Тема Правописание глаголов прошедшего времени.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Тип урока: Усвоение новых знаний. Тема урока: Правописание глаголов прошедшего времени. Цели: Образовательная:формирование умения писать безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени перед Л. Развивающие:развивать умение обосновывать правильное написание глаголов в прошедшем времени Продолжать выработку каллиграфического письма.Формировать орфографическое зоркость. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе, умение внимательно слушать,уважать мнение одноклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_pravopisanie_glagolov_v_proshedshem_vremeni.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс «Правописание глаголов прошедшего времени» Учитель Берекенова М.Л.

Тема: Правописание глаголов в прошедшем времени.

Цели:

                                Формирование умения писать

безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени

перед Л.

Развивать умение обосновывать правильное написание глаголов в прошедшем времени

Продолжать выработку каллиграфического письма

Формировать орфографическое чутьё.

Оборудование:

Квадраты цветов радуги и буквы к ним,

словарное слово ХОЗЯИН,

                                        словарь Ожегова,

                                        опорная схема

1.Организационный момент.

Организационный момент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

2.Актуализация знаний

1.На доске написаны слова:

ПИШЕШЬ, СВЯЖЕШЬ, ЛЕЖИТ, СЛУШАЛ, БЕЖИТ, ЗАПЛЫЛ, ХЛОПАЛ

-Прочитайте слова. Поставьте  ударение.

-Что  объединяет слова между собой?

-Назовите глаголы с безударной гласной в корне.

-Что надо сделать, чтобы их правильно написать?

-Назовите глаголы с безударной гласной в приставке. Расскажите правила их написания.

-Назовите глаголы с безударными личными окончаниями.

2.Минутка чистописания

Сегодня мы напишем букву, которая находится в одном из корней глаголов прошедшего времени и обозначает в нем непарный глухой твердый согласный звук.

- Какая это буква?

- Составьте цепочку букв. В нее входит буква Х. После каждого ее повторения должны последовательно стоять буквы с которых начинаются составные части второго глагола прошедшего времени с безударной гласной в суффиксе.

Напишите эту цепочку, при каждом повторе увеличивая на одну количество согласных букв.

3.Словарь

На доске изображены квадраты разных цветов.

жел

голуб

кр

зел

ор

син

з

и

х

я

о

н

Каждому квадрату соответствует определенная буква. Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.

- Какое это слово?

- Слово ХОЗЯИН имеет несколько значений. Определите их, используя следующие примеры:

1. хозяин дачи

2. хороший расчетливый хозяин

3. хозяин и работник

4. хозяин встречал гостей

-Напишите слово ХОЗЯИН, проверив по орфографическому словарю. Поставьте ударение.

-Что можете отметить в его написании?

3.Работа над предложением.

-Прочитайте написанное на доске предложение:

Хозяин быстро подошёл к гостям и пригласил их в дом.

-Определите, в каком значении употребляется в этом предложении слово ХОЗЯИН?

-Назовите в предложении глаголы в прошедшем времени.

Это глаголы, т.к. они обозначают  действие и отвечают на вопросы:

Что делаешь? Что делает?

 Что делал? Что сделал?

Летит, бежит.

Чтобы не ошибиться в их написании, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Например: лежит—лёжа

                   Бежит—бег

Глаголы с безударной гласной в приставке: ОТКРЫЛ  

                      ЗАПЛЫЛ

Гласные в приставках пишутся одинаково

ОТ—О

ЗА—А

Глаголы с безударными личными окончаниями: ПИШЕШЬ, СВЯЖЕШЬ

Безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени надо проверять по неопределенной форме на –ИТЬ  II спряж. В их личных окончаниях пишется гласная И. Стальные глаголы  I спр. В их личных окончаниях пишется гласная Е, кроме глаголов-исключений. В окончаниях глаголов ПИШЕШЬ, СВЯЖЕШЬ пишется гласная Е.

ХОЗЯИН

1.человек—владелец, владеет имуществом

2.человек, который занимается хозяйственными делами

3.человек, который использует труд других людей

4.глава семьи, дома, хозяйства

В слове ХОЗЯИН непроверяемая гласная буква О.

3.Постановка

проблемы

- Назовите оставшиеся глаголы. Определите их время.

- Как вы узнали, что это глаголы прошедшего времени?

- В какой части слова они имеют безударную гласную?

