Дидактический материал по русскому языку. Безударные гласные .
презентация к уроку по русскому языку (1 класс) по теме
По брошюре « Безударные гласные». Автор Ю. И. Майка. Библиотечка «Первое сентября» серия «Начальная школа» Выпуск 25
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didaktich_mat_yulya.ppt | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ученик ставил в словах ударения. Проверь его работу. Машина, ширина, жираф, чулан, роща, снежинка, щука, часовщик, участок, лужица. Какие орфограммы есть в этих словах ?
Машина, ширина, жираф , чулан, роща, снежинка, щука, часовщик, участок, лужица.
Распредели слова в два столбика : в первый слова с ударением на первом слоге, во второй – на втором . Снежок, беда, правда, лицо, каша, седло, яйцо, сода, поле, пчела. В каком столбике безударные гласные надо проверять? Дополни столбик своими словами , чтобы количество слов в обоих столбиках стало одинаковым .
правда каша сода поле снежок беда седло пчела
Прочитай и спиши слова . Подчеркни безударные гласные .
Прочитай стихи. Вставь пропущенные буквы . Ёлка плакала сн…чала От д…машнего т…пла Утром плакать перестала, Задышала, ож…ла. Чуть др…жат её …голки, На в…твях …гни зажглись, Как по лесенке, по ёлке Ог…ньки сб…гают вниз.
Проверь . Ёлка плакала сн а чала От д о машнего т е пла Утром плакать перестала, Задышала, ож и ла. Чуть др о жат её и голки, На в е твях о гни зажглись, Как по лесенке, по ёлке Ог о ньки сб е гают вниз.
по сте да ты та пли на во езд цве Составь из слогов слова и запиши их . Прочитай слоги. Подчеркни безударные слоги .
поезд стена цветы вода плита
В каких словах пишется буква о.
с о сна с о ва к о за к о льцо сл о нёнок
Запиши названия животных, растений, предметов. Подчеркни в словах безударные слоги.
автобус корова дерево конфета медведь сосна тетрадь телевизор альбом
Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши проверочные слова.
Измени слова по образцу. Запиши их парами. Подчеркни безударные гласные . Образец: стол –столы . Дождь -… , глаз -… , дело - … , ряд - … , хвост - … , винт - … .
Дождь -дожди, глаз -глаза, дело - дела, ряд - ряды, хвост - хвосты, винт - винты .
Составь и запиши предложения. Вставь пропущенные буквы. 1 ) на , распустились, кр…сивые, лугу, цв…ты . 2 ) см…трели, см…шной, мы, для, фильм, д…тей . 3 ) з…л…тая, с, падала, л…ства, д…ревьев.
На лугу распустились красивые цветы . Мы смотрели смешной фильм для детей . С деревьев падала золотая листва.
Запиши ответы на вопросы. Пользуйся словами для справок . 1) Где ж…вут щуки ? 2) Что бабушка положила в суп ? 3) Что мы ув…дели в…сной в л…су ? 4) Где л…тали сн …жинки ? Слова для справок : щавель, в р…ке, за …кном, ландыши . Подчеркни в словах сочетания жи-ши, ча –ща, чу –щу .
Щуки живут в реке . Бабушка положила в суп щавель. Весной в лесу мы увидели ландыши. Снежинки летали за окном.
Прочитай текст, написанный учеником. Найди ошибки и исправь их. Я взял цвитные карандаши и стал рисовать осенние диревья. На земле я нарисовал разноцветный кавёр из опавшей лествы. На ветке дуба седела белочка. Здесь у неё было гниздо. Какое правило плохо усвоил ученик? Как надо проверять слова с такими орфограммами?
Я взял цв е тные карандаши и стал рисовать осенние д е ревья. На земле я нарисовал разноцветный к о вёр из опавшей л и ствы. На ветке дуба с и дела белочка. Здесь у неё было гн е здо.
Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Добрая слава л…жит, а худая б…жит. Хор…шо медведя в …кно др…знить. На чужой ст…р…не и в…сна не кр…сна. Где с…сна взр…сла, там она и кр…сна. Перепиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках запиши проверочные слова.
Добрая слава л е жит, а худая б е жит. Хор о шо медведя в о кно др а знить. На чужой ст о р о не и в е сна не кр а сна. Где с о сна взр о сла, там она и кр а сна. (Лёг, бег, хороший, окна, дразнит, стороны, сторонка, вёсны, красный, сосны, взрослый.)
