Урок по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Цели:
- развивать умение распознавать однокоренные слова;
- находить и выделять в словах корень;
- уточнить представление о признаках однокоренных слов;
- развивать речь обучающихся, познавательный интерес, творческие способности, обогащать словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_guseva_ya.v.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК 2 класс
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Дата проведения: 18.10.2022
Цель:
– развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД
|
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 116. – Чему удивился Петя Зайцев? – Что такое корень? (Подземная часть растения.) – Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.) – Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.) – Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. | – Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы. После ответов учеников на доске появляется план: 1. Что такое корень слова? 2. Однокоренные слова. 3. Значение корня. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. |
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня. Работа на доске. Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала. На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. (Е. Измайлов) – Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.) – Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.) – Выделите корень значком. – Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол. Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло – Стало много новых слов. – Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) – Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.) – Проведём маленький эксперимент (опыт). – Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово? – Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.) – А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? – Без какой же части не бывает слова? (Без корня.) – Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.) – Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.) – Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.) – У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень. – В корне заключён общий смысл однокоренных слов. – От него образуются («растут») другие слова. Учитель может добавить: – Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.) – Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117. – Что для вас было новым? Непонятным? 2. Работа по учебнику. Упр. 116 – развивается умение находить общую часть однокоренных слов. – Какая общая часть есть у этих слов? – Что общего у них в значении? – С каким словом они все связаны? Докажите это. – Какой корень «посадили» здесь? Упр. 117 – развивается умение находить корень и обозначать его в словах. 3. Работа в Рабочей тетради. Задание № 2, тема 9. – Назовите проверочное слово к слову л…пить. – Какую букву нужно написать в этом слове? – Какие слова являются проверочными для слова? – Какие из предложенных вариантов слов будут однокоренными? (Лепка, лепится.) 4. Работа в группах – Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет I группе – слово лес; II группе – слово дом. Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен. 5. – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. В этом вам поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос 2. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова город, пригород, городок. Вопросы к отвечающему ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | – Найдите правильное определение корня. Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов». Буратино: «Корень – это главная часть предложения». Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов». – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
V. Домашнее задание. | 1. Задание № 2, тема 9 в Рабочей тетради. 2. Упр. 100 («Дидактический материал»). П. Придумайте сказку про корень. (По желанию.) |
Деятельность учеников:
– Наблюдать над однокоренными словами.
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....
Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.
На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...
Урок по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".
Урок для учащихся 2 класса проводится с целью развивать умение распознавать однокоренные слова, находить и выделять в словах корень....
Конспект урока русского языка во 2 классе « Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова». УМК «Школа 2100»
Урок открытия новых знаний + самоанализ...
Технологическая карта урока по русскому языку, 2 класс, УМК "Школа 2100, "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".
Технологическая карта урока по русскому языку.2 класс, УМК "Школа 2100, Тема: "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".Цель: Знакомство с определением понятием корня слова....