- Знаете ли, что надо делать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в суффиксе глагола прошедшего времени?

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Глаголы СЛУШАЛ, ХЛОПАЛ прошедшего времени.

Они отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЛ и имеют суффикс Л.

Безударная гласная у них находится в суффиксе.

Нет, не знаем.

О правописании безударных гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени.

4. Открытие нового знания.

На доске:

ЧИСТИЛ        ПАЧКАЛ             ВИДЕЛ

-Прочитайте на доске слова, определите, какой частью речи они являются.

-Определите время данных глаголов и докажите свою мысль.

-Разберите данные глаголы по составу.

-В какой части слова находится безударные гласные?

-Образуйте неопределённую форму, соответствующую каждому глаголу и напишите её.

-Разберите по составу неопределенную форму глагола.

-Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом Л глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед суффиксом глаголов неопределенной формы.

Сравните в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы.

Какой можете сделать вывод о написании суффикса глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л ?

-Определите, какой суффикс надо написать в глаголе ТА…Л?

Опорную схему составим.

Это глаголы.

Это глаголы прошедшего времени, т.к. отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЛ? и имеют суффикс Л.

ЧИСТИЛ            ПАЧКАЛ

                ВИДЕЛ

В суффиксе

ЧИСТИЛ—ЧИСТИТЬ

ПАЧКАЛ—ПАЧКАТЬ

ВИДЕЛ—ВИДЕТЬ

ЧИСТИТЬ

ПАЧКАТЬ

ВИДЕТЬ

ЧИСТИЛ—ЧИСТИТЬ

ПАЧКАЛ—ПАЧКАТЬ

ВИДЕЛ—ВИДЕТЬ

У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л пишется тот же суффикс, что и перед –ТЬ в неопределенной форме.

Чтобы узнать какой суффикс написать перед –Л надо образовать неопределенную форму

ТАЯЛ—ТАЯТЬ

В неопределенной форме  суффикс Я перед -ТЬ, значит –Я и перед –Л.

Прош. вр.          Неопр. ф. глаг.

гласная –Л         гласная –ТЬ

5. Физминутка.

Я буду называть глагол в прошедшем времени и соответствующий ему глагол в неопределенной форме.

Если услышите глагол в прошедшем времени—прогиб назад, если неопределенную форму—наклон вперед.

Сеял—сеять

Кончать—кончал

Верил—верить

Клеил—клеить

Лаял—лаять

Ждал—ждать

Прислал—прислать

6. Первичное закрепление.

Упр. № 427 с. 229       устно

Упр. № 428 с. 230       письменно

Задание по уровню.

Оценки—по ходу работы.

7. Итог.

-Какая была тема нашего урока?

-Какая гласная пишется в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –Л ?

-Соедините стрелками:

АТЬ               ИЛ

УТЬ               ОЛ

ИТЬ               АЛ

ЕТЬ                ЯЛ

ОТЬ                УЛ

ЯТЬ                ЕЛ

В прошедшем времени перед суффиксом –Л пишется та гласная, что и перед суффиксом –ТЬ в глаголах неопределенной формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Правописание глаголов с суффиксом -ся, - сь

План - конспект по русскому языку...

урок русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3 лице

Урок создан для учащихся 4 класса, обучающихся по программе Л.В.Занкова. Он основан на деятельностном подходе, включает в себя современные технологии, разнообразные формы и виды работ....

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме Правописание глаголов по программе Н.В. Виноградовой

4 класс Предмет: русский язык Тема: Правописание глаголов. Цель: Отработать орфограммы, связанные с написанием глаголов. Провести комплексный орфографический тренинг. Задачи: 1....

Урок русского языка 4 класс ( программа Л. В. Занкова ) Тема: Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

Урок открытия новых знаний предполагает получение детьми необходимой и достаточной информации по теме. Учитель не преподносит информацию в чистом виде, а школьники добывают её самостоятельно. На уроке...

Конспект урока по безотметочному обучению, тема "Правописание глаголов с –тся, -ться".

Цели:научить правилу написания сочетаний -тся, -ться;научить безошибочно записывать глаголы с сочетаниями -тся, -ться, различая неопределённую форму и 3 лицо глагола;развивать самоконтроль, адек...

Урок русского языка в 4 классе по теме : "Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"

Конспект урока  русского языка по теме"Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"   по программе "Школа России". На уроке учитель ставит проблемную ситуацию, по...