Прочитай. Подчеркни в каждой группе слова, которые будут проверочными для первого. Лесник – лесок, лес, перелесок, лесной, лесовичок. Звезда –звёздный, звездочёт, звёзды, созвездие. Веселье –весело, повеселиться, весёлый, развесе- лить. Зелень - зелёный, зелёнка, позеленеть, озеленение, зелёненький.
Лесник – лесок, лес, перелесок, лесной, лесовичок. Звезда –звёздный, звездочёт, звёзды, созвездие. Веселье –весело, повеселиться, весёлый, развесе- лить. Зелень - зелёный, зелёнка, позеленеть, озеленение, зелёненький.
Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова. П…л…сатые л...шадки, Африканские л…шадки, Хор…шо играть вам в прятки На лугу среди тр…вы! Разл…нованы л…шадки От копыт до г…л…вы.
П о л о сатые л о шадки, Африканские л о шадки, Хор о шо играть вам в прятки На лугу среди тр а вы! Разл и нованы л о шадки От копыт до г о л о вы.
Запиши слова в два столбика : в первый – слова , отвечающие на вопрос что ? , во второй - на вопрос кто ? Пл…чо, в…дро, м…лыш, пч…ла, т…плица, к…чели, в…сло, ст…рик, л…карство, с…стра.
пл е чо в е дро м а лыш пч е ла т е плица к а чели в е сло ст а рик л е карство с е стра
Проверь безударный гласный , подобрав однокоренные слова. гр…бница - … ст…клянный -….. б…глец - … гр…знуля - ….. стр…лять - … см…яться - ….. с…жать -… м…ховой - …..
гр и бница - гриб ст е клянный -стёкла б е глец - бег гр я знуля -грязь стр е лять - стрелы см е яться - смех с а жать -сад м е ховой - мех
Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Спиши пословицы, вставляя пропущенные буквы. Не сп…ши языком – тор…пись делом. Правда в …гне не горит и в в…де не тонет. Любишь к…таться – люби и саночки в…зить. Когда г…в…рят пушки, сол…вьи м…лчат.
Не сп е ши языком – тор о пись делом. Правда в о гне не горит и в в о де не тонет. Любишь к а таться – люби и саночки в о зить. Когда г о в о рят пушки, сол о вьи м о лчат.
Прочитай слова. Какой частью речи они являются ? Конверт, вечер, стекло, разрез, светлячок, насмешка, земля, газета, темнота, отъезд, совет, верхушка, весло, бедро, варенье, учебник .
Спиши словосочетания. Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши проверочные слова. Образец: журавлиный (журавль) клин. Дв...ровая пл…щадка, к…вровое покрытие, л…сная тр…пинка, зв…риные повадки, к…шачья походка, к…лючий шарф, ш…рстяной свитер, сч…стливый человек . С двумя словосочетаниями составь и запиши предложения .
Дв о ровая (двор) пл о щадка (площадь), к о вровое (коврик) покрытие, л е сная (лес) тр о пинка (тропы), зв е риные (зверь) повадки, к о шачья (кошка) походка, к о лючий (колкий) шарф, ш е рстяной (шерсть) свитер, сч а стливый (счастье) человек.
Спиши однокоренные слова. Выдели в них корень . Грибок, грибница, гриб, грибник. Линейка, линия, линовать, разлиновка. Смотреть, смотрящий, осмотр, рассмотреть. Травка, трава, травяной, травинка . В каждой группе подчеркни слово, которое будет проверочным для всех остальных.
Грибок, грибница, гриб, грибник . Линейка, линия, линовать, разлиновка. Смотреть, смотрящий, осмотр, рассмотреть. Травка, трава, травяной, травинка .
Прочитай текст . Начиналось весеннее утро. На травинках и цветочках лежали капли росы. Взошло солнце. Воздух стал теплеть. В гнезде на рябине запищали птенцы. Родители подлетали к гнезду и кормили малышей. Найди слова с безударными гласными в корне. Устно подбери к ним проверочные слова. Подготовься написать текст под диктовку.
От данных глаголов образуй однокоренные существительные. Запиши пары. Плясать -…, кормить -… , смеяться -…, лепить -…, солить -…, охранять -…, зеленеть -…, сторожить -… . В словах какой части речи в корне – безударный гласный звук ? Слова какой части речи будут проверочными ? Подчеркни проверочные слова.
Плясать -пляс, кормить -корм , смеяться -смех, лепить -лепка, солить - соль, охранять –охрана, зеленеть -зелень, зелёный, сторожить –сторожка, сторож.
С помощью суффиксов - ок- , - ник - составь все возможные слова . Запиши их . ( Согласные в корнях слов могут чередоваться. ) Лес, цвет, снег, лист, колос, гриб, звон, ночь . Подчеркни безударные гласные в корнях образованных слов .
