Тема: Правописание глаголов с суффиксом -ся, - сь
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
План - конспект по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект по русскому языку 4 класса
Тема: Правописание глаголов с суффиксом –ся, - сь
Цель урока:
- Расширять знания учащихся о глаголах.
- Выявить особенности возвратной формы глаголов.
- Познакомиться с написанием глаголов с суффиксом – ся, - сь.
- Продолжить развитие орфографического слуха школьников, памяти, наблюдательности и практических навыков логического навыка и внимания.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
- Продолжить воспитывать чувство коллективизма.
- Оборудование: схемы-опоры «Окончание», «Суффикс», «Суффикс –ся». «Суффикс –сь».
Ход урока
- Организационный момент.
Создание эмоционального настроя. (Аудиозапись пьесы «Март» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я начала свой урок с фрагмента произведения П.И.Чайковского «Март» из цикла «Времена года». У нас с вами сегодня необычный урок.
- Актуализация опорных знаний.
- Постановка цели.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу над глаголом. Вспомним, что уже знаем о нем, а также узнаем новое об этой части речи. Зачем необходимы знания о глаголе?
Дети: Глагол занимает второе место после существительного, это самая «живая» часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни. Мы изучаем глагол для того, чтобы быть грамотными, образованными людьми, чтобы наша речь была богатой.
- Повторение.
Чистописание (5 минут).
Продолжить запись до конца строчки, соблюдая закономерность: ся сь ся сь ся сь
Учитель: Прочитайте предложение. Скажите, о каком времени года идет речь?
Лед на реках начинает трескаться и ломаться.
Дети: Ранняя весна, так как …(высказываются)
Учитель: Посмотрите, как великие русские художники Левитан и Ромадин показали в своих картинах «Март» раннюю весну (показывает репродукцию картины «Март»).
Учитель: Докажите, что это весна. Какая репродукция нам подходит больше для урока? Почему?
Учитель: Спишите предложение, разберите по членам предложения и частям речи. Что заметили?
Дети: Однородные сказуемые, выраженные глаголом.
а)Словарная работа.
Учитель: Образуйте от данных слов однокоренные глаголы в неопределенной форме:
Б.. седа-беседовать
Д..верие-доверие
Из..бр..жение-изображение
К..мандир-командировать
З..бота-заботиться
б) Игра «Блицопрос».
Постановка цели игры.
Учитель: А сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы понимаете признаки глаголов и умеете приводить примеры.
-Что такое глагол?
Дети: Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Например…
Учитель: Какие постоянные признаки есть у глагола?
Дети: Вид: совершенный или несовершенный. Например…
Спряжение I или II – это изменение глаголов по лицам и по числам.
Учитель: Назовите непостоянные признаки глагола.
Дети: Число, время, лицо, род.
Учитель: Каким членом предложения является обычно глагол?
Дети: Сказуемым.
Учитель: Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?
Дети. У глаголов неопределенной формы нельзя определить число, время, он отвечает на вопрос « что делать?»
Учитель: Посмотрите еще раз на глаголы в « Минутке чистописания». Что вы можете сказать об этих глаголах? (Вопрос-помощник: задайте вопрос к этим глаголам)
Дети: Это глаголы неопределенной формы, так как отвечают на вопрос «Что делать?» и имеют суффикс-ть.
Учитель: На что еще могут оканчиваться глаголы неопределенной формы?
Дети: На-ти, -чь, например: идти, течь.
- Проверка индивидуальной работы .
Учитель: У ребят, которые работали со словарными словами, было задание: образовать глаголы в неопределенной форме. Давайте проверим задание, как они справились. Назовите получившиеся глаголы, докажите, что они стоят в неопределенной форме.
Дети: Отвечают на вопрос « что делать?», имеют суффикс- ть.
Учитель: Оцените свою работу.
Найдите и выделите в глаголах из предложения суффикс -ть.
Посмотрите, какое слово получилось лишнее в индивидуальной работе? Что интересного заметили?
Дети: Заботиться.
Учитель: Кто скажет, какие глаголы мы будем сегодня рассматривать?
Дети: Мы сегодня на уроке будем рассматривать глаголы, оканчивающиеся на –ся,- сь .
На доске открывается тема урока: «Глаголы с …-ся, - сь».
Учитель: Ребята, посмотрите на тем урока. Какое слово не открылось? Какой вопрос у вас возникает?
Дети: Что такое – ся? Суффикс? Окончание?
Решение проблемы.
Постановка цели.
Учитель: Продолжим исследование глагола как части речи. Сравните глаголы, написанные на доске.
Согревать, согреваться, удивлять, удивляться, радовать, радоваться.
