Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку к учебнику  Р.Н.Бунеева по программе "школа 2100". Содержит пояснительную записку, Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, контрольи оценку планируемых результатов и КТП с характеристикой деятельности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_2_klass_.docx98.16 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, Примерных  программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2010 – 400с. – (Стандарты второго поколения), авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа./ Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011.

Актуальность изучения данного курса

          Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать носителем языка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания.

          Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения.

            Данная  рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

           Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык»,а именно:

- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке

(познавательная цель);

- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке. 

Общая характеристика учебного предмета

    в курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

      Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники  «Русский язык», 2 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку И др.),

     

Разделы «Предложение» и «Текст»

            В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» И «Текст».

Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать l-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения

точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их С правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

        Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской

деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков - навыка осознанного чтения.

        На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об этом «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на  письме нужны для успешного общения, для того чтобы самом быть понятыми. понимать других людей.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

Во 2-м классе происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слого-образующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звук о-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

        Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш],

[ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, г.е, обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ъ;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ъ и о;

5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использование языка не только в устной речи, но и на письме, по казать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь - залог успешного общения в письменной форме.

       Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове - всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его

сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

       Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы - это его морфемный состав.

Во 2-м классе дается определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -илс-, -тель-, -ишк,

-юшк-, -ёнок-, -онок-', -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.

«Состав слов» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и в них корня, суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб - дубок, кот -котёнок, стол - столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок - глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.),

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология - самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определённые вопросы [1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? Что делал? что сделал?], учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? что?

могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

        Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их - без введения термина «междометие» ). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке - самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях - и об их функциях в речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями. употребления существительных, прилагательных. глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

       В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, так как знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

       Помимо разделов «Слово», «Предложение» и  «Текст». В курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи:

наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

        Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторика. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

       Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую  направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

        Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике - в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

4. Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Систематический курс русского языка по программе "Школа-2100" рассчитан на 552 ч. Из них: 1-й класс – 132 ч (4 часа в неделю, 33 учебные недели), 2 – 4 класс - 35 учебных недель 140 часов. Сначала изучается курс  "Обучение грамоте" (92 ч), затем  - курс «Русский язык» (460 ч). Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что:

1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3. Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм.

4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.

5. Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.

6. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.

8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

В авторскую программу изменения не внесены.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

2-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в

условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

– делить слова на части для переноса;

– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

– обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

ТАБЛИЦА ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по русскому языку (2-й класс)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

- овладение функциональной     грамотностью;

- развитие умений и навыков   различных видов устной и письменной речи;

- развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

— приобретение и систематизация знаний о языке;

— развитие чувства языка

- овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально-речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

2-й класс

• правильно списывать

слова, предложения,

тексты;     проверять написанное;

• составлять предложения из слов; по данным схемам;

• определять границы

предложений в тексте без

знаков препинания;

• составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и

•выполнять звукобуквенный анализ доступных

слов; видеть несоответствия  произношения  и написания в слове;

• находить корень в группе однокоренных слов;

• подбирать однокоренные слова;

• находить суффиксы и приставки в доступных словах;

• образовывать слова с помощью  суффиксов  и приставок;

• делить слова на части

для переноса;

• видеть в словах опасные места,  изученные орфограммы;

• писать предлоги раздельно со словами;

• писать большую букву в словах   (изученные  случаи);

• писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых  ударением,   в корнях двусложных слов;

• писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне;

• писать буквы проверяемых согласных на конце слова;

• употреблять ъ для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;

• не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;

• писать ъ и ь разделительные;

• графически объяснить выбор написания;

• находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев;

• выбирать заглавие к

тексту из ряда данных

• отличать приставки от

предлогов (по, на, под и

т.д.);

• ставить вопросы к словам в предложении (кто?

что?    какой?    какая? какое? какие? что делает?)

• находить в предложении

(тексте)   слова,   отвечающие на эти вопросы;

• находить предлоги в

предложении (тексте)

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы:

Слово (введение).