Спиши слова в алфавитном порядке . Вставь пропущенные буквы . Пл…чо, …дро, зм…я, пов…р, лош…дь, кр…снуха, ст…кло, дер…во, к …вёр.
Дерево, змея, ковёр, краснуха, лошадь, повар, плечо, стекло, ядро.
Прочитай слова. Сколько проверочных слов надо подбирать к каждому слову? Вставь пропущенные буквы. Запиши проверочные слова. м …л…дёжь - ………….. к…л…сок - ………….. ст…р…жить - ………….. к…л…кольчик - ………….. х…л…дец - ………….. з…л…той - ………….. б…р…да - ………….. г…л…дать - …………..
молодёжь – молод, молодка колосок - колос, колосья сторожить - сторож, сторожка колокольчик - колокол холодец - холод, холодный золотой - золото, позолота борода - бороды, бородка голодать – голод, голодный
Прочитай и озаглавь текст. Ты идёшь по …сеннему лесу, и над тв…ей г…л…вой кружатся жёлтые л…сточки, падают к твоим н…гам. Листья обл…тят , но на ветках останутся почки Они заз…л…неют будущей в…сной . У ландыша веток нет, но ландыш надёжно спрятал свой гребешок. В з…мле его не достанут х…л…да . Разл…телись с…мена к…слицы и других л…сных трав . Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание. Найди в тексте предлоги. Подчеркни их.
Ты идёшь по осеннему лесу, и над твоей головой кружатся жёлтые листочки, падают к твоим ногам. Листья облетят, но на ветках останутся почки. Они зазеленеют будущей весной. У ландыша веток нет, но ландыш надёжно спрятал свой гребешок. В земле его не достанут холода. Разлетелись семена кислицы и других лесных трав.
Запиши слова в два столбика : в первый – с безударной гласной а , во второй – с безударной гласной 0. Кл…довка, кор…б, п…рник, в…ротник, гол…д, хл…пушка, др…чун, сл…варь.
кладовка парник драчун короб воротник голод хлопушка словарь
Замени словосочетания одним словом. Образец : стать красным – покраснеть . Слова какой части речи тобой записаны? Подчеркни в них безударные гласные корня . нанести мазь –перевернуть лист-вести разговор - нанести побелку –произвести выстрел-совершить побег -
нанести побелку – побелить произвести выстрел- выстрелить совершить побег – сбежать нанести мазь - смазать вести разговор - разговаривать
Прочитай текст. Вставь пропущенные безударные гласные. Всех зверей - от мышки до слона – называют млекопитающими. Почему? Потому что они кормят д…тёнышей мол…ком. Люди тоже кормят св…их м…лышей мол…ком, поэтому также относятся к млекопитающим. Млекопитающие имеют ещё одно общее свойство, из-за которого их называют т…плокровными – это постоянная температура тела. Т…плокровными являются люди, звери и птицы. Какой это текст: повествование, описание или рассуждение ?
Всех зверей - от мышки до слона – называют млекопитающими. Почему? Потому что они кормят детёнышей молоком. Люди тоже кормят своих малышей молоком, поэтому также относятся к млекопитающим. Млекопитающие имеют ещё одно общее свойство, из-за которого их называют теплокровными – это постоянная температура тела. Теплокровными являются люди, звери и птицы.
Прочитай слова с двумя безударными гласными в корне. Вставь пропущенные буквы. С…л…вей , м…л…ток, х…л…дильник, в…р…бей, к…р…ндаш, м…л…дёжь, к…р…тышка.
Соловей, молоток, холодильник, воробей, карандаш, молодёжь, коротышка.
Прочитай и озаглавь текст. Пингвины, которые живут в Антарктиде, могут м…сяцами не выходить из в…ды. У них даже крылья превратились в ласты, с помощью которых эти птицы плавают и ныряют. На суше пингвины неуклюже ковыляют, а воде настолько ловки и быстры, что им не составляет б…льшого труда л…вить рыбу, которую …ни …дят . Какой это текст : повествование, описание или рассуждение ? Выпиши слова с пропущенными буквами. Вставь эти буквы. Рядом запиши к ним проверочные слова.
месяцами - месяц воды- воды большого - больше ловить - ловит они - он едят - ест
Подбери к данным прилагательным однокоренные существительные, с помощью которых можно проверить безударные гласные в корне. н…чной - ……………… ст…льной-………………… ш…рстяной -…………. …сенний -…………….. д…ревянный - ……….. в…черний-………………. . с…довый - …………… м…рской- ………………. … довитый -…………… ст…ловый- ……………….