Учитель: На какие две группы можно разделить слова? Чем они похожи? Чем отличаются?
Прочитайте слова первой группы еще раз. Что вы можете о них сказать?
Дети: Все глаголы неопределенной формы.
Учитель: Как вы определили?
Дети: По вопросу и по суффиксу – ть.
Учитель: Прочитайте слова второй группы. Посмотрите, что изменилось.
Дети: Появилось – ся.
Учитель: Как вы думаете, какой морфемой является- ся в глаголе?
Дети: Суффикс. Окончание.
Учитель: Чем интересен –ся? Послушайте небольшой рассказ из истории образования – ся.
Рассказ ученика. Раньше –ся был самостоятельным словом-местоимением и писался отдельно. Обозначал «сам», «себя». Проверьте, сохранил ли –ся такое значение в глаголах: согревать себя - согреться. Если к глаголу добавить –ся, то он изменит значение: действие возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.
Учитель: Давайте попробуем себя в роли ученых и выясним, что же такое –ся: окончание или суффикс?
Работа со схемами- опорами.
Окончание | Суффикс |
Что такое окончание?
| Что такое суффикс?
|
Учитель: Какой же следует вывод?
Дети: Мы доказали, что- ся – это суффикс.
Открывается слово «суффикс» в названии темы урока.
Учитель: Почему же нам с вами ближе определение, что –ся является суффиксом?
Дети: Потому, что в современном русском языке уже не существует местоимения ся.
Учитель: Прочитайте правило в учебнике. Подумайте, совпадет ли наше определение –ся с определением автора учебника.
Дети читают правило.
Учитель: Как вы считаете, совпало ли наше определение –ся с определением автора учебника?
Дети: Да.
Учитель: Суффиксы -ся и сь называются суффиксами возвратного значения.
Музыкальная пауза
- Первичное закрепление. Постановка проблемного вопроса.
Учитель: Продолжим наши исследования.
Выполнение упражнения из учебника, цель которого распределить по группам глаголы с суффиксами – ся и –сь.
Учитель: Что интересного заметили? (Вопрос-помощник: что стоит перед согласным?)
Учащиеся анализируют записи и делают выводы
Вывод: если перед суффиксом слышится согласный звук, то пишется -ся, а если гласный, то- сь. Оцените свою работу.
- Дифференцированная самостоятельная работа.
- Учитель: Молодцы! А для выполнения следующего задания вы должны решить, что вы будете делать. Если:
- Вы уверены в себе и своих знаниях, то составьте и запишите небольшой текст на тему «Весна», используя глаголы второй группы, репродукции и впечатления от музыкального произведения.
- Вы сомневаетесь в себе, выполните задание, предложенное в учебнике.
Итог: Проверка выполнения заданий по группам.
- Домашнее задание.
Учитель предлагает ознакомиться с домашним заданием.
Учащиеся читают задание, если возникает сложности или неясности, консультируются у учителя.
Учитель: Прочитайте задание. Все ли понятно?
- Итог урока.
Какое открытие мы с вами сегодня сделали?
Дети: Познакомились с глаголами с суффиксом – ся, - сь.
Узнали, в каких случаях пишется -ся, а в каких –сь. Узнали, что такие глаголы называются глаголами возвратного значения.
Учитель: Как бы вы сегодня оценили свою работу? Обратите внимание на оценивание своей работы в течение урока.
Ответы учащихся.
Учитель: Давайте продолжим удивляться капризам природы, радоваться приходу весны, согревать друг друга своими улыбками.
Литература:
Приглашаем на урок. 4класс /автор-составитель О.В.Сафронова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе. Учитель: Воробьёва В.И.Тема урока: Правописание глаголов с суффиксами – ся (-сь)
Цели: - познакомить учащихся с понятием «глаголы с возвратным значением»; - формировать умение различать и образовывать такие глаголы; - раз...
Урок русского языка в 4 классе. Учитель: Воробьёва В.И.Тема урока: Правописание глаголов с суффиксами – ся (-сь)
Цели: - познакомить учащихся с понятием «глаголы с возвратным значением»; - формировать умение различать и образовывать такие глаголы; - раз...
Методическая разработка по теме: "Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы -ик, -ек"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России"...
Методическая разработка к уроку русского языка по теме: "Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы -ик, -ек" (презентация)
Презентация к уроку русского языка, 3 класс, УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание глаголов с суффиксом –ся (-сь) (Закрепление).
Конспект урока по русскому языку по программе Занкова. Учебник Полякова...
Тема урока: "Возвратные глаголы. Правописание глаголов с суффиксами –сь, (-ся)"
Цель урока: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол)...