Важнейший раздел в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.

Звуки, части слова, предложения, текст.

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и слово - употребления.

Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Проверочное списывание

Предложение.

Закрепляем признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Проверочная работа

Текст.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений,предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие;по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).

Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.

Проверочная работа

Слово(продолжение).

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию.

Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

Во 2 классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определённые

вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы«кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов;частично усваивают определения частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»).

Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

  1. Слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что?

Контрольный диктант

  1. Слова, которые отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Проверочная работа

  1. Слова, которые отвечают на вопросы Что делает? Что делал7 Что сделал?
  2. Связь слов в предложении

Проверочная работа

  1. Слова, к которым нельзя задать вопрос

Проверочная работа

Во 2 классе даётся определение корня, однокоренных слов,суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-,-ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про,до и др.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.Во 2 классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

  1. Части слова. Корень

Сочинение

  1. Части слова. Суффикс

Контрольный диктант

Проверочная работа

  1. Части слова. Приставка

Проверочная работа

 Происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание,

делать звукобуквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ь и ъ;

5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой чёрточкой при переносе.

  1. Алфавит. Написание Большой Буквы в словах

Проверочный диктант

  1. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Проверочный диктант

  1. Правописание букв ь и ъ

Проверочный диктант

Контрольный диктант

  1. Безударные гласные в корне

Проверочный диктант

  1. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Проверочный диктант

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс

русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Проверочный диктант

Проверочная работа

Изложение

Контрольный диктант

Проверочная работа

Изложение

Контрольное списывание

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные работы:

  • Комплексная работа по итогам обучения
  • Стандартизированная  контрольная работа.
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Контроль УУД

         Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.  Диагностические материалы  опубликованы  в пособии  Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс.-М.:Баласс, 2011.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»).

     Данная диагностика разработана для учащихся 2-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.

     Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных  (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.

      Вторая работа носит  интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.

     Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.        

Одно из важнейших дидактических условий, обеспечивающее усвоение знаний, систематическая проверка и оценка. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывания, диктанты, обучающие изложения.

Примерное количество слов для словарных диктантов во 2 классе составляет 8-10 слов. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов в первом полугодии 25-30 слов, во втором 35-45 слов.

Кроме этого следует отметить, что один раз в неделю проводится урок чистописания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

раздела

темы

Наименование

Разделов и тем

Всего часов

В том числе, час теории

В том числе, час практики

В том числе, час контроля

1.

Слово (введение).

6

1

4

1

2.

Предложение.

11

1

1

3.

Текст.

12

2

9

1

4.

Слово(продолжение).

119

24

81

14

4.1.

Слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что?

7

3

3

1

4.2.

Слова, которые отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

11

3

7

1

4.3.

Слова, которые отвечают на вопросы Что делает? Что делал7 Что сделал?

5

2

3

-

4.4.

Связь слов в предложении

8

1

6

1

4.5.

Слова, к которым нельзя задать вопрос

9

2

6

1

4.6.

Части слова. Корень

3

1

1

1

4.7.

Части слова. Суффикс

5

1

2

2

4.8.

Части слова. Приставка

5

2

2

1

4.9.

Алфавит. Написание Большой Буквы в словах

13

1

11

1

4.10.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

14

2

11

1

4.11.

Правописание букв ь и ъ

15

2

11

2

4.12.

Безударные гласные в корне

12

2

9

1

4.13.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

13

2

10

1

5

Повторение

22

-

15

7

Итого

170

28

118

24

Календарно- тематическое планирование

1 четверть – 40 часов (5 ч. х 8 нед.)

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

план

факт

1

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

Урок-путешествие

Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.).

2

1

Что мы знаем о слове? Лексическое значение слова.

ОНЗ

Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).

Узнавать слово по его лексическому значению.

Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.

Производить звуко-буквенный разбор слова.

Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные

слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и

составлять предложение с данным словом. (П)

Находить опасные места в словах.

3

1

Лексическое значение слова. Состав слова.