ночной - ночь стальной-сталь шерстяной - шерсть осенний -осень деревянный –дерево вечерний-вечер садовый - сад морской- море ядовитый -яд столовый- стол
Прочитай стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза». Люблю гр…зу в н…чале мая , Когда в…сенний первый гром , Как бы р…звяся и играя , Гр…хочет в небе голубом . Гремят раскаты м…л…дые, Вот дождик брызнул, пыль л…тит, Повисли перлы д…ждевые , И солнце нити з …л…тит . С г…ры б…жит поток проворный , В л…су не молкнет птичий гам . И гам л…сной, и шум нагорный - Всё вторит вес…ло гр…мам. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению ? Какое настроение оно создает? Выпиши из текста слова с пропущенными буквами . Подбери и запиши к ним проверочные слова. Над всеми словами поставь знак ударения .
грозу - грозы, начале - начал весенний - вёсны резвяся - резвый грохочет - грохот молодые - молод, молоденький летит - слёт дождевые - дождь золотит- золото , позолота горы - горка , бежит - бег лесу - лес лесной - лес весело - веселье, громам - гром
Распредели слова в три столбика по частям речи. Вставь пропущенные безударные гласные. Устно побери проверочные слова. с т…кло, ст…клянный, ост…клить ; ук…лоть, к…лючка, к…лючий ; кр…снеть, кр…снуха, кр…сноватый ; л…пить, л…пнина, выл…пленный ; б…глец, б…жать, б…говая ; кр…кун, кр…кливый, закр…чать ; пл…тёж, выпл…ченный, опл…тить ; б…льной, б…леть, б…лезненный . Выдели в словах корни.
с т екло стеклянный остеклить колючка колючий краснуха красноватый краснеть лепнина вылепленный лепить беглец беговая бежать крикун крикливый закричать платёж выплаченный оплатить больной болезненный болеть . уколоть
Прочитай слова. К какой части речи они относятся? б…жать - …… , см…треть - …… л…пить - ………, б…леть -……… св…тить - …… , с …жать - ……… л …ниться - ….., ст…рать- ……. зв…нить - …… , см…шить - …… Проверь написание безударных гласных с помощью подбора однокоренного существительного.
бежать - бег, смотреть – смотр, лепить - лепка, болеть –боль, светить - свет, сажать- сад, лениться - лень, стирать- стирка, звонить - звон, смешить - смех
Прочитай группы родственных слов. Выдели в них корни. Вставь пропущенные гласные. Смех, насм…хаться, насмешка, см…шной, см…шить, усм…шка. Сн…жок, снег, сн…говик, снежный, сн…гопад . Л…карство, л…чебница, л…чить, лекарь, л…карственный, выл…чить . Вып…чка, пекарь, п…карня, зап…чённый, вып…кать . Пашня, п…хать, пахарь, вспашка, расп…хать . Обрати внимание на чередование согласных в корне. Какие согласные чередуются. Какие слова помогли тебе вставить безударные гласные? Укажи над словами, какими частями речи они являются ?
Смех, насмехаться, насмешка, смешной, смешить, усмешка. Снежок, снег, снеговик, снежный, снегопад. Лекарство, лечебница, лечить, лекарь, лекарственный, вылечить. Выпечка, пекарь, пекарня, запечённый, выпекать. Пашня, пахать, пахарь, вспашка, распахать .
о о о о о о Прочитай объяснение слов. Угадай, о чём или о ком говорится. 1) Домашнее животное , с которого состригают шерсть. 2) Тканное изделие, которое кладут на пол или вешают на стену. 3) Движение, которое совершает спортсмен, кидая мяч в корзину. 4) Небольшое мучное изделие с начинкой внутри. 5) Беседа нескольких человек.
о в о о о о о 1) Домашнее животное , с которого состригают шерсть. 2) Тканное изделие, которое кладут на пол или вешают на стену. 3) Движение, которое совершает спортсмен, кидая мяч в корзину. 4) Небольшое мучное изделие с начинкой внутри . 5) Беседа нескольких человек . в в ц а к в ё р б р с о к п и р ж о к р а з г в о р
Распредели слова в три столбика. Вставь и подчеркни безударные гласные Лош…дь, ст…кло, в…лна, ст…на, ц…на, п…ро, б…лезнь, пом…щь, сн…гирь, стр…на, п…тно, м…л…дёжь. 2-е склонение 3-е склонение 1-е склонение
2-е склонение 3-е склонение в о лна ст е кло лош а дь ст е на п е ро б о лезнь стр а на п я тно м о л о дёжь ц е на сн е гирь пом о щь 1-е склонение
Составь и запиши текст на тему « Весна». Используй предложенные слова. В…сна, стр…ительство, тр…ва, поб…жали, вес…ло, прил…тели, руч…йки, гр…чи, т…пло, заз…л…нела, нач…ли.
