мы должны подобрать соответствующий девиз. А что будет девизом нашего урока, вы узнаете, собрав из рассыпанных слов предложение.
Учиться надо всем старательно, чтобы хорошо учиться!
- Посмотрите, ребята на это предложение.
- Охарактеризуйте это предложение. (Оно побудительное, восклицательное, сложное, кроме этого оно соединено союзом чтобы.) Вы будете знакомиться более подробно с постановкой знаков пунктуации в среднем звене, а сегодня запомните, что всегда, перед союзом ЧТОБЫ, ставится запятая. А сейчас запишите девиз, который будет нас сопровождать.
- Молодцы. Посмотрите внимательно на наш девиз и скажите к чему он нас призывает? (Учиться). Найдите главное слово (учиться). Но девиз у нас ребята особенный. В нём скрыт замысел. Мы все учимся, но учиться нужно КАК? старательно, а если мы будем старательно учиться, всё у нас будет ХОРОШО.
А теперь ответьте на вопрос: Какой частью речи будут у нас слова СТАРАТЕЛЬНО и ХОРОШО? (Наречиями).
- Молодцы, ребята, правильно. Мы можем продолжить нашу работу.
III. Словарно-орфографическая работа.
- Я вам предлагаю послушать историю, которую написал такой же мальчик, как и вы. Будьте внимательны и подумайте, был ли мальчик старательным? (Чтение истории).
Ох уж это наречие!
Я невзлюбил наречие ещё задолго до того, как узнал о нём впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, правильно говори по-русски, пиши красиво, считай верно, делай всё быстро, аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески, давай сдачу
по-мужски», — только и слышу я ежечасно. Всё это непросто выполнить. А как вам понравится, есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?
Другому хочется безудержно носиться вскачь, а вот мне приятнее возлежать горизонтально и тихо-тихо листать книжные страницы, которых видимо-невидимо.
В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечёт по – новому: весело, необыкновенно, а может быть, и по – прежнему кое – как».
- Ну, как, ребята, понравилась вам история? В эту историю ученик вписал 23 наречия. Он знает много наречий, даже такие с которыми вы будете знакомиться в 7 классе. Посмотрите и обратите внимание на наречия, которые пишутся через - ; (вывесить на доску).
Последнее наречие, которое использовал мальчик – КОЕ – КАК. Как вы, его понимаете? (не до конца, в половину силы, не совсем хорошо.) Но мы вспомним наш девиз: Учиться надо всем старательно, чтобы хорошо учиться!
Как вы думаете, как работал мальчик? (Мальчик работал старательно). Вот и мы, чтобы не отставать от этого мальчика продолжим работу на нашем уроке очень старательно.
Среди наречий на доске, есть те, которые часто нам встречаются (аккуратно, весело, радостно). Чем они интересны с точки зрения написания.
Аккуратно – непроверяемая безударная гласная в корне (А), удвоенная согласная (КК)
Весело – проверяемая безударная гласная в корне (веселье)
Радостно – непроизносимая согласная в корне (радость).
- Дети, что вы можете сказать о значении слов ВЕСЕЛО и РАДОСТНО? (Близкие по смыслу). - А как мы называем эти слова? (Синонимами).
IV. Актуализация знаний.
- А теперь давайте посмотрим, что вы знаете о наречии. Перед вами лежат карточки, в которых вы выполните работу – это тест. Давайте вспомним, как мы работали с тестом (Мы читаем задания и выбираем правильный ответ, который обводим кружком.)
Тест
- Наречиями в нашем девизе являются
а) старательно, хорошо;
б) учиться, чтобы.
- Наречие отвечает на вопросы
а) где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?
б) что делать? что сделать? что будет делать?
3. Наречия поясняют
а) глаголы и прилагательные;
б) местоимения и частицы.
4. Наречие образуются от прилагательных с помощью
а) приставок и суффиксов о, е;
б) окончаний.
5. В состав наречия может входить
а) приставка, корень, суффикс, окончание;
б) приставка, корень, суффикс
- Наречие
а)неизменяемая часть речи;
б) изменяемая часть речи;
- В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется
а) – а;
б) – о.
- В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется
а) – а;
б) – о.
- Наречие в предложении является
а) дополнением;
б) обстоятельством.
- Я вижу, вы закончили работу над тестом. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга выполнение задания, т.е. каждый из вас должен выступить в роли учителя.
- Проверили, хорошо. Сейчас посмотрите на доску и сравните ваши работы и работы ваших инспекторов с ответами на образце. Правильно вы выполнили работу? (Если есть ошибки – комментируем, почему так, а не так). Наш девиз
сопровождает нас, и мы можем с уверенностью сказать, что вы работаете старательно, аккуратно, быстро, правильно.
- Молодцы, ребята. Послушайте, сколько наречий я употребила в речи, чтобы оценить вашу работу. А от каких прилагательных образуются наречия? (От качественных). А можно ли образовать наречия от относительных и притяжательных прилагательных? Почему? (Не имеют степеней сравнения).
- Подтвердим ваши ответы словами из упр. 4, стр.17 в т. «Пг». ( По цепочке, с комментированием, объяснить правописание орфограмм).
Запишите образованные от данных прилагательных наречия и объясните их написание.
1. Упражнение в нахождении наречий.