Комбинированный урок.

4

1

Как устроен наш язык?

Урок-исследование

5

1

«Опасные места»

в словах русского языка

Комбинированный урок.

6

1

 Обобщение по разделу «Слово»

Проверочное списывание.

Урок обобщения

и систематизации знаний

7

1

Признаки предложения

Комбинир. урок

 Называть признаки предложения.

Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.

Составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Списывать предложения, правильно оформлять

их на письме.

Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией

предложения.

Читать предложения с разной интонацией.

8

1

Составление предложений по схемам

Комбинир.  урок

9

1

Признаки предложения. Оформление предложений на письме. Словарный диктант.

Урок применения знаний и умений

10

1

Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме

Комбинированный урок.

11

1

Развитие умения правильно списывать предложения

и соотносить их со схемами

Урок закрепления изученного.

12

1

Входной контрольный диктант.

Урок контроля №1

13

1

Раб/ош.  Знаки препинания в конце предложения.

Урок повторения

14

1

Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией

Комбинированный урок.

15

1

Обобщение знаний о предложении. Словарный диктант.

Урок обобщения

16

1

Проверочная работа  по теме «Предложение»

Урок проверки

 знаний  и умений

17

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Урок  коррекции знаний и умений

18

1

Признаки текста

ОНЗ

 Называть признаки текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.

Осознавать связь заголовка с темой текста, с лавной мыслью.

Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев. (П)

Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.

 

19

1

Роль заглавия в тексте. Устное сочинение по теме «Осень».

ОНЗ

20

1

Связь заглавия с главной мыслью текста

Комбинированный урок.

21

1

Заглавие текста. Основные признаки текста

Урок развития речи.

22

1

Озаглавливание текстов

Комбинирован. урок.

23

1

Конструирование текстов. Словарный диктант.

Комбинированный урок.

24

1

Конструирование текстов. Обучение изложению. Письменные ответы на вопросы к тексту.

Урок формирования практич.  навыков

25

1

Конструирование текстов. Работа над ошибками.

Комбинированный урок.

26

1

Конструирование текстов, предложений

Комбинированный урок.

27

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Текст»

Урок обобщения и систематизации знан.

28

1

Проверочная работа  по теме «Текст»

Урок проверки знаний и умений

29

1

«Пишу правильно» (раб/ошиб.)

Урок закрепления изученного

30

1

Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

ОНЗ

Вести диалог с автором при чтении текста. (П)

Ставить к словам вопросы кто? или что?

Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Классифицировать слова по вопросу.

Объединять слова в тематические группы. (П)

Конструировать словосочетания и предложения.

Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

31

1

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы

ОНЗ

32

1

Объединение слов

в тематические группы

ОНЗ

33

1

Конструирование сочетаний слов и предложений. Сочинение «Друг»

Комбинированный урок

34

1

Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам

Урок закрепления изученного

35

1

Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам

Урок обобщения и систематизации знаний

36

1

Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы

ОНЗ

 Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов.

Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д.

Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой?)

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

37

1

Итоговый контрольный диктант за 1 четверть

Урок контроля №2

38

1

Работа над ошибками. Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки

Комбинированный урок

39

1

Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки

Урок формирования практических навыков

40

1

Связь слов-названий  и слов-признаков

Комбинированный урок

2 четверть – 40 часов (5 ч. х 8 нед.)

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Примерное дом. задание

План

факт

1

1

Развитие умения находить слова  –предметы и слова- признаки

Комбинированный урок

Редактировать текст, классифицировать и исправлять ошибки

Подбирать слова, отвечающие на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие?;

Задавать вопросы к словам в словосочетании

 

2

1

Развитие умения находить слова  –предметы и слова- признаки

Комбинированный урок

3

1

Закрепление и повторение изученного

Урок обобщения и системат-ции знаний

4

1

Проверочная  работа по теме «Слова- названия  и слова-признаки»

Урок применения знаний и умений.

5

1

«Пишу правильно» (работа над ошиб.)

