Урок по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок для учащихся 2 класса проводится с целью развивать умение распознавать однокоренные слова, находить и выделять в словах корень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rus_yaz_otkr_urok.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку, 2-й класс. "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"
Цели:
- развивать умение распознавать однокоренные слова;
- находить и выделять в словах корень;
- уточнить представление о признаках однокоренных слов;
- развивать речь обучающихся, познавательный интерес, творческие способности, обогащать словарный запас.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, дидактический материал, карточки-тексты с определениями корня и заданиями, цветные круги (гимнастика для глаз), листы А4 для работы в группах.
Ход урока
- Организация начала урока.
Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело!» -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек
Вспоминая слово светлое «светло» -
Ты увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия
-Как вы понимаете значение этих строк?
- Чистописание.
к по о перед ух на около за у до
Зри в корень.
- Какие слова записаны на первой строке?
-Что мы знаем о них?
-Есть ли среди них лишнее?
-Как нам эти слова помогают в речи?
Читаем предложение, записываем в тетрадь, объясняем орфограммы.
- Ребята, как вы понимаете слово “зри”? (смотри)
- Как можно сказать по-другому? (смотри в корень)
- Объясните, что обозначает выражение “зри в корень”?
(В корень смотреть – вникать в самую суть дела).
3. Актуализация опорных знаний.
- Давайте выясним, где вы видели корень (многозначность).
Дома вы находили значения слова «корень». Ответы детей.
- Подземная часть растений.
- Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса.
- Корень уравнения.
- В словах (в языкознании: основная, значимая часть слова).
- Начало, источник, истоки чего-нибудь. Говорят: «Эта история уходит своими корнями далеко в прошлое».
Посмотрите как много значений имеет одно слово. Как такие слова называются в русском языке? (Многозначное)
- А каким значком выделяется корень в слове?
(- на месяц в небе похожий)
- Ребята, а как вы думаете, сегодня на уроке русского языка о каких корнях пойдет речь? Сформулируйте тему и цели урока.
На слайде открывается тема урока “ Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова ”.
4. Постановка учебной задачи.
- Как найти корень у слова и не ошибиться? ( Ответы детей)
5. Поиск решения.
- Как же нам решить эту проблему?
Роль корня в слове.
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым - был он только словом. (Е.Измайлов)
Жил был корень сад. Однажды человек решил его посадить…
Это слово, слово- корень, разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло- стало много новых слов.
Выросло необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём росли слова. И у всех слов была общая часть та, которую человек посадил сначала.
Сейчас я предлагаю подобрать однокоренные слова к слову сад и записать их в тетрадь.
Проверка. Обучающиеся “цепочкой” называют однокоренные слова.
(От корня слова “растут”, как ветки на дереве. Получается целая большая семья - гнезда однокоренных слов).
Такие словесные деревья называются словообразовательными гнёздами.
Сделаем вывод: что же надо было сделать, чтобы правильно определить корень в слове?
- Подобрать как можно больше однокоренных слов. (Опорные слова на слайде). Сравним наш вывод с выводом в учебнике.
Подбор однокоренных слов.
- Посмотреть, какая часть в них является общей.
- Ребята, как называется общая часть слова? (корень)
- Назовите корень в словах? Выделите его.
Учитель закрывает корень в словах. Что случилось?
Выберите любое слово из записанных нами сейчас и прочитайте в нём только корень.
Поняли, что означает это слово?
Попробуёте закрыть корень слова и прочитать остальные части закрыв корень.
Ясен ли смысл слова? Какой вывод можно сделать?
Вывод: Корень - это главная часть слова, его сердце, его смысловой центр. В корне заключен общий смысл однокоренных слов. Это главная часть слова.
- Достаточно ли только общей части, чтобы слова были однокоренными? Что еще очень важно знать? Какое еще условие необходимо?
Схожесть значений.
Физкультминутка для глаз (на доске разноцветные кружки, потом показывается слайд)
- Первичное закрепление.
Работа в парах.
а). На ваших столах лежат листочки с текстом.
Учитель читает, а ученики подчеркивают карандашом только однокоренные слова и выделяют в них корень. Применяйте правило. Учитель читает текст “Чужак” В. Волиной.
Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.
- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
- Почему гости не сразу приметили чужака?
Проверка. Ученики называют “ цепочкой” однокоренные слова. Объясняют лексическое значение каждого слова. (Вода, подводник, водица, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной).
- Будут ли слова однокоренными? Докажите.
б). Проверим себя по учебнику (правило страница 75-76). - Подтверждается ли наш вывод? Да.
- Уточняем вывод. Что такое корень? Как же найти корень у слова?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Презентация)
- Ребята, о чем вы должны помнить, подбирая однокоренные слова?
Вывод.
А сейчас вы будете выполнять тренировочные упражнения, работая в группах.
Вспомним правила работы в группе: работать дружно, быть внимательным и вежливым, выслушивать мнение каждого, находить общее решение, помогать друг другу. Ваша задача найти однокоренные слова из данных, доказать, что они однокоренные, выделить корень.
Учащиеся получают слова:
I группа – лес, лесок, лесенка, лесной, лесник.
II группа – цветы, цветок, цветник, цветочек.
III группа – гриб, грибной, грибочек, грибник.
IV группа – голос, голосок, голосище, голосовые (связки).
V группа – кот, котик. котел, котище
VI группа-дом. домовой, домино, домик.
Учащиеся работают в группах.
- Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования.
Один учащийся из каждой группы представляет результат работы:
- Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них ____
и значение всех слов связано с_____.
_____ – это корень слова, обозначаем значком (дугой).
Прочитав все слова без корня ____, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково.
Аналогичный рассказ получается у представителя всех групп.
7. Творческая работа (2 варианта).
а). Составьте текст о зиме, включая слова с деревьев.
б). Игра “Снежный ком”. Учитель начинает рассказ, а ребята продолжают.
Например. Наступила зимушка-зима. Красивые снежинки весело танцуют в воздухе. Проснулся подснежник и вышел из-под снежного одеяла…
8. Итог деятельности.
- Что такое корень?
- Что нужно помнить, чтобы правильно выделить корень?
- Какие слова называются однокоренными?
У слова есть корни. И есть родня.
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
9.Домашнее задание.
Я предлагаю вам подобрать однокоренные слова к слову звон. Не забывайте о правилах, которые необходимо соблюдать, выполняя это задание.
10.Рефлексия. Самооценка.
Решение дидактической задачи: анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....
Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.
На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...
Конспект урока русского языка во 2 классе « Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова». УМК «Школа 2100»
Урок открытия новых знаний + самоанализ...
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Русский язык 2 класс
Цели: формировать умение подбирать однокоренные слова; знать два признака однокоренных слов; уметь применять полученные знания и умения...
Технологическая карта урока по русскому языку, 2 класс, УМК "Школа 2100, "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".
Технологическая карта урока по русскому языку.2 класс, УМК "Школа 2100, Тема: "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".Цель: Знакомство с определением понятием корня слова....