- Вы правильно образовали слова. Многие из наречий ещё и мудрые. А мудрость помогает человеку и сопровождает его на протяжении всей его жизни. Вот и я приготовила вам советы.
Надеюсь, они научат вас хорошему, и вы возьмёте себе их на заметку и вспомните в нужный момент.
- Перед вами листочки. Прочитайте и обдумайте советы.
Уверенно вперед иди сквозь годы. Дружно работать – весело жить! Истина рано или поздно всё равно выйдет на свет. Полезно слушать советы людей. Поступай всегда справедливо!
- Мудрые советы, ребята? (Да) - Какая часть речи помогла определить вам это? (Наречие, которых много в советах).
- А теперь выпишите наречия.
(С комментированием смысла каждого совета – высказывания, орфограммы).
- Вы записали наречия. Но мне бы хотелось остановиться на последнем предложении. Давайте его запишем полностью и охарактеризуем его. (Л. к доске, списывает предложение с карточки: Поступай всегда справедливо!)
(Предложение побудительное, восклицательное, односоставное – имеет только сказуемое поступай, поступай КОГДА? всегда – наречие, явл-ся обстоятельством; поступай КАК? справедливо – наречие, обст-во.)
V. Физ. минутка
- Молодцы, ребята, все справились с заданием. Но вы наверно устали. Давайте отдохнём и сыграем в игру. Но чтобы начать её, мы должны вспомнить одно определение. Кто из вас помнит, что такое антонимы? (Это слова противоположные по смыслу). Правильно. Вот и правила игры заключаются в том, что я называю наречие и бросаю вам мяч, а вы, подумав немного,
возвращаете его мне и называете антоним этого слова, т.е. противоположное значение. Вверх – вниз, снаружи - внутри, справа - слева, часто - редко, вправо - влево., вместе - врозь., вперёд - назад, спереди – сзади, засветло – затемно,
-На нашей физ. минутке мы совместили полезное с приятным. Мы с вами уже много повторили о наречиях. И вы легко справитесь с самостоятельной работой.
VI. Самостоятельная работа
1. Определите в словах приставки и суффиксы.
налево справа досыта слегка засветло наглухо исправно | влево сначала издавна дочиста смешно изредка дословно |
- Какое правило повторили, выполнив эту работу? (написание суффиксов в зависимости от приставок, а так же повторили наречия – исключения, которые нужно запомнить).
VII.
- Мы столько сделали сегодня на уроке.
Так помогите разобраться, для чего нужны наречия в нашей речи или они совсем нам не нужны. А теперь из предложенных слов подберите те, которые характеризуют значение наречий в нашей жизни (помогают, засоряют, украшают, делают выразительной, мешают, затрудняют, делают более точной, вредят, искажают) и прикрепите их рядом со словом «ЗНАЧЕНИЯ НАРЕЧИЙ» на доске.
-И, чтобы убедиться в правильности ваших ответов, давайте отправимся на прогулку в зимний лес. Перед вами картинка. А на партах текст, в котором пропущены слова. Давайте прочитаем этот текст. (Читают).
В декабре лес преображается __________________. _______________ перина_______________ покрывает землю. _______________
отправиться в лес на лыжах или санях по ________________ дороге. В лесу ____________. Только в ______________ мороз стволы ______________ потрескивают. На снегу, как в раскрытой книге, можно прочитать
о жизни ____________________ обитателей. ________________ в лесу!
Слова для справок: неузнаваемо, медленно, белая, приятно, сильный,
глухо, лесных, хорошо, снежной, тихо.
- Как вы думаете, каких слов там не хватает? (Наречий, прилагательных). – Правильно. Давайте поможем художнику воплотить в жизнь его мечту – описать события, происходящие в лесу при помощи наречий и прилагательных.
(Вписали; прочитать, получившийся текст).
- Ну, как, ребята, изменился наш текст. (Да, стал более выразительным,
понятным). Что мы можем сказать о наречиях? Для чего они служат в нашей
речи?
VII. Итог урока
(В нашей речи наречия служат для обогащения словарного запаса, чтобы речь была более точной и выразительной).
— Молодцы, ребята. Сегодня мы обобщили знания, которые вы получили на протяжении всех уроков по теме «Наречие».Более глубоко вы будете изучать эту часть речи в средней школе. Сегодня, каждый из вас поднялся на свою вершину познания. Я верю, что эти знания вы будите помнить долго.
Оценивание
( - Молодцы, ребята. Справились с заданиями. И теперь я считаю, что вы готовы к следующему заданию – отгадыванию кроссворда. Но он будет не простым, а в виде соревнования. Самый быстрый получит медаль «Самый эрудированный ученик». Резерв: игра «Эрудит» - «Пг» упр.4, стр. 15)
IX. Рефлексия. – Охарактеризуйте своё состояние на уроке. Выберите наречия, которыми бы вы передали своё отношение к уроку.
весело скучно полезно
старательно интересно
VIII. Домашнее задание
упр. 1, с. 52;
упр.4, с.53(у)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"...
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи». УМК «Школа России»
Ц е л и: отработать навык определения наречий в речи; активизировать знания о члене предложения – обстоятельстве....
Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"
Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов...
Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"
Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий. Буквы О, А в суффиксах наречий."...