Урок обобщения и системат-ции знаний

6

1

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам

ОНЗ

 Наблюдать за словами, обозначающими  действия предметов.

Ставить к словам вопросы

что делает? что делал? и т.д.

Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. что делает?..)

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

7

1

Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действия предмета

Комбинированный урок

8

1

Развитие умения задавать вопросы к словам, находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?

Комбинированный урок

9

1

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения

Комбинированный урок.

10

1

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения. Словарный диктант.

Урок обобщения и систематизации знаний.

11

1

Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова  к слову в  предложении

ОНЗ

Устанавливать связи между словами в предложениях

Выделять из предложений пары слов с помощью вопросов

Устанавливать связь предложений в тексте, употреблять синонимы

Редактировать текст, классифицировать и исправлять ошибки

Составлять предложения с опорой на вопросы, показывать графически связь слов в предложении

Составлять предложения по схемам

Подбирать глаголы к существительному

Находить, анализировать и исправлять ошибки

 

12

1

В предложении от слова к слову можно задать вопрос

ОНЗ

13

1

Обучающее изложение текста по вопросам

Урок развития речи

14

1

Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении

Комбинированный урок.

15

1

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

Урок применения знаний и умений.

16

1

Конструирование предложений с опорой на вопросы

Урок обобщения и сист-ции знаний

17

1

Проверочная работа  по теме «Связь слов в предложении»

Урок проверки  знаний и умений.

18

1

«Пишу правильно» (работа над ошиб.)

Комбинир.  урок

19

1

Слова, которые выражают различные  чувства, и их роль

в речи

ОНЗ

 Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи.

Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их.

Находить в предложении предлоги.

Характеризовать роль предлогов в речи.

Писать предлоги раздельно.

20

1

Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые выражают чувства

ОНЗ

21

1

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

Комбинированный урок.

22

1

Обучающее сочинение по серии картинок

Урок развития речи.

23

1

Работа над ошибками. Упражнения в раздельном написании предлогов с другими словами

Комбинированный урок.

24

1

Роль предлогов в предложении

Словарный диктант

Урок применения знаний и умений.

25

1

Упражнения в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов

Урок обобщения и систематизации знаний.

26

1

Диктант  по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос»

Урок контроля №3

27

1

«Пишу правильно» (работа над ошиб.)

Комбинир. урок

28

1

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов

ОНЗ

Наблюдать над однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть). 

29-30

2

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

Комбинированный урок.

31

1

Обучающее изложение текста по вопросам

Урок развития речи

32

1

Работа над ошибками. Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса

Комбинированный урок.

Выделять суффикс в доступных словах.

Характеризовать роль суффикса в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

Образовывать слова с помощью суффиксов.

Группировать слова по заданному признаку.

Контролировать правильность объединения

слов в группы, находить лишнее слово.

33-34

2

Развитие умения находить в словах суффиксы

Комбинированный урок.

35

1

Контрольный диктант за 1 полугодие

Урок контроля №4

36

1

Работа над ошибками. Развитие умения находить в словах суффиксы

Комбинированный урок.

37

1

Контрольноеное списывание

Урок контроля №5

38

1

Работа над ошибками. Разбор слов по составу.

Комбинированный урок.

39-40

2

 Закрепление пройденного материала

Комбинированный урок.

3 четверть – 50 часов (5 ч. х 10 нед.)

        

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Тип урока

 Характеристика деятельности учащихся

Примерное дом. задание

План

факт

1

1

Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки

ОНЗ

 Выделять приставку в доступных словах.

Характеризовать роль приставки в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

Образовывать слова с помощью приставок.

Группировать слова по заданному признаку.

Контролировать правильность объединения

слов в группы, находить лишнее слово.

2

1

Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах

ОНЗ

3

1

Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги

Урок развития умений и навыков

4

1

Развитие умения различать приставки и предлоги Словарный диктант

Урок развития умений и навыков

5

1

Тематическая контр.  работа  по теме «Части слова»

Урок контроля

6

1

«Пишу правильно» (работа над ошиб.)

