Три склонения имён существительных
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе.Обобщающий урок с использованием Сингапурских структур
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_tri_skloneniya_imyon_sushchestvitelnykh.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Обобщение по теме «Три склонения имён существительных»
Цель: закрепить представление о типах склонения имен существительных; учить распознавать склонение по роду и окончанию;
- формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой; - развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
- развивать умение правильно писать слова с непроверяемым написанием;
- формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока.
- Организационный момент.
Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ( «хочу»)
2) определить содержательные рамки урока: изучение нового правила.(«могу»)
Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Не забывайте о том, что для успешной работы необходимо внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, а так же не бояться высказывать свои предположения.
II.Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило..
структура сималтиниус раунд тэйбл
Посмотрите пожалуйста на доску. На доске записано предложение:
Ребята гуляли по улице Кирова и по площади Ленина.
Что общего у этих существительных? (они употреблены с предлогом по и стоят в дательном падеже). Чем отличаются (они имеют разные окончания). Что же нам предстоит сделать сегодня на уроке (сегодня на уроке нам предстоит повторить, почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном падеже, употреблены с одним предлогом)?
Посмотрите на тему нашего урока: «Три склонения имён существительных» Что мы с вами должны повторить сегодня на уроке об имени существительном? (что такое три склонения имён существительных или, по каким признакам существительные можно разделить на три склонения) А что такое склонение (изменение существительных по падежам)?
Прежде чем начать работу по теме урока, давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят (план на доске).
На столах у вас лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.
- Создание проблемной ситуации
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации нового материала;
.
Работа нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
Каждая группа получает задание. Разделите эти слова на группы.
Что вы заметили (эти существительные мы изменяли по падежам на прошлом уроке и составляли карточку)?
По каким признакам вы их разделили? (Выслушиваются разные ответы: по родам, по одушевлённости, неодушевлённости, есть окончания или нет, по сходству падежных окончаний). Сколько групп у вас получилось? Какие это группы?
1 группа
падеж | газета | ученик | степь | папа | печь | окно |
И.п. | - а | -а | -о | |||
Р.п. | -ы | -а | -и | -ы | -и | -а |
Д.п. | -е | -у | -и | -е | -и | -у |
В.п. | -у | -а | -у | -о | ||
Т.п. | -ой | -ом | -ю | -ой | -ю | -ом |
П.п. | -е | -е | -и | -е | -и | -е |
2 группа
падеж | вода | конь | смелость | Юра | честь | море |
И.п. | - а | - а | -е | |||
Р.п. | -ы | -я | -и | -ы | -и | -я |
Д.п. | -е | -ю | -и | -е | -и | -ю |
В.п. | -у | -я | -у | -е | ||
Т.п. | -ой | -ем | -ю | -ой | -ю | -ем |
П.п. | -е | -е | -и | -е | -и | -е |
3 группа
падеж | деревня | угол | вещь | дядя | храбрость | зерно |
И.п. | -я | -я | -о | |||
Р.п. | -и | -а | -и | -и | -и | -а |
Д.п. | -е | -у | -и | -е | -и | -у |
В.п. | -ю | -ю | -о | |||
Т.п. | -ей | -ом | -ю | -ей | -ю | -ом |
П.п. | -е | -е | -и | -е | -и | -е |
Все ответы верные, но сейчас для работы возьмём деление по одинаковым падежным окончаниям.
Какие существительные вы отнесли к 1 группе. (газета, папа).Почему? Какого рода получились слова? (ж.р. и м.р.) Какие окончания у этих существительных? (а)
А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (вода, Юра). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(слова деревня, дядя, м.р. и ж.р., но окончания я.) Это произошло потому что основа заканчивается на мягкий согласный.
Какие ко 2 группе? Почему? Какого рода получились слова? (м.р. и ср. р.) Какие окончания у этих существительных? (нулевое и окончание о). А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (конь, море , с окончаниями нулевым и е). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(угол, зерно.)
Какие к 3 группе?(степь, печь) Почему? Какого рода получились слова? (ж.р.) Какие окончания у этих существительных? (нулевое). А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (смелость, честь). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(вещь, храбрость).
Значит , имена существительные можно разбить на три группы. По какому признаку (по падежным окончаниям)? Эти группы называются: 1 склонение, 2 склонение,
3 склонение
1 скл. ж.р., м.р. -а, -я Газета Папа Вода Юра Деревня Дядя | 2 скл. м.р. ср.р.-о, -е Ученик Окно Конь Море Угол Зерно | 3 скл. ж.р. степь печь смелость честь вещь храбрость |
Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы распределили существительные по группам. (Идёт проверка по учебнику. Правило на стр.88 один ученик читает в слух, остальные следят по тексту)
А как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?
Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.
Склонение не может перейти из одного склонения в другое.
- Физкультминутка
А теперь составим алгоритм определения склонения:
1.
2.
Выдели окончание
- Первичное закрепление.
Цель: тренировать способность к применению правила
Словарная работа (проверка работы в парах) структура финк-райт раунд робин
Открыли тетради. Записали число, классная работа. А сейчас проверим, как вы закрепили данную тему.
Запишите, пользуясь алгоритмом слова под диктовку в 3 столбика по склонениям. Дорога, пассажир, кровать, хозяйство, морковь, аллея.
Что вы заметили? (Это словарные слова) подчеркните непроверяемые орфограммы.
Проверьте работу в парах по образцу.
- Самостоятельная работа (дифференцированные задания)
Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить свое умение применять изученное правило
Сейчас вам предстоит выполнить индивидуальное задание. Предлагаю вам три задания на выбор.
Задание 1
Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика по склонениям.
Зима, лето, ночь, новость, карандаш, река
1 скл. 2 скл. 3 скл.
_____________________________________________________________________
Задание 2
Задание 3
Определи склонение существительных. Исключи из столбиков лишние слова. Будь внимателен.
суббота | товарищ | радость |
аллея | город | товарищ |
дорога | уголь | честь |
билет | яблоко | медаль |
деревня | малина | смелость |
автомобиль | лагерь | словарь |
Задание 4
Найдите в предложениях существительные, определите их склонение.
2 скл 1 скл
Коршун высматривает добычу.
Давайте проверим работу. Оцените свою работу в оценочных листах.
- Рефлексия структура инсайд-аутсайд сёкл
Цель: оценить результаты собственной деятельности;
О чём мы сегодня узнали на уроке (сущ. бывают трёх склонений)? По какому признаку слова делят на три склонения (по сходству падежных окончаний)?
Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ, ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (сущ . улица- 1скл., сущ. площадь- 3 скл. ) С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных (чтобы правильно писать окончания существительного)?
Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Какие задания вы бы хотели включить в следующий урок?
«?» - не всё понял, нужна помощь
«+» - урок понравился
«!» - всё понял, было интересно
- Задание на дом.
Выучить правило на стр. 88
По выбору: упр169 или 168
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Три склонения имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.
Конспект с презентацией....
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...
Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"
Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....
Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен сущес...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....
Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных
Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го ...