Между тр…винками (….) по сухим з…мляным (…) к…лючкам (…) , по сухой тр…ве (…) б…гут (…) хл…п…тливые (… , ….) муравьи , н…сут (…) тр…винки (…) для стр …ительства (…) дома . Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши проверочные слова. Выдели основу предложения. ( По Соколову –Микитову )
Между тр а винками (тр а вы) по сухим з е мляным (з е мли) к о лючкам (к о л) , по сухой тр а ве (тр а вы) б е гут (б е г) хл о п о тливые (хл о поты , хлоп о чут) муравьи , н е сут (н ё с) тр а винки (тр а вы) для стр о ительства (стр о йка) дома. ( По Соколову –Микитову )
Прочитай однокоренные слова . Подчеркни безударные гласные в корне . Холодильник, холодный, похолодало, холодец. Разговорчивый, поговорить, говорливый, переговорный, приговор. Зелёный, зазеленеть, зеленоватый, озеленение, зелёненький. Золото, позолотить, золотистый, золотой, позолоченный. Молодой, молодость, омоложение, молоденький, помолодеть.
Х о л о дильник, х о лодный, пох о л о дало, х о л о дец. Разг о ворчивый, пог о в о рить, г о в о рливый, перег о ворный, приг о вор. З е лёный, заз е л е неть, з е л е новатый, оз е л е нение, з е лёненький. Зол о то, поз о л о тить, з о л о тистый, з о л о той, поз о лоченный. М о л о дой, мол о дость, ом о л о жение, м о лоденький, пом о л о деть.
Соедини стрелками определение со словом – понятием. Вставь пропущенные буквы. К…тобой Л…достав М…скарад Св…тыня К…зерог М…номёт Дикий горный к…зёл с большими р…гами. Тот, кто занимается охотой на к…тов. Орудие нав…сного огня, стр…ляющего минами. Зам…рзание р…ки, образование л…дяного покрова. Бал, на который являются в масках, в характерных костюмах. То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым. Проверить правильность выполнения задания ты можешь по словарю русского языка С. И . Ожегова.
К и тобой Л е достав М а скарад Св я тыня К о зерог М и номёт Дикий горный к о зёл с большими р о гами. Тот, кто занимается охотой на к и тов. Орудие нав е сного огня, стр е ляющего минами. Зам е рзание р е ки, образование л е дяного покрова. Бал, на который являются в масках, в характерных костюмах. То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым.
От данных глаголов образуй и запиши имена существительные с той же приставкой , которые будут проверочными словами . зап…сать - …… пов…зать - ……… . поч …нить - …… отпр…влять - ……… . зав…рить - …… проб…жать - ……… . насм…шить - …… осм…треть - ……… . расск…зать - …… пох…дить - ……… . Образец: переносить- переноска . Выдели приставки во всех словах.
зап и сать - записка пов я зать -повязка поч и нить - починка отпр а влять - отправка зав а рить - заварка проб е жать - пробежка насм е шить - насмешка осм о треть - осмотр расск а зать - рассказ пох о дить - походка
Образуй от данных слов новые. Образец: ходить, пар – пароход. Ходить, тепло; вода, возить; мерить, земля ; ловить, птица ; рубить, лес ; носить, рог ; земля, копать. Сколько корней в образованных словах? Выдели их. Обведи соединительные гласные в кружок. Подчеркни безударные гласные в корнях слов.
Ходить, тепло – теплоход вода, возить – водовоз мерить, земля – землемер ловить, птица - птицелов рубить, лес – лесоруб носить, рог – носорог земля, копать – землекоп
Безударные гласные В приставке В корне В суффиксе В окончании Прочитай слова : столик , забег, коня, ( с ) ложки, носок, полёт, (в) окне, листик, ( у ) дверки, ( в ) цирке, беляк, ножик, навес, запах, (к ) стенке, отвар, (в) корне. Найди в словах безударные гласные . Определи, в какой они части слова. Заполни таблицу.
забег коня столик ( с ) ложки полёт носок листик (в) окне запах беляк ножик ( у ) дверки Безударные гласные В приставке В корне В суффиксе В окончании
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....