Урок развития умений и навыков

7

1

Закрепление знаний порядка букв русского алфавита

ОНЗ

 Называть правильно буквы в алфавитном

порядке.

Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.

Расставлять заданные слова в алфавитном

порядке.

Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях.

Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок.

Писать сочинение по картинке, проверочный диктант.

Проверять письменную работу по алгоритму

(нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена).

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

8

1

Развитие умения писать большую букву в фамилиях и именах людей

Урок развития умений и навыков

9

1

Изложение текста по вопросам

Урок развития умений и навыков

10

1

Развитие умения писать большую букву в отчествах людей. Работа над ошибками.

Урок развития умений и навыков

11

1

Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев

Словарный диктант.


Урок развития умений и навыков

12

1

Большая буква в географических названиях.

13

1

Большая буква в географических названиях.

Урок развития умений и навыков

14

1

Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы

Урок  обобщения и систематизации материала

15

1

Сочинение по рисунку

Урок разв-я  речи

16

1

Работа над ошибками. Упражнения в правописании имен собственных

Урок развития умений и навыков

17

1

Упражнения в правописании имен собственных

Урок повторения, обобщения

18

1

Контрольный диктант по теме «Написание большой буквы»

Урок контроля №6

19

1

«Пишу правильно» (работа над ошиб.)

Урок раб/ошиб.

20

1

Написание букв и, у, а после шипящих (повторение)

Урок  повторения

 Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Обозначать графически выбор написания.

Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. (П)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

 

21

1

Что такое орфограмма. Орфографическое правило

ОНЗ

22

1

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм

Урок развития умений и навыков

23

1

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм

24

1

Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща. Списывание с заданием.

Урок развития умений и навыков

25

1

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений

Урок развития умений и навыков

26

1

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста

Урок развития умений и навыков

27

1

Работа над ошибками. Наблюдение за написанием буквосочетаний чу-щу

Комбинирован.

28

1

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу

Урок развития умений и навыков

29

1

Сочинение «Моя мама»

30

1

Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с буквосочет-ми чу-щу

Урок развития умений и навыков

31

1

Диктант  по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща чу-щу»

Урок контроля №7

32

1

«Пишу правильно» (работа над ошиб.)

Урок раб/ошиб.

33

1

Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих

Урок повторения, обобщения

34

1

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

ОНЗ

 Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ].

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

 

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

 

 

 

35

1

Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине

ОНЗ

36

1

Развитие умения писать Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова

Урок развития умений и навыков

37

1

Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква Ь

ОНЗ

38

1

Правописание слов

с буквосочетаниями чк, чн, щн

ОНЗ

39

1

Упражнение в написании слов с Ь, с буквосочетаниями чк, чн, щн

Урок развития умений и навыков

40

1

Звук [й] и его обозначение на письме

ОНЗ

41

1

Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь

Словарный диктант

Комбинирован. урок

42

1

Развитие умения писать слова с разделительным Ь

Урок развития умений и навыков

43

1

Правописание слов с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме

ОНЗ

44

1

Упражнения в написании слов с Ь

Урок развития умений и навыков

45

1

Развитие умения писать слова с разделительным Ъ

Урок повторения, обобщения

46

1

Развитие умения писать слова с разделительным Ъ

Урок повторения, обобщения

47

1

Диктант  по теме «Правописание букв Ь и Ъ»

Урок контроля №8

48

1

«Пишу правильно» (работа над ошиб.)

Урок раб/ошиб.

49

1

Развитие умений делить слова на слоги

Урок повторения

 Различать произношение и написание

 

50

1

Наблюдение над написанием слов с безударными гласными в корне

ОНЗ

Находить способ проверки написания слов

 

4 четверть – 40 часов (5 ч. х 8 нед.)

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Примерное дом. задание

План

факт

1

1

Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах

Урок развития умений и навыков

Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Писать графический диктант. (П)

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки.

2

1

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

Урок развития умений и навыков

3

1

Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Графическое обозначение орфограммы

Урок развития умений и навыков

4

1

Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова. Словарный диктант

Урок развития умений и навыков

5

1

Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне

Урок повторения, обобщения

6

1

Тематическая работа  по теме «Безударные гласные в корне»

Урок контроля

7

1

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. Раб/ош.

Урок повторения, обобщения

8

1

Контрольный диктант по теме «Безударные гласные в корне»

Урок контроля №9

9

1

«Пишу правильно» (работа над ошиб.)

Урок раб/ошиб.

10

1

Обобщение по разделу «Безударные гласные в корне»

Урок повторения, обобщения

11

1

Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова

ОНЗ

 Наблюдать за написанием и произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Писать графический диктант. (П)

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки.

12

1

Знакомство с орфограммой «Зв. и глух. согласные на конце слова». Графич. обозначение орфограмм

ОНЗ

13

1

Развитие умений писать слова с изученной орфограммой

Урок развития умений и навыков

14

1

Сочинение «Морж»

Урок развит. речи

15

1

Упражнение в подборе проверочных слов. Работа над ошибками.

Комбинирован. урок

16

1

Упражнение в написании парной согласной на конце слова

Урок развития умений и навыков

17

1

Упражнение в написании парной согласной на конце слова

Урок развития умений и навыков

18

1

Упражнение в написании слов с парной согласной на конце

Урок развития умений и навыков

19

1

Изложение на основе зрительного восприятия текста

Урок развития связной речи

20

1

«Пишу правильно» (работа над ошиб.)

Урок раб/ошиб.

21

1

Обобщение по разделу «Правописание звон. и глух. согласных на конце слова»

Урок повторения, обобщения

22

1

Тематическая работа  по теме

«Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»

Урок контроля №10

23

1

«Пишу правильно» (работа над ошиб.)

24

1

Повторение по теме «Текст»

Урок повторения и систематизации материала

 Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта. (П)

25

1

Повторение по теме «Предложение»

26

1

Контрольное списывание

Урок контроля №11

27

1

Повторение по теме «Состав слова. Однокоренные слова». Работа над ош.

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

28

1

Повторение изученных орфограмм

29

1

Повторение изученных орфограмм

30

1

Сочинение по теме «Весна»

Урок развит. речи

31

1

Работа над ошибками.

Урок раб/ош.

32

1

Повторение по теме «Слова с Ь и Ъ»  Словарный диктант.

Урок повторения

33

1

Итоговый контрольный диктант

Урок контроля №12

34

1

Работа над ошибками.

Урок раб/ошиб.

35

1

Повторение по теме «Слова с Ь и Ъ»  

Урок повторения

36

1

Сочинение «Моя любимая игрушка»

Урок развит. речи

37

1

Работа над ошибками.

Урок раб/ошиб.

38

1

Повторение по теме «Части речи»

Урок повторения

39

1

Повторение изученных орфограмм

Урок повторения  и сист-ции мат-ла

40

1

Повторение изученных орфограмм

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРОГРАММА: Программа образовательной системы «Школа 2100». Авторская программа: Русский язык /Е.В. Бунеева – Москва, БАЛАСС, 2011.

УЧЕБНИК:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Русский язык».. – 3-е изд., перераб. М.: «Баласс», 2012»

2.Бунеева Е.В., Яковлева М.А.  «Рабочая тетрадь по русскому языку для 2-го класса».  М.: «Баласс», 2012»

3.Л.Ю. Комиссарова Дидактический материал (Упражнения) к учебнику «Русский язык» 2 класс. М. Баласс», 2012

4. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.А.Фролова «Орфографическая тетрадь для 2 класса». М. Баласс, 2012

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1-2-й классы. Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2010. - 256 с. (Серия «Свободный ум».)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (составители). Слова с непроверяемыми написаниями. Пособие к учебнику «Русский язык». 2-й класс. - М.: «Баласс», 2012. - 64 с. (Серия «Свободный ум».)
  3. Комплект наглядных пособий по курсу «Русский язык» в 4-х частях / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...